Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

к деяниям Сатаны, так как его деяния — скверна и зло. Ислам

призывает верующих воздерживаться от этих деяний, и это есть путь к успеху. Затем Всевышний

Аллах заявляет о вредном воздействии алкоголя и азартных игр на общество, они способствуют

разрыву отношений, вражде и ненависти, разрушают духовные ценности, препятствуя

исполнению религиозных предписаний. В конце аята Аллах требует удержаться от этих деяний:

«Прекратите ли вы?» И когда Пророк (Мир ему) закончил цитировать эти аяты, сподвижники

провозгласили: «О Господи, мы прекратили!»

Эти аяты совершили чудо с верующими. В этот момент некоторые люди сидели и пили, но, как

только услышали ниспосланный аят, вылили остатки вина на землю и разбили большие глиняные

кувшины, в которых бродили другие напитки.

Многие современные правительства во всем мире знают о пагубном влиянии алкоголя на

личность, семью и общество, некоторые страны, как Америка, даже пытались запретить алкоголь,

но тщетно. Лишь Ислам смог добиться успеха в борьбе с этим злом.

Священники разошлись во мнении, как христианству относиться к вину ( хамру). Некоторые

исходят из Евангелия, где говорится: небольшое количество способствует пищеварению. Но даже

если это и так, лучше воздержаться от малого, поскольку малое количество ведет к большему,

один бокал за другим приводит к алкогольной зависимости.

Позиция Ислама заключается в запрещении алкоголя и всего, что способствует его потреблению.

Все опьяняющее – хамр

Первое, на что обращал внимание Пророк (Мир ему), было не вещество, из которого

изготавливается хамр, а его опьяняющее воздействие. Все то, что опьяняет, является хамром,

независимо от того, как его называют и из чего его изготавливают, будь это пиво или любой

другой подобный напиток.

У Пророка (Мир ему) однажды спросили о напитках, приготавливаемых из меда, пшеницы и

ячменя, которые в процессе брожения становятся алкоголем. Посланник Аллаха (Мир ему),

наделенный даром красноречия, кратко ответил: «Все опьяняющее — хамр, а всякий хамр

запретен» 1.

А Умар объявил с минбара (место выступления имама) Пророка: » Хамр — это то, что затуманивает

разум»2.

1. Передано Муслимом.

2. Передано Аль-Бухари и Муслимом.

То, что опьяняет при употреблении в больших количествах, — харам и в малых количествах

Ислам также решительно заявляет, что не имеет значения количество употребляемого хамра,

большое или малое. Стоит человеку ступить на этот путь, как он скатится вниз и сам того не

заметит.

Вот почему Пророк (Мир ему) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено

(харам) в малом» 3.

3. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

И далее: «Если опьяняет полный бурдюк, то его глотоктоже харам» 4.

4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

Торговля хамром

Пророк (Мир ему) не ограничился запретом на употребление хамра, будь то в больших или малых

количествах, он также запретил им торговать, даже для немусульман. Мусульманину не

разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в

своем магазине или работать в таком месте. Говоря об алкоголе, Пророк (Мир ему) проклял десять

категорий людей, связанных с хамром: «… производителей и заказчиков, пьющих и

35

таскающих, кому приносят и кто разливает, кто продает и получает прибыль (от хамра),

кто покупает и кому покупают …» 1.

1. Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.

Когда вышеупомянутый аят из суры «Аль-Маида» был ниспослан, Пророк (Мир ему) сообщил:

«Поистине Аллах запретил хамр. И кто услышал этот аят, а у него есть что-то из

напитков (хамра), пусть не пьет и не продает их». Передавший этот хадис сообщил: «И

люди взяли все, что у них было (из хамра), и вылили на улицы Медины» 2.

2. Передано Муслимом.

Поскольку целью Ислама является перекрыть все пути, ведущие к хараму, для мусульманина

является также запрещенным продавать виноград человеку, зная, что он будет делать из него

хамр. Хадис гласит:

«Если кто-то, собирая виноград во время уборки, вознамерился продать его иудею,

христианину или кому-либо еще (даже если он мусульманин), производящему хамр, тот

прыгнет прямо в Ад с открытыми глазами» 3.

3. Передано ат-Табарани в книге «Аль-Аусат». Имам аль-Хафиз в книге «Булуг аль-Марам»

классифицировал этот хадис как «хасан» (достоверный).

Мусульманин не дарит хамр

Так же, как мусульманину запрещена продажа алкоголя и получение от нее прибыли, точно так

же недопустимо дарить его кому-либо, пусть это будет христианин, иудей или любой другой

человек. Алкогольные напитки не могут быть получены или преподнесены мусульманином в виде

подарка, поскольку Ислам является благом и мусульманин дарит только благое и не принимает

ничего, кроме благого.

Пересказывают, что один человек преподнес Пророку (Мир ему) бочонок вина в подарок. Пророк

(Мир ему) сказал ему, что Аллах запретил это.

можно его продать? — спросил человек.

-Тот, Кто запретил это пить, также запретил это продавать, — ответил Пророк (Мир ему).

можно подарить это иудею? — спросил человек.

-Тот, Кто запретил это, также запретил дарить это иудею, — сказал Пророк (Мир ему).

-Тогда что мне делать с ним? — спросил человек.

-Вылей его на землю, — ответил Пророк1.

1. Передано аль-Хамиди.

Игнорирование застолий с хамром

В таком же духе мусульманину наказано воздерживаться от застолий со спиртным. Умар передал,

что он слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный

День, не сядет за стол, где стоит хамр» 1.

1. Передано Ахмадом, это высказывание можно найти в таком же значении и у ат-Тирмизи.

Мусульманин обязан искоренять увиденное зло, однако если он не в силах этого сделать, то

должен отдалиться от того места и тех людей, которые совершают подобное деяние.

Передают, что праведный халиф Умар Ибн Абдуль-азиз наказывал плетями пьющих и тех, кто

сидел с ними, не притрагиваясь к хамру. Когда однажды халифу донесли о группе выпивавших

людей, он приказал выпороть их. Ему сообщили, что среди них был постившийся. Он повелел:

«Начинайте с него! Разве вы не слышали, что Аллах сказал:

«Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха,

избегали садиться вместе с теми, кто отрицает эти знамения и издевается над ними,

пока они не заговорят о другом. В противном же случае вы подобны им» (Коран, 4:140).

Хамр — недуг, а не лекарство

Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет бескомпромиссную борьбу с хамром, стремясь

отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не

оставляя даже маленькой щели для его проникновения.

Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под

каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается

продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям

из немусульман, а также смешивать с пищей и питьем.

Остается еще один вопрос, который задают некоторые люди: можно ли хамр применять в качестве

лекарства? На этот вопрос ответил Пророк (Мир ему), когда один человек сказал ему, что делал

вино в качестве лекарства. Пророк (Мир ему) произнес: «Это не лекарство, а болезнь» 1.

36

1. Передано Муслимом, Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

Он также сказал: «Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни свое

лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным (харам)» 2.

2. Передано Абу Даудом.

Говоря об опьяняющем действии алкоголя, Ибн Масуд говорил: «Аллах не лечит вас тем, что Он

вам запретил».1

Неудивительно, что Ислам запрещает лечиться хамром и всем тем, что Он запретил. Как объяснял

имам Ибн Кайим,2 запрещение чего-либо означает, что необходимо воздерживаться и отдаляться

от этого продукта всевозможными способами. Если брать запретное в качестве лекарства, оно

становится желанным и необходимым, а это противоречит предписаниям Законодателя.

Ибн Кайим сказал: «А также, если бы (хамр) был разрешен для лечения, в то время как люди

предрасположены к нему, они оправдывали бы свое влечение и наслаждение им тем, что он

полезен им, так как избавляет от болезни и излечивает их».

Ибн Кайим обращает внимание на психологическую сторону вопроса, говоря: «Важным моментом

для излечения больного является его вера в эффективность данного лекарства и в то, что Аллах

даст через него ему Свое благословенное излечение. В сознании мусульманина запретное

несовместимо с понятиями пользы и благодати, и он не может воспринимать запретное лекарство.

Чем богобоязненнее человек, тем отвратительнее ему это лекарство и эффект для него от его

применения будет обратным»3.

1. Передано аль-Бухари, как комментарий к хадису.

2. Ибн Кайим аль-Джаузия. «Задуль Маад», т. З, стр. 115-116.

3. Там же, т. З.

Вместе с тем шариат предусматривает исключительные случаи. Допустим, что для спасения жизни

человека понадобился хамр либо то, что включает его в состав лекарства, и нет ему замены, хотя

я сомневаюсь, что такое может быть. Тогда необходимо, чтобы квалифицированный и

богобоязненный врач дал добро на применение этого лекарства, так как шариатские правила

предусматривают снисхождение. Однако это разрешение должно быть максимально ограничено:

«Если же кто-либо будет вынужден съесть вышеупомянутое без умысла, не будучи

нечестивцем и преступающим предписание, то, воистину, твой Господь – Прощающий,

Милосердный!» (Коран, 6:145).

5. НАРКОТИКИ

» Хамр — это то, что затуманивает разум». Эти слова, высказанные Умаром Ибн аль-Хаттабом с

минбара Пророка (Мир ему), дают определение слову хамр и рассеивают все вопросы и сомнения

вокруг его понимания. Все, что перекрывает разум и выводит человека из нормального состояния,

является харамом, запрещенным Аллахом и Его Посланником до Судного Дня.

Наркотики, типа гашиша, кокаина, опиума и им подобных, искажают нормальное восприятие

окружающего мира, делая близкое — далеким, а далекое – близким. Человек под наркотическим

воздействием теряет контроль над собой и находится в иллюзорном мире. Такой человек

отключается от всего: самого себя, своей религии и бытия.

Это не только порождает физическую вялость, нервное расстройство и ухудшение здоровья, но и

падение духа, морали, воли, чувства долга. В итоге увлечение наркотиками превращает человека

в больного члена общества. Более того, склонность к употреблению наркотиков приводит к

разрушению семьи и толкает человека на преступление в погоне за приобретением зелья.

В связи с этим вспоминается императив «запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и

вредностью», исходя из которого у нас не возникает сомнений в запретности того, что порождает

физический, психологический, моральный, социальный и экономический вред.

Во все времена мусульманские законоведы единодушно запрещали подобные мерзости. Одним из

выдающихся законоведов был Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, сказавший: «Гашиш, независимо от

того, вызывает опьянение или нет, запретен … Грешные люди курят его, так как находят, что он

вызывает восторг и наслаждение, эффект, подобный опьянению алкоголем. Тогда как вино делает

человека, пьющего его, буйным и вздорным, гашиш вызывает вялость и апатию, более того, его

курение расстраивает разум и изменяет нрав, вызывает постыдные влечения. Это большее зло,

чем пьянство. Наказание за курение гашиша, независимо от того, в малом или большом

количестве он употребляется, такое же, как за употребление хамра, восемьдесят или сорок

ударов плетью».

Потребляющий гашиш подобен пьющему хамр, и наказание за это равнозначное.

37

Он продолжает: «Согласно шариатскому правилу, запретные действия, совершаемые с

вожделением, такие, как употребление вина или прелюбодеяние, подлежат наказанию. Тогда как

за невожделенные запреты, такие, как употребление мертвечины в пищу, полагается осуждение

та’зир 2. Гашиш является вожделением для наркомана, от которого ему трудно отказаться.

Запрещающие тексты Корана и сунны относятся как к наркотикам, так и к другим подобным

вещам»3.

2. Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или

хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые

они считают целесообразными, например наложение

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн