автомобилисты со своей машиной.
Телескоп. А мы давайте в объезд.
Жора (гордо). Первая городская ячейка Автодора имени итальянского пролетариата никогда не едет в объезд.
Телескоп. Что же, она едет обратно?
Жора. Она чинит мосты.
Волков (подталкивая Телескопа). Полным ходом в деревню, мобилизуй общественность.
Телескоп. А если она не мобилизуется?
Волков и Жора. Телескоп!!
Телескоп рысью мчится в деревню.
Жора и Волков нетерпеливо похаживают вокруг машины, поглядывают на пригорок, откуда должен появиться Телескоп.
Жора вызывает Телескопа сигналом.
Наконец на пригорке появляется Телескоп.
Товарищи с изумлением глядят на группу, которую он ведет за собой.
За Телескопом движется удивительная толпа. Это все старики, старухи и дети. Развеваются длиннейшие бороды, выступают вперед костлявые кадыки. Старцы смотрят вещими глазами. Семенят старухи. Это целый парад старости, долголетия, почти бессмертия. На ходу Телескоп озабоченно вертится вокруг стариков, как овчарка. Он всячески старается сплотить эту разрозненную массу, придать ей организованный вид. Но старики, среди которых есть ветераны турецкой войны, плохо его слушаются. Они разбредаются по сторонам.
Телескоп, запыхавшись, подводит свою когорту к мосту и горделиво ждет похвалы. Жора и Волков готовы побить Телескопа.
Телескоп (торопливо объясняет). Привел все, что было в колхозе. Остальные на покосе.
Волков. Что же мы с ними будем делать?
Телескоп. Это чудные старики. Им всем вместе пятнадцать тысяч лет, я по дороге подсчитал.
Жора. Ох, черт!
Телескоп. Да ничего! Их только надо политически раскачать, они землю повернуть смогут! Тут одному чудаку сто тридцать лет. Такой попрыгунчик, Наполеона помнит!
Жора. Ну, Волков, валяй раскачивай! Ты ведь не можешь без аудитории. Вот тебе аудитория!
Волков влезает на автомобиль, извлекает из кармана «Незаменимое пособие для общих собраний», перелистывает его.
Волков (замогильным голосом). Товарищи! Международное положение на данном этапе характеризуется…
Старики сгрудились вокруг автомобиля, свесив мудрые бороды. Жора и Телескоп смотрят на Волкова расширенными глазами.
Волков (поперхнувшись, продолжает).. зуется усилением капитлистичпротиворечий. Кабинет Тардье…
Старуха (качает головой и внезапно говорит металлическим голосом). Тарь-рдье!
Жора (хватая Волкова за локоть). С ума ты сошел! Почему про международное? Давай сразу про мост.
Волков (отбивается). Я не могу без международного. Не выходит… Итак, товарищи, кабинет Тардье…
Жора и Телескоп томятся. В отдалении от них ораторствует Волков. Он потрясает руками, в увлечении не замечая, что толпа редеет и старики понемножку расползаются.
Жора бросает на Телескопа значительный взгляд. Оба, как видно, принимают какое-то решение и бегут к толпе.
Автомобиль с оратором. Осоловевшие глаза ближайших стариков.
Волков. Покончив с Лигой наций, перейдем, товарищи…
Жора (отталкивает Волкова и занимает его место). ..к текущим делам.
Телескоп несколько раз подряд нажимает сигнальную грушу.
Старики, привлеченные звуками «матчиша», снова собираются вокруг автомобиля.
Жора. Сейчас приступаем к практическому катанию на механических экипажах.
Старики нерешительно подталкивают друг друга к машине.
Наконец определяется состав первой экскурсии. Ведет машину Волков. Рядом с ним садится очень древний, но подвижный старик, очевидно тот самый попрыгунчик, о котором говорил Телескоп. Ему вручается сигнал. Сзади умещаются еще три старика. Попытка усадить в автомобиль старуху окончилась неудачей. Старухи пока что воздерживаются.
Первый старик зажмуривается, нажимает грушу и вздрагивает. Раздается музыкальный сигнал, касающийся могучего брюнета испанского происхождения.
Машина едет в деревню. Старики цепляются руками за борта и напряженно смотрят вперед.
Оставшиеся старики и старухи помирают со смеху, глядя вслед отважным путешественникам. Мальчишки пронзительно свистят, заложив пальцы в рот.
Машина едет по пустой деревенской улице. Ее эскортируют возбужденные собаки.
Собачий хор.
Позы стариков ничуть не изменились. Они сидят в тех же положениях, в каких выехали.
