Скачать:PDFTXT
Адольф Гитлер, Том II, Иоахим Фест
чиновников и почти 2 тысячи музыкантов и
работников театра; примерно 60 тысяч человек искали под воздействием первой
волны притеснений убежище в странах Европы, большинство из которых не очень
охотно принимало их.

То, что на самовосхваляющем жаргоне режима превозносилось как «чудо
немецкого единения», означало не только постоянное размежевание между
подлинной нацией и как бы нежелательной нацией марксистов и евреев, но «в
гораздо большей степени непрерывную тягу к аплодирующей нации». Как раз
неудача с бойкотом показала Гитлеру, как ещё далека общественность от его
взглядов на то, в ком надо видеть корень зла. Если 1 апреля должно было сплотить
весь народ в порыве отрицания, то 1 мая, когда чествовали рабочих, или 1 октября,
когда славили крестьян, должны были быть днями сплочения на позитивной
основе:

«Когда стало темнеть, – так описывает один из почётных гостей-дипломатов
французский посол Андре Франсуа-Понсе вечернее завершающее мероприятие 1
мая на Темпельхоферфельд в столице, – по улицам Берлина потянулись шагающие
в ногу плотные колонны, красивым строем с транспарантами впереди, играют
дудочники, оркестры, так колонны идут к месту общего сбора; ну просто выход на
сцену корпораций в „Майстерзингерах“! Все занимают отведённые им места на
огромном поле… Отливающее красным море знамён завершает второй план
картины. Словно нос корабля впереди возвышается трибуна, на которой
установлено множество микрофонов, внизу её колышется людское море: шеренги
частей рейхсвера, за ними миллион мужчин СА и СС наблюдают за строгим
порядком на этом огромном мероприятии. Один за другим появляются нацистские
вожди, которых толпа живо приветствует. На трибуну поднимаются баварские
крестьяне, горняки, рыбаки в своём профессиональном одеянии, австрийские
делегации, делегации из Саара и Данцига. Они – почётные гости рейха. Все дышит
хорошим, весёлым настроением, всеобщей радостью, ничто не напоминает о
принуждении…

В восемь часов оживление: приехал Гитлер, он стоит в своей машине с вытянутой
вверх рукой, лицо застывшее, несколько судорожно напряжённое.

Его приветствуют продолжительными криками, вырывающимися из тысяч глоток.
Тем временем опустилась ночь. Вспыхивают прожекторы, расставленные с
большим интервалом, так что между их голубоватыми лучами лежит темнота.
Море людей, из которого луч прожектора то тут, то там выхватывает движущиеся
группы; своеобразная картина – эта движущаяся толпа, которую видишь в свете
прожекторов и угадываешь в темноте.

После нескольких вступительных слов Геббельса на трибуну поднимается Гитлер.
Прожекторы гаснут – за исключением тех, которые высвечивают фюрера, кажется,
что он стоит над колыханием масс как в сказочном корабле. Воцаряется тишина,
как в церкви. Говорит Гитлер».

Гениальность режима по части массовых мероприятий, ночная феерия мундиров,
игры света и музыкальных ритмов, знамён и разноцветных рассыпающихся
фейерверков производили впечатление «действительно прекрасного, чудесного
праздника» не только на иностранных гостей на трибуне, которые ощущали
«дуновение примирения и единения над третьим рейхом», гораздо сильнее такие
картины потрясали, естественно, самих немцев, Уже в первой половине дня в
Берлине прошли манифестации, на которых в одних рядах шло полтора миллиона
человек, представителей всех слоёв: рабочие, чиновники, ремесленники,
профессора, звезды кино, служащие. На эту картину ссылался Гитлер,
провозглашая вечером программный тезис о конце всяческих классовых различий
и возникновении народной общности всех, «кто трудится руками и головой»;
закончил он опять, как это часто бывало в то время, На выспренно-набожной ноте:
«Мы хотим трудиться, по-братски ладить друг с другом, сообща бороться, чтобы
настал час, когда мы сможем предстать перед ним и попросить: Господи, ты
видишь, мы изменились, немецкий народ перестал быть народом бесчестия,
позора, самобичевания, малодушия и маловерия, нет, Господи, немецкий народ
опять окреп духом, стал силён волей, упорством, умением приносить все жертвы,
Господи, мы не свернём с твоей стези, благослови теперь нашу борьбу».

Эти религиозные обращения и призывы к единству, вообще литургическое
волшебство празднеств не могли не оказать своего воздействия и вернули многим
утраченное чувство сплочения и коллективного товарищества; сочетание
церковной службы и народного увеселения было как раз в силу казалось бы
неполитического характера достаточно обширным «общим знаменателем» для
большинства. Тот, кто делит людей весны 1933 на победителей и побеждённых,
совершает бесспорно ошибку интеллектуального упрощения, к которому толкают
более поздние чудовищные черты режима; во многих, как верно заметил Голо
Манн, чувство победы и поражения, триумфа, неуверенности, страха и стыда жили
друг рядом с другом и боролись между собой, но в дни, как этот, в состоянии
грандиозного опьянения массовых праздников люди чувствовали, что на их глазах
вершится история, их охватывали воспоминания о далёком, но незабытом чувстве
единства в августовские дни 1914 года: люди словно преобразились под
воздействием внезапного чувства – галлюцинации братства. Позднее в памяти
нации этим месяцам суждено жить как трудноуловимой смеси ощущений
возбуждения, реющих знамён, весны, преображения и начала взлёта к новому
величию, однозначного мотива которого никто бы назвать тогда не смог. Скорее
всего, тут ещё трудно поддающаяся анализу способность Гитлера создавать
приподнятое историческое настроение заставила многих отречься от своих
прежних убеждений. Его выступление по случаю 1 мая не содержало ни
конкретной программы создания рабочих мест, ни ожидавшихся принципиальных
заявлений о национальном социализме или экономическом восстановлении, и всё
же оно внушало сознание величия и исторической значимости. В этом контексте
своё место было и у сопутствующих актов террора; Они придавали событиям
характер исключительной, судьбоносной серьёзности, и многие воспринимали свои
укоры совести как нечто мелочное, не подобающее рангу происходящего.

Поэтому, когда один из представителей интеллектуальной элиты страны писал,
вспоминая майский праздник, что труд стал, наконец, освободившись от печати
пролетарских страданий, основой нового восприятия себя как части общности и
что была «заново провозглашена часть прав человека», то это было не единичным
проявлением восторга, а вполне определённым выражением преобладавшего тогда
ощущения судьбоносности момента. Днём позже, правда, вероломная акция против
профсоюзов опять продемонстрировала другую сторону испытанной двойной
тактики. Аналогичным образом 10 мая, в то время, как возглавляемый «человеком
искусства-политиком» Адольфом Гитлером режим подогревал надежды на
«золотой век» искусств, был сделан грубый жест открытой вражды к духовности:
под звуки «патриотических мелодий», исполняемых оркестрами СА и СС, на
площадях университетских городов было сожжено около двадцати тысяч
«ненемецких книг», обрамлением этой акции служили факельные шествия и так
называемые скандирования-заклинания огня.

По части тактики захват власти неизменно проводился с почти механически
бездушной, но тем не менее безотказно действовавшей последовательностью
средств одурманивания и нажима, а именно эта комбинация расчистила после 12
лет парламентского «междуцарствия» путь тому ощущению, что в Германии
наконец появилось руководство и праздники: это был хорошо знакомый
политический стиль государства с всевластными правителями наверху и
исполнителями внизу, его традициями смог воспользоваться новый режим.
Поначалу часто случайные мероприятия по психологической обработке нации в
нужном направлении были скоро приведены в систему, произошло твёрдое
разграничение компетенций.

Наибольшее влияние в скрыто протекавшей борьбе завоевал на этой фазе Йозеф
Геббельс, министерство которого с семью управлениями (пропаганда, радио,
печать, кино, театр, музыка и изобразительное искусство) наиболее действенно
осуществило притязания режима на тотальную регламентацию духовной и
культурной сферы. Структуре министерства соответствовало незамедлительно
начавшееся формирование имперской палаты культуры, которая в свою очередь,
семью отдельными палатами охватывала всех занятых в сфере искусства и
публицистики: архитектора равно как и торговца предметами искусства,
художников, театральных декораторов, а также и осветителя, и продавца газет;
всех их, открыто заявил Геббельс, новое государство хочет избавить от «чувства
безутешной пустоты», отказ в приёме или исключение из этой организации
надзора за культурой и её политизацией были равнозначны запрету заниматься
своей профессией. И уже скоро полиция стала разбирать многочисленные доносы,
выслеживать работы запрещённых деятелей искусства и контролировать
соблюдение вынесенных постановлений о запрете на работу. В декабре 1933 года
свыше тысячи книг или произведений искусства вообще подверглось запрету, не
менее чем двадцать одной, отчасти конкурирующей инстанцией, годом позже эта
судьба постигла уже свыше 4 тысяч публикаций. Революция нигде не
останавливается, заявил Геббельс в одной из своих «основополагающих речей»,
посвящённых культуре, главное дело – чтобы «на место отдельного человека и его
обожествления теперь встал народ и его обожествление. В центре всего стоит
народ… У работника искусства есть, пожалуй, право считать себя вне политики в
то время, когда политика сводится лишь к крикливым схваткам диадохов между
парламентскими партиями. Но в тот момент, когда политика пишет народную
драму, когда крушат прежний мир, когда исчезают старые ценности и возникают
новые – в этот момент деятель искусства не может сказать: «Меня это не
касается». Это его ещё как касается» Будучи имперским руководителем
пропаганды НСДАП, Геббельс одновременно покрыл страну плотной сетью
системы имперских управлений пропаганды, число которых было в конце концов
доведено до 41, несколькими годами позже они были повышены до статуса
имперских ведомств.

