от культуры этого темного и забитого человека, не знавшего своего происхождения.
Стр. 82. Народ поступил, как ~ Санчо-Панса, — он отказался от мнимого престола или, лучше сказать, и не садился на него. — Шутливая история о губернаторстве Санчо-Пансы рассказывается Сервантесом во второй части «Дон Кихота» (см. главы ХЬП —ЬШ).
Стр. 83. … подать голос за племянника. — За Луи Наполеона, который был племянником Наполеона I.
… по 45-сантимному налогу… — 45-сантимный налог на каждый франк прямых налогов на земельных собственников был введен декретом Временного правительства 16 марта 1848 г. Он породил глубокое недовольство среди крестьян
… бедным работникам не выдают пассов в Париж. — Об этом мероприятии французского правительства Герцен в письме к московским друзьям от 2 — 8 августа 1848 г. писал: «Вы знаете, что в Париж не пускают работников, не имеющих прежде места, что из департаментов не выдают пассов бедным работникам».
СОИ8ОЕАТ1О
Впервые напечатано на немецком языке в издании 1850 г. (см. раздел «Варианты»). В переработанном виде русский текст напечатан в изданиях 1855 и 1858 гг. Датировано «Сошо1або» 1 марта 1849 г. Автограф неизвестен.
Стр. 86. Der Mensch ist nicht geboren frei zu sein. — Слова Тассо из драмы Гёте «Torquato Tasso» (действие II, явление 1).
…за эту каплю воды Лазарю … — Герцен использует образ евангелького Лазаря, который якобы был воскрешен Иисусом Христом, пролившим слезы над его могилой (Евангелие от Иоанна, гл. XI, 17—45).
Стр. 91. …Монтионовские премии… — Так назывались по имени филантропа Монтиона, оставившего большую часть своего состояния для благотворительных целей, установленные во Франции премии за добродетель.
Стр. 94. «Человек родится быть свободным — и везде в цепях!» — Этими словами начинается первая глава сочинения Руссо «Об общественном договоре».
Стр. 97. … Аристотель называет Анаксагора первым трезвым между пьяными греками… — См. «Метафизику» Аристотеля (книга I, гл. 3).
…на призыв двенадцати апостолов? — По евангельскому преданию двенадцать апостолов после смерти Христа деятельно служили распространению христианского учения.
Стр. 101. … я при этом вспоминаю робеспьеровское выражение: «Uathéisme est aristocrate». — Слова из речи Робеспьера, произнесенной им в Якобинском клубе 21 ноября 1793 г.
/V
… Fête de l’Etre Suprême. — Герцен имеет в виду состоявшийся 8 июня 1794 г. праздник «верховного существа», установленный декретом Конвента от 7 мая 1794 г. Декрет, провозгласивший культ «верховного существа», был принят по предложению Робеспьера.
… голова атеиста Клоца, пожертвованная предрассудку, лежала в ногах его… — В Анахарсисе Клоотсе, провозгласившем себя «личным врагом бога» и выступавшем за «дехристианизацию», Робеспьер, утверждавший
507
необходимость религии для народа, видел одного из своих непримиримых противников. По настоянию Робеспьера он был исключен из Якобинского клуба, а затем казнен 24 марта 1794 г. вместе с другими эбертистами. Об Анахарсисе Клоотсе см. в рассказе «Первая встреча» (т. I наст. изд., стр. 110—111).
ЭПИЛОГ 1849
Впервые напечатано на немецком языке в органе немецкой демократической эмиграции «New York Abend-Zeitung», повидимому, в сентябре или октябре 1850 г., под датой: «Лондон 21 декабря 1849 г.» На самом деле статья была написана в Цюрихе. Авторство Герцена указано в подзаголовке. Вырезки из двух номеров этой статьи имелись в архиве Герцена и ныне хранятся в ЛВ. Они не дают возможности определить дату выхода тех номеров, из которых они извлечены. В книгохранилищах СССР экземпляров этой газеты найти не удалось.
