и четвертая.
74
См. мои книги «Поющее сердце», главу о здоровье, и особенно «Blick in die Ferne», главы 16, 37, 38 и 40.
75
См. главу «Der Geist des Instinktes», в моей книге «Blick in die Ferne».
76
См. «Путь духовного обновления», глава первая.
77
Путь к спасению.
78
См. главы двадцать третью и двадцать четвертую «О единении».
79
См. главу десятую «О религиозном методе».
80
См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».
81
См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».
82
У Салтыкова-Щедрина рассказывается, например, как люди вели «благочестивую» и «душеспасительную» беседу о том, какие это такие «жезаны» («яко же за ны»), о которых читается в церкви и как их следует представлять себе.
83
Как это мы видим у Павла Флоренского, «Столп и утверждение истины».
84
См. главу пятую «О приятии сердцем».
85
См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».
86
См. главу пятнадцатую «О религиозном очищении».
87
См. «Буря». Действие II, сцена 2.
88
См. в замечательном исследовании Оскара Пфистера «Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf». С. 50–54.
89
См. выше главы шестую и седьмую.
90
См. об этом в книге Деннерта «Die Religion der Naturforscher».
91
См. у Роберта Виппера.
92
См. об этом в моей книге «Основы художества. О совершенном в искусстве».
93
«Не то, что мните вы, природа».
94
Христос, снятый с Креста.
95
А у философски-невдумчивых писателей, вроде Бунина, можно и в наше время найти это недифференцированное словоупотребление; так, например, Бунин отмечает склонность русского народа к банальным афоризмам, которые он обозначает, как «мудрые пошлости». А между тем мудрость не может быть пошла, а пошлость не может быть мудра!..
96
Например, «Мона Лиза Джоконда» кисти Леонардо да Винчи или «Патетическая соната» Бетховена.
97
См. «Подросток». I, гл. 5, IV.
98
Например, «Военный марш» Шуберта.
99
См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».
100
Monologen. Ausg. Reklam. S. 32.
101
В подлиннике у Цицерона: «Qui omnia, quae ad cultum deorum pertinerent, diligenter pertractarent et tanquam relegerent, sunt dicti religiosi ex relegendo».
102
Никто не видел с такой ясностью и не изображал с такой убедительностью пошлость черта, как Достоевский (см., например, «Братья Карамазовы». Книга II, глава IX).
103
Hegel. Natur-Philosophie. S. 74.
104
Смайльс. Характер. 121.
105
См. «Записки из подполья» и другие произведения.
106
Добротолюбие. I, с. 73.
107
Там же, 75.
108
Добротолюбие. I, 588.
109
Там же, 86.
110
Там же, 155, 157.
111
Там же, 260.
112
Там же, 623; ср. 529.
113
Добротолюбие. II, 524.
114
Там же, 598.
115
Добротолюбие. I, 71.
116
Там же, 101.
117
Там же, 206.
118
Добротолюбие. I, 211.
119
Добротолюбие. I, 350; ср. у Евагрия «неистовое вещелюбие», I, 593.
120
Добротолюбие. I, 372.
121
Добротолюбие. II, 24; ср. Исихия II, 165.
122
Добротолюбие. II, 650; ср. 751.
123
«ὅτι οὐδὲν κοινòν δι ἑαυτου̃». Рим 14:14; ср. 14:20.
124
«πάντα καθαρὰ τοι̃ς καθαροι̃ς». Тит 1:15.
125
См. книгу Prof. E. Dennert. Die Religion der Naturforscher. 1925.
126
Деннерт называет еще множество прославленных имен и приводит целую коллекцию цитат, которую мы тут воспроизвести не можем. Назовем еще имена следующих ученых: Галилео Галилея, Парэ, Эрстеда, Ньютона, Халлера, Агассица, Шлейдена, Дарвина, Лейбница, Фехнера, Хеера, Грове, Жоффруа Сент-Илера, Фарадея, Баэра, Кандолля и Брауна. См. подробности у Деннерта.
127
Добротолюбие. I, 215.
128
Там же, 224.
129
Там же, 225; ср. у Исихии Иерусалимского. Там же, II, 202; у Нила Синайского. Там же, II, 214; у Ефрема Сириянина. Там же, II, 375, 433, 464; у Аввы Дорофея. Там же, II, 631; и у других.
130
Добротолюбие. I, 229.
131
Аналогичные описания находим у западноевропейских аскетов и мистиков. См. у Н. Арсеньева. Жажда подлинного бытия.
132
По-гречески строение этого акта передается словами: «καρδιά», «ψυχή», «διάνοια», Мф 22:37; у Марка, прибавлено «ἰοχύς» и «ούνεσις»; «ἰοχύς» упоминается и у Луки 10:27; у Матфея – с предлогом «ἐν», выражающим как бы «местонахождение» любви, «объем» ее: в сердце, в душе, в помышлении; у Марка и у Луки – с предлогом «ἐξ», обозначающим «источник» и «орган» любви – из цельного сердца, из цельной души, из цельного помышления, из всей силы, из всего разумения.
133
Добротолюбие. I, 198. Феофан Затворник переводит не «чуждое», а «странное», что по смыслу одно и то же.
134
Добротолюбие. I, 284.
135
Это различие между «духовной страстью» и «грешной страстью» мы находим не у всех аскетов восточного православия. По-видимому, Исаак Сириянин имел в виду, подобно стоикам, всякую страсть, как подлежащую изгнанию. Добротолюбие. II, 650, 652, 693.
136
Enzyklopädie. § 474.
137
Добротолюбие. I, 27.
138
Там же, 51.
139
Там же, 78.
140
Там же, 90.
141
Там же, 163.
142
Там же, 384, 433.
143
Там же, 529.
144
Там же, 626.
145
Добротолюбие. II, 16.
146
Там же, 370–371.
147
Там же, 612.
148
Добротолюбие. I, 30.
149
Добротолюбие. II, 693.
150
Добротолюбие. I, 530.
151
Выражение И. С. Шмелева.
152
«Πρὸς ἑατόν». Русский перевод в издании Сабашниковых.
153
См. в Libro della Pittura: «la pittura è mentale».
154
См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве».
155
См. мою книгу «Религиозный смысл философии».
156
Попытку дать ряд таких ответов я сделал в трех книгах, постепенно восходящих от простого к сложному: «Ich schaue ins Leben», «Das verschollene Herz», «Blick in die Ferne».
157
См. главу десятую.
158
См. в моей книге «Blick in die Ferne» главу «Утраченная тайна».
159
См. главу двадцать четвертую «О смирении и трезвении».
160
См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве»; а также главу об искусстве в книге «Blick in die Ferne».
161
См. главу восьмую моей книги «О сущности правосознания».
162
См. главы третью, пятую и девятую.
163
Мадрас, Британская Индия. См. у Nawrath. Indien und China. Табл. 85 и 97.
164
См. Heilige Stätten. Atlantis-Verlag. P. 85.
165
Таковы же: храм Цереры в Пэстуме (Италия, VI век), храм Посейдона в Пэстуме (V век), храм в Сегесте (Италия, V век), храм Юноны в Жирженти (Италия, V век), храм Юпитера в Помпее (80 г. до Р. Х.), храм Геркулеса в Кори и другие. Ср. фасад Пантеона в Риме.
166
См. у Nawrath. Построена в 1100 году. Табл. 48 и 54.
167
См. Histoire de l’art dans l’Antiquité. V. Perse. Grav. 396. Nackh-i-Roustem. 406. Firouz-Abade.
168
Храм Св. Мартина в Мюнстермайфельде (Рейн. Р. О. Rave. Romanische Baukunst, № 35); храм в Маурсмюнстере (Эльзас. Deutsche Dome, № 39); храм Св. Квирина в Нейссе (Рейн. Там же, 49).
169
Например, храм Св. Патрокла в Сеете (Герм.; Deutsche Dome № 24); собор в Ульме (там же, 107); собор в Берне (Швейцария. Там же, № 111); собор в Кутансе (Нормандия). Таков дух готики.
170
Например, собор в Кельне (Deutsche Dome, № 68); цистерцианский храм в Пельплине (там же, 97); собор в Альби (Франция).
171
Собор в Милане; соборы в Страсбурге (Deutsche Dome, № 72); собор в Регенсбурге (там же, 79) и собор Богоматери в Париже.
172
Храм Петра в Риме.
173
См. об этом в главе двадцать второй «О молитве».
174
См. главу одиннадцатую.
175
В греческом оригинале сказано не «для Еллинов безумие», «ἔθνεσιν δὲ μωρίαν», т. е. «племенам же глупость».
176
См. выше, главу пятую «О приятии сердцем».
177
См. в моей книге «Путь духовного обновления» главу вторую «О любви».
178
См. главы «Приятие сердцем» и «Отверзающееся око». А также главу «Духовность инстинкта» в книге «Blick In die Ferne».
179
Об истинном значении совестного акта см. «Путь духовного обновления», главу четвертую, а также «Поющее сердце», главу о совести.
180
См. «Основы художества. О совершенном в искусстве».
181
См. «Учение о правосознании». Глава девятая и др.
182
См. соответствующие главы в моей книге «Путь духовного обновления».
183
См. главу восемнадцатую.
184
См. главы тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую.
185
См. главу «О религиозном методе».
186
Само собой разумеется – с помощью Божией Благодати, без которой ничто благое вообще совершиться не может; но человек нередко узнает и признает это лишь впоследствии.
187
См. главу девятнадцатую «О лжи и предательстве».
188
См. главу восемнадцатую «О цельности религиозного опыта».
189
См. главу шестнадцатую «Огни личной жизни».
190
См. главу шестую «О предметности религиозного опыта».
191
См. главу двадцать четвертую «О смирении и трезвении».
192
См. главу двадцать шестую «О власти духа».
193
См. главу двадцатую «О лжи и предательстве».
194
Там же.
195
См. главу о совести в моей книге «Путь духовного обновления» и соответствующую главу в книге «Поющее Сердце».
196
См. в моей книге «Поющее Сердце» главу о дружбе.
197
См. мою книгу «Основы художества».
198
См. главу о семье в моей книге «Путь духовного обновления».
199
См. в моей книге «Blick in die Ferne» главу «Wir, Akademiker».
200
Герои и героическое в истории. Рус. пер., с. 113.
201
См. в моей книге «Путь духовного обновления» главу шестую «О Родине» и главу седьмую «О национализме».
202
Я здесь, я не могу иначе, и да поможет мне Господь, аминь (нем.).
203
Все это, конечно, относится к Главному, взятому из главного и по-главному.
204
См. главу о совести в моей книге «Путь духовного обновления» и в книге «Поющее сердце».
205
См. главу первую «О субъективности религиозного опыта».
206
См. главы тринадцатую, четырнадцатую и пятнадцатую.
207
См. в моей книге «Поющее сердце» главу четвертую «Моя вина».
208
См. главы первую, третью и четвертую.
209
См. главу об «Ответственности» в моей книге «Ich schaue ins Leben».
210
Перевожу знаменитые отрывки буквально: 1. «источник и первоначало сущих есть беспредельное»; «из каких (начал) есть сущим происхождение, в оные же и уничтожение их совершается по необходимости: ибо они получают суд и возмездие за неправду в порядке времени». Mullachius Fragmenta philosophorum graecorum. I. Liber. II. 240.
211
См. главу первую.
212
См. в моей книге «Поющее сердце» главу «О страдании».
213
См. об этом еще в моей книге «Поющее сердце», в главе «О страдании».
214
См. соответствующую главу в моей книге «Поющее сердце».
215
Hegel. Werke I: Glauben und Wissen. 59, 103, u. a.
216
Особенно вторая, пятая, шестая – девятая, десятая, одиннадцатая – пятнадцатая, шестнадцатая.
217
См. главу вторую.
218
См. главу пятую.
219
См. предшествующие главы.
220
Молитва Сегантини.
221
См. главы первую и девятую.
222
См. главы вторую и шестнадцатую.
223
См. Е. Dennert. Die Religion der Naturforscher.
224
См. главы о совести в книге «Путь духовного обновления» и в книге «Поющее Сердце».
225
Гоголь. «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». Ср. еще там же: «Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты».
226
Жуковский. Теон и Эсхин.
227
Ср. «Жизнь за царя» Глинки; «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского; «Сказание о граде Китеже» Р.-Корсакова и др.
228
Правила Василия Великого различают в молитвословии две стороны: самое молитвословие и движущуюся во время его в сердце молитву. Первое составляет чин и порядок псалмопении, в церкви или дома, а вторая – благоговейное к Богу устремление «ума и сердца». С псалмопением должна быть неразлучна молитва, так что первое и цены не имеет без последней; последняя же возможна и без первого. Изложение Феофана Затворника. См. Древние Иноческие Уставы. 309.
229
Добротолюбие. I, 503, 521 (Марк Подвижник); II, 210 (Нил Синайский.)
230
См. главу первую.
231
Добротолюбие. II, 133.
232
Древние Иноческие Уставы. С. 267.
233
См. Зелинский Ф. Ф. Древняя греческая религия. С. 101.
234
См. главу о молитве в книге «Поющее Сердце» и главу об оптимизме в книге «Blick in die Ferne».
235
Макарий Великий пишет об «уводящей» молитве: «Если бы таким же образом продолжать это всегда, то невозможно было бы ему (человеку) принять на себя домостроительство и бремя слова, не мог бы он ни слышать, ни говорить о чем-либо или не взял бы на себя попечения о чем-нибудь, даже на самое короткое время, а лежал бы только, повергшись в одном углу, объемлясь восторгом, паря ввысь и уповаясь». – De charit. 8, 10; Hom. VIII, 1, 3, 4. См. И. В. Попов. Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского. 1905. С. 47.
236
Добротолюбие. I, 257.
237
Добротолюбие. II,