Пока мы ещё не знаем, когда произойдёт его спасительное вмешательство, этого
«мужа». Но то, что он грядёт, чувствуют миллионы…».
Сразу же вслед за покорением партии, 3 августа 1921 года, были образованы
штурмовые отряды СА (SA – Sturmabteilungen), первоначально первая буква в этом
сокращении расшифровывалась как «спортивные», либо Schutzabteilung –
защитные. Ещё внутрипартийная фрондаупрекала Гитлера в том, что он создал для
себя оплачиваемую гвардию охранников из числа бывших членов добровольческих
отрядов, уволенных оттуда за «воровство и грабежи». Однако СА нельзя понимать
ни как преимущественно организацию инстинктов насилия, развязанных войной и
по-прежнему рассчитывающих на звучное прикрытие, ни как инструмент
вынужденной обороны правых от сходных террористических формирований
противника, хотя эти соображения и играли первоначально важную роль.
Действительно, в лагере левых существовали боевые вооружённые объединения,
как, например, «гвардия Эрхарда Ауэра» у социал-демократов, и имеются
многочисленные документальные свидетельства о заранее спланированных акциях
беспорядка, направленных именно против НСДАП: «мир марксизма, обязанный
своим существованием террору более чем какое другое явление эпохи, прибегал к
этому средству и в отношении и нашего движения», – так сформулирует Гитлер
одно из главных соображений при формировании СА.
Однако идея СА выходила далеко за пределы этих оборонительных целей –
штурмовые отряды были с самого начала задуманы как инструмент нападения и
захвата, ибо Гитлер в то время мог мыслить себе «захват власти» исключительно в
категориях акта революционного насилия. В призыве к созданию СА говорилось,
что они должны быть «тараном» и воспитывать своих членов как в духе
подчинения, так и в духе некой революционной воли (какой – не уточнялось),
Согласно характерному представлению Гитлера, слабость буржуазного мира по
сравнению с марксизмом объяснялась принципом разделения духа и насилия,
идеологии и террора – в буржуазных условиях, как он заявлял, политику
приходилось пользоваться исключительно духовным оружием, солдат же был
полностью выключен из любой политики. А вот в марксизме, напротив, «дух и
жестокое насилие образовывали гармонию», и СА должны были следовать этому. И
в этом смысле он назвал их в своём первом циркуляре по их формированию «не
только инструментом для защиты движения, но и… в самую первую очередь
начальной школой для грядущей борьбы за свободу внутри страны». А «Фелькишер
беобахтер», исходя из этого расхваливает их «дух беззаветной решимости».
Внешней предпосылкой для создания этой частной армии послужила ликвидация в
июне 1921 года полумилитаризованных дружин самообороны и последовавший
месяц спустя роспуск возвратившегося из Верхней Силезии добровольческого
отряда «Оберланд». И многочисленные участники этих формирований, считавшие,
что одним ударом они оказались лишёнными чувства локтя, солдатской
романтики, а значит, и всего смысла их жизни, присоединились теперь к тем
оставшимся не у дел ландскнехтам, молодым искателям приключений, что уже
были в рядах НСДАП. Пришедшие с войны и войной сформированные, они вновь
обретали в организованных по-военному СА, в званиях, командах и форме тот
хорошо знакомый им жизненный элемент, которого им так недоставало в
казавшейся лишённой общественных структур республике. Почти все они были
выходцами из мощного в количественного отношении слоя мелкой буржуазии,
долго не имевшей в Германии возможностей для восхождения по общественной
лестнице и только в годы войны, из-за больших потерь в офицерском корпусе,
выдвинувшейся на новые руководящие посты. Крепкие, с нерастраченными силами
и жаждой действий, они полагали, что после войны их ожидает необыкновенная
карьера, однако положения Версальского договора не только заставили их
пережить чувство национального унижения, но и вновь отбросили их назад и в
социальном плане – за столы учителей народных школ, за прилавки магазинов, за
задвижные окошки учреждений, т. е. в ту повседневную жизнь, которая им
казалась им стеснённой, жалкой и чужой. И то же самое стремление уйти от
установленных норм, что привело в политику Гитлера, вело теперь, в свою очередь,
и их к Гитлеру.
Сам же Гитлер увидит в этом столь родственном ему по духу притоке наиболее
подходящий материал для воинственного авангарда движения и включит
негативные чувства и энергию этих людей, их готовность к насилию в свои
тактические соображения по захвату власти. Его психологические максимы
содержали в себе и тот момент, что демонстрация облачённой в униформу
готовности к насилию имеет не только запугивающий, но и притягательный
эффект, а тёр – pop обладает способностью быть своего рода рекламой:
«Жестокость импонирует, – так опишет он своё открытие, – люди нуждаются в
целебном страхе. Они хотят чего-то бояться. Они хотят, чтобы их пугали, и чтобы
они, дрожа от страха, кому-то подчинялись. Разве вы не были повсюду свидетелем
того, как после побоищ в залах те, кого избили, первыми вступали в партию? Что
Вы там болтаете о жестокости и возмущаетесь мучениями? Масса хочет этого. Ей
нужно чего-то страшиться».
С растущей уверенностью Гитлер будет все внимательнее следить за тем, чтобы за
риторическими и литургическими средствами пропаганды не забывалась и
рекламная роль акций грубого насилия. А один из его «унтерфюреров» выдвинул
на одном собрании штурмовиков такой лозунг: «Бейте посильнее, а если одного-
другого прикончите, то это не беда».
И так называемое «сражение в „Хофбройхаузе“ 4 ноября 1921 года, ставшее для
СА мифом, тоже было, очевидно, спровоцировано Гитлером именно из этих
соображений. На один из организованных им митингов явились целые команды
социал-демократов, которые должны были его сорвать, – Гитлер определял число
противников семью или восьмью сотнями. А штурмовиков в тот день – из-за
переезда штаб-квартиры партии в другое помещение – было всего пятьдесят
человек. Гитлер потом сам опишет, как он своим страстным выступлением
воодушевил этот сначала растерявшийся по причине своей малочисленности
отряд: сегодня идёт речь о жизни и смерти, сказал он им, вы не имеете права
покидать зал, даже если вас вынесут отсюда мёртвыми, у тех, кто струсит, он
собственноручно сорвёт повязки и значки, а лучший вид обороны – это нападение.
„Ответом было – так он живописал, – троекратное „хайль!“, прозвучавшее в этот
раз резче и жёстче обычного“. Далее он рассказывает:
«Тогда я вошёл в зал и смог собственными глазами определить ситуацию. Они
сидели плотно сбившись в кучу, и старались продырявить меня уже одними своими
взглядами. Бесчисленное количество лиц было с затаённой ненавистью обращено
ко мне, в то время как другие с издевательскими гримасами разражались
совершенно недвусмысленными выкриками. Сегодня они „покончат с нами“, пусть
мы побеспокоимся „за свои кишки“.
Полтора часа он, несмотря на все помехи, все же мог говорить и уже думал, что
овладел положением, как вдруг кто-то вскочил на стул и закричал «Свобода!»
Через несколько секунд во всём помещении началась потасовка рычащих и
ревущих мужчин, над которыми, подобно гаубичным снарядам, полетели
бесчисленные пивные кружки; слышался треск ломавшихся стульев, звон разбитых
кружек, рёв и рыки, и крики. Это был идиотский спектакль…
Свистопляска ещё не началась, как мои штурмовики, ибо так стали они называться
с этого дня, кинулись в атаку. Как волки, стаями по восемь или по десять,
набросились они на своих противников и осыпая их угрозами, начали
действительно, шаг за шагом вытеснять их из зала. Не прошло и пяти минут, а я
уже не видел, пожалуй, ни одного из них, кто уже не был бы весь в крови… И тут
вдруг от входа в зал в сторону сцены раздались два револьверных выстрела, и тогда
пошла дикая пальба. И словно снова зашлось сердце, освежая в памяти военные
воспоминания…
Прошло примерно минут двадцать пять; сам зал выглядел так, будто тут
разорвался снаряд, Многих из моих сторонников как раз перевязывали, других
пришлось увезти, но мы остались хозяевами положения. Герман Эссер, которому в
этот вечер было поручено вести собрание объявил: «Собрание продолжается.