Возвратившись к исходному пункту, Волков высаживает стариков, которых сразу перенимает Жора и уводит к мосту, где о чем-то начинает с ними толковать.
Телескоп комплектует следующую партию пассажиров. На этот раз старухи охотно занимают места. Тут возникает недоразумение. Первому старику катанье так понравилось, что он не хочет выходить из машины.
Телескоп. Сейчас специальный женский рейс.
Первый старик нехотя покидает автомобиль, но, когда машина трогается, неожиданно вскакивает на ее подножку и едет стоя, кидая вокруг себя победительные взгляды.
Жора с первой партией стариков осматривает поврежденный мост.
Тем временем машина подвозит вторую партию. Первый старик с ухватками кавалера помогает старухам выйти, и все присоединяются к группе Жоры.
Уставший и немножко обалдевший от круженья Волков подводит к Жоре все новых пионеров автомобилизации. Вокруг Жоры гомон, галдеж, старики говорят все сразу. Из сопенья, кряхтенья и посапывания ничего нельзя разобрать.
В конце концов выделяется тонкий голос попрыгунчика.
Первый старик. Как известно из науки, любишь кататься, люби и саночки возить! А молодежь в поле.
Это, как видно, и является резолюцией, потому что всеобщее кряхтенье стихает.
Партия стариков под предводительством попрыгунчика катит в деревню.
В деревне машина останавливается у каждой избы. Оттуда выносят пилы, топоры. Волков со стариками тащат бревна. Дети бегут с молотками. Даже старухи несут какие-то палочки.
Под руководством трех автомобилистов чинят мост. Старики разгорячились и показывают недюжинную трудоспособность. Стремясь не отстать от молодых, они проворно бегают, волнуются, набрасываются втроем на одну и ту же работу. Все это очень комично и трогательно.
Телескоп (удовлетворенно потирает руки, шепчет Жоре). Всем вместе пятнадцать тысяч лет. Даже шестнадцать. Я подсчитал.
Жора (запевает). Мы – молодая гвардия…
Телескоп и Волков поддерживают.
Старики некоторое время прислушиваются, потом начинают подтягивать.
Песня расширяется.
Первый старик (поет). Мы юности не знали… Общая песня.
Стук топоров. Визжанье пил.
Часть третья. Разоблачитель чудес и суеверий
На объектив движется тележка с пассажиром в пелерине и Феней. Вдруг пассажир приказывает остановиться и смотрит вперед. На его полном вздорном лице выражается удивление, смешанное с беспокойством. Со все возрастающим недоумением он извлекает из-под пелерины географическую карту и рассматривает ее. Он водит по ней пальцем.
Палец скользит по тоненькой линии шоссе и останавливается на пустом месте.
Гражданин в пелерине, ничего не понимая, смотрит вперед.
Открывается долина. Там сияют белые кубы многоэтажных домов, правильными строчками расположившихся посреди чистого поля. Это странный на первый взгляд город, где нет окраин, где сразу же за последним домом лежит степь. Сверху видно, что город полон людей. На самом горизонте, в разрыве с городом, виднеются контуры индустриальных зданий.
Пелерина снова смотрит на карту.
Крупными буквами год ее издания – 1930.
Гражданин в пелерине. Город, которого нет на карте! Феня, мне это не нравится!
Он морщится, недоверчиво вертит головой.
Тележка едет по городу. Город, которого нет на карте, спешно доделывается. Подобно новой комнате, которой обойщики и мебельщики придают последний лоск, город обрастает бытовыми подробностями. Подвешивают последние фонари, к углам прибивают таблички с названиями улиц, зарывают в землю столбик «Остановка автобуса». Все в городе контрастно. В верхних этажах дома уже висят занавески и слышатся звуки мандолины, а внизу еще только вставляют оконные рамы и прилаживают двери. На улице один тротуар уже асфальтирован, а другой еще из временных досок, перекинутых поверх строительного мусора. Навстречу телеге едут грузовики и ломовые с кирпичами, мебелью, ваннами и молодыми деревьями, зашитыми в рогожи. Мальчик несет гипсовый бюст Максима Горького. Большинство прохожих не с портфелями, а с чемоданами. Очевидно, население города еще только съезжается.
Гражданин в пелерине стоит перед заведующим клубом. Он небрежно распахивает на груди пелерину. На толстовке его обнаруживается целый иконостас орденов Красного Знамени.
Слышно, как по соседству одним пальцем выстукивают на пианино песенку: «Я Мишу встретила на клубной вечериночке».
Ордена вблизи оказываются значками различных добровольных филантропических организаций.
Потом пелерина вываливает перед заведующим множество удостоверений и отзывов, сует их в глаза завклубом и страшно горячится. Ослепленный блеском значков и количеством удостоверений, заведующий слабо отбивается.
