Как фигура социальной революции Гитлер, следовательно, представляет собой
амбивалентное явление, его неоднократно отмечавшаяся «двойная суть» не
проявляется нигде столь явственно, как именно в этой связи. Ибо нельзя сказать,
что революция, которая была делом его рук, случилась якобы вопреки его
намерениям: революционная мысль об «обновлении», о преобразовании
государства и общества в свободную от конфликтов, по-боевому сплоченную
«народную общность» была доминирующей всегда. Обладал Гитлер и волей к
переменам, и представлением о цели, и готовностью к соединению воедино того и
другого. Тот, кто мерит его по образу и подобию набора политиков веймарского
периода, по Гугенбергу, Брюнингу, Папену, Брайтшайду и, конечно же, по вождю
коммунистов Тельману, не может, помимо всего прочего, не назвать его
несомненно современным явлением. Да и сопутствовавшие обстоятельства
национал-социалистической революции, ее тупая радикальность и кажущаяся
лишенной программы всеядность легко могут служить основанием для того, чтобы
назвать ее вдохновителя и руководителя революционером, ибо с более близкого
расстояния почти все процессы насильственных преобразований видятся
«патетическим и кровавым шарлатанством» . Поэтому и господство Гитлера
следует, может быть, рассматривать не изолированно, а как террористическую, в
определенном смысле якобинскую фазу в ходе той широкомасштабной социальной
революции, которая привела Германию в XX век и до сей поры не получила еще
своего завершения.
И все-таки тут не может не звучать и голос сомнения: не была ли эта революция в
большей степени случайной, слепой и лишенной цели, нежели это представляется
задним числом аналитикам-интерпретаторам, не лежали ли в основе перемен не
долгое размышление, а лишь волюнтаризм и безоглядность Гитлера,
недостаточное понимание им того, чем была Германия в плане ее социального,
исторического и психологического своеобразия, и не имел ли он в виду, взывая к
ярким образам прошлого, всего-навсего пустой традиционализм, помогавший ему
скрывать за декорациями в фольклорном духе ужас перед будущим?
Не в последнюю очередь эти сомнения порождаются склонностью национал-
социализма идеологически рядиться в максимально «консервативные» одежды;
вопрос тут заключается в том, не был ли он подобен тому коммунару, который
брызгал в свой керосин несколько капель святой воды. Вот что он не намеревался
делать ни при каких обстоятельствах так это реставрировать доиндустриальное
государство привилегий, и никакие маскарады не должны затушевывать тот факт,
что он – вопреки своей амбиции восстановить немецкое прошлое, его достоинство,
его пасторальное очарование его аристократию – с помощью радикального насилия
втолкнул страну в современность и раз и навсегда отрезал обратные пути в то
авторитарно-государственное прошлое, которые благодаря охранительному
темпераменту немцев держались открытыми несмотря на все социальные
изменения. Парадоксально, но только с ним в Германии завершился XIX век. И
какое бы анахронистическое впечатление не производил Гитлер, он был
современнее или хотя бы решительнее по своей ориентации на современность,
нежели все его внутриполитические антагонисты. Трагичность консервативного
Сопротивления как раз и заключается в том, что у его участников понимание
морали во многом превосходило понимание политики: там авторитарная, глубоко
погрязшая в своей романтической запоздалости Германия вела бесперспективную
борьбу с современностью . Превосходство Гитлера над всеми его соперниками,
включая и социал-демократов, основывалось именно на том, что он острее и
решительнее их осознал необходимость перемен. Отрицание им современного
мира проходило как раз под знаком современности, а своему аффекту он придал
черты духа времени. Да и тот разлад, чьей вынужденной жертвой стал он как
революционер, вполне им осознавался; скажем, с одной стороны, он воздавал
должное заслугам германской социал-демократии за то, что в 1918 году была
устранена монархия, но, с другой стороны, говорил о «тяжких страданиях»,
которые причиняются любым общественным поворотом . А в конечном же счете
внутреннее желание назвать его революционером целиком связано, наверное, с
тем, что идея революции представляется сознанию в тесном единстве с идеей
прогресса. Но господство Гитлера не оставило незатронутой и терминологию, и
одним из последствий этого не в последнюю очередь является и то, что понятие
революции лишилось тут той моральной амбиции, на которую оно долго
претендовало.
Однако национал-социалистическая революция захватила и разрушила не только
устаревшие социальные структуры; не менее глубоким были ее психологические
последствия, и, возможно, именно в этом и заключается ее важнейший аспект: она
коренным образом изменила все отношение немцев к политике. На многих
страницах этой книги было наглядно продемонстрировано, насколько немецкий
мир чуждался политики и ориентировался на частные вкусы, качества и цели;
успех Гитлера был частично связан с этим. А бросающееся в глаза на протяжении
длительных периодов и в этой книге отсутствие людей, выступающих лишь при
случае и как бы издалека как пассивный элемент, как инструмент или декорация,
отражает что-то от традиционного немецкого воздержания от политики, что в
психологическом плане так играло на руку режиму и было умело использовано им.
Ибо в целом нация, которой разрешалось только маршировать, тянуть в знак
приветствия вверх руки и аплодировать, воспринимала себя не столько
выключенной Гитлером из политики, сколько избавленной от нее. Всему набору
ценностей – таких как «третий рейх», народная общность, вождизм, судьба или
величие – были гарантированы массовые Рукоплескания не в последнюю очередь
как раз потому, что они означали отказ от политики, от мира партий и
парламентов, от уловок и компромиссов. Мало что воспринималось и понималось
столь спонтанно, как склонность Гитлера мыслить категориями героики, а не
политики, трагики, а не социальности и замещать вульгарную заинтересованность
подавляющими мистическими суррогатами. О Рихарде Вагнере сказано, что он
делал музыку для людей без музыкалього слуха , с тем же правом можно сказать,
что Гитлер делал политику для аполитичных.
