Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы 1842-1846 годов

отрыв философии от жизни, понимание философии как «чистого» знания, характерные для Гегеля и особенно

323

для правых гегельянцев. Герцен вскрывает и внутренний смысл, подоплеку стремления отделить философию от практической жизни; он показывает, что в основе этого стремления лежит примирение с существующими общественными порядками, общественно-политический консерватизм. «Примирению с действительностью», оправданию эксплуататорских общественных порядков Герцен противопоставляет решительную борьбу за общественный прогресс, — борьбу, в которой философия должна стать острым теоретическим оружием.

Заслуживает особого внимания то, что надежды на достижение союза философской науки и практической общественно-преобразующей деятельности Герцен связывает с развитием русской мысли. Он пишет, что «может, тут раскроется великое призвание бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения; может, мы, мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела».

В этих замечательных словах Герцена выражена его глубокая патриотическая вера в силу русской мысли, в ее великое мировое значение.

Статьи Герцена были высоко оценены передовыми русскими людьми 40-х годов. После появления первой статьи Белинский писал Боткину: «Скажи Герцену, что его

«Дилетантизм в науке» — статья до нельзя прекрасная — я ею упивался и беспрестанно повторял: вот, как надо писать для журнала. Это не порыв и не преувеличение — я уже не увлекаюсь и умею давать вес моим хвалебным словам. Повторяю: статья его чертовски хороша» (В. Г. Белинский. Письма, т. II, СПб., 1914, стр. 334). В обзоре «Русская литература в 1843 году» Белинский упомянул статьи Герцена в числе «замечательных статей учено-беллетристических», появившихся в 1843 г. Характерен также отзыв Белинского о статьях Герцена, приводимый последним в письме к Огареву 22 апреля (3 мая) 1843 г.: «А Висс<арион> говорит, что я на стали гравирую свои статьи, и в восхищеньи».

Восторженно отнесся к статьям Герцена Грановский. В «Былом и думах» Герцен вспоминал, что успех статей о дилетантизме в науке «был для Грановского источником детской радости. Он ездил с «Отечественными записками» из дома в дом, сам читал вслух, комментировал и серьезно сердился, если они кому не нравились» («Былое и думы», ч. IV, гл. XXIX).

Статьи Герцена пользовались популярностью среди петрашевцев и оказали несомненное влияние на формирование революционных и материалистических взглядов некоторых членов кружка Петрашевского. Об этом свидетельствует, в частности, «Речь о задачах общественных наук», написанная петрашевцем Н. С. Кашкиным и прочитанная им в конце 1848 г. на одном из собраний кружка. Ряд положений в «Речи» Кашкина чрезвычайно близок идеям работы Герцена. К «Речи» был приложен отрывок из статьи «Буддизм в науке» (см. примеч. к стр. 79).

Популярность «Дилетантизма в науке» среди молодежи, особенно среди студентов, чрезвычайно радовала Герцена. 13 января 1845 г. он писал в своем дневнике: «Иван Васильевич Павлов рассказывал, как были приняты студентами мои статьи в «Отечественных записках», — признаюсь, мне было очень весело слышать, большей награды за труд не может быть. Юноши тотчас оценили, в чем дело, и гурьбою ходили в кондитерские читать».

Работа Герцена сохранила свое общественное и научное значение и для поколения русских революционеров 50 —70-х годов.

Актуальность ряда идей «Дилетантизма в науке» отметил в связи с выходом анонимного сборника Герцена «Раздумье» (1870) Н. В. Шелгунов, который писал: «Я читаю в книге о «педантизме в науке», о «буддизме в науке» и в моем воображении встают величавые образы мрачно ученых профессоров, деревянных педантов, сухих школьных учителей…» (Н. В. Шелгунов. Сочинения, т. II, СПб., 1871, стр. 291).

324

Со статьями Герцена о дилетантизме в науке, несомненно, были знакомы вожди русских революционных демократов 60-х годов Чернышевский и Добролюбов.

Все статьи цикла «Дилетантизм в науке» были впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» за 1843 год и при жизни автора больше не печатались. Рукописи неизвестны. В журнальный текст, по которому статьи воспроизводятся в настоящем издании, внесены (по смыслу и контексту) следующие исправления:

Стр. 10, строка 22: гуманнейших, вместо: туманнейших (см. наст. том, стр. 24).

Стр. 15, строка 32: уразуметь их, не признают фактами, вместо: уразуметь его, не признают фактом

Стр. 20, строка 2: разрежается, вместо: разрешается

Стр. 21, строка 4: «Допусти то и то, а я…, вместо: «Допусти то и то», а «я…

Стр. 21, строка 11: Ею, вместо: Его

Стр. 26, строка 7: единства верования, вместо: единства, верования Стр. 27, строка 20: нравам, вместо: правам Стр. 43, строка 23: одно, вместо: одна

Стр. 48, строка 11: не везде доступных, вместо: не везде недоступных

Стр. 53, строка 21: Ученый имеет часть, и в ней он должен быть умен, — образованный…, вместо: Ученый имеет часть и в ней; он должен быть умен: образованный

Стр. 54, строка 34: дудящих, вместо: дудящий

Стр. 55, строка 12: большого, вместо: большего

Стр. 59, строка 13: друг в друга, вместо: друг в друге

Стр. 63, строка 24: взнесшееся, вместо: взнесшее

Стр. 65, строка 6: противоположности, вместо: противоположное

Стр. 76, строка 22: она жаждет, вместо: он жаждет

Стр. 76, строка 31: ценою бытия, вместо: целью бытия

СТАТЬЯ ПЕРВАЯ

Печатается по тексту ОЗ, 1843, кн. I, отд. II, стр. 31—42 (ценз разр. — 31 декабря 1842 г.) Подпись: Ис — — р.

Герцен писал в дневнике 26 апреля 1842 г.: «Дней пять занимался статьей о

«дилетантизме в науке». Я доволен, — кажется, удачно обрисована эта болезнь, общая нашим рэеи^-философам».

Термин «дилетанты» имеет у Герцена в данной работе весьма широкое значение. «Дилетантизм, — пишет Герцен, — любовь к науке, сопряженная с совершенным отсутствием понимания ее». Для дилетантов характерны поверхностность знаний, субъективизм, метафизичность мышления, оторванность от практической общественной деятельности. Обличение этих «ложных друзей» науки для Герцена — необходимое условие положительного разъяснения содержания и задач философской науки. Поэтому именно с такого обличения и начал Герцен свою работу.

Черты, которыми Герцен наделяет в данной статье «дилетантов», были свойственны ряду «любителей пофилософствовать» в тех кругах московской интеллигенции, с которыми он сталкивался в 1839 — 1840 гг. Судя по характеристикам, которые дает Герцен в «Былом и думах» и в других работах Боткину, Галахову, Каткову, можно полагать, что критика Герценом «дилетантов в науке» была направлена в значительной мере в их адрес.

325

Стр. 9. …nos amis les ennemis, как говорит Беранже… — Из стихотворения Беранже «L’opinion do ces demoiselles».

Стр. 11. …пиетисты в Германии, порожденные односторонностию протестантизма. — Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — религиозное течение среди протестантов в Западной Европе в конце XVII и первой половине XVIII века.

Стр. 14. «Нет в мире человека…» — Цитируемые Герценом слова принадлежат Гегелю. См. «Феноменология духа», Предисловие.

Стр. 16. …каудинские фуркулы чувств, фантазий и капризов. — Кавдинские ущелья — глубокие ущелья в Италии недалеко от г. Кавдия. В 321 г. до н. э. римская армия, запертая сомнитскими войсками в долине между кавдинскими ущельями, была принуждена принять унизительные условия мира.

Стр. 17. Nichts ist drinnen… — Цитата из стихотворения Гете «Epirrhema».

Стр. 20. Lasciate ogni speranza… — Надпись на вратах ада в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь третья).

«Чего боишься? ты меня везешь!» — По преданию, с такими словами Юлий Цезарь обратился во время бури к кормчему везшего его корабля.

Стр. 21. Ist nicht der Kern der Natur… — Цитата из стихотворения Гёте «Ultimalum».

