Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы 1842-1846 годов

вместо: начальная степень, или точка отправления

Стр. 177, строка 29: романтическая струна, вместо: романическая струна

338

Стр. 187, строка 7: создает, вместо: создается

Стр. 187, строка 24: его деятельностью, вместо: ее деятельностью

Стр. 197, строка 15: толковали, вместо: не толковали

Стр. 202, строка 28: знаменем, вместо: знамением

Стр. 231, строка 32: но все же дуализм, вместо: но все же дуализма

Стр. 238, строка 28: выступая в многоразличии, вместо: выступая в многоразличие

Стр. 240, строки 5—6: истекать; качество мучится (die Qualität quält sich ab), чтоб, вместо: истекать, качество мучиться (die Qualität quält sich ab); чтоб

Стр. 245, строка 29: поверил, вместо: поверял

Стр. 263, строка 8: и вся она стремится, вместо: и все она стремится Стр. 271, строка 19: поверхностности, вместо: поверхности

Стр. 304, строка 4: груды фактов, случайности, вместо: груды фактов случайности

Стр. 309, строка 34: бесправия, вместо: безнравия

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

ЭМПИРИЯ И ИДЕАЛИЗМ

Печатается по тексту ОЗ, 1845, кн. IV, отд. II, стр. 81 — 104 (ценз. разр. — 31 марта 1845 г.). Подпись: И—р.

Письмо было начато Герценом в июле 1844 г. в Покровском. В дневнике 4 июля он писал: «Писал статью для нового журнала (который будет ли — бог и Уваров знает) об натурфилософии». О работе над статьей Герцен сообщал также Н. X. Кетчеру в письме от 6 июля: «Я пишу статейку для нового журнала». Уже 20 июля Герцен записал в дневнике: «Кончил первое письмо об естествоведении». Однако Герцен предполагал в дальнейшем продолжить работу над «Письмом». В той же дневниковой записи говорится: «Надобно перечитать через месяц или два». Еще яснее намерение Герцена продолжать работу над первой статьей выражено в письме к Е. Ф. Коршу 27 июля: «1-е письмо для журнала готово; оно, кажется, не дурно, но следовало бы побольше развить; времени на это много в Москве будет, здесь нет книг». Действительно, осенью Герцен продолжил работу над «Письмом»; 16 ноября он писал Кетчеру: «Занимаюсь статьей, которую начал в Покровском, — об отношении естествоведения к современной философии; идет недурно». В начале февраля первое «Письмо» было послано Краевскому.

Стр. 91. Природабаядера, являющаяся перед очами духа. — Повидимому, Герцен цитирует Кольбрука по «Истории философии» Гегеля (раздел «Восточная философия»). Имеется в виду произведение Кольбрука «Essay on the Philosophy of the Hindus», в котором излагалась философская система Санкхья.

Стр. 92. …безумного женевца… — Имеется в виду Жан-Жак Руссо.

Стр. 94. Вспомните труды Агассиса над ископаемыми рыбами и труды Орбиньи над слизняками и другими началами. — Имеются в виду труды Л. Агассиса «Исследования об ископаемых рыбах» («Recherches sur les poissons fossiles») и патеонтологические работы

А. Орбиньи.

Стр. 96. …как тень Банко… — В «Макбете» Шекспира во время пира появляется призрак вероломно убитого по приказу Макбета Банко (акт I, сцена 4.)

Стр. 98. …это был Аристотель с тонзурой. — Тонзуракружок, выстриженный на макушке у католических духовных лиц.

339

Стр. 99. …известной притчи Менения Агриппы… — Герцен имеет в виду выступление римского политического деятеля Менения Агриппы в 494 г. до н. э. Стремясь уговорить возмутившихся плебеев подчиниться патрициям, Агриппа уподобил возмущение плебеев отказу отдельных членов человеческого тела доставлять пищу желудку, что привело к истощению самих этих членов.

Стр. 100. …они сами представляют живой организм, развивающий логику a posteriori. — В письме к Огареву от 1/13 января 1845 г. Герцен писал: «И ты совершенно прав, что естествоведение оттого и кобенится, что логика хочет задавить своим всеобщим элементом частно-вольную природу. Напрасно сознательная мысль хочет стать перед природой, как prius <первоначальное>. Это логическая перестановка, логика результата. «Логика хвастается тем, что она a priori выводит природу и историю. Но природа и история тем велики, что они не нуждаются в этом: еще более — они сами выводят логику a posteriori», — сказал я в новой статье».

