Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Адольф Гитлер, Том I, Иоахим Фест
партийной армии – включая сюда и
кровавый верноподданический адрес от 30 июня 1934 года. Но одновременно он
вывел свои штурмовые отряды из-под зависимости от армии – СА не должны стать
ни составной частью, ни соперником рейхсвера.

Отсюда поэтому следует, что Гитлер вышел из поражения у «Фельдхеррнхалле» не
с одним только резко обозначившимся тактическим рецептом – оно, помимо этого,
во многом изменило и его отношение к политике вообще. До этого он проявлял
себя прежде всего своей категорической безусловностью, своими радикальными
альтернативами и действовал при этом «как стихийная сила»; политика – по
приобретённой им на войне модели бытия – это штурм позиций врага, прорыв его
линий, схватка и в конечном итоге всегда победа либо поражение. И только теперь,
кажется, Гитлер начинал понимать во всём объёме смысл и шанс политической
игры, тактических изысков, лжекомпромиссов и долговременных манёвров и
преодолевать своё диктуемое эмоциями, наивно-демагогическое, «художническое»
отношение к политике. И тем самым окончательно уходит со сцены захватываемый
событиями и собственными импульсивными реакциями агитатор, освобождая
место для методически действующего технолога власти. Поэтому неудавшийся
путч 9 ноября – одна из огромных и решающих вех в жизни Гитлера: закончились
годы его ученья, а в более точном смысле можно сказать, что только теперь и
состоялось вступление Гитлера в политику.

Ханс Франк – адвокат Гитлера, а впоследствии генерал-губернатор Польши – в
своих показаниях на Нюрнбергском процессе заметит, что «вся жизнь Гитлера в
истории», «субстанция всего его характера» проявились в зародыше уже в дни
ноябрьского путча. И что тут в первую очередь бросается в глаза, так это
сочетание самых противоречивых состояний, характерные самонагнетания и спады
чувства, так откровенно напоминающие истерические сны наяву и веру в свои
фантазии подростка, планирующего города, сочиняющего оперу и что-то
изобретающего, а затем – безо всякого перехода – тяжкое похмелье, жестикуляция
все просадившего, отчаявшегося игрока и его сползание в апатию. Ещё в сентябре
он самоуверенно объяснял одному из людей его окружения: «Вы знаете римскую
историю? Так вот, я – Марий, а Кар – это Сулла; я – вождь народа, а он
представляет господствующий слой, но на этот раз победителем выйдет Марий»,
но при первом же признаке сопротивления, не совладав с нервами, он бросил все.
Он оказался не мужчиной, а лишь конферансье, объявившим номер. Да, конечно,
он доказал свою способность ставить перед собой большие задачи, однако его
собственным нервам его жажда деятельности оказалась не по силам. Он
предсказывал «Битву титанов» и ещё недавно, в тот час экзальтации в
«Бюргербройкеллере», заявлял, что назад пути нет, что дело стало «уже всемирно-
историческим событием», но потом, перед ликом Всемирной истории, бесславно
ударился в бега и «не хотел больше и слышать об этом изолгавшемся мире», или,
как заявил он на суде, ещё раз сыграл по-крупному и проиграл.

И только красноречием спас он все. Превращение поражения в победу сделало
очевидным, как мало умел он понимать действительность и как необыкновенно
много – то, как можно её преподать, какие придать ей краски и как сделать все это
средствами пропаганды. Лихорадочность его действий, поспешной, колеблющейся
и замирающей неуверенности самим решительным образом противостоят
хладнокровие и присутствие духа в его поведении на суде.

Во всём этом ощущался элемент игры наудачу и погони за счастьем – отчаянная
тяга в безвыходность, к проигранным ставкам. Во всех решающих ситуациях 1923
года он проявлял склонность не оставлять себе возможности тактического выбора
– всегда казалось, что в первую очередь он ищет стену, о которую может опереться
спиной, и удваивает затем и без того перенапряжённое усилие, что позволительно
характеризовать как поведение истинного самоубийцы. Именно в этом смысле он
высмеивал старания политики чураться беспощадных инициатив как идеологию
«политического лилипутства» и выражал своё презрение по поводу тех, кто
«никогда не перенапрягается»; ссылку же на выражение Бисмарка, что политика –
это искусство возможного, он называл всего-навсего «дешёвой отговоркой». И,
конечно же, как нечто большее, нежели только отображение его
мелодраматического темперамента, следует воспринимать тот факт, что начиная с
1905 года его жизнь сопровождается чередою угроз покончить с собой, что и
обрело свою развязку лишь в результате наиглавнейшего вызова – снова
безальтернативной ставки на власть над миром или гибель – на диване в бункере
рейхсканцелярии. Примечательно, что и его вступление в большую политику тоже
прошло под аккомпанемент такой угрозы. Разумеется, многие из его выступлений
все ещё казались натужными и не были лишены того пристрастия к патетическому
фарсу, от которого он освободился с немалым трудом, но можно ли действительно
принимать лишь за одну из проекций последующего опыта ощущение, что вокруг
этого возбуждённого актёра уже на том, раннем этапе прямо-таки
концентрировалась атмосфера великой катастрофы?

