Так в упомянутой выше памятной записке Гитлера от 22 октября 1922 г.
224
Rosenberg A. In: VB, l.IX.1923. В своей памятной записке Гитлер также называет
большевизм, выходя за рамки его более узкого значения в политическом плане,
революцией ради «уничтожения всей христианской западной культуры вообще».
225
Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit, S. 5.
226
Ibid. S. 52 u. 39; см. затем: Klages L. Der Geist als Widersacher der SeeMe, S. 1222. О
динамике изменений, касающихся лиц самодеятельного труда, в указанный период
времени см.: Lederer E., Marschak J. Der neue Mittelstand. In: Grundriss der
Sozialoekonomik. Bd. 9, Teil 1, S. 127 f. Данные о социальном положении и
настроениях служащих, чьё количество за тридцать лет, предшествовавших первой
мировой войне, возросло более чем в шесть раз, приводит в своём социальном
репортаже Зигфрид Кракауэр (Kracauer S. Die Angestellten). См. также: Bechtel H.
Wirtschaftsgeschichte Deutschlands. Muenchen, 1956, S. 423 f.
227
Klages L. Mensch und Erde. Stuttgart, 1956. S. 10. Следующая цитата взята из VB,
6.IV.1920.
228
В журнале «Иллюстриртер беобахтер» (1927, № 4) под фотографией дома в стиле
«Баухауза» даётся такая подпись: «Девиз: максимальное сходство с тюрьмой».
229
Friedlaender E. Sozialethik des Kommunismus. Berlin, 1920. По поводу следующего
размышления о средних слоях как носителях нормальной морали см.: Lepsius M. R.
Extremer Nationalisms, S. 14.
230
Заключительная сцена из «Махагони» Б. Брехта. In: Brecht В. GW in 20 Baenden.
Bd. 2. Frankfurt.M., 1967. S. 561—562.
231
Rosenberg A. In: VB, 27.V.1922. О Пикассо он сказал, что его картины становятся
«грязнее по краскам, хаотичнее по штриху, нахальнее (!) по названиям». VB,
6.IV.1920 пишет об этом «кричащем искусстве негров и малоазиатов, этой
судорожной мазне дадаистов»; см. в этой связи также пронизанные аналогичным
неприятием современного искусства высказывания Адольфа Гитлера: Hitler A. Mein
Kampf, S. 282 ff.
232
Veblen Th. Imperial Germany and the Industrial Revolution. New York, 1954, S. 86.
233
Стилевое направление в австрийском и немецком искусстве в первой половине
XIX в. Название дано по фамилии литературного персонажа, олицетворявшего
простодушного, недалёкого обывателя. – Прим. перев.
234
Benda J. La trahison des clercs. Paris, 1928, цит. по: Stern F. Kulturpessimismus, S. 6.
Своего рода добавлением к этому могут служить слова Грегора Штрассера,
сказанные им в июне 1932 г.: «Сознательно противопоставляя себя французской
революции, будучи её антиподом и преодолением, национал-социализм отвергает
суесловие об индивидуализме, исказившем внутреннее германское представление
о свободе понятием внутреннего экономического беспредела; он отвергает
рационализм, учение о разуме, которое готово признавать властителями судеб
народа и государства лишь ум и интеллект, а не полнокровную волю и душу
человека. Таким образом, национал-социалистическая идея государственности
подразумевает в конечном счёте смену либеральной эпохи…» См.: Strasser G.
Kampf um Deutschland, S. 381 f.
235
Nietzsche F. Morgenroete. In: Nietzsche F. Werke. Bd. 1, S. 1145.
236
Bahr H. Der Antisemitismus. Ein internationales Interview. Berlin, 1894. Публикация
Бара основывалась на беседах со многими немецкими и европейскими писателями
и общественными деятелями.
237
Sombart W. Die Juden und das Wirtschaftsleben, S. 140 f. Интересные мысли по этому
поводу содержатся также в книге Э. Райхман: Reichmann E. G. Flucht in den Hass, S.
82 ff. См. в этой связи кроме того: Neumann F. Behemoth, S. 121. Нойман уже в 1942
году считал, что антисемитизм в Германии был чрезвычайно слабым, а «немецкий
народ – наименее антисемитским» и что именно это обстоятельство и позволило
Гитлеру сделать антисемитизм подходящим оружием.
