развитием промышленности, чтобы доставить более средств жизни для всех классов народа и улучшить их жилища.
Известный статистик Дюпень, исследуя законы, по которым новое поколение занимает старое, предсказывал июльские перевороты Франции — и призывал правительство к удовлетворению новых потребностей и отвращению беспорядков. Он даже говорил, что министерские лица или должны понять свое время и людей, с которыми имеют дело, или добровольно отказаться от того поприща, на котором все действия их становятся в противоречие с выгодами и пользами отечества, и предсказания его сбылись с удивительною верностию.
Таковы выводы статистики и так очевидна не только польза, но даже необходимость ее в настоящее время. Только в детском возрасте прилично действовать бессознательно; только для темных людей нет греха в неведении и нежелании знаний статистических, которые должны быть основанием для просвещенного управления.
Правительство призывает нас всеми средствами к содействию в этом великом деле. И кажется, никогда не предстояло такой важности в знании нашего отечества, в знании его средств и быта народного, как в настоящее время, потому что никогда не являлось более важных вопросов о благосостоянии народа. Это ясно доказывает и устройство нового министерства, и право на издание губернских ведомостей, и губернские выставки, и постоянное учреждение губ<ернских> стат<истических> комитетов.
600
СОСТОЯНИЕ НАРОДА В ВЯТКЕ ДО ВРЕМЕН ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Новгород было то место, где в первый раз встретилось племя славянское с племенем норманским, где всего сильнее должно было развиться влияние норманнов. Походы на Киев, походы на Царьград, колоссальность замыслов, отважность исполнения — имеют что-то общее со всеми походами норманнов, которые так грозно и величественно являлись во всех краях Европы под предводительством своих Ярлей. Один и тот же дух увлекал и новгородцев и норманнов в завоевания дальние, в переселения, манил добычею, жизнию вольной, разгульной. Однакож космополитизм норманнов не был изъят любви к отечеству, ежели только мы дадим больший объем этому чувству. Отечество свое они носили с собою, любовь сия обращалась не к стране, не к земле, но к ряду идей, развитых ими, к известной форме гражданственности, к известному порядку религиозных обычаев и преданий, к необузданной воле, наконец, к удали и грабежу. Элемент норманский скоро совершенно поглотился элементом славянским в Киеве; но еще долго составлял основу характера новогородского. Малейшее несогласие, неудовольствие — и ватаги удальцов удалялись к племенам диким, дрались, грабили, плыли реками, не зная куда, и несли Новгород в края безвестные, заводя колонии, учреждая веси и города. Так в двенадцатом столетии шайка отчаянных граждан Новгорода, проплыв Волгою до Камы, потом вошедши в Вятку, завоевала городок Балванов, Какшаров и основала, после упорного сопротивления туземных обитателей, в местах едва в то время известных Хлынов.
Успех новогородцев привлек к ним новых выходцев не только из Новгорода и его областей, но и с берегов Двины и с Устюга, которые основали еще три города: Шестаков, Орлов и Слободской. В четырнадцатом столетии страна сия называлась Великокняжескою волостию. Впрочем, зависимость ее была очень слаба и, вероятно, ограничивалась одним названием, которое послужило поводом к тому, что татары, при нашествии Тохтамыша, почитая ее принадлежащею великому князю, разорили ее города, не покорив впрочем своему игу; ибо Тохтамыш, теснимый Тамерланом, должен был соединить свои силы в других местах. Но страна сия сделалась известна татарам, и набеги были только отложены. Могли ли они оставить страну независимою, когда она открывала им путь в другие части России? Впоследствии они обложили вятчан данью и часто проходили их землями. Сами вятчане нередко разоряли страны великокняжеские и новогородские, лежащие близ Двины. Их набеги вынудили великого князя Василья Васильевича принять решительные меры к покорению сей колонии, до тех пор не думавшей покориться не только князьям московским, но и не хотевшей избрать своего собственного. В 1458 году войска великокняжеские явились под самым Хлыновым; но поход сей был совершенно безуспешен. В следующем 1459 году снова явились дружины московские; взявши Орлов и Котельнич, они покорили и самый Хлынов; впрочем и сие покорение их не было совершенно; ибо в 1482 и 1489 годах
явились снова воеводы московские с ратями, завоевывая и покоряя вятские города. Знатнейшие граждане были отосланы тогда в Москву, прочие торжественно присягнули в верности великому князю. Сим оканчивается политическая самобытность Вятки. Но ежели дальнейшая жизнь этого края не имеет важности исторической, поглощенная жизнию государства, то нельзя отвергнуть относительной важности его в смысле статистическом, и потому мы намерены войти здесь в некоторые подробности о быте народном до царствования Петра Великого.
Состояние народа на Вятке до царя Иоанна Васильевича было двоякое: посадские по городам и черносошные по уездам. Со времен же сего царя и его преемников, жаловавших землями монастыри и церкви, произошло состояние монастырских и церковных крестьян. Помещичьих же в весьма малом количестве находим уже в позднейшее время из приписных к разным заводам. Увидим впоследствии, в какой степени населенною застала первая ревизия, бывшая при Петре Великом, Вятскую область. А ревизия эта была главнейшим отверждением права поместного.
Иоанн Васильевич Грозный в Писцовом наказе разделил пахотные земли по полосам на три доброты. Добрые земли были Заокские, средние — Владимирские, а Галицкие и Костромские считались худыми, к сим последним принадлежали и Вятские. Кто жил на доброй земле, клалась соха на 800 четвертей22[22] земли, в средней — на 1200 чет<вертей>, в худой — на 1500. Следовательно, вятские землепашцы платили с 1500 четвертей в соху. Поелику же один не мог обработывать сей земли, т. е. 1500 чет<вертей> или 113 500 квадратных сажен, то соха, единица подати, раскладывалась на несколько человек. Заметим при сем естественность такого налога, сообразность его с чистейшими понятиями идеи права. Наши предки руководствовались преданиями, а предание, mos majorum, всегда имеет за себя патриархальную простоту и естественное право. Сверх сего налога, который по малочисленной разработке земель не мог тогда быть значительным, были поборы ямские, половяничные, для выкупа пленных, стрелецкие, с государственных рыбных ловель, сенокосов и патриаршая десятина. Все эти поборы, кроме патриаршего, отсылались в Москву, в Новгородский приказ. Во время военное брали по одному человеку, на собственном его содержании, с 100 четвертей. Следовательно, и воинская повинность не могла быть значительна. Около 1626 и 1630 годов, при царе Михаиле Феодоровиче положено платить подати с дворов и выжей (семей).
Между различными сословиями занимает здесь важное место купечество. Еще в царствование Иоанна Васильевича Грозного учреждены были таможенные головы и гостинное ведение в Вятской области. Когда англичане открыли путь к Архангельску, то вятчане, пользуясь довольно удобным сообщением с этим городом по Двине, стали доставлять к Беломорской пристани сало, хлеб, щетину и начали таким образом главнейшую отрасль деятельности, доселе существующей.
22[22] Четверть была 25 сажен в длину и ширину.
Весьма любопытный факт представляет сохранившаяся перепись жителей Вятской области, составленная писцом Карауловым, в 1564 году. (Прежние переписи утрачены в архивах.) Несмотря на предполагаемую ошибочность и неполноту переписей в те времена и с тогдашними средствами, она весьма важна, ибо показывает значение Вятской области в целости государства того времени. Вот главнейшие результаты.
1. Хлынов
Дворов посадских — 676 » церковнослужителей — 50 Людей посадских — 786 Церковнослужителей — 52 Его уезд
Дворов крестьянских — 5526 » церковнослужителей — 117 Крестьян — 7152 Церковнослужителей — 127
2. Слободской
Дворов посадских — 359 » церковнослужителей — 22 Людей посадских — 399 Церковнослужителей — 26 Его уезд
Дворов крестьянских — 1681 » церковнослужителей — 50 Крестьян — 2083
Церковнослужителей — 56
3. Орлов
Дворов посадских — 62 » церковнослужителей — 15 Людей посадских — 62 Церковнослужителей — 15 Его уезд
Дворов крестьянских — 1062 » церковнослужителей — 20 Крестьян — 1277 Церковнослужителей — 21
4. Котельнич
Дворов посадских — 147 » церковнослужителей — 10 Людей посадских — 147 Церковнослужителей — 11 Его уезд
Дворов крестьянских — 1501 » церковнослужителей — 30 Крестьян — 2008 Церковнослужителей — 36
5. Шестаков
Дворов посадских — 27 » церковнослужителей — 6 Людей посадских — 30 Церковнослужителей — 6 Его уезд
Дворов крестьянских — 95
» церковнослужителей — 3
603
Крестьян — 95 Церковнослужителей — 3 Монастырей — 8
К ним приписанных, или на их землях:
Дворов крестьянских — 1140 Крестьян — 1250 На землях, принадлежащих разным соборам и приходам:
Дворов крестьянских — 524 Крестьян — 686 ВСЕГО:
Дворов посадских и крестьянских — 12770 » церковнослужителей — 323
13093
Людей посадских и крестьян 15875 Церковнослужителей 353
16228
Из сей переписи с первого взгляда видна величайшая непропорциональность дворов к людям. Но не должно забывать, что 1) переписывались в те времена одни работники мужского пола; 2) толпы людей могли скрываться от переписи в лесах, как в недавнее время делали вотяки и черемисы; 3) чрезвычайная лесистость губернии, особенно тогда, представляла множество средств отстроиваться, и страсть к плотничеству, наследованная из Новгорода, заставляла пользоваться оными. А во многих местах скоро истощаемая почва понуждала многих переменять места, отделяться, и, следовательно, обстраиваться. Также велика непропорциональность церквей и монастырей к народонаселению. Это есть уже прямое следствие духа народного сей страны.
В том же году по приказанию патриарха Никона был делан для десятинного сбора зарубной окладной список, по коему число дворов 16 12323[23]. Вот пример достоверности тогдашних переписей. Впрочем, мы готовы дать более веры переписи патриаршей. Может быть, считали святотатством скрываться от десятинного сбора; может быть, переписчики от патриарха имели более средств и доверия в народе.
По переписи, деланной в 1680 году, в коей выпущены церковничьи и подьяческие дворы, значится во всей области 13 134 двора; следственно 364 дв<орами> более, нежели у Караулова. С сих дворов взималось стрелецких, данных, ямских, полоняничных 15 760 руб. 20 коп., оброчных 1313 руб. 40 коп., таможенных, питейных и прочих 8178 руб. 32 ал<тына> 2 ден<ьги>. Всего 25 245 руб. 15 коп. в год. Сверх сего указом 1580 года, 12 марта состоявшимся, велено брать по всем вятским городам с гостей гостинной
604
и суконной сотен и посадских людей, имеющих промысл или рукоделие, по десятной деньге, что и составило 429 руб. 7 алт<ын>, следовательно, капитал, обращавшийся в промышленности граждан, состоял из 4292 руб. 10 коп. Капитал сей покажется не столько мал, ежели взять в расчет количество денег, находившихся тогда в обороте во всей России, и ценность вещей. В том же 1680 году некоторые монастырские оклады, даваемые натурою, были выданы деньгами по справочным ценам, причем четверть ржи стоила 18 алтын, четверть овса 4 алт<ына>. Вспомним, что Сей и лучшие политические экономы принимают ценность хлеба за единицу сравнения ценности денег.
В конце XVI столетия, после разрушения Казанского царства, единоплеменники вятчан, но отделенные от них, русские подвинулись ближе, заселяя новопокоренные места. Тогда-то возникли