ли ты, что «Легенда» попала в чужие и пречужие руки? — Возможно, что речь идет о III отделении.
Об ответе Н. А. Захарьиной см. комментарий к письму 87.
87. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: НС, 1896 № 4, стр. 114 — 117. Помета Герцена на автографе: «109».
Продолжение ответа на письма Н. А. Захарьиной от 7 — 16 и 17 — 22 ноября 1836 г. (см. комментарий к предыдущему письму).
Ты пишешь, что ты лампадка, зажженная перед моим образом. — Герцен имеет в виду строки из письма от 7 ноября: «…с каким восторгом, с какою верою прибегаю я к твоему образу, к твоим письмам, они тоже образ твоей души. Как я отдыхаю тут, как забываю все земное и горькое и как наполняюсь светом, святостью! Тут я перед тобою, как лампада перед Спасителем» (Изд. Павл., стр. 173).
Ты мечтаешь о Юге… — Отклик на строки от 12 ноября: «Ведь это странно, мой ангел, я никак не могу вообразить себя и тебя дома на севере. Посмотри, серое небо, все одето в белый саван, как мертвец, у всех посиневшие губы, так холодно… О, нет, нет, не оставляй меня здесь!» (там же, стр. 177).
Пришлю тебе на память итальянские картинки… — Посланные Герценом «итальянские картинки», т. е. виды Италии, неизвестны. В дальнейших письмах Натальи Александровны содержатся упоминания о полученных ею картинках.
Ответ Н. А. Захарьиной от 22 — 31 декабря 1836 г. (на это и предыдущее письмо) — Изд. Павл., стр. 199 — 205.
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: НС, 1896, № 4, стр. 121 — 123. На автографе помета Герцена: «111».
…огромное сочинение Вибикинга об архитектуре… — Речь идет о семитомном труде немецкого теоретика архитектуры Карла Фридриха Вибекинга (Wiebeking), вышедшем в Мюнхене на французском и немецким языках в 1822 — 1830 гг.: «Architecture civille théorêtique et pratique, enrichie d’une histoire descriptive et analytique des édifices anciens et modernes, les plus remarquables» («Гражданская архитектура, теоретическая и практическая, дополненная описательной и аналитической историей самих замечательных старинных и современных сооружений»). — См. цитату из сочинения Вибекинга в «Записной тетради 1836 г.» Герцена (ЛБ).
…много мыслей родилось… — По-видимому, к этому времени относятся и фрагменты статьи об архитектуре, сохранившиеся в «Записной тетради 1836 г.» (I, 325 — 329). О неизвестной статье Герцена, посвященной архитектуре, см. также в письмах 147, 150 и 157.
…в «Notre Dame de Paris» две главы ~ «Abbas beati Martini» и «Ceci tuera cela». — Речь идет о двух главах книги пятой «Собора Парижской богоматери» — «Аббат блаженного Мартина» и «Это убьет то».
…официальную приписку в княгинином письме ~ как это примется ими.. — Приписка Герцена, адресованная Н. А. Захарьиной в письме к М. А. Хованской, остается неизвестной, как и самое письмо. 23 декабря Наталья Александровна извещала Герцена: «Письмо твое к<нягиня> получила сегодня вечером; она слушала его с большим и пребольшим удовольствием, а я читала с содроганием: обман, лесть… знаю, что это необходимость и пора привыкнуть, но все- таки каждый раз пугаюсь, как невиданного чудовища. Когда ж, когда уста наши затворятся для неправды, когда без страха ты заговоришь истину? — Все это тогда! Тогда!! — Ко мне же приписку я читала с величайшей приятностью, тут маски нет, а тонкий, прозрачный флёр; их вина, ежели не видят сквозь него Ты, верно, думал, что, назвав меня в том письме Наташей, откроешь что-нибудь новое?.. Не только заре, и самому солнцу не улыбнется камень! Я нарочно произносила громко и медленно — Наташа!!! Ни малейшего внимания» (Изд. Павл., стр. 201).
