национальное направление доходило до таких же нелепостей, но оно было независимо нелепо, нелепо без всякого отношения к III отделению или к управе благочиния.
5 Вместо: Так ~ годов // Лет пятнадцать тому назад
6 Вместо: неясную // премудреную
9 Вместо: чем ~ чем // нежели ~ нежели
26 Вместо: прирезать // приколоть
28 После: негодование. // Я этот случай рассказал для того, чтоб еще раз показать, какая страшная стремнина патриотизм и исключительная национальность, как уносит она вспять людей и как близка к животной ненависти; последовательный патриотизм оканчивается непременно по колена в крови.
29–31 Вместо: В такую-то ~ и Новгороде. // В такую партию, кровожадную en herbe[195], сложились московские славяне во время нашей ссылки. Их развила полемика, они сомкнули свои ряды при появлении чаадаевского письма; война с Белинским и дальнейшее развитие панславизма на Западе сложило их окончательно.
Стр. 138–139
32–20 Вместо: Страстный ~ speranza. // Споры наши, немедленно начавшиеся, так закрепили и развили до последних крайностей наши разные воззрения, так отдалили наше взаимное понимание – всеми колкостями, преувеличениями, всеми выводами ad absurdum[196], что мы вовсе не видали сквозь чадного, церковного ладана, что за ризами и мурмолками была сильная, юная мысль, и, что всего важнее, мысль своевременная.
Прежде нежели мы пойдем далее, несколько слов о чаадаевском письме. Письмо это само по себе было историческим событием.
Стр. 139
25 Вместо: писанные // адресованные
Стр. 140
7 Вместо: С<кворцову> ~ гимназии // молодому учителю гимназии
12 Вместо: Долго со России // Десять лет образованная Россия
17–18 Вместо: да нет ничего и во взгляде. // ведь это только на образах мученики улыбаются ангелам, когда их тело рвут на части.
19 Вместо: петровской России // одной части России, именно петровской
34–35 Слова: (известный не с лицевой стороны по эпиграмме Пушкина) – отсутствуют.
Стр. 141
11 Вместо: Огарева // Н.
12 Вместо: М. Ф. Орлова // М. Орлова
Стр. 143
22–39 Подстрочное примечание: Чаадаев часто ~ заметил Чаадаев. – отсутствует.
Стр. 144
18 Вместо: католицизм имеет // католицизм и самое христианство имеют
33 Вместо: «Записки» // или «Записки»
34 Вместо: тяжелых // тяжелых и неблагородных
85 Вместо: несостоятельной // совершенно несостоятельной
36–37 Примечание: Теперь ~ Якушкина. – отсутствует.
Стр.146
31–33 Текст: Он ~ Москвы. – отсутствует.
Стр. 147
4–5 После: человеческое». // Одностороннее отчаяние его и сангвинические надежды московских славян шли из одного источника; оттого-то, враждуя друг против друга, они имели между собою симпатию. Первые десять лет после 1825 г. были страшны не только от открытого гонения всякой мысли, но от полнейшей пустоты, обличившейся в обществе; оно пало, оно было сбито с толку и запугано. Лучшие люди разглядывали, что прежние пути развития вряд возможны ли; новых не знали. Серое, осеннее небо тяжело и безотрадно заволокло душу.
12 После: веривший // быть может
17–19 Текст: «История ~ самодержавия». – отсутствует.
21 После: рабов. // Мы похожи на тех несчастных поляков, которым в Камчатке объявили при Павле, что они свободны и могут возвратиться на фрегате, который поедет через полгода.
35 Вместо: и // Люди прошлых веков, чувствуя приближение смерти, постригались в монахи;
36–37 Примечание: «В дополнение ~ Хомяков». – отсутствует.
19 Слово: неуклюжим – отсутствует.
28 Вместо: натянутая набожность // натянутое православие
Стр. 149
2 Вместо: Но // Но тут
7–8 Вместо: закреплено ревизией // записано в ревизию
11 Вместо: состояла // состоит
20 После: нашего // народного
20 Вместо: это // а
24 После: гнетом // потом
Стр. 150
3 После: социального // т. е. общинного, что
5 Слово: общинном – отсутствует.