9 ноября 1923 года явилось прорывом. Ещё в полдень того дня, когда колонна
приближалась к площади Одеонсплац, один из прохожих спросил: а что, этот
Гитлер, что марширует во главе, «вправду парень с угла улицы»? Теперь он
принадлежал истории. К совпадениям, проглядываемым между 9 ноября и его
жизнью в целом, относится, наконец, и то, что доступа в историю он добился
благодаря поражению – точно так же, как и потом, но в неизмеримо увеличенном
масштабе, он обрёл прочное место в ней с помощью катастрофы.
Примечания
1

Malaparte С. Technique du coup d’etat. P., 1931. P. 264.
2

Цит. по: Granzow В. A Mirror of Nazism. L., 1964. P. 137—138.
3

Lange K. Hitlers unbeachtete Maximen. Stuttgart, 1968. S. 158.
4

Valentin Veit. The German People. N. Y., 1946. P. 633.
5

Bracher K. D. The Role of Hitler: Perspectives of Interpretation. In: Fascism. A Reader’s
Guide. Berkeley; Los Angeles, 1977. P. 224.
6

Meinecke F. Die deutsche Katastrophe. Wiesbaden, 1947. S. 26.
7

Dehio L. Deutschland und die Weltpolitik im 20. Jahrhundert. Muenchen, 1955. S. 30.
8

Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. Muenchen, 1978. S. 8.
9

Fest J. C. Das Gesicht des Dritten Reiches. Profile einer totalitaeren Herrschaft.
Muenchen, 1988 (9-е изд.). S. 109.
10

Fest J. С Op. cit. S. 99, 100.
11

Nolte E. Der Faschismus in seiner Epoche. Muenchen, 1963. S. 34.
12

Nolte E. Op. cit. S. 51.
13

Ibidem. S. 49.
14

Nolte E. Op. cit. S. 315.
15

Созданная в последние годы XIX века во Франции праворадикальная
националистическая организация, которую возглавлял публицист Ш. Моррас (1868
—1952). Ей были присущи монархические и антисемитские воззрения. В 1940—
1944 гг. сотрудничала с нацистскими оккупантами.
16

Nolte E. Die Krise des liberalen Systems und diefaschistischen Bewegungen. Muenchen,

  1. S. 227.
    17

Nolte E. Op. cit. S. 15.
18

Ibidem. S. 87.
19

Die Zeit, 12. X. 1973. S. 26.
20

The New York Times Book Review, 1974, April 28, p. 1
21

Shieder T. Hitler vor der Gericht der Weltgeschichte. In: Frankfurter Allgemeine
Zeitung, 27. X. 1973.
22

Shieder Th. Op. cit.
23

Bracher K. D. Hitler – die deutsche Revolution. In: Die Zeit, 12. X. 1973.
24

Graml H. Probleme einer Hitler-Biographie. Kritischc Bemerkungen zu Joachim C. Fest.
In: Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte, 1974, H. 1. S. 87—88.
25

Mosse G. L. Intervista sul nazismo. Bari, 1977. P. 44.
26

Taylor A. J. P. Politics in Wartime. L., 1964. P. 197.
27

Heuss Th. Hitlers Weg. Tuebingen, 1968 (1-е изд.1932). S. XXXI.
28

Марий Гай (156-86 до н. э.), римский полководец и политический деятель, выходец
из незнатной среды, возглавлял популяров, опиравшихся на народное собрание.
Сулла Луций Корнелий (138-78 до н. э.), римский полководец и государственный
деятель, происходил из патрицианского рода. В ходе гражданской войны одержал
победу над Марием и его сторонниками, жестоко расправившись с ними. В 83 г. до
н. э. провозгласил себя диктатором, опирался на сенатскую аристократию
(оптиматов).
29

Moeller van den Bruck A. Das dritte Reich. В., 1923. S. 228.
30

Цит. по: Archiv fuer Sozialgeschichte. Bonn; BadGodesberg, 1972, Bd. XII. S. 413.
31

Pechel R. Deutscher Widerstand. Erlenbach; Zuerich, 1947. S. 279—280.
32

Cм. Tyrell A. Von «Trommler» zum «Fuhrer». Muenchen, 1975.
33

Fest J. Hitlers Krieg. In: Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte, 1990, H. 3. S. 372—373.
34

