позицию занимает Фолькельт.
133
преобладает наглядное улавливание (восприятие)1 того же качества, которое вызвало эмоцию. После фазы эмоции, поглощающей нас на какой-то момент, происходит возвращение к этому качеству. Хотя улавливание качества совершается на основе продолжающегося предшествующего чувственного наблюдения, однако вышеописанная модификация этого наблюдения приводит к тому, что данное качество выдвигается на первый план и теперь улавливается значительно яснее и полнее, чем тогда, когда оно лишь «навязывалось» нам. Далее, оно само становится теперь объектом восприятия (а не предмет, на основе которого оно проявляется) и, наконец, начинает выделяться из первоначального своего окружения. Поскольку мы воспринимаем его, пережив перед этим предварительную эмоцию и оставаясь в состоянии эмоционального возбуждения, воспринимаемое качество приобретает теперь вторичные моменты: оно наполняет наше страстное желание «видеть» его, удовлетворяет это желание (во всяком случае, в известной мере)2 и в связи с этим, говоря популярно, становится «более прекрасным»: приобретает определенную живость, красоту и обаяние, которым прежде не обладало. Мы наслаждаемся им, и качество, дающее нам наслаждение благодаря этому обаянию, становится для нас ценностью особого рода, ценностью, определяемой не холодным рассудком в акте суждения, а ощущаемой непосредственно. Это вызывает в нас новую волну эмоций, которая в данном случае действительно является некоторой формой удовольствия, радости и любования «видом», наличием данного качества, мгновением почти такого же «упоения», какое доставляет при данной установке аромат цветка.
1 Так как предварительная эмоция не может возникнуть на основе внешнего или внутреннего наблюдения, то отсюда следует, что данный процесс не всегда есть «восприятие» в строгом смысле этого слова. Если качество, вызывающее предварительную эмоцию, является воображаемым, возвращение к нему происходит в акте воображения, в котором мы стараемся по возможности наглядным образом уловить данное качество. Это не простое воображение чего-то, а особая форма восприятия в воображении. Разумеется, она имеет отношение к предмету воображения, а не к его изменяющемуся содержанию.
2 Здесь могут иметь место различные случаи, о которых вскоре и пойдет речь.
134
Но почти каждое наслаждение чем-либо скрывает в себе зародыш новых устремлений и желаний. Таким образом, и эта вторая фаза эмоций, возникающая в наглядном общении с воспринимаемым качеством, обычно не является завершением всего эстетического процесса (хотя возможно и это)1.
Чувство некоторой неудовлетворенности может проявиться двояко: или эстетически воспринимаемое качество является таким, что к нему требуется определенное дополнение, или при его восприятии обнаруживаются какие-то новые детали предмета, на основе которого оно возникло, а именно такие подробности, которые сочетаются с ранее данным качеством, обогащая первоначальное произведение. Тогда начинается дальнейшее развитие эстетического переживания, достаточно сложное и различное по своему характеру. Оно может при этом происходить в двух различных ситуациях: либо именно предварительная эмоция и эстетически воспринимаемое первоначальное качество побуждают нас к свободному созданию эстетического предмета при отсутствии дальнейшего контакта с предметами в окружающем нас мире, либо это качество выступает на основе так называемого произведения искусства или на основе определенного, обычно реального предмета (скульптуры, изображения, здания и т. п.), сформированного художником таким образом, что при его восприятии с эстетической точки зрения он дает психическому субъекту стимулы для создания соответствующего эстетического предмета2. Я не буду здесь анализировать первый случай, ибо в нем речь идет о творческом процессе художника. Вместо этого мы рассмотрим второй случай3.
Итак, при возвращении к качеству, которое вызвало
1 Если это действительно произойдет, то это означает, что мы имеем дело с весьма примитивным эстетическим предметом, например с насыщенным цветом, с простым цветовым контрастом и т.п., причем такие эстетические предметы возможны, хотя ценность их невысока.
2 Как видно, я здесь вслед за Дорнемом (W. Dоhrnem, Die Kunstlerische Darstellung als Problem der Ästhetik, Leipzig, 1907) отличаю произведение искусства от эстетического предмета.
3 Впрочем, оба случая имеют между собой много общего. Во втором — эстетический потребитель на основе творения художника приходит к определенному конгениальному сотрудничеству с творцом произведения.
135
предварительную эмоцию, мы в данном случае вновь сталкиваемся с предметом (произведением искусства), на основе которого это качество первоначально проявилось и продолжает проявляться, однако, до такой степени иначе, что это влечет за собой модификацию соответствующего наблюдения. Ориентируясь теперь исключительно на качество, стремясь насладиться его «видом», мы замечаем либо некоторый недостаток в самом качестве — оно могло, например, быть качеством развивающейся мелодии, «дальнейшее продолжение» которой «напрашивается» завершить, — либо особенное выражение лица, например в скульптуре,, которая сама не наблюдалась в ее деталях, либо общий контур фасада готического кафедрального собора, который «напрашивается» на пополнение его деталями и т. п., или нам навязываются также новые подробности данного произведения искусства. В первом случае мы сами доискиваемся этих качеств, которые «напрашиваются», чтобы ими было пополнено целое. При этом может случиться, что наблюдаемый нами предмет (определенное произведение искусства) не дает нам этого качества, недостаток которого чувствуется и которое, будучи найденным, дало бы определенный новый, пока нами лишь предугадываемый качественный ансамбль. Тогда, чтобы с помощью соответствующего воображения отыскать это дополняющее качество или комплекс качеств, необходимо особое, полное мучений усилие. Допустим, что это нам удалось. Тогда могут иметь место еще два различных случая: 1) Представление в воображении найденного дополняющего качества является столь живым, что это качество приписывается воспринимаемому произведению искусства, хотя оно само не предписывает нам этого: мы видим (возможно, слышим и т. д.) его тогда в аспекте созданного нами ансамбля качеств (из которых лишь одно, это «исходное», навязано нам данным произведением), и мы как-то, не замечая его недостатков, улучшаем его. Это происходит потому, что нами был создан эстетический предмет, качественное содержание которого является более богатым по сравнению с тем, какое возникает благодаря самому произведению. Одновременно именно вследствие этого приписывания определенного количественного комплекса, например данному куску
136
мрамора, кажется, что он составляет основу этих качеств. Мы забываем о различии между созданным эстетическим предметом и определенным реальным предметом главным образом потому, что одновременно произошла модификация основного наблюдения этого реального предмета. Произведение искусства и эстетический предмет представляют собой, как нам кажется, одно и то же; возникает убеждение, что произведение искусства само обладает этими эстетическими качествами, содержащимися в качественном ансамбле, что его самого мы воспринимаем, например, в «прекрасном». Отсюда возникают ошибочные теории, о которых шла речь в начале настоящих рассуждений. И только научный анализ показывает, что предметы являются другими.
2) Представление дополняющего качества может быть, однако, недостаточно живым и конкретным, чтобы вызвать именно разбираемое «приписывание» этого качества произведению искусства. Правда, это новое качество (а возможно, в дальнейшем процессе и весь комплекс качеств) вступает в ансамбль с исходным качеством и создает с ним «хорошо закрытое», как говорит Вл. Витвицкий, качественное целое, однако видимые нами в то же время подробности произведения искусства не только не содержат этого качества, но, кроме того, и не согласуются с ним. Следовательно, по двум причинам не происходит навязывания его видимому (слышимому и т. п.) произведению искусства, а отличие этого произведения от одновременно представляемого качественного ансамбля становится в наших глазах его недостатком или изъяном. В связи с этим в качестве ответа на наблюдаемое (в уже модифицированном наблюдении) произведение искусства в нас возникает негативная эмоциональная реакция: произведение «не нравится» нам, «шокирует» нас, является «недоделанным». Можно сказать, что в этом случае в нашем представлении формируются именно два эстетических предмета: один — живо представляемый, обладающий полным (законченным) качественным ансамблем, второй — воспринятый на основе данных наблюдения, «недоделанный», «безобразный». Мы в этом случае находимся в удивительно сложном, как бы в двойственном эстетическом переживании, которое содержит в себе двоякие эмоциональные реше-
137
ния1 относительно созданных и контрастирующих между собой эстетических предметов. Это переживание может закончиться данным диссонансом, но может привести и к отрицанию «безобразного» произведения искусства и к погружению в созерцание лишь созданного в воображении эстетического предмета, может, наконец, взять верх восприятие «недоделанного», безобразного произведения- искусства, и тогда все переживание закончится сформированием ценного в отрицательном значении эстетического предмета с соответствующим ему эмоциональным решением.
Рассмотрение последнего случая приблизило нас к той ситуации, в которой — после возвращения к эмоциональному восприятию исходного качества — наблюдаемое произведение искусства само создает в нашем представлении остальные свои детали, в частности остальные качества, вызывающие в нас новую волну эстетического возбуждения (которое мы раньше описывали как предварительную эмоцию). Предположим еще — ибо этот случай нас особенно интересует в связи с дальнейшими рассуждениями, — что, пережив однажды предварительную эмоцию и возвращаясь к наглядному улавливанию исходного качества, мы одновременно делаем это с таким расчетом, чтобы эстетический предмет, постигнуть который мы надеемся в дальнейшем эстетическом процессе, сформировать, насколько это возможно, таким образом, чтобы он был близок произведению искусства, которое нам дало исходное качество. В этом случае мы уже не пребываем в пассивном ожидании того, чтобы произведение искусства само навязывало нам новые эстетические возбуждающие качества, а сами используем возможности, предоставляемые нам произведением искусств, сами ищем в нем такие стороны и подробности, которые позволили бы нам уловить новые качества, образующие ансамбль с исходным качеством.
Это требует внимательного и всестороннего восприятия произведения искусства2, в постоянно модифициро-
1 Об этом эмоциональном решении речь будет идти ниже.
2 В этой фазе проявляется то, что Фолькельт считает необходимым условием эстетического переживания. «Процесс восприятия истины, — утверждает он, — должен обязательно протекать в сочетании с чрезвычайной внимательностью» («System
138
ванном предварительной эмоцией наблюдении, а поэтому установки на качества, следовательно, безотносительного к их функции определения некоторого реального предмета с намерением отыскать в нем такие качества, которые в сочетании с исходным качеством создадут качественный ансамбль1. Этого вообще нельзя сделать «одним махом», и притом так, чтобы можно было заранее предвидеть, к какому качественному ансамблю мы в конце концов придем. Не «одним махом», ибо такие произведения искусства, как скульптура, архитектурное произведение или произведение живописи, нужно осматривать с различных сторон и точек зрения, а доставляемые нам в каждой фазе качества следует соединять Р ансамбль как в пределах отдельной фазы, так и, если можно так выразиться, между фазами. С этим процессом мы имеем дело даже при осмотре картины. Если даже в первый момент (с некоторой точки зрения) мы и уловим целостность картины, однако потом начинаем заниматься ее различными подробностями и частями, с различных точек зрения дополняя «первое впечатление» целого качествами деталей и их отношениями. Так же обстоит дело и с произведениями искусства, которые, как, например, литературное или музыкальное произведение, при их конкретизации не помещаются в одном моменте времени.
5. Во всем этом процессе восприятия совершается двоякого рода формирование устанавливаемых качеств: а) в структуре категорий, б) в структуре качественного ансамбля.
ad а) Если, например, качество, вызывающее в нас предварительную эмоцию, —