6 Слово: коммунизма – отсутствует.
8 После: женственность // как я когда-то выразился
9 Слова: усвоения и – отсутствуют.
14 Вместо: идут // с страстностью идут
32 После: необходимости // такого же
36 После: силой // на всех парах… славянский мир был только последователен. Деспотизм последнее слово европейского государственного устройства.
Стр. 151
3Вместо: страны // единственная большая страна
4–5 Вместо: и те напрашиваются на деспотизм // страстно просит деспотизма
9-17 Вместо: А между тем ~ за Неманом. // Один социализм может спасти Европу! И дело, что его распинают.
Деспотизм значит исключительность, ненависть; империя значит война, оттого Наполеон и назвал ее миром… для старой Европы война с Россией необходима; она справедлива, как отчаяние Чаадаева.
20 После: игру. // Она потому не может кончиться прежде, что при настоящем положении дел война эта справедлива со стороны Европы. Когда весь исторический вопрос сводится на равновесие, на искусственный покой, на вооруженное far niente[197], когда все усилия устремлены на устранение всякого движения, потому что легчайшее может уронить всю эту акробатическую задачу, то очевидно, что страна, мешающая равновесию, должна быть укорочена, обессилена.
Мир может быть только принесен социализмом… У нас это может удивить, но смеяться не будут; здесь будут, но будут тоже скрежетать и зубами… Я обдержался.
При первой заре восходящей общинности народы, завлеченные по колена в кровь, лучше узнают друг друга; дикий крик завистливых национальностей, хищного патриотизма – умолкнет. Эти ненависти принадлежат не народам, а государствам, народы виноваты только в невежестве, а как им что-либо знать, когда им проповедуют целую ложную религию крови и безумия, народной исключительности, чести знамени, права сильного, всю эту тупую и ограниченную доблесть патриотического эгоизма, против которого уже восставали первые христиане и которую теперь так усердно проповедуют последние.
Славянский мир, менее знакомый с надменным, аристократическим point d’honneur-ом[198], первый уступит и протянет руку своим старшим братьям, как тот сиракузский тиран, который, останавливая палача, просил самоотверженных друзей об одном – принять его третьим.
So nehmet auch mich zum Genossen an,
Ich sei gewährt mir die Bitte,
In eurem Bunde der Dritte[199].
Это место третьего необычайно идет миру восприимчивому, сочувствующему обоим, расплывчатому, долинному, менее определенному и сосредоточенному в мысли и в земле, не разрезанному ни высокими горами, ни непереходимыми традициями.
Такова моя вера, и ее-то я только и проповедовал с конца 1848 года.
21 Вместо: третью личность, немую // эту третью, немую личность
25–26 Вместо: являющуюся ~ на шее и // в цепях
27 Вместо: с наглым притязанием на Византию // с своим необузданным желанием Византии
27 Вместо: ногой // рукой
29–36 Вместо: Помирятся ли ~ социализма. // Еще слово. Что бы ни случилось, – разломится ли Россия на части или Европа впадет в византийское ребячество, – одна вещь сделана и искоренить ее невозможно: это – сознание, более и более приобретаемое юным поколением в России, что социализм – смутный и, неопределенный идеал русского народа, разумное и свободное развитие его быта.
37 Примечание: Писано во время Крымской войны. – отсутствует.
Стр. 152
2–3 Вместо: Возвратившись ~ были // В конце 1842 г. я их застал
12 Вместо: богословы // теурги
12–13 Вместо: поэты ~ и пр. // поэты (Ф. Глинка с супругой) и множество женщин.
14 Вместо: Война ~ в Москве. // Споры наши с славянами, повторявшиеся при каждой встрече (а встречались мы раза два-три в неделю), сильно занимали общество; дамы и девицы горячо принимали ту или другую сторону.
15 Вместо: эпоху // начальную эпоху
18 После: книги //, например, «Мертвых душ»,
29 После: нее. // В московском обществе было, разумеется, множество неловкого, той неспетости, которая есть вообще в русской жизни, и некоторого провинциализма, особенно принадлежащего Москве, но при всем этом я вспоминаю с удовольствием об нем.