Уже весной 1933 года была в основном завершена унификация радио как в
кадровом, так и организационном отношении. Из насчитывавшихся в Германии
примерно трех тысяч газет большое число прежде всего местных изданий было
устранено при помощи экономического давления или борьбы за подписчиков, в
которой были пущены в ход все средства государства; другие были конфискованы,
лишь некоторые из крупных газет, использование престижа которых сулило
определённую выгоду, продолжали выходить и продержались, как например,
«Франкфуртер цайтунг», до периода войны; но рамки, в пределах которых им
дозволялось писать, были резко сужены уже в начальной фазе захвата власти,
железный принцип жёстких указаний свыше, навязывания официальных
формулировок, которые, как правило, устанавливались на ежедневной имперской
пресс-конференции, обеспечивал политическую регламентацию и сводил свободу
печати к намёкам между строк. Вместе с тем одновременно Геббельс поощрял все
различия в формальном и стилистическом отношении и вообще старался смягчить
и скрыть государственную монополию на мнения журналистским многообразием.
Печать, как и вообще культура, в соответствии с выданным им девизом, должна
была быть «едина в воле и многообразна по выражениям воли».

В целом можно отметить, что и в культурной сфере унификация проходила без
протестов, без признаков действенного сопротивления. Только протестантская
церковь смогла, хотя и ценой раскола, дать отпор открытому захвату власти, в то
время как воля к отпору у католической церкви, епископы которой поначалу
нападали на национал-социализм в резких заявлениях о борьбе с ним и
официально осуждали его, потеряла почву под ногами в результате начатых
Гитлером переговоров о конкордате со всеми их обещаниями и мнимыми
уступками, прежде чем она нашла в себе силы выступить с запоздалым
сопротивлением, которое тормозилось слишком многими тактическими
ограничениями. При этом псевдохристианское святошество режима оказало
воздействие на представителей обеих конфессий, и сам Гитлер умел, постоянно
взывая к Всевышнему или «провидению», создать впечатление человека с
богобоязненным складом ума.

Готовность к сопротивлению ослаблялась ещё и тем, что часть национал-
социалистических постулатов, начиная от борьбы с «безбожным марксизмом»,
«вольнодумством» и «упадком нравов» и вплоть до вердикта «искусству
вырождения», была вполне знакома многим верующим, поскольку пёстрая
национал-социалистическая идеология в известном плане была «сама
производным христианских убеждений и частью настроений и идеологий, которые
сформулировались в христианской общинной жизни в противостоянии с
непонятным или вызывающим неприятие окружающим миром и современным
развитием».

И в университетах проявилась лишь слабая воля к самоутверждению, которая
вскоре погасла в результате апробированного взаимодействия «спонтанных»
выражений воли низов с последующим административным актом сверху, но в
целом режим так быстро и легко «скрутил» интеллектуалов, профессоров,
деятелей искусства и писателей, что возникают сомнения в справедливости
распространённого тезиса, согласно которому самыми слабыми звеньями перед
лицом натиска национал-социализма оказались высший офицерский корпус или
крупная промышленность. В течение нескольких месяцев на добившийся
признания и обхаживающий обладателей звучных имён режим изливался
непрестанный дождь заверений в лояльности без всяких на то усилий со стороны
новой власти.

Уже в начале марта и затем в мае несколько сотен вузовских преподавателей всех
специальностей публично заявили о поддержке Гитлера и нового правительства,
под «клятвой верности немецких поэтов народному

Скачать:PDFTXT

чиновников и почти 2 тысячи музыкантов иработников театра; примерно 60 тысяч человек искали под воздействием первойволны притеснений убежище в странах Европы, большинство из которых не оченьохотно принимало их. То, что