Редакция нью-йоркской газеты снабдила публикацию «Эпилога 1849» следующим любопытным примечанием: «Рукопись печатаемого нами, по просьбе многих наших подписчиков, „Эпилога» была передана прошлой весной г. Юлиусу Фребелю …На последней своей лекции он сообщил содержание этой рукописи своим слушателям. Никому другому ни в Европе, ни в Америке эта рукопись не известна и не доступна, потому что парижская полиция конфисковала русский оригинал при обыске у автора».
Немецкий перевод в «New York Abend-Zeitung» отличается от русского оригинала, изложенного более сжато, многочисленными отклонениями, главным образом стилистического характера. Интересно отметить пропуск в
немецком переводе следующей фразы: «Разве ушедшие в Америку не снесли с собою туда старую Англию?» Вероятно, этот пропуск — результат редакционной цензуры нью-йоркской газеты.
Вторично напечатано, также по-немецки, в журнале «Deutsche Monatsschrift für Politik, Wissenschaft, Kunst und Leben», 1850, № 12, стр. 463 —472, с подписью Iskander (см. раздел «Варианты»). Журнальная публикация «Эпилога 1849» так же, как и «Omnia mea mecum porto», имела ряд искажений и композиционно отличалась от русских авторизованных изданий. Русский текст впервые опубликован в издании 1855 г. и почти без изменения перепечатан в издании 1858 г. Об обстоятельствах, при которых статья была написана, см. в «Былом и думах» («Западные арабески. Тетрадь вторая. I. Il pianto»).
Стр. 107. Opfer fallen hie … — Цитата из баллады Гёте «Die Braut von Korinth».
От восстановленной гильотины в Париже… — Герцен имеет в виду результаты судебного процесса по делу о расстреле в июньские дни парижскими инсургентами генерала Бреа, командовавшего одной из колонн в армии Кавеньяка. В результате процесса, продолжавшегося с 15 января по 9 февраля 1849 г., двое из преданных суду инсургентов были приговорены к смертной казни и гильотинированы. Тем самым фактически был нарушен один из первых декретов Временного правительства об отмене смертной казни за политические преступления.
…от буржского процесса… — В марте — апреле 1849 г. в г. Бурже шел процесс по делу о парижской демонстрации 15 мая 1848 г. Верховный суд приговорил организаторов демонстрации (Барбеса, Бланки, Распайля, Альбера и др.) к ссылке и тюремному заключению на длительные сроки.
…до кефалонийских виселиц, поставленных англичанами Эля детей.. — На подвластном Англии о. Кефалония (один из Ионических островов)
в 1848 — 1849 гг. происходило восстание за национальную независимость которое было жестоко подавлено англичанами.
… от пуль, которыми расстреливал баденцев брат короля прусского… — Наследный принц Вильгельм, брат прусского короля Фридриха-Вильгельма IV, впоследствии первый император объединенной Германии, командовал прусскими войсками, жестоко подавившими в мае — июне 1849 г. революционное движение в южных районах Германии (особенно в герцогстве Баденском).
… от Рима, падшего перед народом, изменившим человечеству… — Герцен называет так французский народ, поскольку в 1849 г. французские войска, по требованию буржуазной контрреволюции, начали военную интервенцию против Римской республики в защиту прав папы Пия IX и 3 июля 1849 г., несмотря на героическое сопротивление итальянцев, вступили в Рим.
… до Венгрии, проданной врагу полководцем, изменившим отечеству… — Имеется в виду предательская политика Гергея, главнокомандующего армией революционной Венгрии. Измена Гергея стала очевидной, когда он завел венгерскую армию в окружение и 13 августа 1849 г. капитулировал перед русскими войсками, посланными в Венгрию Николаем I для подавления революции.
Стр. 108. Вместо Мария… — Имя римского полководца и политического деятеля Мария Герцен употребил здесь как олицетворение мести. В основе этой параллели лежит факт истории. Борясь с Суллой, выразителем интересов крупного землевладения и рабовладения, Марий жестоко расправился со своими противниками, отомстив им за свое временное поражение.
… убийство Роберта Блума… — Роберт Блюм, посланный франкфуртским парламентом в Вену, был расстрелян там 9 ноября 1848 г. контрреволюционными войсками Виндишгреца.
Стр. 110. … еош е пеош истории… — См. примечание к стр. 32.
Стр. 111. … республика Конвента—пентархический абсолютизм… — Называя французскую республику эпохи Конвента «пентархическим» (т. е. пятиглавым) абсолютизмом, Герцен подчеркивал, что в период якобинской диктатуры вся полнота власти была сосредоточена в руках Комитета общественного спасения, созданного декретом Конвента от 6 апреля 1793 г., руководящая роль в котором принадлежала Робеспьеру, Сен-Жюсту, Кутону, Карно. Кого Герцен считал пятым, сказать трудно, возможно, Билло-Варенна или Колло д’Эрбуа.
Стр. 112. … безумной эпохи императорства… — Имеется в виду империя Наполеона I.
Кровавый террорист католицизма, Местр, боясь его, подавал одну руку папе, другую палачу. — Будучи яростным противником революции и не удовлетворившись теми формами, которые приняла реставрация во Франции, Жозеф де Местр искал спасения от революции в католицизме и в 1819 г. написал произведение «Du Pape», в котором провозглашал непогрешимость авторитета папской власти, требуя установления власти пап над всем христианским миром. Утверждая неизбежность насилия и зла, Местр доходил до восхваления деятельности палача.
… единственный поэт XIX столетия ~ умер 37 лет в возрождавшейся Греции ~ «берегов своей родины». — Имеется в виду Байрон, принимавший участие в национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого ига и умерший на 37 году жизни в Миссалонги (Западная Греция).
Стр. 113. …«подземный крот» работал неутомимо. — Герцен вспоминает образ из трагедии Шекспира «Гамлет» (слова Гамлета, акт I, сцена пятая). Этот образ был использован Гегелем в «Лекциях по истории философии
509
(кн. третья, часть третья, гл. IV, Е) Интересно отметить, что этот же образ был использован К. Марксом в его работе «18 брюмера Луи Бонапарта» при определении неизбежности революционных преобразований в Европе (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в 2-х томах, т. I, 1952, стр. 291).
OMNIA МЕА MECUM PORTO
Впервые напечатано анонимно на немецком языке, с подзаголовком «Eine freundschaftliche Admonition» в журнале «Deutsche Monatsschrift für Politik, Wissenschaft, Kunst und Leben» (1850, № 8, стр. 224—243) со следующим примечанием от редакции: «Нижеследующее послание получено нами от автора «Писем из Италии и Франции,, и книги „С того берега„ (обе книги опубликованы с русской рукописи Гофманом и Кампе) в момент, когда в рядах партии гораздо серьезнее стал обсуждаться вопрос о ее задачах и будущности. Поэтому мы немедленно доводим его до сведения наших друзей. Они прочитают его с напряженным вниманием и испытают диалектическую силу его слов по той деятельной энергии, к которой эти слова призывают. Каким бы ни было наше решение, мы останемся признательны заботливому чувству увещевателя за то, что он призвал нас к новой инициативе и подготовил почву для взгляда на жизнь, который, несмотря на все свои философские сомнения и скорби, действует укрепляюще и возвышающе».
Русский текст в переработанном виде вошел в издания 1855 и 1858 гг. Статья датирована 3 апреля 1850 г. Об обстоятельствах, при которых она была написана, Герцен подробно рассказывает в V части «Былого и дум».
Стр. 115. Ce n’est pas Catilina… — Измененное Герценом выражение Прудона — заключительные строки из его статьи «Philosophie du 10 mars (2-е article)» («Философия 10 марта. Статья 2-я»). Статья была помещена в № 178 газеты «La Voix du Peuple» от 29 марта 1850 г. У Прудона: «… ce n’est pas Catilina, ce n’est pas la banqueroute qui est à vos portes: c’est la mort» <«... это не Катилина, это не банкротство у ваших ворот: это — смерть»>.
Komm her,wir setzen uns zu Tisch… — Не совсем точная цитата из «Кротких Ксений» (V) Гёте. У Гёте:
«Komm her! Wir setzen