Стр. 102. Разве химики не имели своей «quinta essentia»… — Алхимики считали, что в мире, кроме четырех стихий или элементов — воды, земли, огня и воздуха, — должна существовать еще пятая стихия или «сущность», обладающая способностью изменять природу тел и, в частности, превращать неблагородные металлы в благородные; эту «пятую сущность» они называли также «философским камнем».

Стр. 111. Ждала, ждала… — Неточная цитата из поэмы И. Козлова «Безумная».

Стр. 114. Критическая философия нанесла страшный удар идеализму. — Герцен имеет в виду критику Кантом идеалистического рационализма, кантовское утверждение о невозможности логического доказательства бытия бога, бессмертия души и свободы воли. Герцен преувеличивает радикализм кантовского «критицизма»; в действительности, критика идеалистического рационализма служила у Канта цели — потеснить знание, чтобы оставить место вере. В то же время Герцен ясно видит идеалистический характер философии Канта и резко выступает против кантовского агностицизма.

Прочитайте его «Metamorphose der Pflanzern», прочитайте его остеологические статьи… — Работая над первым «Письмом», Герцен изучал естественно-научные труды Гёте. В дневнике (9 ноября 1844 г.) Герцен, в связи с чтением этих работ, писал о Гёте как об «исполине», отмечая, что «поэт не потерялся в натуралисте».

Стр. 115. «Oben die Geister und unten der Stein» — Герцен цитирует стихотворение Гёте «Wiegenlied dem jungen Mineralogen. Walter von Goethe» из цикла «Inschriften. Denk und Sendeblätter».

…поэта-мыслителя и мыслителя-поэта… — Гёте и Шеллинга.

Это было разом возвращение блудного сына и спасение метафизика из ямы. — Герцен использует образы евангельской притчи о блудном сыне и басни Хемницера «Метафизик».

Стр. 117. …статью Эдгара Кине о немецкой философии… — Имеется в виду статья

Э. Кине «О философии в ее соотношениях с политической историей» («De la philosophie dans ses rapports avec l’histoire politique»).

Стр. 119. …он старается подавить духом, логикою — природу… — В письме к Н. X. Кетчеру от 3 декабря 1843 г. Герцен, критикуя идеализм Гегеля, писал: «Меня бесит, когда он говорит: «дух снисходит до многоразличия бытия», дух покидает «чуждую среду мира природы», — это так же глупо, как сказать: дети в коклюше любят сильно кашлять». Аналогичные мысли высказаны Герценом и в письме к Огареву от 1/13 января 1845 г. «Ты пишешь: «после построения логики я не вижу необходимости идее раскрыться природой». Без сомнения, это так же смешно, как человек, который бы написал эмбриологию и, окончивши, пошел бы опять в семенную жидкость — и давай родиться».

ПИСЬМО ВТОРОЕ НАУКА И ПРИРОДА, — ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Печатается по тексту ОЗ, 1845, кн. IV, отд. II, стр. 104—118 (ценз. разр. — 31 марта 1845 г.). Подпись: И—р.

27 июля 1844 г., сообщая Е. Ф. Коршу, что «1-е письмо для журнала готово», Герцен писал: «Может, и 2-е напишу скоро, да что-то страшно цензуры, которая, как костоеда, выест кости и оставит мякоть». В дальнейшем Герцен, очевидно, работал одновременно над первым и вторым «Письмами» и одновременно послал их Краевскому. Датаавгуст 1844 г., стоящая в конце статьи, очевидно, относится к началу, а не к окончанию работы над статьей.

Стр. 125. …она предсуществовала, как скрытый разум, в непосредственном бытии предмета… — По существу здесь Герцен развивает, в противоположность субъективистской трактовке понятия, положение о том, что понятие есть отражение общего, наличествующего в самих единичных предметах. Однако эта мысль выражена здесь у Герцена в идеалистической, гегельянской терминологии.

Стр. 128. Ewig natürlich bewegende Kraft… — См. примеч. к стр. 115.

Стр. 129. …когда пред грядущим человечеством расступается Чермное море, и оно же топит ветхое и неправое притязание фараона. — По библейскому преданию, при уходе евреев из Египта, перед ними, по велению бога, расступилось море, и они прошли посреди моря по суше; войска же фараона, посланные в погоню, были затоплены возвратившейся водой.

Стр. 130. …геснеровским Авелем… — Имеется в виду герой поэмы С. Гесснера «Der Tod Abels».

Стр. 132. …подобно Геслеру… — Геслер— наместник германского императора в Швейцарии, отличавшийся жестокостью; по преданию, был убит знаменитым стрелком Вильгельмом Теллем.

Стр. 135. …это атомизм, материализм в истории… — Этими словами Герцен определяет здесь воззрение, отрицающее единство и внутреннюю закономерность в развитии явлений, в том числе в развитии науки. Употребленное в таком смысле выражение «материализм в истории» не следует, разумеется, смешивать с научным материалистическим пониманием истории.

Стр. 138. …небольшую статейку Гёте… — Фрагмент Гёте «Природа» в переводе Герцена впервые печатается в собрании сочинений писателя.

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Печатается по тексту 03, 1845, кн. VII, отд. II, стр. 1—35 (ценз. разр. — 30 июня 1845 г.). Подпись: И—р.

Герцен начал работать над третьим «Письмом» осенью 1844 г. В сентябрьских записях дневника Герцена имеются упоминания о чтении «Истории философии» Гегеля, в частности раздела об Аристотеле. 8 февраля 1845 г., отметив в дневнике, что два первых «Письма» посланы Краевскому, Герцен писал: «Занимался третьим; кажется, изложение греческих философов удачно, особенно софистов и Сократа». Указаний о времени окончания третьего «Письма» в дневнике и письмах Герцена не имеется.

341

Стр. 142. Восток не имел науки… — Это ошибочное мнение Герцена о философии древнего Востока объясняется слабой изученностью этой мысли в 40-х годах XIX века, а также тем, что Герцен в данной части своих «Писем» в значительной мере следовал «Истории философии» Гегеля, отрицавшего наличие философии в странах древнего Востока.

Стр. 143. …напоминает иную баядеру, пляшущую и увлекающую Магадеви. — Герцен имеет в виду стихотворение Гёте «Der Gott und die Bajadere»; см. также второй эпиграф к «Письмам». Ниже Герцен приводит два стиха из этого стихотворения.

Стр. 144. …чудовищные размеры каких-нибудь Мемнонов… — Мемноны — общее

название колоссальных статуй в Фивах.

Стр. 145. …с Шлегелевой легкой руки лет двадцать не знали границ индопочитанию. — В первой четверти XIX века в западноевропейской литературе заметно усилился интерес к изучению индусской культуры. Известная роль в развитии этого интереса принадлежала немецким романтикам, особенно Ф. Шлегелю, выпустившему в 1808 г. книгу «О языке и мудрости индусов» («Über die Sprache und Weisheit der Inder»).

Стр. 147. …«зерно природы не лежит ли в сердце человека?»… — Герцен имеет в виду слова Гёте в стихотворении «Ultimatum». Строки из этого стихотворения Герцен цитировал в первой статье цикла «Дилетантизм в Haукe».

Стр. 148. Wasser umfanget… — Цитата из стихотворения Шиллера «Punschlied».

Стр. 151. «Пифагорейцы ~ их отношений». — См. Аристотель, «Метафизика» (I, 5).

Стр. 152 …«оно не носило в себе начала самодвижения»… — См. Аристотель,

«Метафизика» (I, 8).

Стр. 154. В XVIII столетии на эту мысль неизменяемости вещественного бытия попал знаменитый Лавуазье. — Еще до Лавуазье к идее сохранения материи и к экспериментальному обоснованию этой идеи пришел великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Стр. 155. «Тела, — говорит Лейбниц…» — Эту мысль Лейбниц высказывает в 71 параграфе «Монадологии».

Стр. 161. Анаксагор — «первый трезвый мыслитель»… — Имеется в виду оценка Анаксагора Аристотелем в «Метафизике» (I, 3).

Стр. 168. …в нравственном сознании

— Говорит

Скачать:TXTPDF

вместо: начальная степень, или точка отправления Стр. 177, строка 29: романтическая струна, вместо: романическая струна 338 Стр. 187, строка 7: создает, вместо: создается Стр. 187, строка 24: его деятельностью, вместо: