Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 33. Дополнения к изданию. Публичные чтения Г. Грановского

они живут безбедно, а многие даже зажиточно.

Религиозные понятия некрещеных вотяков весьма грубы. В случае какого-либо несчастия, как-то: неурожая, градобития, повальной болезни, скотского падежа, следуя преданиям, приносят жертву духу зла. Для сего, зарезав утку, гуся или теленка, варят их в котле, из которого каждый, участвующий в жертвоприношении, почерпнув первую ложку, выливает на огонь. Потом съедают приготовленное и тем оканчивают жертвоприношение. Обряды эти исполняются иногда и крещеными вотяками; но беспрерывным назиданием местного духовенства и полиции, случаи эти урежаются. Язык вотяцкийбедный, способный выражать только самые обыкновенные нужды, — довольно приятен для слуха. В нем нет этого

608

стечения грубых согласных букв, которое так терзает ухо при разговоре татарина. У вотяков нет поэзии, т. е. нет ни сказаний, ни песен, переходящих от поколения к поколению изустно или письменно. Между тем они имеют большую склонность к пению и, не имея постоянных песен, поют о том, что представляется глазам. Ежели спросить поющего вотяка, что поет, он ответит: лесом едем, лес поем, полем едем, поле поем. Чаще же всего поют одни слоги, не имеющие никакого значения.

Черемисы во всем сходны с вотяками и отличаются только языком и одеждою: столько же дики и суеверны, но более упрямы и своенравны, более верят нелепым бредням мудрецов своих. У черемис есть предание, будто бы вотяки некогда были им подвластны, а потому питают к сим последним некоторое презрение. Подобно вотякам неопрятные и живущие в вечном дыму, они подвергнуты многим недугам, в особенности глазным болезням. Некрещеные черемисы признают многих богов: у них есть бог грома — кудурце юму, бог земли — кабя юму, бог солнца — юм каче, бог животных — сын юму, пятничный бог — уишнян юму (черемисы празднуют пятницу); бог пчел — пюрокш юму. Язык черемисский разделяется на разные наречия, имеющие между собою довольно значительную разность. В Яранском уезде три такие наречия: Кордемское (к Уржумскому уезду), Пачинское (к Котельничу) и Устинское (к Костромской и Нижегородской губерниям).

Татары, одаренные от природы лучшими умственными способностями, нежели первые, и крепким телосложением, могли бы, без сомнения, чрез труд достигнуть благосостояния, но отвращение от земледелия и желание приобретать легчайшим способом доводит многих из них до крайности. Хлебопашество у них в самом жалком положении; они всегда последние принимаются за полевые работы. Когда русские, вотяки и черемисы, при наступлени весны, занимаются паханием и в продолжение одного месяца оканчивают яровой посев, тогда татары подеревенно празднуют Зипн, нимало не заботясь о приготовлении земли к посеву и самом посеве. Праздник этот не есть религиозный, а вошедший в употребление издревле. Каждое почти селение имеет свой день, в который татары окрестных селений съезжаются на праздник. После угощения в домах, выезжают на поле, где производится конская скачка и борьба. Обогнавший всех и отличившийся силою получают в награждение платки, полотенца, кушаки и т. д. по определению старших, распоряжающих<ся> праздником. На другой день отправляются на такой же праздник в другое селение и т. д.

Празднование Зипна начинается в половине апреля и продолжается до последних чисел мая. Тогда только на изнуренных лошадях выезжают на пашню. Спахавши на скорую руку и облегчая обессиленную лошадь мелким запуском сохи в землю, царапают только поверхность оной; а, засеявши на столь худо приготовленной пашне, боронить высылают детей, которые и оканчивают работу. При паровой пашне татары также всегда бывают последними; пашут худо, сеют поздно, и потому всегда имеют недостаток в хлебе. Мена лошадьми, мелочная торговля крестьянскими товарами, извоз, распилка леса и плотничная работа суть обыкновенные

609

занятия татар, которые, будучи ловки и хитры, обманывают простодушных поселян. Во время разъездов и работ высматривают где что есть, знакомятся с расположением домов и, спустя некоторое время, производят кражи сами или чрез своих сообщников. Многие из них, не имея удачи в своем уезде, преимущественно же те, которые судились за подобные промыслы, получив паспорты, или билеты, расходятся в разные губернии, не оставив своим семействам средств для пропитания. Татары имеют страсть к роскоши, но ленивы, привержены к пьянству и склонны к воровству. Примеры наказания за преступления мало на них действуют; есть случаи, что целые семейства, начиная от отца до последнего сына, сосланных в Сибирь или отданных в солдаты, не удержали их родственников или сообщников от подобных преступлений.

610

ПУБЛИКАЦИИ ВО «ВЛАДИМИРСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»

ВЛАДИМИРСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Между огромнейшими памятниками царствования императора Николая 1-го, столь полного усовершенствованием всех элементов быта государственного, заведение в губернских городах публичных библиотек занимает место важное. Публичная библиотека никоим образом не заменяется учебными заведениями, она передает все умственное движение и передает прямо массам, и потому необходимость их представилась мужу государственному Н. С. Мордвинову; государь император, столь ревностно занимающийся усовершенствованием просвещения России, — дал жизнь мысли Мордвинова, и вот в главнейших городах России заведены библиотеки, ревнители просвещения снабдили их достаточными средствами, и книги, которые так трудно добывались прежде в дальних провинциях, вошли в оборот. Считаем не излишним сказать несколько слов о нашей публичной библиотеке.

Владимирская библиотека получила основание с 1 января 1834 года, и при начале существования своего имела уже 965-ть томов различных сочинений на русском и французском языках, купленных на пожертвованные деньги; после открытия ежегодно прибавлялись сочинения, частию приношениями, частию покупками, сделанными по распоряжению г<осподина> гражданского губернатора (под главным ведением которого она и состоит). В течение 1835 и 1836 годов доставились чрез посредство г<осподина> министра народного просвещения от разных мест 609 томов. Сверх того ежегодно выписывались лучшие периодические издания. Действия библиотеки должны были отчасти сократиться на нынешний год, по недостатку средств — и она получает токмо журналы Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, «Общеполезных сведений», «Земледельческий», «Мануфактур и Торговли», «Горный», «Коммерческую газету», «Библиотеку для чтения», «Северную пчелу» и еще некоторые сочинения, периодически выходящие («Энциклопедический лексикон» и «Живописное обозрение»).

Но не должно сомневаться, что жители Владимирской губернии, особенно просвещенное дворянство, показавши столько усердия при учреждении

библиотеки, допустят падение ее, а напротив, окажут средство на прочном основании расширить круг ее действия.

В настоящее время библиотека помещается в Доме дворянства и занимает 2 комнаты, весьма удобные и снабженные всем необходимым, где с большим удовольствием всегда можно видеть занимающихся чтением, особенно из учащихся в гимназии и семинарии. По замечанию г<осподина> смотрителя читаются наиболее журналы, это весьма естественно, журналы и составляют собственно жизнь публичных библиотек.

Итак, каждый житель города имеет возможность знать все, что делается на земном шаре. Правительство доставило ему средство. С одной стороны статистические комитеты, губернские выставки и губернские газеты раскрывают по всем направлениям внутреннюю жизнь каждой части России, представляя в сумме обширный статистический факт миру, который с удивлением смотрит на северного исполина. С другой — вся сумма познаний, изобретений и усилий всего мира отдана публичными библиотеками в губернских городах в народное употребление каждой части России. — И все это сделано одним правительством, благословим же его!27[27]