238
Жертвенный путь. – Прим. перев.
239
Tagebuch, 21.IX.1929, цит. по: Sontheimer К.Antidemokratisches Denken, S. 129.
240
VB, 6.IV.1920; Артур Мёллер ван ден Брук говорил о «присущей немцам мании
перенимать все идеи западников», словно быть принятым в круг либеральных
наций – это бог весть какая честь.
241
Из статьи священника д-ра Бюттнера: Dr. Buettner. Die sozialistischen Kinderfreunde.
In: Gelbe Hefte, 1931, Nr. 7, S. 263. Приведённое ниже высказывание Э. Никиша см.:
Niekisch E. Entscheidung. Berlin, 1930, S. 118.
242
См. в этой связи: Kracauer S. Op. cit. S. 5 f.
243
Speier H. The Salaried Employees, цит. по: Schoenbaum D. Die braune Revolution, S.
См.: Jetzinger F. Op. cit. S. 115; затем Kubizek A. Op. cit. S. 215, а также:
Tischgespraeche, S. 30.
245
Libres propos, p. 225. После еды Гитлер, как правило, всегда полоскал рот, на улице
он почти постоянно носил перчатки – по крайней мере, в более поздние годы. См.
также: Kubizek A. Op. cit. S. 286. Правда, страх, как бы не заразиться венерической
болезнью, доминировал у того поколения вообще надо всем. Стефан Цвейг писал,
насколько эта мания была распространена как раз в Вене. См.: Zweig S. Die Weit
von gestern, S. 105 ff.
246
Цитаты и ссылки в порядке их очерёдности см.: VB, З.Ш.1920, 12.IX.1920,
10.1.1923; Hitler A. Mein Karnpf, S. 255 ff., 279 f. Для общего представления см.
также: Nolte E. Faschismus, S. 480 ff., где говорится о решающем значении страха
для всего поведения Гитлера. На функцию страха в тоталитарном государстве
указывал и Франц Нойман. Он делает вывод, что Германия того периода была
«страной отчуждения и страха». См.: Neumann F. Notizen zur Theorie der Diktatur.
In: Demokratischer und autoritaerer Staat. Frankfurt/M., 1967, S. 242 ff., 261 ff.
247
Tischgespraeche, S. 471.
248
Adolf Hitler in Franken, S. 152; см. далее: VB, 1.1.1921, а также номер от 10.III.1920,
который вышел с кричащим заголовком: «Поработаем с евреями!» В статье
выдвигалось требование немедленного выдворения из страны всех евреев,
переселившихся в Германию после 1 августа 1914 года, увольнения всех остальных
из «всех государственных учреждений, органов печати, театров, кинотеатров» и
размещения их в созданных специально для этого «сборных лагерях».
249
Hitler A. Mein Kampf, S. 70 f.; см. также: Ibid. S. 270, 272, 324.
250
George S. Das neue Reich. In: George S.Gesamtausgabe. Bd. 9. Duesseldorf, 1964.
251
Ciano G. Tagebuecher 1937—1938. Hamburg, 1949, S. 13. По поводу высказывания
Гитлера см. речь, произнесённую 17 апреля 1923 г. In: Boepple E. Op. cit. S. S. 51. И
Э. Нольте называет политическую практику фашистских движений
«продолжением войны аналогичными средствами», см.: Nolte E. Faschismus in
seiner Epoche, S. 395. О «фикции перманентной войны» говорит Рудольф Фирхауз,
см.: Vierhaus P. Faschistisches Fuehrertum. In: Historische Zeitschrift, Bd. 198, S. 623.
См. в то же время: Turner H. A. jr. Faschismus und Antimodernismus. In: Faschismus
und Kapitalismus in Deutschland, S. 180 ff. Г. Тернер считает, что родовое понятие
«фашизм» включает в себя столь много гетерогенных явлений, что вносит больше
путаницы, нежели ясности, и советует отказаться от его употребления.
252
Mann Th. Dr. Faustus. GW. Bd. 6, S. 597.
253
Marinetti F. T. I Manifesti del Futurismo. Bd. 1.Mailand, 1920, S. 36.
254
Cm.:VB, 2.VIII.1922.
