Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 7. О развитии революционных идей в Росси. Произведения 1851 — 1852 годов

одна разъясняет истинную роль норманнов.

134[29] здесь: специально для этого учрежденной (лат.).

135[30] кондотьерам (итал.).

136[31] адской буре (итал.).

137[32] Надо также заметить, что герои сказок — Илья Муромец, Иван Царевич и пр. — имеют гораздо больше сходства с гомеровскими героями, чем со средневековыми; «богатырь» — не рыцарь, как и Ахилл.

138[33] См. великолепное исследование г-жи Тальви о славянских песнях в ее труде, напечатанном в 1846 году в Нью-Йорке.

139[34] Пугачев и его сподвижники принадлежали к староверам

140[35] ни переводчиком, ни предателем (итал.).

141[36] другую сторону (лат.).

142[37] Там, под облачным небом, где краток день, рождается племя, которому умирать не жалко (итал.).

143[38] Не без некоторого страха приступаю я к этой части моего обозрения.

Читатель поймет, что у меня нет возможности все сказать, а во многих случаях — и назвать имена людей; чтобы говорить о каком-нибудь русском, надо знать, что он в могиле или в Сибири. И лишь по зрелом размышлении решился я на эту публикацию; молчание служит поддержкой деспотизму, то, о чем не осмеливаешься сказать, существует лишь наполовину.

144[39] во должности (лат.). — Ред.

145[40] После революции 1848 года цензура стала манией Николая. Не удовлетворенный обычной цензурой и двумя цензурами, которые он учредил за пределами своих владений, в Яссах и Бухаресте, где по-русски не пишут, он создал еще вторую цензуру в Петербурге; мы склонны надеяться, что эта двойная цензура будет полезней, чем простая. Дойдет до того, что будут печатать русские книги вне России, это уже делают, и, как знать, кто окажется более ловок, свободное слово или император Николай.

146[41] Нечто вроде Латинского квартала, где живут главным образом литераторы и артисты, не известные в других частях города.

147[42] Стихи, посвященные Лермонтовым памяти князя Одоевского, одного из осужденных по делу 14 декабря, умершего на Кавказе солдатом.

148[43] Стихотворение Лермонтова превосходно переведены на немецкий язык Боденштедтом. Существует французский перевод его романа «Герой нашего времени», сделанный Шопеном.

149[44] «Тарас Бульба», «Старосветские помещики» и некоторые рассказы Гоголя переведены на французский язык Виардо. Есть немецкий перевод «Мертвых душ».

150[45] Русский дипломат времен Алексея, отца Петра I; опасаясь преследований царя, он бежал в Швецию и был обезглавлен в Стокгольме за убийство.

151[46] заранее (лат.).

152[47] Перчатка с одним пальцем, которую носят крестьяне

153[48] Прудон находился тогда в тюрьме Сент-Пелажи

154[49] действии совершённом и действии совершающемся (лат.).

155[50] «Господин и раб» (нем.).

156[51] Мы имеем в виду общество Петрашевского. У него собирались молодые люди, чтобы обсуждать социальные вопросы. Этот клуб существовал уже несколько лет, когда в начале венгерской кампании, правительство решило объявить его широким заговором и усилило аресты.

Оно нашло мнения там, где искало преступный сговор, это не помешало ему осудить всех на смертную казнь, чтобы придать себе ореол милосердия Царь заменил это наказание каторгой, ссылкой или солдатчиной. Среди осужденных называют Спешнева, Григорьева, Достоевского, Кашкина, Головинского, Момбелля и др.

158[53] В своем очень интересном, но неистово реакционном труде, посвященном земледельческой России, который он опубликовал в 1847 году, одновременно по- немецки и по-французски.

159[54] Из документов, публикуемых министерством внутренних дел, видно, что ежегодно, даже до последней революции 1848 года, от 60 до 70 помещиков оказывались убитыми своими крестьянам. Не является ли это постоянным протестом против незаконной власти этих помещиков?

