Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 22. Письма 1832 — 1838 годов

alia comune natura delle nazione» («Основания новой науки об общей природе наций»), на которую впоследствии он неоднократно ссылался.

…«Историческое исследование о Своде». — M. М. Сперанский. Обозрение исторических сведений о Своде законов, СПб., 1833.

И мне ли состязаться с… с Драшусовым. — А. Н. Драшусов, известный впоследствии астроном, получил золотую медаль, на которую претендовал Герцен (см. выше комментарий к письму 10). Т. П. Пассек писала по этому поводу в своих воспоминаниях: «Профессор Перевощиков, задававший тему, нашел в сочинении Саши слишком много философии и слишком мало формул. Золотую медаль получил студент, который, говорили тогда, выписал свою диссертацию из астрономии Био и растянул на листах формулы» (Пассек, II, стр. 1 — 2). Это высказывание, вероятно, восходит к отзывам самого Герцена и заимствовано из несохранившейся главы «О себе» (см. ЛН, т. 63, стр. 38).

«Pereat Academial Pereant Professoresl» — «Да погибнет Академия! Да погибнут профессора!» — ироническая перефразировка строк студенческой песни «Gaudeamus igitur»: «Vivat Academia! Vivant Professores!»

…Гейман со мною превосходительным образом поступил. — Герцен, по-видимому, имеет в виду оценку на экзамене его знаний по химии (профессор Гейман поставил ему высший балл). В «Былом и думах» Герцен вспоминал, что профессор Гейман первый сообщил ему, что он выпущен из университета кандидатом, и поздравил его (VIII, 150).

Ответ Н. П. Огарева неизвестен.

450

14. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ

Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано (отрывки с вариантами) самим Герценом в приложении к части третьей «Былого и дум» («Былое и думы» Искандера, т. II, Лондон, 1861, стр. 114 — см, VIII, 390). Приписка опубликована там же в подстрочном примечании к главе VII (см. VIII, 150). Полностью: Изд. Павл., стр. 3 — 4. Письмо датируется 6 июля, так как торжественный акт в университете состоялся в этот день.

Письмо Н. А. Захарьиной, на которое отвечает Герцен, неизвестно.

У меня есть статья о Воробьевых горах… — Речь идет о статье беи заглавия, начинающейся словами: «День был душный…» Написана, по-видимому, в июне 1833 г. — см. I, 52 — 55. Ср. в части первой «Былого и дум» главу «Ник и Воробьевы горы» (VIII, 77 — 85).

…новые стихи Огарева… — Речь идет о стихотворениях «Когда в часы святого размышленья…» и «Они торжественны, минуты вдохновенья», которые Огарев прислал Герцену в своем письме от 7 июня 1833 г. (Огарев, II, стр. 260 — 262).

Сегодня Акт ~ награды. — О награждении Герцена в торжественном собрании Московского университета от 6 июля 1833 г. серебряной медалью см. отметку в его дипломе (Л I, 116).

15. Н. П. ОГАРЕВУ

Печатается по автографу (ЦГИАМ). Впервые опубликовано: МБ, 1906, № 1, стр. 59 — 60. Письмо это, изъятое у Огарева при его аресте, находилось в следственной комиссии и фигурировало при обвинении Герцена (см. стр. 422 наст. тома).

В следственной комиссии были подчеркнуты карандашом следующие слова и выражения в письме: «я тебе писал это года два тому назад и писал», «что мир ждет обновления ~ создать новое», «время, надобно другие ~ увлекает всегда», «Есть еще ~ за февраль 1832», «Я теперь крепко занимаюсь политическими науками», «Ты, Вадим и я — мы составляем одно целое», «(ты понимаешь ~ всю жизнь», «Лахтин», «у Сазонова».

Год определяется на основании письма Огарева, на которое отвечает Герцен, и ответного письма Огарева.

Ответ на письмо Огарева от 10 июля 1833 г. (Огарев, II, стр. 262 — 263).

Ты прав, saint-simonisme имеет право нас занять. — Огарев в своем письме рекомендовал Герцену читать сочинения Сен-Симона. О влиянии на него и Огарева сен-симонистских идей Герцен упоминает в «Былом и думах» (см. VIII, 162).

