Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

время охоты, и Ислам не препятствовал тому, что естественно и общепринято,

но он всего лишь устанавливает некоторые условия для проведения охоты, приводит ее, как и все

другие дела мусульман, в соответствие с общими принципами веры.

Одни из этих условий относятся к охотнику, другие к дичи, а третьи — к орудию охоты.

Все эти правила касаются наземной охоты, относительно же касается ловли на воде, Аллах

разрешает все без ограничений, как уже было упомянуто ранее: «Дозволено вам ловить

морскую тварь и другую морскую еду» (Коран, 5:96).

Требования, предъявляемые к охотнику

1. Требования, предъявляемые к охотнику, те же, что и к мяснику: он должен быть

мусульманином, или представителем людей Писания, или равным по положению людям Писания,

как зороастрийцы и сабеи.

Ислам учит, что охотник не должен охотиться ради забавы, лишая животного жизни без

намерения съесть его или использовать на другие благие нужды.

Пророк (Мир ему) сказал: «Если кто-то убьет воробья ради забавы, воробей прокричит в

Судный День: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» 1.

В другом хадисе: «Того, кто убьет воробья или более крупную живность без права, Аллах

призовет к ответу в Судный День» . Слушатели спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы

условия (оправдывающие охоту)?» Он ответил: «Чтобы охотник заколол добычу и съел, а не

для того, чтобы отрубить голову (добыче) и выбросить» 2.

1. Передано ан-Насаи и Ибн Хаббаном в его сборнике «Сахих».

2. Передано ан-Насаи и аль-Хакимом.

Другим условием охоты является то, что мусульманин не должен находиться в состоянии ихрама 3,

поскольку в это время он пребывает в состоянии полного миролюбия и умиротворенности, которое

распространяется и на окружающих его животных и птиц. Даже если какая-то дичь появится

прямо перед ним и он может без особых усилий поразить ее, ему запрещено это делать. Это

испытание, воспитывающее у верующего силу воли и терпение. Как говорит Всевышний Аллах:

3. Ихрам — это состояние мусульманина, совершающего хадж или умру (перев.).

«О вы, которые уверовали! Конечно, Аллах будет испытывать вас добычей, которую

получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать, кто боится Его втайне. А кто

преступит после этого, тому – болезненное наказание. О вы, которые уверовали! Не

убивайте дичи, когда вы в ихраме» (Коран, 5: 94,95). «Но запрещена вам охота на суше,

пока вы в ихраме» (Коран, 5: 96).

«… не дозволена вам охота, когда вы в ихраме» (Коран, 5:1).

Требования, предъявляемые к дичи

2. Требованием, предъявляемым к дичи, является то, что это должно быть животное, над которым

человек не в силах совершить закалывание, как это предписано, — в горло или в верхнюю часть

груди. Если же человек может совершить такое закалывание, то он должен сделать это, так как

такое действие (закалывание) является принципиальным.

32

Точно так же, если кто-то пустит стрелу в добычу или охотничья собака схватит ее, то охотник,

подойдя к добыче, в которой еще теплится жизнь, должен заколоть ее, перерезав горло. Однако,

если охотник не уверен, жива ли дичь, нет на нем греха, если он не заколет ее. Передают аль-

Бухари и Муслим, что Пророк (Мир ему) сказал: «Когда вы пускаете собаку на добычу,

произнесите имя Аллаха. Если она поймает дичь и вы подойдете к ней, пока она еще

жива, то заколите ее (перерезанием горла)».

Требования, предъявляемые к орудиям охоты

3. Орудия охоты могут быть двух видов:

а) Поражающее орудие типа стрелы, сабли и копья, как указывается в аяте:

«… охотиться на добычу руками и копьями…» (Коран, 5:94).

б) Животные, обученные охоте, такие, как собака, гепард или хищные птицы как сокол и ястреб.

Всевышний Аллах говорит:

«Отвечай: «Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас

обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас»» (Коран, 5:4).