Слово предоставляется докладчику…»
Действительно, начиная с этого дня слово – в куда более широком смысле –
получил Гитлер. По его собственному свидетельству, с 4 ноября 1921 года улица
уже принадлежит НСДАП, а с начала следующего года партия начинает все
прочнее завоёвывать и баварскую провинцию. По выходным устраиваются
пропагандистские поездки по всей земле Бавария, штурмовики шумно маршируют
– сначала только с нарукавными повязками, а потом уже в серых штормовках и с
заострёнными палками в руках, – по селениям, все громче и увереннее распевая
свои воинственные песни. Их вид, как заметит один из ранних сподвижников
Гитлера, был «отнюдь не для салонов», скорее уж это была «дикая и воинственная
внешность». Они расклеивают лозунги на стенах домов и фабрик, затевают
потасовки со своими противниками, срывают черно-красно-оранжевые флаги либо
устраивают по всем правилам военного искусства нападения на спекулянтов или
капиталистических кровопийц. Их песни и лозунги демонстрируют кровожадную
похвальбу. На одном из собраний в пивном зале «Бюргербройкеллер»
присутствовавших обходили с кружкой, на которой была надпись: «Жертвуйте на
избиение евреев!»; так называемые «блюстители порядка» срывали митинги и
неугодные концерты: «Мы умеем давать рукам волю!» – так весело звучал их девиз.
Грубые выходки штурмовиков и на самом деле, как ожидал Гитлер, не наносили
вреда партии, даже в глазах солидной, добропорядочной буржуазии они нисколько
не умаляли притягательной силы движения. Причины этого следует искать не
только в том, что войной и революцией была снижена планка норм, но и в большей
степени в том, что партия Гитлера использовала тут и специфическую баварскую
грубость, в чью политическую разновидность она как раз и превратилась. Побоища
в залах с отрыванием ножек стульев и запусканием в противников пивных кружек,
«избиения», кровожадные песни, «воля рукам» – всё это было элементами
грандиозной потехи. Показательно, что именно в это время вошло в употребление
слово «наци», что представляло собой лишь сокращённую форму слова «национал-
социалист», а для баварского уха звучало как уменьшительно-ласкательное
производное от имени Игнац и носило доверительно-фамильярный оттенок, что и
свидетельствовало о том, что партия уже вошла в самое широкое сознание.
Поколение участников войны, сформировавшее ранее ядро СА, пополнилось вскоре
и людьми более молодого возраста, и в этом смысле движение было на самом деле
«восстанием недовольных молодых людей». «Два рода вещей, – скажет Гитлер в это
время в одном своём публичном выступлении, – способны объединить людей –
общие идеалы и общее жульничество», в СА одно вошло в другое неразрывным
сплавом. В течении 1922 года в них наблюдается такой скачкообразный приток,
что уже осенью была организована одиннадцатая сотня, возглавлявшаяся
Рудольфом Гессом и состоявшая поголовно из одних студентов. В том же году в
состав СА вошла самостоятельным соединением группа из бывшего
добровольческого отряда Росбаха во главе с лейтенантов Эдмундом Хайнесом.
Создание многочисленных спецформирований придавало СА все более военный
облик. Сам Росбах составил отряд самокатчиков, имелись подразделения связи,
моторизованный отряд, артиллерийская батарея и отряд кавалерии.
Возрастающее значение «штурмовых отрядов» и являлось в первую очередь тем,
что придавало НСДАП характер партии нового типа. Правда, сами СА – вопреки
апологетике в воспоминаниях некоторых штурмовиков – помимо самой общей
программы национальной борьбы и драки не выдвинули никакой чёткой
идеологической платформы и, конечно же, маршируя с развёрнутыми знамёнами
по улицам, не считали себя шагающими в новый общественный строй. У них не
было никакой утопии, а была лишь огромная обеспокоенность, не было никакой
цели, а была динамическая энергия, с которой они не могли совладать. Строго
говоря, большинство тех, кто вступил в её колонны, не были даже политическим
солдатами, а куда в большей степени были наёмниками-ландскнехтами, натурами,
пытавшимися скрыть свой нигилизм, свою неугомонность и свою тягу к
субординации