…я тебе писал это года два тому назад… — Упоминаемое письмо не сохранилось.

…«Systheme d’association» par Fourier. Ее ты прочтешь в «Revue Encyclopédique» за февраль 1832. — Герцен имеет в виду статью Абеля Трансона «Doctrine d’association de M. Charles Fourier» («Учение об ассоциации г. Шарля Фурье»), напечатанную в февральской и майско-июньской книжках парижского журнала «Revue Encyclopédique» и представляющую собой критическое изложение социально-утопической системы Фурье.

…Montesq… — Имеется в виду трактат Шарля Луи Монтескье «De l’esprit des lois» («О духе законов», 1784).

…вокация — призвание (лат. vocatio).

…я, Герцен, влюблен по уши. — Герцен был влюблен в это время в Л. В. Пассек («Гаэтану»). См. письма 10, 17, 19, 45, 47 и главу XX части третьей «Былого и дум» (VIII, 331 — 332), а также ЛН, т. 63, стр. 39 — 42.

451

…ты открыл новый мир в Шеллинге… — Отклик на следующие строки из письма Огарева: «Я читаю Шеллинга „Transcendentaler Idealismus». Превосходно. Не знаю почему, но я его вдруг начал легче понимать, для удостоверения готов писать на него комментарии. Вот поэт- философ! Нет, брат, не угодно ли вашим Кузеням руки по швам, да вытянуться — place au grand homme (место великому человеку)».

Ты, Вадим и я — мы составляем одно целое… — Ср. в «Былом и думах»: «Вадим, по наследству, ненавидел от всей души самовластье и крепко прижал нас к своей груди, как только встретился. Мы сблизились очень скоро…» (VIII, 136 — 137). Об отношении Герцена к

В. В. Пассеку впоследствии см. далее, в комментариях к письмам 45 и 78.

Рецепт твой для чтения… — В своем письме Огарев рекомендовал Герцену прочесть «Философию истории» Лерминье, «Идеи к философии истории человечества» Гердера, «Римскую историю» Мишле, «Историю крестовых походов» Ж.-Ф. Мишо, «касающееся до новой истории — всё» и сочинения Сен-Симона.

Ответ Огарева от 29 — 30 июля 1833 v. — Огарев, II, стр. 264 — 266,

16. Н. П. ОГАРЕВУ

Печатается по автографу (ЦГИАМ). Впервые опубликовано: МБ, 1906, № 1, стр. 60 — 62. Это письмо, как и предыдущее, было изъято у Огарева при аресте и фигурировало при обвинении Герцена. В следственной комиссии подчеркнуты следующие слова и строки письма: «наш знакомый» (на полях поставлен значок NB); «Но нашему брату ~ методы», «католицизма ~ деспотизма!», «но об этом пространнее ~ настать», «есть что-то недоделанное, неустоявшееся», «Морошкиным», «Michelet ~ и Лахтин», «Много, много есть кой о чем поговорить», «материального», «интеллектуального», «как-то полнее развился», «Нам недостает ~ порок юношества!«, «М. П. Носкову», «Савич уехал».

…у Лахтина в письме есть, правда, извинение… — Это письмо Огарева к Лахтину неизвестно.

..наш знакомый… — Кого имеет в виду Герцен, не установлено.

Шеллингпоэт высокий ~ дошел до мистического католицизма… — В ответном письме Огарев возражал Герцену: «…я не шеллингист, или ты не понимаешь Шеллинга. А кто твой Шеллинг, поэт, который создал не бездушный эклектизм, — не знаю. Уж не Кузен ли? Действительно, не бездушный, а чужедушный. Одна не бездушная философия последних времен, где высоко поняты требования века — это Saint-Simon. Не знаю, хотя и не думаю, действительно ли Шеллинг обвенчал эклектическим образом Фихте со Спинозою, но знаю, что достоинство Шеллинга в том, что он исходит из безусловного начала, причины причин и развивает систематически. Кроме того, я вижу в Шеллинге гениальную фантазию. Полно, Герцен! Если у тебя нет в душе живой, собственной философии, го мало ты успеешь, обирая всех умерших и живых, покойных и непокойных философов. Из лоскутков смешно шить платье. Что водной системе необходимо, как следующее из ее основания, то у тебя будет уродливо. Приложения — их надобно оказывать на деле» (Огарев, II, стр. 207).

Фихте, этот Régime de terreur философии (как называет Кине)… — Герцен имеет в виду следующее высказывание Эдгара Кипе в его работе «De la philosophie dans ses rapports avec l’histoire politique» («О философии и еe связях с политической историей», 1830), позднее вошедшей в цикл «Allemagne et Italie» («Германия и Италия»): «Кант имеет тот же характер, что и Законодательное собрание, те же безграничные надежды, тот же энтузиазм долга, те же восклицания по поводу своей неожиданной

452

реформы <...> Фихте, который пришел вслед за ним, это абстрактный гений Конвента; его принцип — это принцип Горы, приложенный к знакомству со вселенной. Кто, кроме этой непреклонной республики, заходил так далеко, как он, в презрении к прошедшему и к традиции? Кто более, чем он, был апофеозом человеческой воли? Кто обуздал или отрицал отважней, чем он, самую природу?..» (цит. в переводе по изданию: «Oeuvres complètes de Edgar Quinet. — Les Roumains. Allemagne et Italie. Mélanges». P. 1857, p. 175). Régime de terreur — террористический режим (франц.).

Вот система чтения сциентифического, начерченная мне Морошкиным… — В ответном письме Огарев замечал: «Слава и честь плану Морошкина, только, ради бога, не мешай фактальности с школьничеством» (Огарев, II, 267).

…Heeren’s Ideen. — Имеется в виду сочинение А.-Г.-Л. Геерена «Ideen über die Politik, den Verkehr und den Handel der vornehmsten Völker der alten Welt» («Понятия о политике, сношениях и торговле главнейших народов древнего мира»).

…Римское право Макелдея… — Герцен имеет в виду, вероятно, «Римское гражданское право, изложенное (по Маккельдею) Николаем Рождественским». Тт. I — II, СПб., 1829 — 1830 — русская переработка книги Фердинанда Маккельдея «Das Lehrbuch des heutigen Römischen Rechts» («Пособие по современному римскому праву»), Гиссен, 1818.

…от тебя крошечная записка с чайльд-гарольдовским направлением. — Эта записка Огарева неизвестна. В ответном письме Огарев замечал по ее поводу: «Ты получил от меня записку с чайльд-гарольдовским направлением — немудрено. Но ты не можешь сочувствовать, ибо ты счастлив. Любовь! Герцен, я завидую тебе! Мне надобно любить. Вот женщина — я смотрю на нее и восхищаюсь. Но вот пришла одна высокая чистая минута истинного восторга — и я стою в земле пигмеев — и это женщина! Боже! что за мелочное существование. Ты ей говоришь о высокой прекрасной любви, а она вяжет чулки, а она думает о своем платье. Ух! как это мелочно — это не люди, это пигмеи. Вот тебе моя мизантропия» (Огарев, II, стр. 267 — 268).

…у меня — сомнение… — Откликаясь на эти слова, Огарев писал: «Сомнение, твой демон, не тревожит меня. Можно ли сомневаться, когда видишь человека, что он человек? Ты можешь сомневаться, а я не могу, я бросаюсь обнять человека и на опыте с ужасом каюсь в ошибке. Если ж в тебе нет веры во что-нибудь высшее, то в тебе нет и поэзии…» (там же, стр. 268).

Я теперь пристально занимаюсь христианством. — Занятия эти были связаны с интересом Герцена к учению Сен-Симона и его последователей, имевшему ярко выраженную религиозную окраску (см. письмо 15).

Ответ Н. П. Огарева от 10 августа 1833г. — Огарев, П,стр. 267 — 268.

17. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ

Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: Изд. Павл., стр. 2. Дата определяется по упоминанию

Скачать:TXTPDF

alia comune natura delle nazione» («Основания новой науки об общей природе наций»), на которую впоследствии он неоднократно ссылался. ...«Историческое исследование о Своде». — M. М. Сперанский. Обозрение исторических сведений о