Об ответе Н. А. Захарьиной см. в комментарии к письму 89.
89. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: НС, 1896, № 4, стр. 129 — 131. На автографе пометы Герцена: «113» и Н. А. Захарьиной: «1-е января 1837 года. Утро, через час после виделась с Emilie».
Вместо слова: «уста» (стр. 130, строка 45) в автографе первоначально было: «губы».
Ответ на письмо Н. А. Захарьиной от 3 — 9 декабря 1836 г. (Изд. Павл., стр. 188 — 192).
…итак, ты начала уже страдать от меня… — 6 декабря Наталья Александровна писала Герцену: «…твоя грусть, твои страшные эти письма убивают меня: прочтя их, я страдаю, ибо ты представляешься мне в страдальческом виде, твоя бледность, твой взор, полный тоски, чело твое, омраченное роем страшных дум… Можешь вообразить, как мертвит меня, как давит сердце железная рука горести, — и истинно тогда я страдаю, вполне страдаю…» (Изд. Павл., стр. 190).
506
О Наташа, бога ради, не повторяй, что мне мало тебя, бога ради. — 3 декабря Наталья Александровна в отчаянье писала Герцену: «Сегодня я получила твое письмо от 18 ноября. Сколько грусти в нем, тоски, сколько темных и мрачных мыслей! О Александр! вижу, со всей высотою и святостью Наташи, ангел мой, тебе мало Наташи. Мало, что хочешь говори. Боюсь я, будешь ли ты вполне счастлив, когда и разлуки не будет, когда и голову свою ты склонишь ко мне на грудь. Страшно, страшно, боюсь!» (там же, стр. 188 — 189). Впоследствии Герцен отмечал в споим дневнике, что характер Натальи Александровны «принадлежит к таким, с которыми нет средств, на нее ничто не действует, кроме внутреннею голоса. А он ей подсказывает сомнение и мрачные вещи» (II, 262). Ср. описанное Герценом в «Былом и думах» состояние «Grübelei», которому подвержена была (уже после замужества) Наталья Александровна, терзавшая себя мыслью, что она не в состоянии дать Герцену необходимую полноту жизни (IX, 95).
Сумрачен, тих ~ был друг Абдиила… — Цитата из «Абадонны» Жуковского («Перевод из Клопштока», 1814).
Кто будет рисовать твой портрет? — Вопрос вызван замечанием Натальи Александровны в письме от 4 декабря: «Ты отчаиваешься, что не будешь иметь моего портрета <...> Вот потерпи немного, приедет Эмилия, выпросит у кн<ягини> для себя списать портрет и пошлет тебе; это возможно и сбыточно как нельзя больше» (Изд. Павл., стр. 189).
«Однако ж, напиши мысль свою, может, я ошибся…» — Никаких разъяснений в дальнейших письмах Натальи Александровны нет.
…Alexandrine I-я… — А. Г. Клиентова.
Ответ Н. А. Захарьиной от 1 — 10 января 1837 г. (на это и предыдущей письмо) — Изд. Павл., стр. 208 — 211.
1837
90. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: НС, 1896, № 5, стр. 144 — 146. На автографе помета Герцена: «115».
Ответ на письмо Н. А. Захарьиной от 12 — 22 декабря 1836 г. (Изд. Павл., стр. 195 — 198).
…какая-то поэтическая дружба к подруге… — Полина Тромпотер приходилась родственницей жене вятского аптекаря Фердинанда Рульковиуса и вместе с ней переехала из Ревеля на жительство в Вятку (см. VIII, 346 — 348).
Около губернатора ~ интриги… — О губернаторе Тюфяеве и его окружении см. подробно в «Былом и думах» (VIII, 234 — 295).
Один из здешних personnages наделал мне грубостей на бале… Подробности этого конфликта неизвестны.
