Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Понятия права и силы (опыт методологического анализа)

Cive. Cap. XIII, § 2 и др.

30

Сила (лат.).

31

* Сила природной вещи (лат.).

32

См. Tractatus Politicus. Cap. II, § 3 и др.

33

** Господня (Божия) сила (лат.)

34

Статья 95 русских Основных Законов.

35

Статья 172 Свода Законов Гражданских.

36

Раздел I, статья 8 английского билля о правах от 13 февраля 1689 г.

37

Род. 1588, умер 1679 г.

38

Сравни часть IV §§ 115–122.

39

Статья 65 Итальянской конституции 1848 года.

40

Статья 26 Бельгийской конституции 1831 г<ода>.

41

Статья 33 Прусской конституции 1850 г<ода>.

42

Сравни об этом в части III § 81.

43

Великий философ XVII века. Жил и умер в Голландии (1632–1677).

44

Жан-Жак Руссо, великий французский мыслитель (1712–1778).

45

Георг Фридрих Вильгельм Гегель, великий немецкий философ (1770–1831).

46

Так, например, в Соединенных Штатах Северной Америки на 4 года, во Франции на 7 лет.

47

Ср. часть II §§ 29–43.

48

Так управлялся, напр., германский союз государств с 1815 до 1866 года.

49

В реальной унии состояли до последнего времени Австрия и Венгрия.

50

Союзными государствами являются, напр., в наше время Швейцария и Германская империя.

51

Сравни часть II §§ 33–35.

52

Сравни часть II § 23.

53

Сравни часть II § 23.

54

Сравни часть III §§ 56–106.

55

Ср. мой труд «Аксиомы религиозного опыта», главы 1–3. См. также три речи «Религиозный смысл философии».

56

Гегель приводит пример с тираном Дионисием, повесившим текст законов так высоко, что его никто не мог прочесть. Hegel. Crundlinien der Philosophie des Rechts. 1833, s. 278.

57

Я пытался подробно развить и обосновать это воззрение в статье «Понятия права и силы». – Вопр. Фил. и Псих. 1910, книга 1. Эта статья была издана и в виде отдельной брошюры.

58

Под «смыслом» я разумею здесь не «метафизическую силу», и не «абсолютное достоинство», и не «творческую цель», но чисто «логическое», тождественное, отвлеченное (от образа и от акта мысли), непространственное и невременное, нечувственное и необразное содержание, постольку «объективное» и «идеальное», специфически постигаемое актом чистого мышления. Целостное выяснение его природы требует, конечно, самостоятельного исследования. К сожалению, этим термином иногда злоупотребляют в философской литературе, особенно умы, не привыкшие к дифференцированному мышлению и стремящиеся построить «систему» на основе единого термина со смутным содержанием.

59

Здесь возникает сложный вопрос: откуда взять материал для этих логических определений? Ведь положительное право очень часто пользуется юридическими терминами, не определяя их, так, как если бы их значение «само собою» разумелось и было известно каждому. Высокое развитие научной теории и правосознания делает излишним чрезмерное перегружение норм логическими дефинициями: законодатель (но не научный комментатор) может считать, что многие термины уже установлены в науке и усвоены народным правосознанием в их устойчивом и определенном значении. И тем не менее следует признать, что право тем совершеннее в формальном отношении, чем более оно продумано и чем более прямых определений содержится в его нормах, ибо в научной теории всегда остается спорное, а в правосознании – неустойчивое и подверженное влиянию частного интереса. Это не значит, что право должно исчерпывающе предусмотреть и педантически регламентировать все единичные детали жизни; нет, здесь всегда будет многое предоставлено на усмотрение правосознания правоприменяющего субъекта. Но то, что сказано и установлено в норме – должно быть раскрыто и фиксировано в ней недвусмысленно.

