Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы 1842-1846 годов

Парижской богоматери», кн. V, гл. II.

Стр. 36. … «там никогда не будет здесь». — Из стихотворения Шиллера «Der Pilgrim».

Эразм Роттердамский, тот самый, который, улыбаясь, написал что-то такое de libero et servo arbitrio… — Имеется в виду сочинение Эразма Роттердамского «Памфлет о свободном суждении» («Diatribo de libero arbitrio»), содержащее критику Лютера, в частности, его учения о несвободе воли.

Стр. 39. Das Jahrhundert ist im Sturm geschieden… — Цитата из стихотворения Шиллера «Der Antritt des neuen Jahrhunderts».

…поэтом-мыслителем… — Имеется в виду Гёте.

Стр. 41. …Шеллинг со старился. — Намек на выступление Шеллинга в 40-х годах с проповедью ультрареакционных, мистических взглядов.

CTATЬЯ ТРЕТЬЯ ДИЛЕТАНТЫ И ЦЕХ УЧЕНЫХ

…остались, как спартанцы с Леонидом, обойденными… — Имеется в виду знаменитая битва при Фермопилах (480 г. до н. э.), во время которой персам удалось зайти в тыл отряду спартанцев, возглавлявшемуся царем Леонидом. Отряд был уничтожен персами.

Печатается по тексту ОЗ, 1843, кн. V, отд. II, стр 1 — 16 (ценз. разр. — 30 апреля 1843 г.). Подпись: И-р.

Над статьей «Дилетанты и цех ученых» Герцен работал в Москве в ноябре—декабре 1842 г. В его дневнике от 29 ноября имеется запись: «Писал статью о специализме в науке. Ряд этих статеек идет удачно».27 декабря Герцен записал в дневнике: «Окончил этим днем статью об ученых. Многие ее находят лучшей из моих статей».

За время, отделяющее работу над третьей статьей от окончания второй статьи, мысль Герцена сделала значительный шаг вперед. Наиболее важными событиями идейной жизни Герцена в этот период были чтение «Мертвых душ» Гоголя, изучение книги Л. Фейербаха «Сущность христианства» и ожесточенные философские споры со славянофилами после переезда в Москву. «Мертвые души» привез Герцену Огарев, пробывший в Новгороде с 30 мая до 10 июня 1842 г. В дневнике Герцена отражено впечатление, произведенное на него чтением книги Гоголя. По словам Герцена, «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (запись в дневнике от 11 июня 1842 г. Ср. оценку «Мертвых душ» в дневниковой записи Герцена от 29 июля 1842 г.).

Огарев привез Герцену также «Сущность христианства» Фейербаха. Герцен, отбросивший к этому времени религиозные воззрения, воспринял фейербаховскую критику христианства как новые доводы в защиту разрыва с религией. В «Былом и думах» Герцен писал о своем впечатлении от «Сущности христианства»: «Прочитав первые страницы, я вспрыгнул от радости. Долой маскарадное платье, прочь косноязычье и иносказания, мы свободные люди, а не рабы Ксанфа, не нужно нам облекать истину в мифы!» («Былое и думы», ч. IV, гл. XXV). Книга Фейербаха, несомненно, способствовала окончательному утверждению Герцена на позициях атеизма и формированию его философского материализма.

Борясь против религиозно-мистических идей славянофилов, Герцен все более переходит от критики религии к критике идеализма вообще. Более резким становится обличение Герценом схоластического понимания философии, разрыва философии с практической жизнью.

Стр. 43. Эпиграф взят из «Истории философии» Гегеля. Курсив Герцена.

Метемпсихоз — переселение душ.

Стр. 44. …в полном вооружении, как Паллада. — Согласно древнегреческой мифологии, Афина Паллада — олицетворение мудрости — появилась из головы Зевса в полном вооружении.

Стр. 4 7. …левитам науки… — Левиты — члены касты церковнослужителей в древней Иудее.

Стр. 52. Берлинские профессора. — Правые гегельянцы.

Стр. 53. …Фихте ~ бросил на время книгу. —Во время вторжения Наполеона в Германию Фихте выступал в качестве лектора и писателя по общественно-политическим вопросам.

перед Лукзорским обелиском… — Имеется в виду один из двух обелисков, установленных Рамзесом II у входа в храм Амона в Лукзоре. В 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

Стр. 58. …Парагвайской <республики> во время управления ею ученым доктором Франциа. — Намек на деспотический характер диктатуры Франсиа Хосе Гаспара Родригеса в Парагвайской республике в 1814—1840 гг.

328

Стр. 59. …до всяких субсумаций… — Субсумация в логике — подчинение одного понятия другому, более общему.

Стр. 60. …иронически улыбаясь, как Наполеон смотрел на идеологов — Идеологами назывались представители философской школы во Франции в конце XVIII — начале XIX века (Кабанис, в особенности Дестю де Траси). Наполеон вкладывал в термин «идеологи» иронический смысл — «отвлеченные теоретики, мечтатели».

Стр. 62. Tout ce que l’on conçoit bien s’annonce clairement… — Цитата из «Искусства поэзии» Буало.

<СТ AT Ь Я ЧЕТВЕРТАЯ>

БУДДИЗМ В НАУКЕ

Печатается по тексту 03, 1843, кн. XII, отд. II, стр. 57— 74 (ценз. разр. — около 30 ноября 1843 г.). Подпись: И—р.

Замысел заключительной статьи цикла «Дилетантизм в науке», возможно, возник в результате обсуждения Герценом философских вопросов совместно с Огаревым. В письме к Огареву от 22 апреля (3 мая) 1843 г. Герцен, сообщая другу об успехе статей, напечатанных в 03, писал: «Я написал еще две: одну, которую ты хотел — «о формализме в науке», другую — «о специализме»».

Работа над статьей была начата Герценом в конце января 1843 г. «Начал статью о формализме — будет хороша» — записано в дневнике Герцена 31 января. 4 февраля Герцен писал в дневнике: «Боткин назвал начало статьи о формализме symphonia eroica. Я принимаю эту хвалу — оно написалось в самом деле с огнем и вдохновением. Тут моя поэзия, у меня вопрос науки сочленен со всеми социальными вопросами. Я иными словами могу высказывать тут, чем грудь полна». Закончена статья в марте 1843 г.

«Буддизм в науке», несомненно, самая яркая и глубокая статья данного цикла. Сила ее, как правильно понимал и сам Герцен, прежде всего в живой, органической связи философских вопросов с общественными.

Стр. 64. Погубящий свою душу найдет ее. Вера без дел мертва. — Первый эпиграф — из Евангелия. Второй — из «Соборного послания» апостола Иакова, гл. 2.

…они составляют македонскую фалангу… — В древней Греции особый боевой порядок тяжеловооруженной пехоты.

Мы их назвали мухаммеданами в науке… — В первой статье цикла «Дилетантизм в науке».

Стр. 6 7. Стоило ли испытывать Авраама, если б ему ничего не стоило убить Исаака? — Имеется в виду библейская легенда об испытании богом Авраама, которому было велено принести в жертву своего сына Исаака.

Стр. 68. Прострадать феноменологию духа… — т. е. пережить, прострадать поиски истины. Идеалистическим изображением истории искания истины была «Феноменология духа» Гоголя. 3 февраля 1842 года Герцен писал А. А. Краевскому: «…я, наконец, дочитал и хорошо «Феноменологию»… Я дочитал с биением сердца, с какою-то торжественностью…» Много лет спустя, вспоминая о своих занятиях гегелевской философией в начале 40-х годов, Герцен писал в «Былом и думах»: «Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии» Гегеля и «Противоречий общественной экономии» Прудона,

329

не перешедший через этот гору и закал, не полон, не современен» («Былое и думы», ч. IV, гл. XXV).

…писанные огненными буквами Даниила… — По библейской легенде пророк Даниил разъяснил вавилонскому царю Валтасару начертанные огненными буквами на стене дворца слова, предсказывавшие гибель Вавилона.

Стр. 69. …е nuovi tormenti… — Цитата из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь шестая).

Стр. 70. «Слово не есть еще деяние, которое выше речи». — См. «Philosophische Propädeutik», Erster Kursus, Zweiter Abschnitt, Pflichtenlehre oder Moral, § 63. Курсив Герцена.

Стр. 74. Ренегатство Шеллинга… — Идеалистическая натурфилософия Шеллинга при всех ее пороках (идеализм, насильственные схематические конструкции, пустые аналогии и т. д.) содержала в себе некоторые положительные моменты, связанные с идеалистической диалектикой. «Философия откровения» позднего Шеллинга является сугубо реакционным, мистическим учением.

Стр. 75. матери, к которым ходил Фауст. — Во второй части «Фауста» Гёте (действие I) Фауст отправляется в мир, где обитают «матери», т. е. в мир первообразов всего сущего, и извлекает из этого мира бесплотные тени Елены и Париса.

Оттого, что наука выше жизни, ее область отвлеченна, ее полнота не полна. — Развитие этой мысли в данной статье направлено не только против отрыва философии от практического действования, но и против идеализма, стремящегося поставить логику, мысль выше природы. По этому поводу Герцен писал Огареву в январе 1845 г.: «Ты, оговариваясь, пишешь: «логика все же абстрактна»; да, само собою разумеется, этою-то высотою наджизненной она и ниже жизни. Прочти в моей IV статье об этом <т. е. в статье «Буддизм в науке»>. Я прямо сказал это. И ты совершенно прав, что естествоведение оттого и кобенится, что логика хочет задавить своим всеобщим элементом частно-вольную природу».

Стр. 76. Warum bin ich vergänglich, о Zeus?.. — Из цикла эпиграмм Гёте «Vier Jahreszeiten».

Стр. 77. …называя все случайное, ежедневное, отжившее ~ действительным и, следственно, имеющим право на признание… — Эта критика формалистов и их «примирения с действительностью» — развитие и углубление полемики Герцена в 1839—1840 гг. против русских гегельянцев. В «Былом и думах», рассказывая о разрыве Белинского в 1840 г. с «примирительными» настроениями, Герцен писал: «Все люди дельные и живые перешли на сторону Белинского, только упорные формалисты и педанты отдалились: одни из них дошли до того немецкого самоубийства наукой, схоластической и мертвой, что потеряли всякий жизненный интерес и сами потерялись без вести; другие сделались православными славянофилами. Как сочетание Гегеля со Стефаном Яворским ни кажется странно, но оно возможнее, чем думают; византийское богословие — точно так же внешняя казуистика, игра логическими формулами, как формально принимаемая диалектика Гегеля» («Былое и думы», ч. IV, гл. XXV). К числу «упорных формалистов», о которых говорит здесь Герцен и которых он критикует в статье «Буддизм в науке», принадлежал прежде всего Катков. Еще 1 марта 1841 г. Герцен, сообщая в письме Кетчеру о своем сближении с Белинским, писал: «В каком забавном положении теперь его защитники, a la Katkoff, когда он сам со мною заодно против того, что они именно защищали». В 1843 г., когда писалась статья «Буддизм в науке», Катков находился под влиянием реакционных мистических идей позднего Шеллинга.

Стр. 79. «Наука есть наука, и единый путь ее — абстракция»… — Текст статьи, начиная с приведенной фразы и кончая фразой на

330

странице 81 — «Они скажут, что это — случайность» — с некоторыми сокращениями и перестановкой отдельных фраз содержится в «Приложении ко второму листу» речи петрашевца Н. С. Кашкина «О задачах общественных наук» («Дело петрашевцев»,т. III, М.—Л., 1951, стр. 154—155).

Стр. 82. Помнится, в «Истории философии». — Герцен имеет в виду, вероятно, утверждение Гегеля в его «Введении» к «Истории философии»: «Все то, что совершается — вечно совершается — на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал…»

Стр. 83. …«вакхичеспое опъянение…» — Цитата из «Феноменологии духа» Гегеля (Предисловие).

Стр. 85. Лессинг назвал развитие человечества воспитанием… — Мысль эта проведена Лессингом в его работе «Die Erziehung des Menschengeschlechts».

Стр. 86. …его перехватывающей личности (übergreifende

Скачать:TXTPDF

Парижской богоматери», кн. V, гл. II. Стр. 36. ... «там никогда не будет здесь». — Из стихотворения Шиллера «Der Pilgrim». ...Эразм Роттердамский, тот самый, который, улыбаясь, написал что-то такое de