Три года тому назад, вечером, у Насакина… — Герцен откликается ни следующие строки Натальи Александровны: «Помнишь ли то Светлой воскресенье (еще в том доме), когда ты приехал к нам с Огаревым и наставил его христосоваться со мною и тем заставил меня бояться другого Светлого воскресенья? <...> Приходит Рождество, Святки… Вспомни, как ты упал у нас в зале, потом вечер у Насак<иных>, луну, „замазанную киселем», свой костюм и далее, где все это? Куда оно девалось?!» (Изд. Павл., стр. 197).
Получила ли ты мою статью! — Речь идет о «Второй встрече» (в это время еще носившей название «Первой встречи») — см. следующие письма и ответное письмо Натальи Александровны (там же, стр. 214).
507
Ответ Н. А. Захарьиной от 12 — 19 января 1837 г. — Изд. Павл., стр. 214 — 217.
91. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано (с купюрами): НС, 1896,№ 5, стр. 150 — 152. Полностью: Л I, 377 — 380. На автографе пометы Герцена: «117» и
Н. А. Захарьиной: «22 ян<варя>». Приписка от 13 января находится на отдельном листе.
Приписка от 13 января — ответ на письмо Н. А. Захарьиной от 22 — 31 декабря 1836 г. (Изд. Павл., стр. 199 — 205).
Гюго говорит, что человек с талантом похож на Мазепу, привязанного к хвосту дикой лошади. — Это сравнение встречается в стихотворении Гюго «Mazeppa», вошедшем в его сборник «Les Orientales».
Дай бог им долги дни. — Цитата из «Евгения Онегина» Пушкина (глава IV, строфа XX).
…явился человек гениальный… — Речь идет о А. Л. Витберге и его проекте храма Христа Спасителя — ср. VIII, 277 — 290.
.. .благочестивый царь… — Так называет здесь Герцен Александра I.
…Повесть моя остановилась… — «Елена» («Там»).
и тебе однажды писал (кажется, из Крутиц), что я набрал несколько барельефов из своей жизни… — Это письмо Герцена, в котором он впервые сообщал свой замысел автобиографического произведения, неизвестно.
… Я не буду получать от тебя писем или очень редко. — 28 декабря Наталья Александровна сообщала Герцену: «Знаешь ли, что сейчас было со мною? Макашина говорит открыто, что я переписываюсь с тобой, что прощание в Крутицах погубило меня и что портрет также погубил; клянется, что скажет все к<нягнне>, говорит, что слышала от тех людей, которые все знают и смеются над нами <...> Итак, ангел мой, не беспокойся, умоляю тебя, ежели не будешь получать от меня так часто писем, решительно минуты нет свободной. Мак<ашина>, как нечистый дух, преследует меня, каждое движенье, взгляд — все замечено переведено к<нягине> и в самом скверном виде. Не знаю даже, будет ли возможность писать; умоляю, друг, ангел мой, не огорчайся, я тверже перенесу это. — Господи! Ах, когда ты приедешь!» (Изд. Павл., стр. 203).
Ответ Н. А. Захарьиной от 22 — 27 января 1837 г. — Изд. Павл., стр. 221.
92. Н. А. ЗАХАРЬИНОЙ
Печатается по автографу (ЛБ). Впервые опубликовано: НС, 1896, № 5, стр. 152 — 154. Приписка от 18 — 20 января (находящаяся на отдельном листе) напечатана как
самостоятельное письмо. На автографе помета Герцена: «118».
После слов: «тень Виргилия» (стр. 137, строка 37) автографе зачеркнуто: ведет».
Продолжение ответа на письмо Н. А. Захарьиной от 22 — 31 декабря 1836 г. (Изд. Павл., стр. 199 — 205)
«Александр простит Наташе». — Слова Натальи Александровны, объяснившей Герцену, что ее письмо от 7 — 16 ноября, которым Герцен так оскорбился (см. письмо 86), было написано в состоянии крайней взволнованности (Изд. Павл., стр. 200).
Так ты боялась разом читать мое первое письмо о любви… — 22 декабря 1836 г. Наталья Александровна писала по