Как бы широко ни использовал комментатор сравнительное изучение норм того же самого кодекса, пояснительные документы законодателя, бесспорные для данной научной теории, и все средства, ведущие к уразумению объективного смысла закона, он всегда будет иметь в остатке известную совокупность неопределяющихся терминов, и задача его в том, чтобы открыто разграничить добытый им точный смысл закона от предлагаемого им лично истолкования. Вся сила логического комментирования должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отличать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благородных соображений оно ни проистекало.

60

Это относится и к нормам «обычного права», возникающим в тот момент, когда правоприменяющий орган формулирует, признает обязательным и применяет простой обычай правового общения.

61

От англ. irrelevant – неуместный, не относящийся к делу.

62

Несовершенный закон (лат.).

63

Это воззрение, обнаруживающее глубокий недуг русского правосознания, было выдвинуто и развито проф. Л. И. Петражицким. Яркий и отчетливый дескриптивный анализ правового переживания составляет непреходящую заслугу его произведений; однако этот анализ совершенно не является исчерпывающим и умалчивает о главном: о переживании объективных элементов права. Автор отстаивает последовательно релятивизм в понимании права и осуществляет личный субъективизм в понимании опыта; в результате этого правосознание превращается у него в эмоциональное воображение о праве; смысл и ценность как самостоятельные предметы не рассматриваются вовсе, и дефекты личного правового и философского опыта получают принципиально-теоретическое истолкование. Все это заставляет признать, что научное преодоление его теории необходимо для верного и творческого развития русского правосознания.

64

Такой опыт может и должен быть приобретен не только в правосознании и для правосознания, но и в других сферах, имеющих дело с объективно-значащими предметами. Такова прежде всего религия; далеетеория познания, исследующая природу истины и познавательной очевидности, этика, исследующая природу добра и совести, и эстетика, исследующая природу красоты и художественного вкуса. Душа, обладающая такой философской культурой, имеет готовую основу для зрелого правосознания, и в этом обнаруживается, между прочим, значение философской культуры в деле развития и роста истинного правосознания.

65

«Положительное правосознание», т. е. предметное переживание положительного права, отличается и здесь, и в дальнейшем от естественного правосознания, однако не потому, что эти два сознания противоположны и несовместимы; напротив: естественное правосознание, как обнаруживается далее, составляет глубочайшую основу положительного правосознания.

66

Право как совокупность норм вообще не подлежит временному изменению и развитию. Когда говорят о развитии права, то под этим следует разуметь: 1) или развитие правосознания и изменение разумения правовых норм (реальный процесс, протекающий во времени), 2) или же отмену старой правовой нормы и установление новой, заменяющей ее (идеально-ценностное обстояние, обусловленное временными событиями). Я пытался поставить эту проблему в статье «Понятия права и силы».

67

От англ. relevant – относящийся к делу, существенный.

68

По праву (лат.).

69

Т. е. социально чуждом, чужеродном по отношению к человеку.

70

О противоречии между теорией права и положительным правом в Риме подробные данные сообщает И. А. Покровский в своем труде «История Римского права». СПБ., 1913, с. 174, 285–298.

71

Рабская связь. Здесь: в положении раба (лат.).

72

* Естественное обязательство (лат.).

73

Постановку и освещение вопроса о кризисе современного политического правосознания дает П. И. Новгородцев в своем труде «Кризис современного правосознания». М., 1909, особенно на с. 1, 5, 13, 15, 16, 392, 393.

74

В соответствии с законом (лат.).

75

Ср. Устав Уголовного Судопроизводства (в дореволюционной России), сост. Шрамченко и Ширковым, изд. 6. 1913, ст. 804, доп. 1, 2, 3, с. 809 и 810.

76

См. там же с. 804, доп. 2 и 4.

77

То, что подлежит законодательному установлению (лат.).

78

Отвращение к жизни (лат.).

79

Высшее право (лат.)

80

* Наибольшая несправедливость, высшее бесправие (лат.).

81

Тяжесть бытия (лат.).

82

См. главу пятую.

83

См. мой опыт «Основное нравственное противоречие войны». Вопросы Философии и Психологии. 1915, книга 5.

84

В надежде (лат.)

85

См. главу шестую.

86

Вставлено в соответствии с изданием 1994 г. (М., «Русская книга»). – Ред.

87

См. главы третью и четвертую.

88

См. главу десятую.

89

См. главу пятнадцатую.

90

См. главу четвертую.

91

См. главу девятую.

92

См. главу шестую.

93

Ср. положение больных в клинике, сумасшедших в лечебнице, призреваемых в богадельне, стипендиата перед лицом стипендии, подданных авторитарного государства.

94

См. главы седьмую, восьмую и девятую.

95

Не смешивать с сословным, имущественным, профессиональным и вероисповедным цензом.

96

При данном положении вещей. Здесь: при наличных исторических условиях (лат.).

97

Бессмыслица, нелепость (лат.).

98

См. главы четвертую, семнадцатую и восемнадцатую.

99

См. главу тринадцатую.

100

От лат. investio – облачаю.

101

См. главы пятую и двенадцатую.

102

См. главы десятую, одиннадцатую и двенадцатую.

103

См. главы пятую, шестую и девятую.

104

См. главу девятую.

105

См. главу пятую.

106

См. главу десятую.

107

См. главу седьмую.

108

См. главу седьмую.

109

См. главы четвертую, пятую и шестую.

110

См. главы девятую и двенадцатую.

111

См. главу седьмую.

112

См. главу седьмую.

113

См. главу десятую.

114

См. главу десятую.

115

См. главу четырнадцатую.

116

См. мой опыт «Основное нравственное противоречие войны».

117

См. главу четырнадцатую.

118

Разделяй и властвуй (лат.).

119

См. главу девятую и пятнадцатую.

120

См. главы девятую и пятнадцатую.

121

См. главу десятую.

122

См. главы пятую, шестую, девятую, десятую и пятнадцатую.

123

Под «предметностью» следует разуметь верность души созерцаемому и осуществляемому предмету. См. главу пятнадцатую.

124

См. главы вторую, четвертую, девятую и одиннадцатую.

125

См. главу шестую.

126

См. главу девятнадцатую.

127

См. главы пятую, шестую, двенадцатую и четырнадцатую.

128

См. главы седьмую и восьмую.

129

См. главы шестую и тринадцатую.

130

См. главу восьмую.

131

См. главу четвертую.

132

См. главу пятнадцатую.

133

См. главы десятую, одиннадцатую и четырнадцатую.

134

См. главу пятую.

135

См. мой опыт «О любезности». Рус. мысль, 1912, кн. 5.

136

См. главы четвертую и седьмую.

137

См. главы пятую и пятнадцатую.

138

См. главу пятнадцатую.

139

См. главу шестнадцатую.

140

См. главы пятую, шестую, восьмую и девятую.

141

См. главу четвертую.

142

См. главы пятнадцатую и шестнадцатую.

143

См. главу вторую.

144

См. главу третью.

145

См. главу четвертую.

146

См. главы пятую и девятую.

147

См. главы шестую, седьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую.

148

См. главы пятую, девятую и десятую.

149

См. главу двенадцатую.

150

См. главу пятнадцатую.

151

См. главу пятнадцатую.

152

См. главы четвертую, пятую и девятую.

153

См. главы шестую и шестнадцатую.

154

См. главу шестнадцатую.

155

См. главу шестнадцатую.

156

См. главу пятнадцатую.

157

См. главу шестнадцатую.

158

См. главу шестнадцатую.

159

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта» в моей книге «Аксиомы религиозного опыта», том I.

160

См. главу 18 в «Аксиомах религиозного опыта», том II.

161

См. главу 13 в «Аксиомах религиозного опыта», том I.

162

При прочих равных обстоятельствах (лат.).

163

Высшее право – высшая несправедливость (лат.).

164

Через компромисс (лат.).

Скачать:TXTPDF

Понятия права и силы (опыт методологического анализа) Ильин читать, Понятия права и силы (опыт методологического анализа) Ильин читать бесплатно, Понятия права и силы (опыт методологического анализа) Ильин читать онлайн