к деяниям Сатаны, так как его деяния — скверна и зло. Ислам
призывает верующих воздерживаться от этих деяний, и это есть путь к успеху. Затем Всевышний
Аллах заявляет о вредном воздействии алкоголя и азартных игр на общество, они способствуют
разрыву отношений, вражде и ненависти, разрушают духовные ценности, препятствуя
исполнению религиозных предписаний. В конце аята Аллах требует удержаться от этих деяний:
«Прекратите ли вы?» И когда Пророк (Мир ему) закончил цитировать эти аяты, сподвижники
провозгласили: «О Господи, мы прекратили!»
Эти аяты совершили чудо с верующими. В этот момент некоторые люди сидели и пили, но, как
только услышали ниспосланный аят, вылили остатки вина на землю и разбили большие глиняные
кувшины, в которых бродили другие напитки.
Многие современные правительства во всем мире знают о пагубном влиянии алкоголя на
личность, семью и общество, некоторые страны, как Америка, даже пытались запретить алкоголь,
но тщетно. Лишь Ислам смог добиться успеха в борьбе с этим злом.
Священники разошлись во мнении, как христианству относиться к вину ( хамру). Некоторые
исходят из Евангелия, где говорится: небольшое количество способствует пищеварению. Но даже
если это и так, лучше воздержаться от малого, поскольку малое количество ведет к большему,
один бокал за другим приводит к алкогольной зависимости.
Позиция Ислама заключается в запрещении алкоголя и всего, что способствует его потреблению.
Все опьяняющее – хамр
Первое, на что обращал внимание Пророк (Мир ему), было не вещество, из которого
изготавливается хамр, а его опьяняющее воздействие. Все то, что опьяняет, является хамром,
независимо от того, как его называют и из чего его изготавливают, будь это пиво или любой
У Пророка (Мир ему) однажды спросили о напитках, приготавливаемых из меда, пшеницы и
ячменя, которые в процессе брожения становятся алкоголем. Посланник Аллаха (Мир ему),
наделенный даром красноречия, кратко ответил: «Все опьяняющее — хамр, а всякий хамр
запретен» 1.
А Умар объявил с минбара (место выступления имама) Пророка: » Хамр — это то, что затуманивает
разум»2.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Аль-Бухари и Муслимом.
То, что опьяняет при употреблении в больших количествах, — харам и в малых количествах
Ислам также решительно заявляет, что не имеет значения количество употребляемого хамра,
большое или малое. Стоит человеку ступить на этот путь, как он скатится вниз и сам того не
заметит.
Вот почему Пророк (Мир ему) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено
(харам) в малом» 3.
3. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.
И далее: «Если опьяняет полный бурдюк, то его глоток — тоже харам» 4.
4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.
Торговля хамром
Пророк (Мир ему) не ограничился запретом на употребление хамра, будь то в больших или малых
количествах, он также запретил им торговать, даже для немусульман. Мусульманину не
разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в
своем магазине или работать в таком месте. Говоря об алкоголе, Пророк (Мир ему) проклял десять
категорий людей, связанных с хамром: «… производителей и заказчиков, пьющих и
35
таскающих, кому приносят и кто разливает, кто продает и получает прибыль (от хамра),
кто покупает и кому покупают …» 1.
1. Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.
Когда вышеупомянутый аят из суры «Аль-Маида» был ниспослан, Пророк (Мир ему) сообщил:
«Поистине Аллах запретил хамр. И кто услышал этот аят, а у него есть что-то из
напитков (хамра), пусть не пьет и не продает их». Передавший этот хадис сообщил: «И
люди взяли все, что у них было (из хамра), и вылили на улицы Медины» 2.
2. Передано Муслимом.
