По поводу упомянутого мнения соседки см. показания Марии Вольраб и Марии
Феллингер в: НА, File 17, Reel l.
110
Hitler A. Mein Kampf, S. 15.
111
Kubizek A. Op. cit. S. 220 f.
112
Ряд немецких и австрийских художественных обществ конца XIX – начала XX вв.,
возникших на почве оппозиции академизму. Кружок венских сецессионистов
образовался в 1897 году, в него входили такие художники как Г. Климт, К. Мозер,
Й. М. Ольбрих, Й. Хофман и др. – Ред.
113
Hitler A. Mein Kampf, S. 282.
114
Ibid. S. 41 f.
115
Фрейр – в скандинавской мифологии бог, олицетворявший растительность, урожай,
богатство и мир.
116
См.: Daim W. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Ланц и патологическая структура
его мышления предстают в особом свете, когда узнаешь, что помимо Гитлера он
считал своими учениками также лорда Китченера и, главным образом, Ленина,
которые, по его мнению, были единственными, кто сравнительно рано признал его
учение и сделал из него свои выводы. Главный труд Ланца, вышедший в 1905 году,
имел уже сам по себе весьма примечательное название: «Теозоология, или Учение
о подражателях содомлян и божественном электроне. Введение в старейшее и
новейшее мировоззрение и оправдание княжества и дворянства». По его мнению,
голубоглазо-белокурые герои-арии являлись «лучшим творением богов» и были
снабжены электрическими органами и даже приемо-передающими станциями.
Путём евгенической стимуляции и выращивания чистой породы раса героев-ариев
должна будет получить новое развитие и вновь обрести божественные
электромагнитные и радиологические органы и силы. Присущее эпохе чувство
страха, стремление к созданию элитарных тайных союзов и модное дилетантское
обожествление естественных наук – и все это в сочетании с заметной склонностью
к интеллектуальному и личному авантюризму – и нашло себе место под крышей
этого учения.
Дайм явно переоценивает то влияние, которое Ланц оказал на Гитлера; влияние
это, безусловно, не выходит за рамки, очерченные в тексте. Совсем иначе обстоит
дело, и это совершенно очевидно, с некоторыми главарями национал-социалистов
рангом пониже – такими, например, как Дарре или в первую очередь Генрих
Гиммлер. Неважно как, прямо или косвенно, но и в племенных картотеках
Главного ведомства СС по делам чистоты расы и народорасселения, и в практике
истребления людей – шла ли речь просто о «жизни, недостойной жизни,» или о
евреях, славянах и Цыганах, – причудливые и поощрявшие убийства
разглагольствования основателя ордена продолжали по-своему жить.
117
См.: запротоколированное свидетельство Генриха Хайма, цит. по: Maser W. Hitler, S.
236.
118
«Цирюльник».
119
По всему этому комплексу вопросов см.: Kubizek A. Op. cit. S. 70ff, 107, 112f, а
также: Hitler A. Mein Karnpf, S. 10 f. Утверждение Гитлера, будто к антисемитизму
он пришёл только в Вене благодаря собственному убеждению и собственному
углублённому изучению проблемы, опровергает, например, и Г. Шуберт, см.:
Schubert G. Anfaenge nationalsozialistischer Politik, S. 11 f.; там же есть данные и о
том, что Гитлер рано начал читать «Линцер флигенде блеттер». См. в этой связи
также: Banuls A. Das voelkische Blatt «Der Scherer». Ein Beitrag zu Hitlers Schulzeit.
In: Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte (далее – VJHfZ), 1970, H. 2, S. 196 ff.
120
Hitler A. Mein Karnpf, S. 59 ff.
121
Greiner J. Op. cit. S. ПО. См. в этой связи также: Bullock A. Hitler. Eine Studie ueber
Tyrannei, S. 35 f. или: Shirer W. Aufstieg und Fall des Dritten Reiches, S. 43, где также
признается некоторая правдоподобность дискуссионного тезиса, выдвинутого
впервые, кажется, Рудольфом Олденом.
122
Hitler A. Mein Karnpf, S. 357. Высказанное «со всей определённостью» заверение,
что ни в Линце, ни в Вене у Гитлера не было никаких связей с женщинами, исходит
от Кубицека и касается, естественно, только времени, которое они провели вместе;
см.: Kubizek A. Op. cit. S. 276.
123
См.: Nolte E. Faschismus, S. 359.
124
Greiner J. Op. cit. S. 78 f. И Кубицек тоже замечает, что Гитлер нередко называл
себя «шенерерианцем душой и телом»; Kubizek A. Op. cit. S. 297.
125
См.: Bracher К. D. Diktatur, S. 46 f., Carsten F. L. Der Aufstieg des Fschismus in
Europa, S. 37 ff.; Pulzer P. G. J. Die Entstehung des politischen Antisemitismus in
Deutschland und Oesterreich.
126
Так называлась территория, ставшая основой образовавшегося в 1156 году
Австрийского герцогства. Тем самым подчёркивается немецкий характер
Австрии. – Ред.
127
Hitler A. Mein Karnpf, S. 59, 74.
128
Ibid. S. 133 f. См. в этой связи также: Bracher К. D. Diktatur, S. 53 ff.
129
Другого мнения придерживается главным образом В. Мазер (Maser W. Die
Fruehgeschichte der NSDAP, S. 92.), который больше доверяет тут Кубицеку, а не
Гитлеру, хотя ничем не обосновывает свою точку зрения. Её и невозможно
обосновать. Высказывание Гитлера, что он интересовался политикой лишь «между
прочим», Мазер считает «смещённым во времени». Но представление, будто
Гитлер уже в молодые годы должен был бы проявить элементарный интерес к
политическим вопросам, поскольку впоследствии стал видным политиком, тоже
смещено во времени и, главное, недооценивает сути гитлеровского отношения к
политике. По поводу приведённых цитат Гитлера см.: Hitler A. Mein Kampf, S. 36, 40
ff.; там Гитлер признается и в том, что, когда он пришёл на стройку, его знания о
профсоюзной организации были «ещё равны нулю», и нет ни малейшего основания
не верить этому. Антисемитизм Гитлера тогда тоже не был до конца
последовательным. Ханиш, живший вместе с Гитлером в мужском общежитии,
утверждал даже в 1936 году, что в Вене Гитлер не был антисемитом, и приводил
обширный список евреев, с которыми Гитлер, якобы, поддерживал сердечные
отношения, см.: Smith В. F. Op. cit. S. 149.
130
Tischgespraeche, S. 323; Greiner J. Op. cit. S. 14.
131
См.: Jahrbuch der KK Zentralanstalt fuer Meteorologie. 1909, S. A 108, A 118, цит. по:
Smith B. F. Op. cit. S. 127. Против К. Хайдена и последующей историографии,
придерживающейся его взглядов, будет выступать главным образом В. Мазер
(Maser W. Fruehgeschichte, S. 77). Не подкрепляя, как всегда, своих суждений
достаточно весомыми аргументами, он утверждает, что «наверняка» не
материальные мотивы вынудили Гитлера поселиться в ночлежке. Но при оценке
финансового положения Гитлера Мазер исходит из того, что доставшаяся ему от
отца доля наследства шла ему в виде пожизненной ренты. На самом деле она
составляла около 700 крон и была раньше или позже – в зависимости от
интенсивности расходов Гитлера – истрачена. Стремясь во что бы то ни стало
отстоять свой тезис о материальной обеспеченности Гитлера, Мазер считает даже
возможным (а затем и вполне вероятным), что Гитлер поселился в ночлежке,
«дабы изучить эту среду» (!!).
132
Libres Propos sur la Guerre et la Paix, p. 46. Сразу после аншлюса Австрии Ханиш
был арестован гестапо и, по всей видимости, вскоре убит. Во всяком случае, из
письма одного из его друзей, кондуктора Ханса Файлера, следует, что уже 11 мая
1938 г. он был мёртв. И просто безнравственно упрекать бродягу и подёнщика
Ханиша за то, что он, не имея ни малейшей научной подготовки, дерзнул немного-
немало, как предложить свои воспоминания о Гитлере за деньги, а после 1933 года
даже набрался наглости заявить о готовности придать своему рассказу
положительную окраску. См.: Maser W. Fruehgeschichte, S. 70.
133
Рассказ Ханиша не датирован. Познакомиться с ним можно в ВАК NS 26/64. Все
используемые ниже цитаты взяты оттуда. См., кроме тбго, сведения Ханиша,
сообщённые Р. Олдену: Olden R. Hitler, S. 46 ff., затем: Heiden К. Hitler. Bd. 1, S. 37.
134
Heiden K. Hitler. Bd. 1, S. 43. Несколько интересных деталей о мужском
общежитии, в котором жил Гитлер, приводится в кн.: Jenks W. A. Op. cit. S. 26 ff.
