Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 33. Дополнения к изданию. Публичные чтения Г. Грановского

Уржум при р<еке> Вятке, Яранск при Пижме, Царевоганчурск при Кокшаге. С другой стороны, открытие пути в Сибирь, а особенно заведение соляных Усольских варниц Строгановыми (1550 г.) способствовало к привлечению из России людей. Тогда построился Кай. В сем последнем вятчане покупали или выменивали на хлеб соль и производили торговлю пушистым товаром, привозимым из Сибири.

До сих пор племя русское, пришедшее в начале XII столетия на берега Вятки, было почти совершенно отстранено от своих соотечественников и мало делило судьбы их. Заключенное

23[23] Годовой оклад на патриарха положен был по 6 денег с четвертью со 100 дворов, по сему окладу собрано с Хлынова и его уезда 1 рубль 31 алтын и 1 Уг деньги; с Орлова и его уезда 11 алт<ын> 2 Уг деньги; с Котельнича и его уезда 17 алт<ын>, с Слободского и его уезда 20 алт<ын>, с Шестакова и его уезда 1 алтын и 3 деньги. Всего 3 рубля, 13 алтын и 3 деньги.

между племенами чуждыми, оно развивалось токмо своими внутренними силами, а не внешним влиянием. Племена финские, убитые, мертвые, не могли ни смешаться с ним, ни передать чего-либо своего. Татары могли более сделать влияния; видим даже, что, при покорении вятчан Москве, татарам даны были права владения в этой стране. Но татары, отделенные от русских непроходимой преградой религии, хранили в душе какое-то начало номадной жизни, столь различной от духа славянского, что большого влияния иметь не могли. Вследствие сих причин мы думаем, что в вятчанах должен был более сохраниться дух славянский, бывший в первую эпоху Новгорода, нежели в других местах. В самом деле, язык нынешнего вятчанина имеет в себе что-то, напоминающее язык новгородских летописцев. Певучее произношение, особенно конечных слогов, не есть ли древнее славянское?

Покорение Москве было позднее, да и при совершении его, по тогдашним учреждениям, мудрено было, сверх дани и общих мер, тесно прикрепить Вятку ко внутренней жизни Москвы. Далее совершенное отсутствие крепостных поселян дозволяло несравненно самобытнее развиваться нижним сословиям, у которых доселе есть черты, унаследованные у Новгорода.

Вот в каком виде представляется жизнь новгородской колонии на берегах Вятки и Камы до великого переворота в России в начале ХУТТТ века. С Петра 1-го начинается другая Россия, отделенная от древней направлением, сообщенным ей европеизмом. Все части государствоведения и все части самой державы пересоздались. Последние черты федеративности исчезли,

605

государство срослось плотнее однообразием управления, силы материальные получили большее развитие. Отселе сведения статистические достовернее; следовательно, внутренняя жизнь страны, нами описанной, может быть исследована глубже.

ИКОНА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Чудотворная икона Николая, находящаяся при Кафедральном соборе в Вятке, соединяется со всеми воспоминаниями жизни вятчан: она руководила их дружинами, она спасала от зараз, останавливала пожары, давала хлебородие. Слава ее разнеслась во все страны русские. Вот что говорится о явлении этой иконы в рукописи о вятчанах:

«В 1363 году, следовательно, в двадцать первое лето княжения Дмитрия Иоанновича Донского, благоизволил бог прославить на Вятке образ угодника своего Николая чудным оного явлением и разными потом сбывшимися чудесами. Предания гласят так: случилось одному деревенскому жителю идти лесом для своей надобности, причем увидел он в чаще у одной речки24[24] свет, как бы от множества возженных свеч исходящий. Постояв при сем явлении и

24[24] Место явления образа сего находится от г. Хлынова вниз по течению р. Вятки около 40 верст по правую ее сторону при небольшой речке, которая по

не вразумев значения оного, пошел крестьянин далее; но, возвращаясь домой чрез то же место, увидел на оном, вместо прежнего света, стоящую икону св. Николая. Удивясь прежнему и сему событию, взял он с благоговением, христианину приличным, образ сей в дом свой и держал оный несколько времени, никому об нем не объявляя. Между тем той же деревни крестьянину, лежавшему в расслаблении двадцать лет, явился в сновидении св. Николай, повелевая ему идти в дом к тому жителю и помолиться образу, обещая ему от того исцеление. Больной пренебрег сначала сие откровение, потом последовало ему другое подобное. Тогда уже больной, не почитая сего явления случайным, а притом почувствовал, проснувшись, некоторые силы, объявил о нем своим домашним и велел вести себя к тому крестьянину в дом. Здесь больному представился образ, окруженный светом; он пал пред ним и молился со слезами о исцелении; потом, привстав, приложился к оному и сделался всем телом здрав.

Чудное сие происшествие, дошед до сведения ближних к той деревне селений, обратило на себя и образ внимание всех жителей, кои, любопытствуя о больном, собирались видеть его и благоговеть к образу. Причем общим согласием положено было на месте явления оного построить часовню и в ней поставить образ. А как о чудных происшествиях пронеслась слава по всей Вятской населенной христианами стране, то начали стекаться из разных мест для поклонения прославленному образу и, видя многие проистекающие от него чудеса, обещались всею страною воздвигнуть храм во имя святителя Николая в той деревне. На сей конец послали избранного от всей страны человека в Москву к тогдашнему митрополиту Пимену, для испрошения у него благословения на построение того храма. Митрополит, слыша о чудесах святителева образа, засвидетельствованных ему всею страною чрез посланного, послал к вятчанам грамоту на построение и антиминс на освящение предназначенного ими храма. Вятчане, получа митрополичье соизволение, приступили было к построению на предназначенном ими месте и лишь

606

успели в первый день положить ему основание, как на другой день не нашли на том месте ничего; ибо как основание, так и заготовленный материал оказались перенесенными на другое, неподалеку от первого болотистое место, на котором и был воздвигнут храм25[25] и чудотворный образ в нем поставлен, место же около него болотное стало с того времени само

великим чудесам, от образа сбывшимся, прозвана Великою. ^Примечание А. Вештомова.> 25[25] Храм сей послужил началом бытности Великорецкого села, которое поныне находится на том месте. Что я ни говорил доселе и впредь буду говорить о чудотворном образе Николая, все то почерпнуто мною из описания, находящегося при здешнем Кафедральном соборе. ^Примечание А. Вештомова.>

собою обсыхать. Не долго однако ж продолжалось чествование святителева образа на сем месте. Черемиса, чиня во многолюдстве набеги в той стороне на русские селения и покушаясь особенно разорить то селение и церковь, где стояла многочтимая оная святыня христиан, то сии с общего согласия положили перенести оную в город Хлынов, яко место безопаснейшее.

При переселении образа в Хлынов бывшие обстоятельства возвещаются таковые: когда священник, при Великорецком храме служение отправлявший, хотел с прочими христианами, при том бывшими, взять образ, дабы нести его в Хлынов, то образ сей никак с места сего сдвинуть не могли. По дошедшему о сем к хлыновским жителям слуху, составили они совет, на котором положили нарочитый взять пост и сделать моление, и послали между тем за чудотворным образом в село городских священников, кои, по прибытии в оное, отправили св. Николаю молебное пение и потом уже приступили взять оный; но и при сем последовало то же, что и прежде. И так общим советом положено было сделать обещание, дабы впредь повсегодно с сим образом иметь хождение на Великую реку и там праздновать в первое воскресение по пренесении мощей св. Николая из Мир в Барград; а при обратном оттуда возвращении встречать образ за семь верст на Филейке (что ныне село). Дав сие обещание, опять отправили за образом несколько священников, кои по отправлении молебного пения, взяли оный без всякого уже противления.

Вот начало Великорецкого хода, который доныне свято соблюдается. Редко можно встретить духовное торжество великолепнее сего хода. В мае месяце, когда еще Вятка находится в разливе, образ отправляется водою на катере и за ним сотни различной величины лодок, наполненных пестрыми толпами народа, пришедшего со всех концов губернии. В числе молельщиков можно иногда встретить и татар некрещеных, и вотяков, столь упорных в своем язычестве. Все верят в чудотворную силу иконы, все молятся святому Николе, и торжество это сделалось торжеством национальным, национальною необходимостию. Между тем другие толпы покрывают оба берега реки, которых не видать под плотною массою народа. Масса эта провожает икону глазами и потом спешит сухим путем или водою на Великую реку, где иной год собирается до 100000 человек.

Несколько раз, после перенесения в Хлынов, носили этот чудотворный образ в Москву. В первый раз по указу царя Иоанна Васильевича в 1552 году26[26]. При царе Алексее Михайловиче 1647 года он был в Москве поновлен. Духовные, служившие при иконе, получили разные права и преимущества.

607

О ВОТЯКАХ, ЧЕРЕМИСАХ И ТАТАРАХ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

26[26] Тогда воздвигнута в Москве поныне существующая церковь Николы Хлыновского.

Вотяки, черемисы и татары отличаются друг от друга нравами, образом жизни, земледельческим и домашним хозяйством.

Вотяки народ полудикий, суеверный, но добросовестный, кроткий, покорный и примерно трудолюбивый; придерживаясь обычая предков своих, избегают сближения с русскими, более их образованными, отличающимися чистотою и опрятностию домов и лучшим их устройством. Почти все они крещеные и ежегодно бывают на исповеди, как отзывается местное духовенство; но за всем тем имеют весьма слабое понятие о том, что должно знать православному христианину.

Домашний быт вотяка для человека, привыкшего к чистоте, невыносим. Зимою живут они в больших избах, где помещаются также телята, козы, овцы и домашние птицы; весною переходят в клети, построенные во дворе, посреди которых днем и ночью тлится огонь под навешенным котлом, в котором приготовляется обыкновенная их пища, род кашицы с куском вяленой говядины или баранины, иногда сушеного зайца или белки, истолченных вместе с костями в мелкий порошок.

Пред наступлением полевых работ вотяки празднуют целую неделю, для чего приготовляют брагу и дозволенную им кумышку. С начала сенокоса до окончательной уборки озимого и ярового хлебов все способные к работе ни днем, ни ночью не сходят с поля, только старики и малолетние остаются в домах для присмотра. Вотяки имеют благоразумную предосторожность устроивать гумна и складывать хлеб вне селения, иногда за полверсты от оного, для безопасности от пожаров, и стараются иметь запас оного на два и даже три года на случай неурожая. Этот запас, несмотря даже на значительную дороговизну, остается неприкосновенным. Зимою занимаются они выделкою кулей, рогож, звериною ловлею и вымолотом хлеба на продажу и для собственного употребления. Будучи привычны к холоду и зною, они в самые сильные морозы не имеют обыкновения одеваться тепло, подобно русскому или татарину, а носят обыкновенно легкие полушубки до колена, а сверху полусуконное или холщевое полукафтанье. Во всякое время года они находят для себя занятие и весьма редко можно встретить здорового вотяка праздным, почему все

Скачать:TXTPDF

Уржум при р Вятке, Яранск при Пижме, Царевоганчурск при Кокшаге. С другой стороны, открытие пути в Сибирь, а особенно заведение соляных Усольских варниц Строгановыми (1550 г.) способствовало к привлечению из