Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Адольф Гитлер, Том I, Иоахим Фест
он встречался тогда в Вене, а также
«низкого уровня их духовной культуры» уже по самой своей терминологии
являются отражением чувств мелкого буржуа, озабоченного сохранением своего
положения в обществе; см.:Hitler A. Mein Kampf, S. 30.

По поводу упомянутого мнения соседки см. показания Марии Вольраб и Марии
Феллингер в: НА, File 17, Reel l.
110

Hitler A. Mein Kampf, S. 15.
111

Kubizek A. Op. cit. S. 220 f.
112

Ряд немецких и австрийских художественных обществ конца XIX – начала XX вв.,
возникших на почве оппозиции академизму. Кружок венских сецессионистов
образовался в 1897 году, в него входили такие художники как Г. Климт, К. Мозер,
Й. М. Ольбрих, Й. Хофман и др. – Ред.
113

Hitler A. Mein Kampf, S. 282.
114

Ibid. S. 41 f.
115

Фрейр – в скандинавской мифологии бог, олицетворявший растительность, урожай,
богатство и мир.
116

См.: Daim W. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Ланц и патологическая структура
его мышления предстают в особом свете, когда узнаешь, что помимо Гитлера он
считал своими учениками также лорда Китченера и, главным образом, Ленина,
которые, по его мнению, были единственными, кто сравнительно рано признал его
учение и сделал из него свои выводы. Главный труд Ланца, вышедший в 1905 году,
имел уже сам по себе весьма примечательное название: «Теозоология, или Учение
о подражателях содомлян и божественном электроне. Введение в старейшее и
новейшее мировоззрение и оправдание княжества и дворянства». По его мнению,
голубоглазо-белокурые герои-арии являлись «лучшим творением богов» и были
снабжены электрическими органами и даже приемо-передающими станциями.
Путём евгенической стимуляции и выращивания чистой породы раса героев-ариев
должна будет получить новое развитие и вновь обрести божественные
электромагнитные и радиологические органы и силы. Присущее эпохе чувство
страха, стремление к созданию элитарных тайных союзов и модное дилетантское
обожествление естественных наук – и все это в сочетании с заметной склонностью
к интеллектуальному и личному авантюризму – и нашло себе место под крышей
этого учения.

Дайм явно переоценивает то влияние, которое Ланц оказал на Гитлера; влияние
это, безусловно, не выходит за рамки, очерченные в тексте. Совсем иначе обстоит
дело, и это совершенно очевидно, с некоторыми главарями национал-социалистов
рангом пониже – такими, например, как Дарре или в первую очередь Генрих
Гиммлер. Неважно как, прямо или косвенно, но и в племенных картотеках
Главного ведомства СС по делам чистоты расы и народорасселения, и в практике
истребления людей – шла ли речь просто о «жизни, недостойной жизни,» или о
евреях, славянах и Цыганах, – причудливые и поощрявшие убийства
разглагольствования основателя ордена продолжали по-своему жить.
117

См.: запротоколированное свидетельство Генриха Хайма, цит. по: Maser W. Hitler, S.
236.
118

«Цирюльник».
119

По всему этому комплексу вопросов см.: Kubizek A. Op. cit. S. 70ff, 107, 112f, а
также: Hitler A. Mein Karnpf, S. 10 f. Утверждение Гитлера, будто к антисемитизму
он пришёл только в Вене благодаря собственному убеждению и собственному
углублённому изучению проблемы, опровергает, например, и Г. Шуберт, см.:
Schubert G. Anfaenge nationalsozialistischer Politik, S. 11 f.; там же есть данные и о
том, что Гитлер рано начал читать «Линцер флигенде блеттер». См. в этой связи
также: Banuls A. Das voelkische Blatt «Der Scherer». Ein Beitrag zu Hitlers Schulzeit.
In: Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte (далее – VJHfZ), 1970, H. 2, S. 196 ff.
120

Hitler A. Mein Karnpf, S. 59 ff.
121

Greiner J. Op. cit. S. ПО. См. в этой связи также: Bullock A. Hitler. Eine Studie ueber
Tyrannei, S. 35 f. или: Shirer W. Aufstieg und Fall des Dritten Reiches, S. 43, где также
признается некоторая правдоподобность дискуссионного тезиса, выдвинутого
впервые, кажется, Рудольфом Олденом.
122

Hitler A. Mein Karnpf, S. 357. Высказанное «со всей определённостью» заверение,
что ни в Линце, ни в Вене у Гитлера не было никаких связей с женщинами, исходит
от Кубицека и касается, естественно, только времени, которое они провели вместе;
см.: Kubizek A. Op. cit. S. 276.
123

См.: Nolte E. Faschismus, S. 359.
124

Greiner J. Op. cit. S. 78 f. И Кубицек тоже замечает, что Гитлер нередко называл
себя «шенерерианцем душой и телом»; Kubizek A. Op. cit. S. 297.
125

См.: Bracher К. D. Diktatur, S. 46 f., Carsten F. L. Der Aufstieg des Fschismus in
Europa, S. 37 ff.; Pulzer P. G. J. Die Entstehung des politischen Antisemitismus in
Deutschland und Oesterreich.
126

Так называлась территория, ставшая основой образовавшегося в 1156 году
Австрийского герцогства. Тем самым подчёркивается немецкий характер
Австрии. – Ред.
127

Hitler A. Mein Karnpf, S. 59, 74.
128

Ibid. S. 133 f. См. в этой связи также: Bracher К. D. Diktatur, S. 53 ff.
129

Другого мнения придерживается главным образом В. Мазер (Maser W. Die
Fruehgeschichte der NSDAP, S. 92.), который больше доверяет тут Кубицеку, а не
Гитлеру, хотя ничем не обосновывает свою точку зрения. Её и невозможно
обосновать. Высказывание Гитлера, что он интересовался политикой лишь «между
прочим», Мазер считает «смещённым во времени». Но представление, будто
Гитлер уже в молодые годы должен был бы проявить элементарный интерес к
политическим вопросам, поскольку впоследствии стал видным политиком, тоже
смещено во времени и, главное, недооценивает сути гитлеровского отношения к
политике. По поводу приведённых цитат Гитлера см.: Hitler A. Mein Kampf, S. 36, 40
ff.; там Гитлер признается и в том, что, когда он пришёл на стройку, его знания о
профсоюзной организации были «ещё равны нулю», и нет ни малейшего основания
не верить этому. Антисемитизм Гитлера тогда тоже не был до конца
последовательным. Ханиш, живший вместе с Гитлером в мужском общежитии,
утверждал даже в 1936 году, что в Вене Гитлер не был антисемитом, и приводил
обширный список евреев, с которыми Гитлер, якобы, поддерживал сердечные
отношения, см.: Smith В. F. Op. cit. S. 149.
130

Tischgespraeche, S. 323; Greiner J. Op. cit. S. 14.
131

См.: Jahrbuch der KK Zentralanstalt fuer Meteorologie. 1909, S. A 108, A 118, цит. по:
Smith B. F. Op. cit. S. 127. Против К. Хайдена и последующей историографии,
придерживающейся его взглядов, будет выступать главным образом В. Мазер
(Maser W. Fruehgeschichte, S. 77). Не подкрепляя, как всегда, своих суждений
достаточно весомыми аргументами, он утверждает, что «наверняка» не
материальные мотивы вынудили Гитлера поселиться в ночлежке. Но при оценке
финансового положения Гитлера Мазер исходит из того, что доставшаяся ему от
отца доля наследства шла ему в виде пожизненной ренты. На самом деле она
составляла около 700 крон и была раньше или позже – в зависимости от
интенсивности расходов Гитлера – истрачена. Стремясь во что бы то ни стало
отстоять свой тезис о материальной обеспеченности Гитлера, Мазер считает даже
возможным (а затем и вполне вероятным), что Гитлер поселился в ночлежке,
«дабы изучить эту среду» (!!).
132

Libres Propos sur la Guerre et la Paix, p. 46. Сразу после аншлюса Австрии Ханиш
был арестован гестапо и, по всей видимости, вскоре убит. Во всяком случае, из
письма одного из его друзей, кондуктора Ханса Файлера, следует, что уже 11 мая
1938 г. он был мёртв. И просто безнравственно упрекать бродягу и подёнщика
Ханиша за то, что он, не имея ни малейшей научной подготовки, дерзнул немного-
немало, как предложить свои воспоминания о Гитлере за деньги, а после 1933 года
даже набрался наглости заявить о готовности придать своему рассказу
положительную окраску. См.: Maser W. Fruehgeschichte, S. 70.
133

Рассказ Ханиша не датирован. Познакомиться с ним можно в ВАК NS 26/64. Все
используемые ниже цитаты взяты оттуда. См., кроме тбго, сведения Ханиша,
сообщённые Р. Олдену: Olden R. Hitler, S. 46 ff., затем: Heiden К. Hitler. Bd. 1, S. 37.
134

Heiden K. Hitler. Bd. 1, S. 43. Несколько интересных деталей о мужском
общежитии, в котором жил Гитлер, приводится в кн.: Jenks W. A. Op. cit. S. 26 ff.
Согласно этому источнику, обитатели общежития не должны были зарабатывать
более 1500 крон в год, в здании общежития было 544койки, и оно являлось
четвёртой постройкой такого рода, осуществлённой на средства фонда по борьбе с
нехваткой жилья. В Вене действительно царила, как об этом пишет в «Майн
кампф» и Гитлер, просто невообразимая нехватка жилья. С 1860 по 1900 гг.
население города увеличилось на259 %, по темпам роста населения Вена занимала
второе место в Европе после Берлина (281%). Так, например, в Париже прирост
населения составил всего 60%. Как следует из приведённых Дженксом
статистических данных, в восьми населённых преимущественно рабочими районах
Вены на одно жилое помещение приходилось в среднем от 4, 0 до 5, 2 человека.
135

См.: Kubizek A. Op. cit. S. 203, 205, а также Greiner J. Op. cit. S. 100; там же
содержатся сведения о том, что Гитлер отличался неуживчивостью характера и
излишней горячностью в спорах.
136

Greiner J. Op. cit. S. 106 ff., 38 ff., 78. О том, что он уже тогда занимался проектами
по перестройке Берлина, Гитлер расскажет сам в одной из своих застольных бесед,
см.: Libres propos, p. 46.
137

Hitler A. Mein Kampf, S. 35.
138

Mann Th. Leiden und Groesse Richard Wagners. GW. Bd. 10, S. 346.
139

Murger H. Scenes de la vie de Boheme. Paris, 1851, S. VI. См. также: Michels R. Zur
Soziologie der Boheme und ihrer Zusammenhaenge mit dem geistigen Proletariat. In:
Jahrbuch fuer Nationaloekonomie und Statistik, 1932, Nr. 136, S. 802 ff. Согласно
знаменитому эссе Дьёрдя Лукача о Теодоре Шторме, порядок, самоотверженность
и выдержка являются главными элементами буржуазного образа жизни, см.:
Schriften zur Literatursoziologie, S. 296 ff. В связи с упомянутыми литературными
свидетельствами о конфликте между буржуазной молодёжью и школой
представляется интересным тот факт, что «Пробуждение весны» Франк Ведекинд
написал ещё в 1891 году, но поставлена эта пьеса была лишь в 1906 году и сразу
же снискала большой успех. См. по этому поводу также: Zweig S. Op. cit. S. 43 ff.
140

Rauschning H. Gespraeche mit Hitler, S. 215 f.; Speer A. Notiz fuer den Verfasser v. 13.
Sept. 1969, S. 6, a также: Ziegler H. S. Adolf Hitler aus dem Erleben dargestellt, S. 125.
141

Mann Th. GW. Bd. 12, S. 775 f.
142

Вальхалла, Вальгалла, Валгалла («чертог убитых»), в скандинавской мифологии
находящееся на небе, принадлежащее богу победы Одину жилище, где
продолжают жить павшие в битвах храбрые воины, эйнхерии.
143

Reck-Malleczewen F. P. Tagebuch eines Verzweifelten, S. 27.
144

Имеются в виду тесные отношения Р. Вагнера с баварским королём Людвигом II
(1845—1886). – Ред.
145

Wagner R. Gesammelte Schriften. Bd. 11, S. 334 f. См. также эссе «Kunst und
Revolution», ibid. Bd. 3, S. 35 ff.; Freund M. Abendglanz Europas, S. 226.
146

Hitler A. Mein Kampf, S. 43; Kubizek A. Op. cit. S. 220.
147

Из выступления в Гамбургском национальном клубе, см.: Jochmann W. Im Kampf um
die Macht, S. 85.
148

См.: Kubizek A. Op. cit. S. 294 ff.; Heiden K. Hitler. Bd. 1, S. 45. Приводимый ниже
рассказ Ханиша основывается, очевидно, на заблуждении, поскольку роман
Келлермана вышел в 1913 г., т. е. уже после того, как Ханиш и Гитлер
поссорились. Тем не менее, можно предположить, что речь идёт о каком-то фильме
на ту же тему.
149

Сделанная выше оговорка касается и эпизода, о котором рассказывает Й. Грайнер,
см.: Greiner J. Op. cit. S. 40 ff.; однако с психологической точки зрения он вполне
убедителен.
150

Hitler A. Mein Kampf, S. 44, 46.
151

Подробнее об этой истории см.: Heiden К. Hitler. Bd. 1, S. 48f.
152

Chamberlain H. St. Die Grundlagen-des 19.Jahrhunderts. Bd. 1, S.

Скачать:PDFTXT

он встречался тогда в Вене, а также«низкого уровня их духовной культуры» уже по самой своей терминологииявляются отражением чувств мелкого буржуа, озабоченного сохранением своегоположения в обществе; см.:Hitler A. Mein Kampf, S.