Стр. 22. …святая дерзость сорвать завесу с Изиды и вперить горящий взор на обнаженную истину… — Изида в древнеегипетской мифологии — богиня, олицетворяющая производительные силы природы, сестра и жена Озириса; в мифах Изиде приписывались глубокая мудрость и знания. На храме Изиды в Саисе было начертано: «Я то, что было, есть и будет; никто из смертных не приподымал моего покрывала».

СТАТЬЯ ВТОРАЯ ДИЛЕТАНТЫ-РОМАНТИКИ

Печатается по тексту ОЗ, 1843, кн. III, отд. II, стр. 27—40 (ценз. разр. — 28 февраля 1843 г.). Подпись: Ис — — р.

Хотя статья датирована 9 мая 1842 г., но работа над ней продолжалась, очевидно, и после указанного числа. Об этом говорит запись в дневнике Герцена от 17 мая: «Писал эти дни вторую статью о дилетантизме».

Статья имеет большой интерес для характеристики эстетических взглядов Герцена в 40¬х годах.

Понятия «классицизм» и «романтизм» Герцен употребляет здесь не только как названия литературных направлений начала XIX века, но и в более широком смысле — как определения типов мировоззрения, лежащих в основе этих литературных направлений. По мнению Герцена, для классицизма характерны уважение к природе, эмпиризм и практически-утилитарная устремленность; в основе романтизма, напротив, лежат спиритуализм, презрение к природе, отрешенность от практических жизненных интересов. Герцен связывает классицизм как мировоззрение с античным миром, романтизм — со средневековьем. В то же время он соединяет историческое объяснение этих двух типов мировоззрения с психологическим. Классические и романтические элементы являются, по его словам, естественной принадлежностью различных моментов развития человека; эти элементы в разной степени свойственны различным человеческим характерам.

Герцен делает попытку исторически объяснить появление «неоромантизма», т. е. возрождения романтизма в начале XIX века. Он связывает

326

это возрождение с общественным умонастроением, порожденным наполеоновскими войнами и Реставрацией. Утверждая, что «неоромантизм» имеет исторические причины, Герцен вместе с тем считает его временным явлением. Классицизм и романтизм не отвечают потребностям современного мира — такова основная мысль Герцена в данной статье. Оба эти направления уступают место новому мировоззрению и новому искусству. К художникам, вставшим на путь этого нового искусства, Герцен относит в первую очередь Гёте.

Статья «Дилетанты-романтики» свидетельствует о том, что уже в 40-е годы Герцен являлся сторонником реализма в искусстве.

Мысли Герцена в данной статье во многом аналогичны той характеристике романтизма, которая была дана Белинским в статье «Русская литература в 1841 году», опубликованной в 03, 1842, кн. I.

Критика Герценом мистического, спиритуалистического характера романтизма косвенно являлась критикой религиозного мировоззрения. Очевидно, по этой причине Герцен полагал, что статья может навлечь на автора гонения. 28 февраля 1843 г. он писал в дневнике: «Завтра выйдет в Петербурге 3 № «Отечественныхзаписок», в котором моя статья

о романтизме. Я пробежал ее. Или ценсура ее изуродует, или эта статья может принести последствия. Может, третью ссылку. Горько будет, но я готов».

Стр. 24. Оставим мертвым погребать мертвых. — Эпиграф представляет собой несколько измененный евангельский текст.

Стр. 28. …римские сенаторы, которых галлы приняли за мертвецов… — По преданию, при взятии Рима галлами (390 г. до н. э.) римские сенаторы на форуме встретили завоевателей не двигаясь с места и в полном молчании, вследствие чего галлы приняли их за мертвых или за некие высшие существа.

…живая Психея современного нам мира. — Психея в древнегреческой мифологии — олицетворение души человека.

Стр. 34. …суровый (стиль) оживы. — Готический стиль (от франц. ogive — стрельчатый свод).

Выражение о музыке принадлежит Шеллингу; «Пантеон на Парфеноне», — сказал о храме Петра В. Гюго. — Герцен имеет в виду «Philosophie der Kunst» Шеллинга и роман В. Гюго «Собор

Скачать:TXTPDF

отрыв философии от жизни, понимание философии как «чистого» знания, характерные для Гегеля и особенно 323 для правых гегельянцев. Герцен вскрывает и внутренний смысл, подоплеку стремления отделить философию от практической жизни;