Цит. по: Кин Ц. Итальянский ребус. М., 1991, с. 33.
35

Schieder Th. Op. cit.
36

Voelkischer Beobachter, 6. VI. 1936. Цит. по: SchoepsJ. H. Konservativismus – ein
Denkstil der Vergangenheit? In: Die Mitarbeit, 1976, H. 4. S. 298.
37

Zitelmann R. Hitler. Selbstverstaendnis einerRevolutionaers. Hamburg, 1987. S. 458,
459, 460.
38

Ibidem. S. 457.
39

Винкельман Иоганн Иоахим (1717—1768), выдающийся немецкий искусствовед и
археолог, автор знаменитой «Истории искусства древности».
40

Об этой книге Т. Манна см. блестящую статью Б. М.Парамонова: Шедевр
германского «славянофильства» //Звезда, 1990, № 12.
41

См. Binion R, Hitler und die Deutschen: eine Psychohistorie. Stuttgart, 1978.
42

Schreiber G. Hitler. Interpretationen 1923—1983. Darmstadt, 1984. S. 324.
43

См. Waite R. The Psychopatic God Adolf Hitler. N. Y., 1977.
44

См. Mosse G. L. The Nationalization of the Masses. N. Y., 1975.
45

Эта мысль Ранке приводится в одной из работ Конрада Хайдена, которому автор
считает себя в некотором отношении обязанным, поскольку эта наиболее ранняя
попытка исследования таких явлений как Гитлер и национал-социализм по
смелости постановки вопросов и свободе суждений и сегодня не знает себе равных.
46

Слова полковника фон Герсдорфа генерал-фельдмаршалу фон Манштейну, цит. по:
Ehlers D. Technik undMoral einer Verschwoerung, S. 92.
47

Из выступления 24 февраля 1937 года в мюнхенской пивной «Хофбройхауз», цит.
по: Kotze H. v., Krausnick H. Es spricht der Fuehrer, S. 107.
48

Trevor-Roper H. R. (Hrsg.) Предисловие к «Le Testament politique de Hitler», p. 13.
49

Автором книги был некий Фратеко; на французском языке она вышла в том же году
в Париже под названием «М. Hitler, Dictateur».
50

Из выступления 20 мая 1937 года, цит. по: Kotze H. v., Krausnick H. Op. cit. S. 223.
51

Burckhardt J. Gesammelte Werke. Bd. 4, S. 151 ff. Кстати, в своём знаменитом письме
Клаусу Манну Готфрид Бенн, говоря о Гитлере, прямо ссылался на точку зрения
Буркхардта и писал: «Однако сегодня у нас Вы можете то и дело услышать вопрос:
создано движение Гитлером или Гитлер создан движением? Этот вопрос является
характерным, ибо оба эти явления невозможно отличить, поскольку они
идентичны. Здесь действительно имеется то магическое совпадение
индивидуального и общего, о котором Буркхардт говорит в своих „Размышлениях о
всемирной истории“, описывая великих деятелей мирового исторического
процесса. Великие деятели – в них есть все: опасности в начале, их появление
почти всегда только в страшные времена, необыкновенная выдержка,
сверхъестественная лёгкость во всём, в том числе в том, что следует делать, но
кроме того ещё и свойственное всем мыслящим людям предчувствие, что именно
он и есть тот, кто призван к свершениям, посильным только ему и никому
другому». См.: Benn G. Gesammelte Werke. Bd. 4, S. 246 f.
52

Burckhardt J. Op. cit. S, 175 ff.
53

Так писал Бисмарк в письме к своей невесте 17 февраля 1847 года, цит. по: Rothfels
H. (Hrsg.) Bismarck Briefe. Goettingen, 1955. S. 69.
54

Mann Th. Bruder Hitler. In: Mann Th. Gesammelte Werke (В дальнейшем – GW). Bd.
12, S. 778.
55

Tahlheimer A. Gegen der Strom. Organ der KPD (Opposition), 1929, цит. по: Abendroth
W. (Hrsg.) u. a. Faschismus und Kapitalismus, S. 11. Мы не будем здесь
останавливаться подробно на различных теориях, касающихся Гитлера, и попытках
объяснить это явление. Широкий обзор даёт, например, К. Д. Брахер: Bracher К. D.
Die deutsche Diktatur. S. 6 ff., но прежде всего К. Хильдебрандт: Hildebrandt К. Der
Fall «Hitler». Bilanz und Wege der Hitler-Forschung. In: Neue politische Literatur, 1969,
H. 3, S. 375 ff.
56

Kuehnl R. Der deutsche Faschismus. In: Neuepolitische Literatur,

Скачать:PDFTXT

партийной армии – включая сюда икровавый верноподданический адрес от 30 июня 1934 года. Но одновременно онвывел свои штурмовые отряды из-под зависимости от армии – СА не должны статьни составной частью,