29–31 Текст: В лице ~ правительства – отсутствует.
32–33 Вместо: Я ~ говорить. // В Москве я знал очень небольшой круг людей. Стр. 153
13 Вместо: и А. П. Ермолов встречали // встречал
13 Вместо: они // он
20 После: речью // и принимался что нибудь читать про себя середь разговора
20–21 Слова: где все помнили Бакунина и Станкевича – отсутствуют.
25–30 Вместо: где ~ попадало. //. Что-то теперь делается в этих гостиных? Где собираются, где пьют литературный чай? Кто корифеи, кто спорит, чью сторону держат дамы?
Московское неофициальное общество составлено странно и может, потому недурно. Оно состоит из помещиков и из талантливых людей и носит на себе эту двойную печать.
31 Слово: Вообще – отсутствует.
32–34 Текст: В ней ~ русских. – отсутствует
Стр. 153–154
34-2 Вместо: Ларины и Фамусовы ~ рукава. // остались еще доживать свой век Ларины и Фамусовы, – но и Владимир Ленский остался, и наш чудак Чацкий, Онегиных даже слишком много.
Стр. 154
4 После: Запада. // Молодое общество, оставившее неблагородный клиентизм, свободнее европейского, потому что оно не устоялось, не окостенело.
4-13 Вместо: Подобострастный ~ воспитанием // Воспитанием нам привита
15 Вместо: laisser aller // «спустя рукава».
15 Вместо: составляла // составляет
17 Вместо: хотело // хочет
18 Слова: и это со осталось – отсутствуют.
19 После: Европу // не могу не повторить этого
Стр. 156
3-25 Текст:… Говорят ~ заставой. – отсутствует.
26–27 Вместо: Ильей Муромцем ~ Степанович // Не таков был их товарищ, А. С. Хомяков. Он и Киреевские – это Jean qui rit et deux Jeans qui pleurent[200] славянизма.
28 Слово: полуповрежденного – отсутствует.
29 После: Морошкина // горячо, весело и чуть ли не бесплодно проспорил всю свою жизнь
31 Вместо: он ~ жизнь. // натура больше ослепительная, чем светлая, он забрасывал словами и цитатами, над всем издевался, заставлял человека смеяться над собственными убеждениями, не передавая ему тех, которые он считал истинными.
31–35 Текст: Боец ~ прочь. – отсутствует.
36 Вместо: был действительно // был
37 Вместо: диалектики, он пользовался // логики, знавший все уловки и пользовавшийся
38 Вместо: малейшей // или
Стр. 156–157
37–12 Текст: Необыкновенно ~ заветное. – отсутствует.
Стр. 157
16 Вместо: восточных // монгольских
16 Вместо: его ~ затаенное // его лица равно выражался ум
17 Вместо: вместе с русским // или русское
18 Текст: Он ~ убеждал. – отсутствует.
20 Вместо: разумом // одним разумом
20 После: он // собственно
Стр. 158
22 Вместо: Иверской // Иверской божией матери
24 После: нет» // Хомяков, по обыкновению, заключил смехом, и мы стали говорить о другом.
25–34 Текст: Многие ~ касается. – отсутствует.
35 Вместо: Хомяков, может быть // Может быть, что Хомяков
37–38 Слова: в его ~ друзьях – отсутствуют.
Стр. 159
1–6 Текст: Сломанность ~ савана. – отсутствует
7 Вместо: Ивана Васильевича // его
10–11 Вместо: Жизнь ~ за // Помнится, в 1833 году он основал в Москве
12–13 Вместо: «Европеец» был запрещен // правительство запретило издание
15 Вместо: под арест // на гауптвахту
18–18 Вместо: уныло ~ уехал // пожил в пустоте московской жизни, в тяжелой праздности и поехал на житье
19–20 Текст: И этого ~ времени. – отсутствует.
21 Вместо: мистиком и православным // православным
22–23 Текст: Совершенной ~ с нами. – отсутствует.
24 Вместо: была церковная стена. // стояло православие между им и славянами не было того сочувствия, которое он искал.
26 После: новых // московских
Стр. 160
4 Вместо: и монашеских рясах. // пряталась