160[55] Ввиду отсутствия этого предисловия в публикуемом ниже авторизованном переводе «Русского народа и социализма», русский текст его приводится здесь: («Предисловие ко второму изданию). Письмо это, напечатанное в Ницце в 1851 году, получило распространение только в Пьемонте и Швейцарии. Почти все издание было захвачено в Марселе таможней, забывшей возвратить его, несмотря на требования.

Времена изменились; тем не менее, мы полагаем, что письмо это не будет лишено интереса для публики.

Знаменитый историк опубликовал в .L’Avènement» по поводу этого письма статью, полную доброжелательства и личных дружеских чувств к автору» (франц.).

161[56] Feuilleton du journal VEvénement, depuis.le 28 août jusqu’au 15 septembre 1851.

162[57] Hégel. Œuvres posthumes.

163[58] Et non d’après le nombre d’enfants

164[59] Les paysans d’une commune qui appartient au prince Kozloffski, achetèrent leur affranchissement en payant une somme convenue au propriétaire. Le sol a été partagé entre les paysans en raison de la somme pour laquelle chacun a contribué au rachat de sa liberté. Cet arrangement semblait aussi juste que naturel. Cependant les paysans le trouvèrent si incommode et si peu conforme à leur habitude, qu’ils résolurent de répartir entre eux le montant de la somme de rachat, comme une simple dette de la commune et de procéder au partage du terrain d’après le système généralement adopté. C’est Haxthausen qui raconte ce fait dans ses Etudes sur la vie populaire en Russie. L’auteur lui-même a visité la commune en question. — M. Tégoborsky, membre du conseil d’Etat en Russie, dans un ouvrage dédié à l’empereur Nicolas, publié récemment à Paris, dit que le système du partage des terres lui paraît être défavorable à la culture (toujours de l’agriculture pour l’agriculture), mais, il ajoute: «Ce sont des inconvénients auxquels il est très difficile de remédier, car ce système de partage se rattache à l’organisation de nos communes, à laquelle il serait dangereux de toucher : il repose sur l’idée fondamentale de l’unité de la commune et de l’égalité des droits qu’a chacun de ses membres à une part proportionnée du sol appartenant à la communauté. Par là, il consolide et fortifie l’esprit communal qui est un des éléments les plus conservateurs de l’organisation sociale. C’est en même temps un des meilleurs préservatifs contre l’invasion du prolétariat et des idées communistes». (C’est facile à concevoir qu’un peuple qui possède des pratiques de la communauté n’ait pas beaucoup à craindre les idées communistes.)

«Ce qui est remarquable c’est le bon sens et la pratique avec lesquels nos paysans modifienteux- mêmes, selon les circonstances locales, les inconvénients de ce système; c’est la facilité avec laquelle ils s’arrangent entre eux pour compenser les inégalités résultant de la qualité du sol, et la confiance avec laquelle chacun se soumet aux décisions des anciens de la commune.—On devrait croire que ces sortes de répartitions de terrains, souvent renouvelées, donnent lieu à des nombreuses contestations; et pourtant les intéressés ont rarement recours à l’intervention de l’autorité. Ce fait, très surprenant en lui-même, s’explique par une seule cause, savoir que ce système, quelque vicieux qu’il puisse être, s’est tellement identifié avec les mœurs et les idées, que les paysans en supportent sans mécontentement tous les inconvénients». «Autant,— dit le même auteur,— l’idée de l’association est innée au paysan russe et se reproduit dans toutes les phases de la vie, autant l’esprit de corporation, l’esprit municipal, qui a formé le noyau de la bourgeoisie occidentale, est contraire à ses mœurs».

(Etudes sur les forces productives de la Russie, par M. Tégoborski, tome premier, page 142 et page 331.)

165[60] Mozart et Salieri. Ce poème est traduit en allmand, par M. Kodenstadz !

166[61] Ainci aue l’a dit admirablement un collaborateur du journal Il Progresso ,dans un article la Russe, publie le 1er août 1851.

167[62] Bakounine est détenu dans la forteresse de Pétersbourg.

168[63] В фельетоне журнала «L’Evénement», от 28 августа до 15 сентября 1851. После этого легенда о Костюшке взошла в особо изданный том сочинений Мишле под заглавием «Демократических легенд».