Подъезд клуба, у которого утомленно ждет Феня. Гражданин в пелерине гордо выходит из подъезда, вынимает из чемоданчика афишу, вешает ее на стену и любуется. Афиша:
Экстренная лекция индусского профессора
СЕН-ВЕРБУДА
известного разоблачителя чудес и суеверий
ТАЙНЫ ПОРАБОЩЕННОЙ ИНДИИ
Тезисы
1. Бога нет.
2. А что есть?
3. Человек как венец творения (рабочий, колхозник, профработник).
4. Гибель факиров и жрецов.
6. Гимн труду.
7. Гимн солнцу.
А также радикальное лечение гипнозом,
номера по опыту Шерлока Холмса, адская палатка, материализация духов
и раздача слонов.
У рояля – Фатима-ханум Сен-Вербуд
Над самой афишей распахивается окно, и выстукивание на пианино доносится громче. «…Картина шла тогда „Багдадский вор“, глаза зеленые и желтые ботиночки зажгли в душе пылающий костер».
Затемнение
Мост готов. Он в полной исправности и даже снабжен новыми перилами. На шесте треплется флажок в знак победы. Толпа стариков.
Автомобиль готов к отъезду. Жора и Телескоп прощаются со стариками. Старухи подают автомобилистам руки лопаточкой, предварительно вытерев их об юбки.
Волков стоит в машине и, заглядывая в свою книжечку, знаками пытается обратить на себя внимание.
Когда Жора и Телескоп садятся в машину, Волков начинает давно задуманную речь.
Волков. Теперь, товарищи, перейдем к международному положению. Кабинет Тардье…
Но и здесь Волкову не удается закончить свой политический прогноз. Телескоп тянет оратора за рубашку, и он падает на сиденье.
Жора (пуская машину). До свиданья, ребятки! Машина прорезает толпу и переезжает мост, сопровождаемая бегущими детьми и криками толпы.
Автомобилисты движутся по ужасной дороге. Это напоминает плаванье в бурную погоду. Машина с трудом взбирается на гребень, потом стремглав валится вниз. Пассажиры падают друг на друга, хватаются руками за борты, на их лицах написано терпеливое страданье.
Авторыдван въезжает на тот холм, с которого спускалась Сен-Вербуд. Перед автомобилистами открывается город в долине.
Жора рассматривает карту пятилетки. Телескоп и Волков смотрят через его плечо.
Палец Жоры останавливается на кружке, рядом с которым помещены изображения фабричного здания, плуга и паровозика.
Машина спускается в долину.
По городу, вызывая всеобщее любопытство, движется диковинный автомобиль. Останавливаются прохожие. Из пробегающих автобусов высовываются головы. Сзади нетерпеливо напирают грузовики. Даже ломовые извозчики и те взирают на автомобиль без всякого почтения.
Молодые люди крепятся, как говорится, держат фасон, но им плохо, неудобно. Они нахохлились и в своей машине вертят головами, как воробышки в гнезде. Мир оказался величественней, чем они предполагали.
Они проезжают через площадь, на которой сколачивается небольшая деревянная трибуна и на шесты подымают большой аншлаг: «Старт автопробега в Нижний Новгород». Автомобилисты не замечают этого. Они слишком взволнованы.
Автомобиль проезжает мимо клуба, еще украшенного афишей «разоблачителя чудес и суеверий».
Из клубного подъезда выбегает Сен-Вербуд. Крылатка его развевается. За ним, плача, бежит Феня.
Сен-Вербуд (орет). Феня! Хватай кассу!
За ними мчатся зрители. Впереди всех сезонник, который потрясает захваченным трофеем – чалмой.
Сен-Вербуд (отчаянно). Профессора бьют! Члена Цекубу!
Заслышав позади себя гул, автомобилисты оборачиваются. Они не верят своим глазам. За девушкой, которую они недавно спасали, и за ее почтенным дядей гонится толпа.
Сен-Вербуд бежит неожиданно быстро для своих лет.
Сен-Вербуд (поравнявшись с машиной, задыхаясь). Я хороший.
Не ожидая приглашения, он вскакивает на подножку и переваливается внутрь машины, как купальщик в лодку. В слепом ужасе он отпихивает Феню.
Ее подхватывает и втаскивает в машину Телескоп.
Сен-Вербуд (трусливооглядываясь, командует). Полный ход!
Машина бросается вперед и исчезает из виду.
Машина катит по темнеющей дороге. Сейчас в машине тесно. Впереди – Жора и Волков. Сзади – Телескоп, Феня и Сен-Вербуд. Индусский профессор еще