Враждебное отношение немцев к политике Гитлер использовал двояким образом:
вначале он непрерывной тотальной мобилизацией заставил людей втянуться в
общественную сферу, и хотя это в подавляющей степени шло под знаком
одурманивающих массовых празднеств, которые как раз и имели своей целью
извести весь политический интерес, он все же не мог воспрепятствовать тому, что
тем самым была порождена новая сфера переживаний: впервые нация
последовательно отчуждалась от своего приватного мира. Пусть режим допускал
или требовал лишь ритуальных форм участия – но сознание-то они все-таки
изменяли. В результате же, в подрывных действиях социальной революции,
рушился и весь привычный немецкий интерьер, вся сфера личного довольства
бытием с ее мечтами, ее отчужденным от всего мирского счастьем и тоской по
политике без политики.
Но, с другой стороны, и шок политической и моральной катастрофы, уготованный
Гитлером стране, повлиял на изменение ее сознания; Освенцим явился символом
фиаско приватного немецкого мира и его эгоцентрической самозабвенности.
Конечно, это правда, что большинство немцев ничего не знало о том, что творилось
в лагерях уничтожения и уж, во всяком случае, было куда хуже осведомлено об
этом, нежели мировая общественность, с конца 1941 года непрерывно получавшая
все новые тревожные свидетельства этого массового преступления . С немецкой
стороны это подтверждается и уже приводившейся фразой Гиммлера насчет того,
что, мол, немецкая общественность является политически недостаточно зрелой,
чтобы понять меры по истреблению, и, следовательно, СС обязаны «унести тайну с
собой в могилу». Отсутствие у людей реакции на ходившие слухи нельзя понять, не
принимая во внимание традицию, которая издавна считала сферу политики
исключительной компетенцией государства.
В той же плоскости лежит и одна из причин тяги немцев к тому, чтобы забыть все,
что было до 1945 года. Потому что вытеснение из своей памяти Гитлера означало –
хотя частично – и преодоление какой-то формы жизни, расставание с личным
миром и тем типом культуры, который продолжительное время представлял этот
мир. Лишь более мол поколение осуществило такой разрыв и отрезало, будучи
свободным от сантиментов, предрассудков и воспоминаний, связующие нити,
ведущие к прошлому. Парадоксальным образом оно тем самым как бы и довело до
конца революцию Гитлера. Оно мыслит в непривычном для Германии масштабе
политическими, общественными, прагматическими категориями; оно – если не
принимать во внимание некоторые шумные романтические, но маргинальные
группы – отреклось и от любого рода интеллектуального радикализма, от любого
рода асоциальной страсти к великой теории и оставило прошлому то, что столь
долго было присуще немецкому мышлению: системность, глубокомыслие и
пренебрежение реальностью. Это поколение обладает трезвыми и деловыми
аргументами и, действительно, не ведет больше, если воспользоваться тут
знаменитой фразой Бертольда Брехта, разговора о деревьях ; сознание этого
поколения в высшей степени современно, для него нет больше царств никогда не
существовавшего прошлого и химерического будущего, впервые страна начинает
жить в ладу с реальностью. Но вместе с тем немецкая мысль утратила и нечто от
своей тождественности, она упражняется эмпирически, готова к компромиссам и
ориентирована на общую пользу. «Немецкий сфинкс», о котором говорил Карло
Сфорца незадолго до прихода Гитлера к власти , расстался со своей загадкой, и
миру от этого стало лучше.
И все-таки в Германии, да и в других странах тоже, фашистские или родственные
им тенденции продолжают жить: в первую очередь некоторые психологические
предпосылки, пусть и не имеющие легко распознаваемой связи с национал-
социализмом или даже выступающие под непривычными, большей частью левыми
знаменами, равно как и определенные социальные и экономические условия.
Наименее живучими оказались идеологические предпосылки, такие как,
например, национализм межвоенной поры, обеспокоенность по поводу утраты
статуса великой державы или панический антикоммунизм. В качестве реакции на
переход от стабильных, фиксированных порядков к лишенному твердых гарантий
будущему современных обществ отдельные факторы, благоприятствовавшие
фашистским решениям, будут встречаться до тех пор, пока будет продолжаться
кризис приспособляемости. И еще не очень ясно, как можно ответить на него
наиболее эффективным образом. Потому что опыт национал-социализма не только
не способствовал рациональному анализу причин кризиса, но, скорее, на
протяжении длительного времени препятствовал такому анализу. Гигантская тень,
которую отбрасывали лагеря уничтожения, затмевала познание того, в какой мере
явления, о которых идет речь, связаны с эпохальными или даже всеобщими
потребностями людей, со страхами перед будущим, мотивами сопротивления, с
эмоциональным преображением примитивности, с пробуждением преисполненных
страсти атавизмов, чтобы все могло стать по-другому и восстановилось своего рода
естественное состояние.
Эти аспекты событий долгое время оставались оттесненными в тень. Нравственное
возмущение заслоняло понимание того, что те, кто шел за Гитлером, кто
организовывал торжества и варварские преступления, были людьми, а не
чудовищами. А прокатившиеся по всему миру волнения конца 60-х годов вновь
выявили многие элементы, с которыми то и дело встречаешься в описаниях
обстановки предфашистских времен: аффект, направленный против цивилизации,
тягу к стихийности, упоенности и образности, безудержность молодежи и
эстетизацию насилия. Верно, конечно, что тут все равно остается дистанция
огромного размера, да и все совпадения между этими явлениями и теми ранними
движениями кончаются там, где встает