Согласно этому источнику, обитатели общежития не должны были зарабатывать
более 1500 крон в год, в здании общежития было 544койки, и оно являлось
четвёртой постройкой такого рода, осуществлённой на средства фонда по борьбе с
нехваткой жилья. В Вене действительно царила, как об этом пишет в «Майн
кампф» и Гитлер, просто невообразимая нехватка жилья. С 1860 по 1900 гг.
население города увеличилось на259 %, по темпам роста населения Вена занимала
второе место в Европе после Берлина (281%). Так, например, в Париже прирост
населения составил всего 60%. Как следует из приведённых Дженксом
статистических данных, в восьми населённых преимущественно рабочими районах
Вены на одно жилое помещение приходилось в среднем от 4, 0 до 5, 2 человека.
135
См.: Kubizek A. Op. cit. S. 203, 205, а также Greiner J. Op. cit. S. 100; там же
содержатся сведения о том, что Гитлер отличался неуживчивостью характера и
излишней горячностью в спорах.
136
Greiner J. Op. cit. S. 106 ff., 38 ff., 78. О том, что он уже тогда занимался проектами
по перестройке Берлина, Гитлер расскажет сам в одной из своих застольных бесед,
см.: Libres propos, p. 46.
137
Hitler A. Mein Kampf, S. 35.
138
Mann Th. Leiden und Groesse Richard Wagners. GW. Bd. 10, S. 346.
139
Murger H. Scenes de la vie de Boheme. Paris, 1851, S. VI. См. также: Michels R. Zur
Soziologie der Boheme und ihrer Zusammenhaenge mit dem geistigen Proletariat. In:
Jahrbuch fuer Nationaloekonomie und Statistik, 1932, Nr. 136, S. 802 ff. Согласно
знаменитому эссе Дьёрдя Лукача о Теодоре Шторме, порядок, самоотверженность
и выдержка являются главными элементами буржуазного образа жизни, см.:
Schriften zur Literatursoziologie, S. 296 ff. В связи с упомянутыми литературными
свидетельствами о конфликте между буржуазной молодёжью и школой
представляется интересным тот факт, что «Пробуждение весны» Франк Ведекинд
написал ещё в 1891 году, но поставлена эта пьеса была лишь в 1906 году и сразу
же снискала большой успех. См. по этому поводу также: Zweig S. Op. cit. S. 43 ff.
140
Rauschning H. Gespraeche mit Hitler, S. 215 f.; Speer A. Notiz fuer den Verfasser v. 13.
Sept. 1969, S. 6, a также: Ziegler H. S. Adolf Hitler aus dem Erleben dargestellt, S. 125.
141
Mann Th. GW. Bd. 12, S. 775 f.
142
Вальхалла, Вальгалла, Валгалла («чертог убитых»), в скандинавской мифологии
находящееся на небе, принадлежащее богу победы Одину жилище, где
продолжают жить павшие в битвах храбрые воины, эйнхерии.
143
Reck-Malleczewen F. P. Tagebuch eines Verzweifelten, S. 27.
144
Имеются в виду тесные отношения Р. Вагнера с баварским королём Людвигом II
(1845—1886). – Ред.
145
Wagner R. Gesammelte Schriften. Bd. 11, S. 334 f. См. также эссе «Kunst und
Revolution», ibid. Bd. 3, S. 35 ff.; Freund M. Abendglanz Europas, S. 226.
146
Hitler A. Mein Kampf, S. 43; Kubizek A. Op. cit. S. 220.
147
Из выступления в Гамбургском национальном клубе, см.: Jochmann W. Im Kampf um
die Macht, S. 85.
148
См.: Kubizek A. Op. cit. S. 294 ff.; Heiden K. Hitler. Bd. 1, S. 45. Приводимый ниже
рассказ Ханиша основывается, очевидно, на заблуждении, поскольку роман
Келлермана вышел в 1913 г., т. е. уже после того, как Ханиш и Гитлер
поссорились. Тем не менее, можно предположить, что речь идёт о каком-то фильме
на ту же тему.
149
Сделанная выше оговорка касается и эпизода, о котором рассказывает Й. Грайнер,
см.: Greiner J. Op. cit. S. 40 ff.; однако с психологической точки зрения он вполне
убедителен.
150
Hitler A. Mein Kampf, S. 44, 46.
151
Подробнее об этой истории см.: Heiden К. Hitler. Bd. 1, S. 48f.
152
Chamberlain H. St. Die Grundlagen-des 19.Jahrhunderts. Bd.