Роман Витольд Ингарден родился 5 февраля 1893, Краков. дата смерти — 14 июня 1970, Краков. Польский философ, представитель феноменологии.
Биография
Изучал философию и математику во Львовском и Гёттингенском университетах. Защитил докторскую диссертацию в 1918 году у Эдмунда Гуссерля. В независимой Польше
преподавал в гимназиях в Люблине, Варшаве и Торуни. Хабилитирован в 1924 году, после чего стал доцентом, а с 1933 года профессором Львовского университета, где и
работал до гитлеровской оккупации Львова. В период оккупации (1941—1944) участвовал в тайном обучении и работал над своим главным произведением «Спор о существовании
мира». В 1944 г. вернулся во Львовский университет, затем в 1945—1946 гг. профессор Университетa Николая Коперника (Торунь), позднее — Ягеллонского университета в
Кракове (1946—1950 и 1956—1963).
Занимался главным образом эпистемологией, онтологией и эстетикой. Был также автором нескольких работ на тему аксиологии, философской антропологии и философии языка.
Вначале писал преимущественно на немецком, во время Второй мировой войны перешёл на польский. Перевел на польский язык ряд философских трудов, в том числе «Критику
чистого разума» Иммануила Канта.
Был членом Польской академии знаний (до 1951 года) и Польской академии наук.
Вёл переписку с Эдит Штайн, монахиней, позже причисленной к лику святых.
Онтология и метафизика
Значительная часть исследовательской деятельности философа была посвящена вопросам онтологии, которую он трактует как априорное исследование, предметом которого
является не то, что фактически существует, а то, что возможно. Онтологию он противопоставляет метафизике, которая стремится ответить на вопросы о том, что существует
фактически.
Ингарден отклоняет трансцендентальный идеализм Гуссерля, понимаемый как учение, в соответствии с которым существование так называемого ‘реального мира’ зависит от
сознания. Согласно Ингардену, проблема идеализма — реализма является метафизической, но к ней можно подойти онтологически, путём исследования возможных отношений между
сознанием и миром. В работе «Спор о существовании мира» Ингарден стремится описать возможные способы бытия и их возможные соотношения.
Он делит онтологию на формальную, материальную и экзистенциальную онтологии, в соответствии с тремя аспектами, которые можно выделить у любого объекта (формальная
структура, качественные характеристики и способ бытия). Категории формальной онтологии связаны с известным онтологическим различением объектов, процессов и отношений.
В дополнение к ним Ингарден вслед за Гуссерлем различает категории материальной онтологии; они включают реальные пространственно-временные объекты и объекты высокого
уровня, например, произведения искусства. Наконец, философ различает категории экзистенциальной онтологии, характеризующие способы бытия: зависимое — независимое
существование, существование во времени — вне времени, обусловленное существование — необходимое существование и т. д.
Четыре высших экзистенциально-онтологических категории у Ингардена — это: абсолютное, реальное, идеальное и чисто интенциональное существование. Абсолютный
(сверхвременный) способ бытия может быть приписан только бытию, подобному бытию Бога, которое не зависит от того, существует или существовало ли когда-нибудь что-либо
ещё. Идеальный способ бытия — это вневременное существование, такое как существование чисел в платонизме. Реальный способ бытия — способ существования случайных
пространственно-временных объектов, к которым реалист отнёс бы, например, деревья и скалы. Чисто интенциональный способ бытия присущ, например, вымышленным персонажам
и другим объектам, которые своей природой и своим существованием обязаны актам сознания. Таким образом спор между идеализмом и реализмом может быть переформулирован в
спор о том, присущ ли так называемому ‘реальному миру’ реальный или чисто интенциональный способ бытия.