Серге́й Ио́сифович Ге́ссен (польск. Sergius Hessen) Родился 16 [28] августа 1887, Усть-Сысольск. Дата смерти — 2 июня 1950, Лодзь. Русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос»
Биография
Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.
С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.
В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.
Философия
Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость — абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект — это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли — волезрение.
На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода — это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.
Семья
Жена (до 1936 года) — Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора, внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора, племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора. Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году, погибла в концлагере Малый Тростинец.
Сын — Евгений Сергеевич Гессен (1910—1945) — русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме. Другой сын — польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916—2001) — участник Второй мировой войны, составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом, М.: Водолей, 2008).
Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901—1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902—1971).