255
Heiden K. Geburt, S. 266; по поводу следующего высказывания Гитлера см.:
Tischgespraeche, S. 144.
256
Gentile G. Manifest der faschistischen Intellektuellen an die Intellektuellen aller
Nationen vom 21. April 1925. In: Nolte E. Theorien ueber den Faschismus, S. 112.
257
Nolte E. Theorien, S. 56; замечание Гитлера о готовности людей действовать против
своих же интересов см.: Adolf Hitler in Franken, S. 119 f.
258
Mussolini B. Die Lehre des Faschismus. In: Nolte E. Theorien, S. 220; следующую
цитату см.: Ibid. S. 216.
259
См.: Talmon J. L. Politischer Messianismus. Bd. 2, S. 444 f.; Эрнст Нольте и расценит
структурные слабости либеральной парламентской демократии как предпосылку
для возникновения мощных фашистских движений; см. его книгу с характерным
названием «Кризис либеральной системы и фашистские движения» (Nolte E. Die
Krise des liberalen Systems und die faschistischen Bewegungen). См. в этой связи
также: Marcuse H. Der Kampf gegen den Liberalismus in der totalitaeren
Staatsauffassung. In: Abendroth W. Op. cit. S. 39 ff.
260
Mosse G. L. Die Entstehung des Faschismus. In: Internationaler Faschismus 1920—
1945, S. 29.
261
Hoffmann H. H. Der Hitlerputsch, S. 53.
262
Из воззвания Эйснера 8 ноября 1918 года, цит. по: Ursachen und Folgen. Bd. III. S.
104.
263
«Элементы, чуждые стране и расе», «иноземные жиды-политики», «чужеземные
подонки без стыда и совести», пришедшие из тюрем и с каторги, «жиденята»,
«совратители рабочих» – такими, зачастую не желавшими видеть никаких
различий характеристиками снабжались эти новые деятели, например, в воззвании
Баварской народной партии от 9 апреля 1919 гоДа и в воззвании баварского
ландтага от 19 апреля или же в подготовленном баварской войсковой командой 15
июля 1919 года докладе «Большевистская опасность и борьба с ней»; см. также:
Franz-Willing G. Die Hitlerbewegung, S. 32 ff. Низкопробная пропаганда всё время
ставила Эйснера на одну доску с Лениным, Левине и Аксельродом, что сказывается
и поныне.
264
См.: Volkmann Е. О. Revolution ueber Deutschland. Oldenburg, 1930. S. 222. Правда,
тут следует оговориться, что Толлер и Мюзам смогли проводить в жизнь
декларированную ими мечту всего лишь в течение нескольких дней, после чего на
смену их идиллическим видениям пришёл более жёсткий тип государственного
устройства – Республика Советов по образцу Советской России во главе с Левином,
Левине и Аксельродом, которые, кстати, все были выходцами из России.
265
Hofmiller J. Revolutionstagebuch 1918/19. In: Hofmiller J. Schriften. Bd. 2. Leipzig,
См.: Franz-Willing G. Op. cit. S. 31.
267
См., в частности: Oertzen F. W. v. Die deutschen Freikorps 1918—1923, где
содержится много других имён и подробностей. См. кроме того: Franz-Willing G. Op.
cit. S. 31 ff., а также многочисленные работы, посвящённые проблеме «рейхсвер и
республика».
268
См.: Zibordi G. Der Faschismus als antisozialistische Koalition. In: Nolte E. Theorien, S.
См.: Hitler A. Mein Kampf, S. 229; имеется в виду необычная идея Федера об
«искоренении процентного рабства», которую он пытался пропагандировать и как
один из руководителей курсов.
Комментируя приведённое высказывание Гитлера, В. Мазер полагает, что «с этим
в рамках изучения марксизма в Вене Гитлер, таким образом (!), не сталкивался»;
вот уж, поистине, что называется, занесло! См.: Maser W. Fruehgeschichte, S. 135.
Между прочим, его учителями были граф Карл Ботлер (писатель), д-р Пиус Дирр
(депутат от Демократической партии), Готфрид Федер (дипломированный
инженер), проф. Йозеф Хофмиллер, д-р Михаэль Хорлахер (управляющий делами
одного аграрного союза и один из руководителей Баварской народной партии), а
также проф. Карл Александр фон