СВЯТАЯ НЕДЕЛЯ

С самого первого дня праздника и во всю неделю погода была превосходная, прекрасные окрестности Владимира оделись в свое весеннее платье для того, чтобы участвовать в торжестве. В два дни исчезли все следы зимы, и множество гуляющих на улицах и бульварах оживляли во всю неделю город; Клязьма вскрылась 9 числа и разлившись течет теперь во всей красоте своей. Конечно, немного губернских городов могут представить такие виды, как Владимир, например, с вала, окружающего Рождественский монастырь. Пространство более нежели на двадцать верст раскрывается с трех сторон, смиренные деревеньки стелятся около своих церквей, а эти церкви, самой старинной архитектуры, напоминают историческую святость края. Как голубая лента чрез плечо, льется Клязьма чрез равнину и превосходный вид оканчивается Дмитриевским собором. Несмотря на позднейшие пристройки, он сохранил свой начальный характер, на нем ясно отпечатывается простота и величие, проникнутое глубокою мыслию византийского зодчества. Душа, невольно насладясь природой, возносится молитвой к небу, глядя на памятник благочестия великого князя Всеволода Ш-го. В заключение заметим, не показывает ли выбор места для города и здание, выполненное в таком прекрасном стиле, как Дмитриевский собор, что изящное и в самые отдаленные эпохи не было чуждо душе русской.

612

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ УЕЗДНОГО ГОРОДА СУЗДАЛЯ

<ВСТУПЛЕНИЕ, ПРИМЕЧАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ>

27[27] Библиотека бывает открыта ежедневно зимою и летом, от 8-ми часов утра до 2-х пополудни, и после обеда.

В № 24 «Прибавлений» было помещено краткое описание Суздаля, подобно прочим уездным городам извлеченное из отчета полиции. Это описание составляет остов статистики городов нашей губернии. Но ими далеко не исчерпано все, что могут сообщить публике сами жители уездных городов. Г-н Смирнов, учитель Суздальского уездного училища, доставил в редакцию статистическое обозрение Суздаля, ныне помещаемое. В нем найдут читатели более полное и многостороннее описание, мы опускаем только те сведения, которые были помещены в № 24, и описание Спасо-Евфимьевского монастыря, о котором столь любопытную статью доставил штабс-капитан генерального штаба Н. Б. Герсеванов, помещенную в № 37.

В следующем № в отделении о богоугодных заведениях поместятся дальнейшие подробности о сей богадельне.

Такого рода заведение, увековечивающее память г. Блохина, сзывающее ежедневно на него благословения неимущих граждан суздальских, получивших от него кусок хлеба и приют, — совершенно в духе русского купечества, отличающегося благотворительностию и готовностию на пожертвования, особенно для храмов божьих и богоугодных заведений. Всякое важное событие в их жизни отмечается вкладами и пожертвованиями; мы с истинным умилением смотрим на это совершенно народное чувство. Кому неизвестно, что большая часть церквей наших — памятники событий важных. Скромные и благочестивые великие князья и цари молитвою радовались успехам, к молитве прибегали в несчастиях, а с молитвой тесно соедина благотворительность. Русское купечество умело сохранить эту святую сторону характера народного. Пожертвование г. Блохина городу, в котором он родился, доказывает это лучше всяких слов.

Некоторые подробности опущены, потому что были помещены в 24 № .

В заключение редакция вменяет себе в особенное удовольствие поблагодарить г. Смирнова за любопытное его описание города, столь замечательного по историческим воспоминаниям. Желательно, чтобы труд г. Смирнова возбудил соревнование г<оспод> учителей в других уездных городах; редакция готова служить посредницею между ими и публикою.

613

ОТ РЕДАКЦИИ

С нынешнего листка «Прибавлений» наступает второй период их существования: издание губернской газеты дело столь новое, столь нелегкое, что мы первые готовы сознаться — пересматривая прошлогодние листки «Прибавлений», — что они еще далеки от того, чем могли бы быть; хотя мы и уверены, что план, нами принятый, вполне удовлетворителен (не будучи вполне выполненным). Вероятно, с каждым годом Владимирская газета будет улучшаться — нам приятно так думать. Тем не менее пересмотр прошлогоднего издания невольно приводит нас к желанию искренному и сильному поблагодарить

Скачать:TXTPDF

они живут безбедно, а многие даже зажиточно. Религиозные понятия некрещеных вотяков весьма грубы. В случае какого-либо несчастия, как-то: неурожая, градобития, повальной болезни, скотского падежа, следуя преданиям, приносят жертву духу зла.