Охота с использованием оружия

Охота с орудием обуславливается двумя положениями.

Первое: должно наноситься проникающее ранение, в результате которого гибнет дичь, но

недопустимо умерщвлять путем придавливания. Удай Ибн Хатим спросил Посланника Аллаха (Мир

ему) о дичи, убитой оружием ( мирад). Он сказал: «Если вы пронзите дичь орудием, то ешьте

ее, а если поцарапаете (вследствие чего она умрет), то оставьте ее (не ешьте)» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Этот хадис является доказательством того, что прием в пищу дичи разрешен лишь в случае, если

тело дичи пронзено, даже если гибель была тяжелой. Соответственно, дичь, убитая из ружья,

пистолета или другого огнестрельного оружия, является разрешенной, так как пуля поражает тело

сильнее, чем стрела, копье или сабля.

Имам Ахмад передал следующий хадис: «Не ешь того, что убито при помощи бандука (ядро),

а ешьте только заколотое».

А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Ибн Умара, животное, убитое бандуком, то же самое,

что убитое ударом (мертвечина). Следует заметить, что под бандуком здесь подразумевается

высохшее глиняное ядро для метания. Пророк (Мир ему) также запретил во время охоты метать

камни, он говорит: «Это (метание камня) не будет считаться у вас охотой, и вы не

поразите этим врага, а только выбьете зуб или глаз (покалечите)» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом

Второе: необходимо, чтобы было упомянуто имя Аллаха во время применения орудия охоты, как

Пророк (Мир ему) научил Удая Ибн Хатима. Переданный им хадис является основным в этом

разделе.

Охота с помощью собак и других животных

Во время охоты, к примеру, с собакой или соколом требуется следующее:

во-первых, животное должно быть обучено;

во-вторых, оно должно ловить дичь для своего хозяина, как указано в Коране, а не для себя;

в-третьих, следует упомянуть имя Аллаха, посылая за дичью охотничье животное.

Об основах этих условий говорит аят:

«Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: «Вам дозволена

прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы

научили тому, чему Аллах научил вас, но только поминайте над этим дичью имя

Аллаха…» » (Коран, 5:4).

1. Под понятием дрессировки понимается то, что человек приручает охотничье животное

подчиняться своему хозяину: бежать или следовать за ним и выполнять все его команды. У

законоведов имеются некоторые расхождения в определении условий (дрессировки). Но главное,

чтобы охотничье животное было выдрессировано по обычаю людей.

2. Поймать дичь для своего хозяина означает, что обученное животное не станет есть пойманную

дичь. Пророк (Мир ему) сказал: «Если вы пустите свою собаку за дичью и она съест часть

дичи, не ешьте ее, так как собака поймала ее для себя. Но если вы пустили собаку и она,

убив дичь, не тронула ее, то ешьте, так как собака поймала дичь для своего хозяина» 1.

1. Передано Ахмадом и также имеется у аль-Бухари и Муслима.

33

Некоторые законоведы делают различие между охотничьими животными, такими, как собака, и

охотничьими птицами, такими, как сокол. Они считают, что если дичь, которая была частично

съедена птицей, разрешена, то частично съеденная собакой — запрещена.

Смысл вышеперечисленных двух условий, касающихся дрессировки, заключается в сохранении

человеком своего достоинства. Людям непристойно питаться объедками животных. Охотничьи

животные призваны служить человеку, быть их орудием на охоте, подобно луку и копьям.

3. Упоминание имени Аллаха в момент, когда собака пускается на дичь, подобно упоминанию во

время пускания стрелы, метания копья или нанесения удара мечом.

Предписание Корана: «Поминайте над ними имя Аллаха» — также имеется в достоверных

хадисах, переданных Удаем Ибн Хатимом.

Обязательность этого условия была продемонстрирована тем фактом, что если рядом с дичью

будет обнаружена другая собака, то дичь есть нельзя. Удай спросил Пророка (Мир ему): «Что

делать, если я пустил свою собаку (на дичь), а рядом с дичью обнаружил другую собаку, и я не

знаю, какая из собак поймала дичь? Пророк (Мир ему) ответил: «Не ешь ее, так как, произнеся

имя Аллаха над своей собакой, ты не произнес Его над другой» 1.

Тем не менее, если человек забывает упомянуть имя Аллаха во время использования орудия или

охотничьей собаки, он может упомянуть Его во время еды, ибо Аллах прощает забывчивость и

ошибки в Своей умме, как об этом разъяснялось в разделе о закалывании.

Мы не будем повторяться, разъясняя важность упоминания имени Аллаха над закалываемыми

животными, поскольку это было сделано в предшествующем разделе.

Если дичь найдена мертвой

Случается так, что пораженную стрелой дичь находят мертвой спустя несколько дней. В таком

случае дичь разрешено употреблять в пищу при следующих условиях:

1. Если она не найдена в воде. Пророк (Мир ему) сказал: «Если вы пустите стрелу и найдете

дичь убитой, то ешьте ее. Кроме той, что найдена в воде, так как вы не знаете, она

умерла от воды или от вашей стрелы» 2.

1,2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Если на ней нет других следов, ставших причиной смерти, кроме нанесенных вашей стрелой.

Удай Ибн Хатим спросил Пророка (Мир ему): «Что делать, если я пустил стрелу и нашел дичь,

пораженную моей стрелой, на следующий деньПророк (Мир ему) ответил: «Если ты знаешь,

что именно твоя стрела убила ее, и ты не обнаружил на ней следов других зверей, то

ешь» 3.

3. Передано ат-Тирмизи.

3. Чтобы дичь не начала тухнуть. Здравомыслящий человек брезгует тухлятиной, которая может

нанести вред здоровью. В хадисе, переданном Муслимом, сказано, что Пророк (Мир ему) сказал

Абу Салябу аль-Хашани: «Если, пустив стрелу, ты найдешь дичь через три дня, то ешь ее,

пока она не протухла».

4. ОПЬЯНЯЮЩИЕ НАПИТКИ — ХАМР

Хамр – алкогольное вещество, вызывающее опьянение.

Ни для кого не секрет, что алкоголь наносит вред человеку: его разуму, телу, религии и жизни.

Он разрушает семейный уклад, неся горе его домочадцам. Он также несет угрозу обществу, как в

материальном, так и в духовно-нравственном плане.

Один из исследователей верно заметил: «Человечество не переживало большего бедствия, чем

пристрастье к алкоголю. Чтобы убедиться в этом, можно собрать все статистические данные обо

всех пациентах в больницах, которые из-за алкоголя страдают от умственного расстройства,

нервных срывов. К этому можно добавить статистику о самоубийствах, убийствах, банкротстве,

лишении имущества и разорении, связанных с употреблением алкоголя. Количество таких случаев

настолько ошеломляюще, что в сравнении с ним все призывы и увещевания против алкоголя

показались бы совсем незначительными».

Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это

пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии,

которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям.

Чтобы искоренить это распространившееся зло в обществе, Ислам избрал мудрый метод,

запрещая его поэтапно. Вначале Аллах разъяснил людям, что в нем греха больше, чем пользы.

34

Затем Он предписал не вставать на намаз в состоянии опьянения. И наконец, Аллах ниспосылает

аяты в суре «Аль-Маида», где полностью запрещает хамр:

«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, жертвоприношения на

каменных жертвенниках и гадание по стрелам – скверные деяния ,внушаемые

шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при

помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас

от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы эти непристойности?» (Коран, 5:

90,91).

В этих двух красноречивых аятах Аллах запрещает алкоголь и азартные игры, поставив их в ряд с

жертвенниками и стрелами (используемыми для языческих гаданий), и объявляет их риджесом

(мерзость, скверна) — термин, которым Коран называет только особо непристойное и

отвратительное. Он относит их

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн