Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 23. Письма 1839-1847 годов

е. в природу, и противопоставляет гегелевскому идеализму материалистический взгляд на сознание как на результат развития природы. Характерно, что Герцен стремится понять материю («вещество») как деятельное и изменяющееся начало (аналогичные мысли развиты им в третьем из «Писем об изучении природы»). Интересна также тенденция Герцена рассматривать природный процесс как единый процесс, грани и переходы в котором гибки и подвижны. Однако Огарев справедливо критиковал попытку различать органическую и неорганическую природу лишь по количественной стороне химических соединений (см. стр. 393). Ошибочное мнение о «двуначальности» химических соединений в неорганической природе и «многоначальности» их — в органической — высказано в третьем «Письме» Герцена об изучении природы (III, 156). В дальнейшем, очевидно, Герцен отказался от этого мнения — во всяком случае, уже в статье «Публичные чтения г-на профессора Рулье» оно отсутствует.

Ответ на письмо Огарева и Сатина из Берлина от 29—31 (17—19) декабря 1844 г. (РМ, 1891, № 6, стр. 14—22, № 7, стр. 19—21; см. также публикацию: Огарев, II, 345—355).

На днях у меня родилась дочь. — Дочь Герцена Наталья родилась 13 декабря 1844 г.

…стой, хороший миг… — Гёте, «Фауст», часть I, сцена 4.

Все, что ты пишешь в последнем письме ~ дельнее писанного в прошлом… — По-видимому, Герцен сравнивает последнее письмо Огарева с письмом от 6—7 ноября 1844 г. (РМ, 1891, № 6, стр. 8 — 14).

такой язык страшно труден (а еще на мои статьи нападал!). — В письме от 25 (13) сентября 1844 г. Огарев писал Герцену о его работе «Дилетантизм в науке»: «Твоею статьей я очень доволен, я давно просил ее у тебя, и был бы еще довольнее, если б ты ее не так разбросал, а обделал бы последовательнее и не вмешивал бы слишком много фигурных выражений, сравнений и т. п., что иногда не объясняет мысли, а затмевает ее. Да потом, пожалуйста, поменьше греческих слов. Ведь, что хвастаешь? По-гречески ни гу-гу не знаешь: а нашему брату нельзя же держать при себе покойника Ивашковского; хорошо, что я обзавелся греческим лексиконом для справок, а то бы…» (РМ, 1891, № 6, стр. 5—6).

…журнала Грановского не будет… — См. письма 188 и 217 и комментарий к ним.

…у Алексея Алексеевича вместо 10 т. возьму 5 т. — По поручению Огарева Герцен должен был взять в долг у А. А. Тучкова для организации нового журнала 10 тысяч руб. (см. Огарев, II, 340—345).

О Немвродовых будет по-писанному. — Речь идет о Григории и Петре Немвродовых, внебрачных детях П. Б. Огарева и жены его крепостного

392

скрипача и капельмейстера В. И. Немвродова. В письме от 6 ноября (24 октября) 1844 г. Н. П. Огарев просил Герцена поговорить с его побочными братьями и отклонить «их от вступления в университет, бог бо крепко ограничил их умственные способности; и посоветуй им идти в commis к хорошим купцам и помоги им искать места…» (РМ, 1891, № 6, стр. 9). Позднее, 29 (17) декабря того же года, Огарев писал Герцену: «Я не намерен ссужать их капиталом, пока они не раскусят образ торговли. Что же касается помещения их, если нужно 2 или 3 тысячи, я не прочь. Поговори, пожалуйста, с Алексеем Алексеевичем хорошенько об этом … не вижу causa sufficiens, чтобы сделать из них крезов, но в средствах сделаться чем- нибудь посредством собственного труда не откажу» (там же, стр. 21). Устроить братьев Немвродовых на службу удалось не сразу. В письме от 2 февраля 1845 г. Огарев еще раз обращается с просьбой к Герцену: «С братьями покончите же, пожалуйста. Полно им шляться» (РМ, 1891, № 7, стр. 34). О дальнейшей судьбе братьев Немвродовых см. «Звенья», кн. I, 1932, стр. 107—108.

Все, что ты пишешь о негации ~ я не новое, а близко родное встретил в том, что ты пишешь. — Огарев писал о «негации» (отрицании) как о внутренней деятельной силе духа, которая заставляет человека не удовлетворяться «истинами эмпиризма», не останавливаться на знании частного, отдельного, влечет человека к «энциклопедизму в науке», к всестороннему познанию мира и полной «манифестации» своих духовных возможностей. Деятельное, движущее вперед отрицание — «всесильный дух движенья и созданья — глубоко противоположно отношению к жизни, воплощенному в образе Мефистофеля; Мефистофель — не сила, а бессилие духа» (Огарев, II, 347—348).

…«Логика все же абстрактна» ~ этой-то высотою наджизненной она и ниже жизни. Прочти в моей IVстатье об этом… — Речь идет о высказывании Огарева в письме от 29—31 (17—19) декабря 1844 г.: «…логика все же абстрактное, а не живое дело. Да кто же дал право вынуть мысль из мира, поставить особо, а потом строить прикладную логику, т. е. натурфилософию и философию истории? … Мысль с природой aus einem Guss. Дайте мне не прикладную, а конкретную науку» (РМ, 1891, № 6, стр. 17). Это же положение высказывалось Герценом в статье «Буддизм в науке» (II, 75).

…сказал я в новой статье. — Имеется в виду первое из «Писем об изучении природы» — «Эмпирия и идеализм» (ср. III, 100). 2 февраля 1845 г. Огарев отвечал Герцену: «С тех пор, как я писал к тебе, я еще несколько дней мучился сомнением, прав ли я в понятии отношения логики к натурфилософии, и был уже вполне убежден в истине, когда получил и с радостью прочел твой ответ. Да! Реальный мир предшествует логике, как природа предшествует человеку» (Огарев, II, 360).

Лейбниц говорит… — Эту мысль Лейбница, высказанную в 71-м параграфе «Монадологии», Герцен приводит также в третьем из «Писем об изучении природы» (III, 155).

..стал защищать представления ~ боятся сенсуализма образов и мыслей. — Огарев писал: «Зачем бояться представлений?.. В области сознания мысль только тогда и жива, когда она есть представление» (Огарев, II, 349). «Мишлетщина» и «вердеровщина» — от фамилий немецких философов-гегельянцев Карла Людвига Михелета и Карла Вердера.

Здесь есть у меня один знакомый… — Вероятно, имеется в виду студент Московского университета Иван Васильевич Павлов, с которым Герцен познакомился, посещая курс лекций по анатомии И. Т. Глебова.

…прочтенное мною в Либихе… — 29 октября 1844 г. Герцен записал в дневнике: «Читал Либиха органическую химию — много хорошего, но много и гипотетического» (II, 387). Книга Либиха «Письма о химии» вышла в свет в 1844 г.

…разграничение твое органической природы от неорганической. — Огарев высказал мнение, что неорганическая природа является такой ступенью природного процесса, на которой «первоматерия» доходит до качественных различий в самой себе, т. е. до химического многообразия. В органической природе «движение вещества» поднимается на более высокую ступень, характеризующуюся возникновением «жизненной силы»; при этом низшие моменты (химические процессы) не исчезают в организме, а сохраняются как таковые в его отдельных частях (Огарев, II, 352-354).

…вникни в нее, она превосходна. — В дневниковой записи от 16 декабря 1844 г. Герцен упоминает о взглядах студента И. В. Павлова, согласно которым «всемирный процесс» является «химизмом»; «двуначальный» химизм характеризует природу неорганическую, «многоначальный» — органическую (II, 396). По-видимому, именно эти мысли И. В. Павлова изложены Герценом в комментируемом письме. Огарев не согласился с ними. «Пожалуй, не дели химии на орудную и неорудную, — писал он Герцену 9 февраля. — Я тоже не вижу надобности делить природы. Но будто только 2 начальные сочетания составляют неорганические тела? Кажется, ты ошибаешься. Но если принять какие-нибудь периоды в истории природы, то, разумеется, начало субъективного мира — начало нового периода» (Огарев, II, 365).

…«Мысльсекреция мозга»… — Очевидно, имеется в виду известное положение французского врача и философа Кабаниса, высказанное им в книге «Rapports du physique et du moral de l’homme» («Отношения между физической и нравственной природой человека»). Кабанис утверждал (ч. I названной книги, мемуар 2-й), что головной мозг следует рассматривать как отдельный орган, предназначенный специально для производства мысли, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь, слюнные железы выделяют слюну.

…повтори сам, что ты пишешь о Фролове. — Речь идет о следующих строках из письма Огарева от 29—31 (17—19) декабря 1844 г.: «Один из самых сильных людей, один из самых близких мне по духу и по душе — Фролов, а иногда и этой силе непереступимая граница. Есть у нас спорные пункты. У него близкое существо на том свете. Случай, несчастье, оскорбление природою святыни душевной заставляет искать jenseits (потустороннего)» (Огарев, II, 347).

Пардоне. — Простите (франц. pardonnez).

Ответное письмо Н. П. Огарева от 2—10 февраля (21—29 января) 1845 г. — РМ, 1891, № 7, стр. 26—36.

221. К. С. АКСАКОВУ

Печатается по тексту Л III, 488, где сопровождено примечанием: «сверено с подлинником, полученным от кружка им. А. И. Герцена».

Впервые опубликовано: «Минувшие годы», 1908, № 8, стр. 150 — 151. Местонахождение автографа в настоящее время неизвестно.

Датируется по содержанию: письмо свидетельствует о том, что Герцен и Аксаков находятся на грани разрыва, который постепенно назревал с мая 1844 г. (см. дневниковые записи от 12 мая, 4 сентября и 20 ноября 1844 г. — II, 354, 379, 390). Окончательно он определился в начале 1845 г.: «Аксаков торжественно расстался с Грановским и со мною», — писал Герцен в дневнике 10 января (II, 403); см. также «Былое и думы» (IX, 162-163).

Вместе с прекращением личных отношений прекратилась и переписка Герцена с Аксаковым: это письмо было последним.

394

222. А. А. КРАЕВСКОМУ

Печатается по автографу (ГПБ). Впервые опубликовано в «Отчете имп. Публичной библиотеки за 1890 г.», СПб., 1893, стр. 46—49. В первом случае дата «20» написана поверх первоначальной «19», во втором случае — наоборот.

На л. 1 автографа помета рукой Краевского: «Отв.» Абзац «Насчет финансов ^ это непременно» отчеркнут, рядом помечено — «N»; тем же знаком «N» (NB) отмечены на полях слова: «В других случаях положитесь на меня…» и «Далее, к вам прибудет через меня статья о Канте…»

Письмо Краевского, на которое отвечает Герцен, неизвестно.

Мою первую статью ~ к маю 3 — о естествоведении. — Две первые статьи из цикла «Письма об изучении природы» («Эмпирия и идеализм» и «Наука и природа. — Феноменология мышления») были посланы Краевскому в начале февраля (см. дневниковую запись от 8 февраля 1845 г. — II, 404) и напечатаны в 03, 1845, № 4. Третью статью («Греческая философия») Герцен отправил 1 мая вместе с началом повести «Кто виноват?» (см. письма 232 и 236).

Если у вас о Розенкранце ~ отрываться от моих «писем»… — Книгу Розенкранца «Жизнь Гегеля» («Georg Friedrich Wilhelm Hegel’s Leben beschreibt durch Karl Rosenkranz». Berlin, 1844) Герцен читал в августе — сентябре 1844 г. 30

Скачать:TXTPDF

е. в природу, и противопоставляет гегелевскому идеализму материалистический взгляд на сознание как на результат развития природы. Характерно, что Герцен стремится понять материю («вещество») как деятельное и изменяющееся начало (аналогичные мысли