Скачать:PDFTXT
Исследования по эстетике

теплой, холодной (в эмоциональном смысле); естественной, простой, искусственной и т. д. и т. п.

Между прочим, существуют эстетически ценные качества, которые тесно связаны с материалом, использо-

306

ванным в данном произведении искусства. В живописи, например, встречаются цвета «яркие» и «мягкие», «насыщенные» и «бледные» и т. д., в музыке — тона «полные» и «тонкие», «звучные» и «резкие», «хриплые» и т.д. При этом следует отличать самостоятельные и абсолютно эстетически ценные качества, ценность которых зависит исключительно от них самих, от качеств, которые приобретают ценность лишь в соединении с другими качествами. Ценность этих качеств может измениться вследствие изменения ценности связанных с ними других качеств. Эти последние также несамостоятельны и обладают относительной эстетической ценностью. Причем их несамостоятельность и относительность их ценности настолько велики, что под воздействием окружения такие качества из положительно ценных могут стать нейтральными и даже отрицательно ценными. Хотя данное различие, возможно, является чисто понятийным, а в действительности не существует самостоятельных и абсолютно эстетически ценных качеств, тем не менее необходимость такого различения имеется.

3. Наконец, существуют качества эстетических ценностей, то есть ближайшие определения этих ценностей, отделяющие ценности друг от друга. В этих качествах конституируется способ, каким отдельные качества или их множества становятся эстетически ценными. Поскольку данные эстетически ценные качества сами являются материей свойств компонентов картины либо картины в целом, то качества эстетических ценностей косвенным образом принадлежат картине как ее частные характеристики и благодаря этому накладывают свой отпечаток на произведение (картину) в целом. «Отпечатком» этим будет эстетическая ценность картины1. Качества ценности представляют вместе с тем аналог оценки (оценочного суждения), в которой мы приписываем некоторому определенному произведению искусства (respective эстетическому предмету) эстетическую ценность. Но, прежде чем дать такого рода оценку, эстетическая ценность (если, конечно, такая оценка

1 Как мы увидим позже, необходимо также провести различие между картиной как произведением искусства и картиной как эстетическим предметом, а также между художественными и эстетическими ценностями. Приведенное определение поэтому еще не будет совершенно точным.

307

должна быть первоначальной и, кроме того, обоснованной) должна быть дана зрителю в качестве феномена и воспринята им как некоторый синтез наглядно проявляющихся в произведении качеств ценности. В оценочном суждении эта ценность как некоторая особенная характеристика произведения воспринимается сама по себе и как таковая выделяется в целостности произведения. Поэтому, признавая ценность в произведении, мы тем самым как бы признаем само произведение.

Существуют различные эстетические качества ценности, вероятно, также и различные категории их. Существуют, например, различные видоизменения прекрасного в чем-то, которое, несмотря на свои видоизменения, удерживается в них (проглядывает сквозь них) как некоторый тождественный себе, основополагающий феномен. Легче всего это можно увидеть, если сопоставить произведения различных родов искусства (картины, скульптуры, архитектурные произведения, музыкальные произведения и т. д.1) и различных стилей, но которые все изображают прекрасное.

Например, красота готического собора качественно отлична от красоты ренессансного дворца и тем не менее и в том и другом случае остается красотой, которую нельзя отождествить с очарованием дворца стиля рококо или с другими разновидностями «очарования». Точно так же красота портрета кисти Рафаэля качественно отличается от красоты рембрандтовских портретов, хотя в обоих случаях мы имеем дело именно с красотой. Еще в большей степени отличаются друг от друга видоизменения красоты произведений, относящихся к различным областям искусства, например к скульптуре, архитектуре и к музыке. Прекрасной Т5удет как скульптура Микеланджело, например Pieta в Флорентийской Академии, так и Пятая симфония Бетховена, хотя качественные различия их красоты очень глубоки. Но ведь их общность проявляется тогда, например, когда мы, беря их во всей конкретной и зримо ощутимой полноте, сравниваем их с изя-

1 Установленное здесь различие между различного рода качествами относится как к картинам, так и к произведениям других видов искусства, да и вообще ко всем предметам, которые служат основанием конституирования эстетических предметов. Поэтому оно имеет общее и принципиальное значение для теории искусства, respective вообще эстетики.

308

ществом и очарованием сонат Моцарта (например, с Фантазией и Сонатой c-moll). Строго говоря, красота каждого великого произведения искусства во всей его полноте и синтетическом единстве всегда будет чем-то совершенно специфическим, что может быть воспринято лишь непосредственно, но что не может быть чисто понятийно полностью определено. Однако, несмотря на это, последний аккорд этой красоты, или, если угодно, ее основное качество, дано наглядно и удерживается во всех ее разновидностях как основной тон. Этот основной тон воспринимается нами раньше всего, так что если кто-либо недостаточно восприимчив к более детальным качественным различиям, то он прежде всего улавливает этот основной тон, но только этот тон. Поэтому такой человек неспособен во всем объеме оценить данное произведение искусства. Он будет склонен ошибочно объяснять красоты переходов, к которым не привычен, и упускать из виду специфичное в них либо (если его нечувствительность к ним не абсолютная) недооценивать их в какой-то мере и даже осуждать. Такой человек создает некоторую особого рода оценку, правда все еще положительную, и признает красоту данного произведения, но это признание не безоговорочное, так как к оценке примешиваются всякого рода сомнения, как бы они ни были необоснованными.

Но наряду с прекрасным, в одинаковой мере как некоторым основным качеством (категорией), так и его различными качественными разновидностями, существуют еще и иные качества положительных эстетических ценностей. Таковы, например, приводимое уже выше очарование, изящество, глубина, зрелость, совершенство произведения и т. д. Все они различные качества ценности, а возможно, даже категории ценности, которые в каждом отдельном случае in concrete выступают в различных качественных разновидностях. Но и их противоположности также будут качествами ценностей, правда отрицательных ценностей. Таким образом, некрасивость, сухость, поверхностность, незрелость, несовершенность и т. д. будут определенными качествами ценности, причем речь идет не просто об отсутствии положительной ценности, о положительном присутствии данного как феномен качества отрицательной ценности. Правда, у нас зачастую не хватает особых утвердитель-

309

ных слов для обозначения их, но это ни в чем не нарушает проявления их как явлений в произведениях искусства. Когда мы действительно имеем дело с фактом отсутствия, например, красоты (определенной разновидности), тогда мы получаем не отрицательную эстетическую ценность, а вещь, нейтральную в ценностном отношении.

В одном и том же произведении искусства (в эстетическом предмете) выступают, как правило, многочисленные качества ценности (например, что-то является одновременно прекрасным, глубоким и зрелым). При этом они обычно не остаются нейтральными друг к другу, как правило, они вступают в различные отношения между собой, в которых явным образом качественно модифицируются и в этих модификациях образуют синтетическое целое, причем в такой степени, что иной раз требуется особая впечатлительность на видоизменения и определенная способность к абстрагированию, непосредственно направленная на наглядное, чтобы все выступающие в данном произведении искусства специфические качества ценности воспринять каждое в отдельности в их своеобразии.

Качественные моменты всех трех установленных основных групп для любого произведения искусства, если оно только не является безразличным в отношении ценности ремесленнической стряпней, будут в равной степени существенными и необходимыми, хотя в различных произведениях искусства они выступают в различных сочетаниях. В особенности не существует картины, лишенной определенных качеств каждого из трех вышеприведенных типов. Без каких-либо эстетически ценных качеств и соответствующих качеств ценности картина является нейтральным в отношении ценностей образованием, которое в лучшем случае будет документальным воспроизведением (копией) действительности, нейтральной в отношении ценности. Лишь определенный особенный набор эстетически ценных качеств ведет к определенному подбору качеств ценности, положительно конституирует ценное произведение искусства определенного рода или категории. Разумеется, любое произведение искусства имеет также множество свойств, совершенно безразличных в ценностном отношении, но среди них должно быть некоторое число свойств, каче-

310

ственное определение которых, правда, безразлично в ценностном отношении, но вместе с тем является бытийной основой определенных эстетически ценных качеств и тем самым само приобретает некоторую художественную значимость. Оно обусловливает бытийно эстетически ценные качества, вызывает их к жизни и однозначно определяет. В этом состоит конструктивная роль в картине (произведении искусства вообще) данных нейтральных качеств. Они образуют новые моменты произведения искусства, в особенности моменты, без которых произведение не было бы произведением искусства. Созданные художником, эти качества являются орудием и средством проявления в произведении эстетически ценных качеств, от которых зависит эстетическая ценность произведения (эстетического предмета). Если они действительно выполняют эту функцию, то опосредствованно они становятся ценностными, опосредствованно в двояком значении: во-первых, поскольку им передается ценность чего-то иного, что ценностно само по себе; во-вторых, поскольку они лишь средство реализации чего-то иного, ценностного самого по себе, и обладают вследствие этого особой ценностью — их значением, важностью. Если художник сумеет наделить ими некоторую вещь, сумеет их создать в ней, то лишь тогда эта вещь может быть названа произведением искусства.

Поэтому мы и определяем их как художественные ценности в точном значении этого слова. Как ценности, существо которых заключается лишь в их значимости для чего-то иного, совершенно определенного, они будут ценностями относительными в противоположность эстетически ценным качествам, которые ценностны сами по себе и, следовательно, ценностность которых абсолютна, а не относительна. Эти качества важны также и для зрителя, обладающего способностью воспринимать их, и поэтому приобретают специфическую относительность, но последнее обстоятельство вовсе не противоречит их абсолютной ценностности. Такую относительность к зрителю эстетически ценные качества приобретают как нечто производное и только потому и могут ее приобрести, что сами по себе абсолютно ценностны. Распространенная точка зрения, отрицающая существование объективных ценностей по причине отно-

311

сительности ценностей определенного рода, порочна в своей основе и на самом деле направлена против относительности ценностей вообще. Но это становится понятным лишь тогда, когда устанавливаются различения между тремя либо четырьмя противопоставленными здесь типами качеств. Конечно, это уже иная основная проблема: какие и в каком подборе качества, безразличные в ценностном отношении, должны выступать в какой-либо вещи либо быть созданы нами, чтобы они стали эстетически значимыми, respective художественно ценными, и чтобы они могли приводить к конституированию произведения искусства. И надо сказать, большие художники своими творческими актами, как правило, успешно разрешают эту проблему, хотя обычно более или менее глубоко не осознают ее. Но такой практический успех сам по себе еще не ведет к теоретическому разрешению вопроса и к его понятийному выражению. Поэтому теория искусства, как и сама теория эстетических ценностей, отстает от творческой деятельности художников и, как правило, предстает пред нами лишь как чисто научная проблема.

Предварительно установленные различения необходимо принять во внимание при дальнейшем анализе картины, в особенности при анализе реконструированных в ней видов.

Компоненты видов можно распределить по выполняемой ими функции, а именно по функции:

а) представления предметов, изображенных в картине,

б) обогащения картины эстетически ценными моментами. В первом случае они будут конструктивными элементами картины, в другом — «декоративными»

Скачать:PDFTXT

Исследования по эстетике Ингарден читать, Исследования по эстетике Ингарден читать бесплатно, Исследования по эстетике Ингарден читать онлайн