Рабби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (ивр. רַבּי יִצְחַק לוּרְיָא; 1534 (5294), Иерусалим, Османская империя — 25 июля 1572 (5 ава 5332), Цфат, Османская империя) — еврейский богослов, раввин, известный под акронимом Ари (ивр. אֲרִי). Создал новое направление мистического учения каббалы, школа которой названа его именем — лурианская каббала. Акроним «Ари» Лоуренс Файн обращает внимание на то, что относительно каббалиста использовались имена Рабби Ицхак Ашкенази или Ицхак Ашкенази Лурия, а акроним АРИ произошёл от начальных звуков слов на иврите ha-‘elohi Rabbi Yitshak (англ. the saintly rabbi Isaac), не употреблялся при его жизни и не встречается в ранних источниках. Так же считает Арье Стриковский: «Ари — аббревиатура Элоки раби Ицхак („Б-жественный раби Ицхак“), или „Ашкенази раби Ицхак“; принято к его имени прибавлять заль — сокращение зихроно ливраха (память о нем благословенна) — Аризаль» (ѓа-Аризаль (ивр. אֲרִי ז»ל), то есть «Ари, благословенна его память»). В XIX веке акроним писался как «А.Р.И.», но уже в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона использовалась форма «Ари». Ещё один вариант расшифровки: Адонену Раббену Ицхак.
Биография.
Родился в Иерусалиме в ашкеназской семье из Германии или Польши, поскольку отца звали Соломон Лурия Ашкенази (Solomon Luria Ashkenazi). Эстер Кей —- автор наиболее исчерпывающих работ по Лурии («Каббалисты Цфата», «Сны раби Хаима Виталя» и др.) писала, что отец приехал из Бреста. Имя матери не дошло до наших дней, известно только, что она происходила из сефардов. В раннем возрасте лишился отца и воспитывался у богатого дяди Мордехая Франсеса (Mordechai Frances — брат матери) в Египте. С
ладино Frances переводится как «француз», что на Ближнем Востоке было распространённой фамилией сефардов из Франции. Когда Ицхаку было 15 лет, дядя выдал свою дочь за него замуж. В то время юноша занимался торговлей специями в Каире, а фамилия-прозвище «Ашкенази» Ицхака Лурии встречается в документе 1559 года. Тогда же дядя пригласил ему в учителя лучших еврейских ученых. Ицхак Лурия стал учеником знаменитого каббалиста Давида Ибн Аби Зимры (акроним Радбаз), который с 1517 года стал
главным раввином Каира и возглавил египетское еврейство. После отъезда Радбаза из Египта главой каирского раввината был избран его ученик рав Бецалель Ашкенази, автор труда Шита мекубецет («Сводная концепция»), ставший наставником Ицхака Лурии. Согласно Лоуренсу Файну и Арье Стриковскому, Лурия принимал участие в создании части Шита мекубецет — талмудического трактата Зеваим (Zevaḥim; у А. Стриковского — Звахим), но рукопись погибла при пожаре в Измире. Под руководством этих наставников Ицхак достиг совершенства в знании всех дисциплин Торы.
Через два года после женитьбы в руки молодого человека попала «Книга Зоар» Моше де Леона. Юный Ицхак стал отдаляться от людей и уходил на долгое время на берег Нила, где вёл отшельнический образ жизни и смог по-настоящему углубиться в мистические переживания и секреты каббалы. К семье возвращался только на субботу.
На берегу Нила обрёл дар ясновидения: по собственному свидетельству ему начал являться пророк Элийяху, повелевший отправиться в Цфат. Всю заботу о содержании семьи
взял на себя его дядя и тесть.
В конце 1569 или в начале 1570 года прибыл в Цфат, важный каббалистический центр XVI века, где стал ближайшим учеником Моше Кордоверо и товарищем крупнейших раввинов и каббалистов. В 1570 году в городе Цфате дочь рабби Ицхака Лурии вышла замуж за сына рабби Йосефа Каро. В том же году скончался р. Моше Кордоверо и все ученики дружно избрали р. Ицхака своим новым наставником. Р. Ицхак начал проповедовать свои идеи, которые в научном мире получили название Лурианской каббалы. Кроме этого он мог беседовать с душами умерших людей и таким образом открыл местонахождение многих могил праведников в Галилее.
Вокруг р. Ицхака собралось много учеников, среди которых были очень продвинутые, как р. Хаим Виталь, будущий наследник Ари; и начинающие, с которыми р. Ицхак занимался отдельно. Уроки Ари обычно проходили на природе, место для занятий подбиралось по мистическому значению. Р. Ицхак умер в 1572 году во время эпидемии в возрасте 38 лет и был похоронен на кладбище в Цфате.
После его смерти Хаим Витал взял на себя миссию распространения учения своего учителя. Поскольку Ари передавал свои знания устно, его система практической каббалы была изложена Хаимом Виталом, который собрал записи учеников и написал по ним многие сочинения. Наиболее важным из них является «Книга Эц Хаим» («Древо жизни»).
Учение.
Ари основал «Лурианскую каббалу», которая является основой как сефардской каббалы с XVI века, так и хасидской каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу. Развивая понятия 10 сфирот, Ари выдвинул идеи цимцума, швират келим, зла из клипот. В истории мира и еврейского народа соответственно каждому этапу прослеживается выражение этих идей.
Современники и ученики. В XVI веке Цфат привлёк многих каббалистов и мистиков, среди которых выделялись:
Моше Бассола (1480, Пезаро, Италия — 1560, Цфат)
Давид Ибн Аби Зимра, один из первых наставников Ари, оставался в Цфате до конца своей жизни в 1573 году
Йосеф Каро (жил в Цфате с 1533 года до смерти в 1575 году)
Шломо Галеви Алкабец (жил в Цфате в 1535—1584 годах)
Моше Альшех (проживал какое-то время в Цфате, где умер в 1593 году)
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что в Цфате Ари излагал своё новое учение в кружке каббалистов, к которому принадлежали Моисей Кардаверо (Моше Кордоверо), Соломон Алкабиц (Шломо Алкабец), Иосиф Каро, Моисей Алшех (Моше Альшех), Илия де Видас (Элияху де Видас), Иосиф Хагиз, Элиша Галадия и Моисей Бассола (Моше Бассола). После смерти р. Моше Кордоверо некоторые его ученики стали адептами учения Аризаля, например: Элияху де Видас (1518—1592, Хеврон), завершивший в 1575 году в
Цфате книгу Решит хохма («Начало мудрости»). Электронная еврейская энциклопедия сообщает, что известны имена примерно 30 учеников Ари.
Хаим Витал привёл имена более 30 учеников Ари. Лоуренс Файн приводит списки согласно статусному порядку, указанному Виталом, но абсолютно убеждён в наличии других последователей, о которых этот автор не упоминает. Согласно Виталу, товарищество единомышленников Ари иерархически подразделялось на 4 группы. В первую и более значимую группу входило 11 каббалистов: Хаим Витал, Джонатан Сагис (Jonathan Sagis), Иосеф Арзин (Joseph Arzin), Исаак Коэн (Isaac Kohen), Гедалия Галеви (Gedaliah
ha-Levi), Самуэль Уседа (Samuel Uceda или Шмуэль Осида — автор «Медресе Шмуэля»), Иуда Мишан (Judah Mishan), Авраам Гавриэль (Abraham Gavriel), Шаббатай Менаше (Shabbatai Menashe), Иосеф ибн Табул (Joseph ibn Tabul; у А. Стриковского — раби Йосеф Тубуль) и Илия Фалько (Elijah Falko или Фалькон — Falkon). Лоуренс Файн обращает внимание на порядок имён в списке, где своё имя Витал поставил в самом начале, позиционируя себя в качестве лидера последователей. Имя же одного из лучших учеников —
ибн Табула — занимает относительно незначительное место в иерархии адептов и приводится в конце списка.
10 учеников вошло во вторую группу: Моше Альшех (Moses Alsheikh), Моше Нийяра (Moses Najara), Исаак Орша (Isaac Orcha), Соломон Сабан (Solomon Saban или Авсабан — Avsaban), Мордехай Галлико (Mordechai Gallico), Яков Масуд (Jacob Masud), Иосеф Альтун (Joseph Altun), Моше Минц (Moses Mintz), Моше Йона (Moses Yonah) и Авраам Гукиль (Abraham Gukil).
Третью группу, в которой, согласно спискам Витала, повторяется имя Моше Альшеха, составили 13 адептов: Йом Тов Цаалон (Yom Tov Tsahalon), Иосеф Коэн (Joseph Kohen),
Яков Альтарац (Jacob Altarats), Давид Коэн (David Kohen), Исаак Кериспи (Isaac Kerispi), Шимон Ури (Shimon Uri), Исраэль Ури (Israel Uri), Авраам Арубас (Abraham Arubas), Моше Альшех, Исраэль Леви (Israel Levi), Иосеф Канпилиас (Joseph Canpilias), Иуда Ашкенази (Judah Ashkenazi) и некто Нафтали (Naphtali).
В четвёртой группе значилось 3 имени: Авраам Галеви (Abraham ha-Levi), Моше Мешамеш (Moses Meshamesh) и Иуда Романо (Judah Romano).
Исраэль Саруг не упоминается в списках Витала, так как вошёл в кружок Ари раньше него. Элияху де Видас, Элиэзер бен Моше Азкири (1533—1600), Иосеф бен Моше де Сеговия Бенвенисте (Joseph ben Moses de Segovia Benveniste), Гиийя Рофэ (Hiyya Rofe), Иосеф Ашкенази (Joseph Ashkenazi) и, возможно, Шем Тов Атийях (Shem Tov Atiyah) не значатся в формальных списках Витала, поскольку контактировали с Ари более или менее продолжительное время. Фамилии Фалькон, Галлико, Романо, де Видас, де Сеговия
Бенвенисте наталкивают на предположение о сефардском происхождении учеников. Джозеф Хагиз, Элиша Галадоа, Масуд Маарави отсутствуют в списках учеников, приводимых Хаимом Виталом.