169[64] Быть иль не быть (англ).

171[66] Гегель, в посмертных сочинениях.

172[67] Крестьянская община, принадлежавшая кн. Козловскому, откупилась на волю. Землю разделили между крестьянами сообразно суммам, внесенным каждым из них в складчину для выкупа. Это распоряжение, повидимому, было самое естественное и справедливое. Однакож крестьяне нашли его столь неудобным и не согласным с их обычаями, что они решились распределить между собою всю сумму выкупа, как бы долг, лежащий на общине, и разделить земли по принятому обыкновению. Этот факт приводится г. Гакстгаузеном. Автор сам посещал упомянутую деревню.

Г-н Тенгоборский говорит в книге, недавно вышедшей в Париже и посвященной императору Николаю, что эта система раздела земель кажется ему неблагоприятною для земледелия (как будто ее цель — успехи земледелия!), но, впрочем, прибавляет: «Трудно устранить эти неудобства, потому что эта система делений связана с устройством наших общин, до которого коснуться было бы опасно: оно построено на ее основной мысли об единстве общины и о праве каждого члена на часть общинного владения, соразмерную его силам, поэтому оно поддерживает общинный дух, этот надежный оплот общественного порядка. Оно в то же время самая лучшая защита против распространения пролетариата и коммунистических идей». (Понятно, что для народа, обладающего на деле владением сообща, коммунистические идеи не представляют никакой опасности.) «В высшей степени замечателен здравый смысл, с которым крестьяне устранивают, где это нужно, неудобства своей системы; легкость, с которою они соглашаются между собою в вознаграждении неровностей, лежащих в достоинствах почвы, и доверие, с которым каждый покоряется определениям старшин общины.— Можно было бы подумать, что беспрестанные дележи подают повод к беспрестанным спорам, а между тем вмешательство властей становится нужным лишь в очень редких случаях, Этот факт, весьма странный сам по себе, объясняется только тем, что эта система при всех своих неудобствах так срослась с нравами и понятиями народа, что эти неудобства переносятся безропотно».

«Насколько,— говорит тот же автор,— идея общины природна русскому народу и осуществляется во всех проявлениях его жизни, настолько противен его нравам корпорационный муниципальный дух, воплотившийся в западном мещанстве» (Тенгоборский, «О производительных силах России», Т. I).

173[68] Право первой ночи (лат.).

174[69] Олений парк (франц.).

176[71] «Du développement des idées révolutionnaires en Russie».

177[72] По прекрасному выражению одного из сотрудников журнала «Il Progresso» в номере от 1 августа, в статье о России.

178[73] сомнения, от scrupule (франц.)

179[74] золотой серединой (франц.).

180[75] J’ai parlé de ce jeune homme remarquable, mort en Italie,dans Ша brochure: Sur les idées révolutionnaires en Russie, pages 30 — 31.

181 [76] J’ignorais ces faits lorsque j’écrivais ma brochure Sur les idées révolutionnaires en Russie.

182[77] Я говорил об этом замечательном молодом человеке, умершем в Италии, в своей брошюре «О революционных идеях в России», страницы 130 — 131.

183[78] Старую Англию (англ.).

184[79] Я не знал этих фактов, когда писал свою брошюру «О революционных идеях в России»

185[80] В здоровом теле здоровый дух (лат.).

186[81] Здесь: не мудрствуя лукаво (франц.).

188[83] peggio — хуже (итал.); по-видимому, здесь игра слов: удары последуют один за другим, как в музыкальном аккорде арпеджио.

189[84] ошибка, промах (франц. faute).

190[85] Приняв во внимание (франц)

191[86] В конце концов (франц.).

192[87] разновидность (лат.).

193[88] о лучшей

Скачать:TXTPDF

одна разъясняет истинную роль норманнов. 134[29] здесь: специально для этого учрежденной (лат.). 135[30] кондотьерам (итал.). 136[31] адской буре (итал.). 137[32] Надо также заметить, что герои сказок — Илья Муромец, Иван