в упоминании имени Аллаха
Упоминание имени Аллаха имеет двойное значение, которое мы должны хорошо понимать. Во-
первых, эта практика противоположна тому, что делали идолопоклонники и люди периода
джахилийи, которые упоминали имена несуществующих божеств во время закалывания животных.
Если многобожник упоминает имя ложного божества, как может верующий не упомянуть имени
своего Господа?! Во-вторых, эти животные, как и люди, — творения Аллаха, и, как и людям, им
дарована жизнь и душа. Тогда каким образом человек может распоряжаться ими и лишать их
души, не получив разрешения от общего Создателя, Которому принадлежит все, что на Земле?
Упоминание имени Аллаха во время закалывания животного — факт признания этого
божественного разрешения. Тот, кто закалывает животное, как бы говорит: «Этот мой поступок —
не акт вторжения в природу и не насилие над этим животным, но во имя Аллаха я закалываю его,
во имя Аллаха я охочусь, и во имя Аллаха я принимаю пищу».
Закалывание животных людьми Писания – иудеями и христианами
Мы увидели, как Ислам строго относится к вопросам закалывания, в отличие от того, что
многобожники Аравии и другие языческие народы превратили жертвоприношение в акт
поклонения, или, скорее, в неотъемлемую часть их вероубеждения и основ религии. Закалывание
жертвы на алтаре или с упоминанием имен божеств стало актом поклонения. Ислам отменил эти
языческие обряды и предписал, чтобы ничье имя, кроме имени Аллаха, не упоминалось во время
закалывания. Всевышний запретил использовать то, что было принесено в жертву на алтаре или
предназначалось не для Него.
И хотя люди Писания в своей изначальной основе были монотеистами, впоследствии они
заимствовали языческие убеждения у своих новообращенных последователей, которые не смогли
полностью отказаться от своих недавних языческих представлений. По этой причине некоторые
мусульмане стали считать, что их взаимоотношения с людьми Писания должны быть аналогичны
взаимоотношениям с язычниками. Однако Всевышний Аллах дозволил принимать пищу людей
Писания, подобно тому как разрешил жениться на их женщинах. В суре «Аль-Маида» – одной из
последних по времени ниспослания — Всевышний сказал:
«Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша
29
Этот аят означает, что с этого дня разрешены вам блага, но не бахира, не саиба, не василя, не
хами. И поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе
изначальной дозволенности, т.е. Аллах не запретил ее вам, соответственно, вы можете есть мясо
животных, которых они закололи или убили на охоте, так же как и они могут это делать.
Ислам строг в отношении язычников Аравии и благосклонен к людям Писания, поскольку они
ближе к уверовавшим (во Всевышнего), признают Божественное Откровение, пророчество и
другие основные принципы религии. Ислам разрешает нам их пищу, жениться на их женщинах и
предписывает добрососедское сосуществование с ними. Возможно, что взаимодействие с
мусульманами в исламской среде даст им возможность ближе познакомиться с Исламом, а также с
традицией и морально-нравственным кодексом мусульман. Это в свою очередь может привести их
к пониманию того, что Ислам в действительности является их религией, но с более высоким
уровнем духовности, более совершенным законом, свободным от нововведений, лжи и элементов
язычества.
Изречение «пища людей Писания» применимо для всех видов пищи, как мясных, так и
растительных. Все разрешено (халял) нам, кроме того, на что есть конкретный запрет, как,
например, на мертвечину, излившуюся кровь и мясо свиньи. Это запрещено для нас независимо от
того, находится эта пища у людей Писания или мусульман.
Осталось разъяснить некоторые темы, которые важны для мусульман:
Животные, заколотые в честь храмов и религиозных праздников
Если мусульманин не услышал от людей Писания во время закалывания ими животного
произнесения имени, помимо Аллаха, например, Иисуса или Узайра, то это мясо является
разрешенным (халял). В случае если он услышал, что было упомянуто не имя Аллаха, то, по
утверждению одних законодателей, мясо такого животного запрещено, так как было
предназначено не для Аллаха. Другие законоведы считают, что пища людей Писания была
разрешена нам Аллахом, Который более сведущ в том, что они говорят, закалывая животное.
Абу ад-Дарда спросили о ягненке, заколотом для церкви Св. Георгия и подаренном ей. Абу ад-
Дарда ответил: «Прости, Господи! Разве это не люди Писания, чья пища разрешена нам, а наша
им?» И он разрешил есть эту пищу1.
—————-
1. Передано ат-Табари.
Имама Малика спросили о том, можно ли есть мясо животных, заколотых людьми Писания для
своих праздников и храмов. Он ответил: «Я считаю это нежелательным (макрух), но не запретным
(харам). Нежелательным, потому что я опасаюсь, что при закалывании не было упомянуто имени
Всевышнего, но не запретным, так как предписание «не было упомянуто имени Аллаха» не
связано с людьми Писания. А это предписание относится к язычникам, которые закалывают
животных для своих божеств, чтобы быть ближе к ним, а не для употребления их в пищу. Что же
касается людей Писания, то они закалывают, чтобы питаться этим. Ведь Всевышний говорит:
«Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища — им» (Коран, 5:5)»1.
—————
1. Эта фетва – убедительное доказательство мудрости имама Малика, его набожности,
благочестия и осторожности в религиозных размышлениях. Он не спешил запрещать что-либо, как
это сегодня делают некоторые, и ограничился своим выводом о том, что нежелательно. Как мы
видим, в своей попытке объединить два противоположных смысла: «то, что предназначено не для
Аллаха», и разрешение есть «пищу людей Писания» — он совместил эти два текста так, что не
осталось и вопроса о каком-либо противоречии.
Мясо животных, убитых током или другим подобным способом
Следующая тема разговора: обязательно ли способ закалывания, применяемый людьми Писания,
должен совпадать с мусульманским способом, который совершается в области горла путем
использования острого предмета?
Большинство законоведов считают это обязательным условием. Однако группа ученых –
маликитов вынесла решение (фетву), что способ закалывания животных людьми Писания не
обязательно должен совпадать с мусульманским.
Известный ученый и судья (кади) Ибн аль-Араби, комментируя аят суры «Аль-Маида» «Пища
людей Писания дозволена вам, а ваша пища — им» , пишет: «Это неоспоримое
доказательство в пользу того, что пища людей Писания и дичь, добытая ими на охоте, входит в
разряд благ, дозволенных нам Аллахом. И это – безусловное, абсолютное дозволение. Всевышний
Аллах повторяет это разрешение только для того, чтобы отвести сомнения и убрать препятствия
от опасных последствий, следствием которых являются излишне растянутые рассуждения и
30
возражения. Меня спросили: можно ли употреблять в пищу или приобретать в качестве пищи мясо
курицы, убитую христианином, который свернул ей шею? И я ответил: ее дозволяется употреблять
в пищу. Ведь эта курятина представляет собой его пищу и пищу его священников и монахов. И
хотя у нас такой способ забоя неприемлем, Аллах дозволил нам их пищу без каких-либо условий.
Все, что они считают дозволенным в своей религии, дозволено и для нас, исключая запрещенное
Аллахом. Наши ученые правоведы сказали: нам дозволено вступать с их женщинами в брачные
сношения, и как же после этого не употреблять в пищу мясо заколотых ими животных, ведь
трапеза менее значима в вопросах дозволенности и запрета, чем брачные сношения».
Такое решение вынес Ибн аль-Араби. В другом месте он пишет: «То, что они употребляют в пищу
без соблюдения правил закалывания, например путем удавления, размозжения головы (т.е. без
намерения заколоть животное) и в виде мертвечины, является запретным». Между двумя
высказываниями Ибн аль-Араби нет противоречий, а их смысл сводится к следующему: мясо
животных, заколотых правильно, согласно их точке зрения, является для нас дозволенным, даже
если такой способ закалывания считается у нас неверным. Если же закалывание животного было
произведено, согласно их точке зрения, неправильно, то его мясо становится запретным также и
для нас. Общее же для всех понимание закалывания заключается в намерении умертвить
животное с целью употребления его в пищу. Таково мнение группы ученых-маликитов.
В свете сказанного мы можем вынести решение относительно импортируемого мяса людей
Писания, например курятины или законсервированной говядины, т.е. животных, убитых током и
подобными способами. Если они считают такой способ закалывания дозволенным, то эта пища
дозволена и для нас в соответствии с общим смыслом аята Корана. Что касается импортируемого
мяса из коммунистических стран, то употреблять его в пишу для нас запрещено, так как
коммунисты, не являющиеся людьми Писания, отрицают все религии, не признают существования
Всевышнего и пророческих миссий.
Заколотое зороастрийцами и им подобными
Мнения правоведов относительно дозволенности мяса, заколотого зороастрийцами, разделились.
Большинство их запрещают употреблять это мясо в пищу, так как зороастрийцы являются
язычниками. Другие же считают, что их мясо дозволено, так как Пророк (Мир ему) сказал:
«Относитесь к ним так же, как вы относитесь к людям Писания» 1. Известно, что он
принимал от зороастрийцев Хаджара джизью (подушную подать) 2.
……………………………………..
1. Передано Маликом и аш-Шафии. Что касается концовки этого хадиса: «не вступая в брак с
их женщинами и не употребляя мяса их заколотых животных», то хадисоведы ее не
подтверждают.
2. Передано аль-Бухари.
Ибн Хазм в своей книге «Аль-Махалля», в главе «Закалывание», пишет: «Они являются людьми
Писания, и законы, применяющиеся по отношению к ним, должны во всем соответствовать
законам, касающимся людей Писания». Нет сомнения в том, что мнение Ибн Хазма заслуживает
уважения, так как он является непререкаемым авторитетом в области знания хадисов, истории
народов и религий. Аль-Багдади в своей книге «Разногласия религиозных течений» пишет, что
зороастрийцы считают Заратуштру пророком. Это подтверждают и некоторые современные
исламские ученые, как, например, Абу аль-Кялям Азад, специализирующийся на изучении
древних культур.
Согласно мнению Абу Ханифы, сабеи также являются людьми Писания. Некоторые исследователи
нашего времени причисляют к зороастрийцам и других язычников: брахманов, буддистов и им
подобных, считая, что они также являлись людьми Писания, которые с течением времени
утратили ниспосланное им Писание1.
Правило: не расспрашивать о том, что нам неведомо (о скрытом)
Если животное было заколото мусульманином, даже если он невежествен или грешен, или кем-то
из людей Писания, есть это мясо разрешено (халял). От мусульманина не требуется выяснять то,
свидетелем чего он не был, например, как было заколото животное? Соответствует ли способ
закалывания исламским требованиям? Было ли упомянуто имя Аллаха во время закалывания?
Мы уже пересказывали хадис, сообщенный аль-Бухари, в котором Пророка (Мир ему) спросили:
«Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, упомянули ли они имя Аллаха над ним или нет. Есть нам
его или нет?» И Пророк (Мир ему) ответил: «Помяните имя Аллаха (над ним) и ешьте».
31
Относительно применения этого хадиса ученые говорят: «Это доказательство того, что действия и
поступки людей считаются правильными и соответствующими норме, пока не будут приведены
неопровержимые доводы в обратном».
_________________________________________________________________________
1. Мухаммад Абдо. «Тафсир аль-Манар», том 6, где комментируется аят: «Пища тех, кому было
дано Писание, разрешена вам», в главе, посвященной пище идолопоклонников и женитьбе на их
женщинах.
3. ОХОТА
Раньше многие арабы и различные народы жили за счет охоты. Поэтому в Коране и сунне уделено
место этому вопросу. Мусульманские же законоведы посвящали этой теме специальные главы, где
разъясняли, что разрешено (халял) на охоте и что запрещено (харам), что обязательно и что
желательно.
Поскольку многие животные и птицы, мясо которых пригодно в пищу, являются дикими и
недоступны человеку, подобно домашним, на них не возлагаются те условия закалывания, что на
домашних животных (резать в области горла или верхней части груди). Достаточно небольших
усилий для закалывания дичи, какие позволяют обстоятельства охоты. Люди всегда следовали
своим правилам во