Поскольку целью Ислама является перекрыть все пути, ведущие к хараму, для мусульманина
является также запрещенным продавать виноград человеку, зная, что он будет делать из него
хамр. Хадис гласит:
«Если кто-то, собирая виноград во время уборки, вознамерился продать его иудею,
христианину или кому-либо еще (даже если он мусульманин), производящему хамр, тот
прыгнет прямо в Ад с открытыми глазами» 3.
3. Передано ат-Табарани в книге «Аль-Аусат». Имам аль-Хафиз в книге «Булуг аль-Марам»
классифицировал этот хадис как «хасан» (достоверный).
Мусульманин не дарит хамр
Так же, как мусульманину запрещена продажа алкоголя и получение от нее прибыли, точно так
же недопустимо дарить его кому-либо, пусть это будет христианин, иудей или любой другой
человек. Алкогольные напитки не могут быть получены или преподнесены мусульманином в виде
подарка, поскольку Ислам является благом и мусульманин дарит только благое и не принимает
Пересказывают, что один человек преподнес Пророку (Мир ему) бочонок вина в подарок. Пророк
(Мир ему) сказал ему, что Аллах запретил это.
-А можно его продать? — спросил человек.
-Тот, Кто запретил это пить, также запретил это продавать, — ответил Пророк (Мир ему).
-А можно подарить это иудею? — спросил человек.
-Тот, Кто запретил это, также запретил дарить это иудею, — сказал Пророк (Мир ему).
-Тогда что мне делать с ним? — спросил человек.
-Вылей его на землю, — ответил Пророк1.
1. Передано аль-Хамиди.
Игнорирование застолий с хамром
В таком же духе мусульманину наказано воздерживаться от застолий со спиртным. Умар передал,
что он слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный
День, не сядет за стол, где стоит хамр» 1.
1. Передано Ахмадом, это высказывание можно найти в таком же значении и у ат-Тирмизи.
Мусульманин обязан искоренять увиденное зло, однако если он не в силах этого сделать, то
должен отдалиться от того места и тех людей, которые совершают подобное деяние.
Передают, что праведный халиф Умар Ибн Абдуль-азиз наказывал плетями пьющих и тех, кто
сидел с ними, не притрагиваясь к хамру. Когда однажды халифу донесли о группе выпивавших
людей, он приказал выпороть их. Ему сообщили, что среди них был постившийся. Он повелел:
«Начинайте с него! Разве вы не слышали, что Аллах сказал:
«Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха,
избегали садиться вместе с теми, кто отрицает эти знамения и издевается над ними,
пока они не заговорят о другом. В противном же случае вы подобны им» (Коран, 4:140).
Хамр — недуг, а не лекарство
Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет бескомпромиссную борьбу с хамром, стремясь
отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не
оставляя даже маленькой щели для его проникновения.
Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под
каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается
продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям
из немусульман, а также смешивать с пищей и питьем.
Остается еще один вопрос, который задают некоторые люди: можно ли хамр применять в качестве
лекарства? На этот вопрос ответил Пророк (Мир ему), когда один человек сказал ему, что делал
вино в качестве лекарства. Пророк (Мир ему) произнес: «Это не лекарство, а болезнь» 1.
36
1. Передано Муслимом, Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.
Он также сказал: «Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни свое
лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным (харам)» 2.
2. Передано Абу Даудом.
Говоря об опьяняющем действии алкоголя, Ибн Масуд говорил: «Аллах не лечит вас тем, что Он
вам запретил».1
Неудивительно, что Ислам запрещает лечиться хамром и всем тем, что Он запретил. Как объяснял
имам Ибн Кайим,2 запрещение чего-либо означает, что необходимо воздерживаться и отдаляться
от этого продукта всевозможными способами. Если брать запретное в качестве лекарства, оно
становится желанным и необходимым, а это противоречит предписаниям Законодателя.
Ибн Кайим сказал: «А также, если бы (хамр) был разрешен для лечения, в то время как люди
предрасположены к нему, они оправдывали бы свое влечение и наслаждение им тем, что он
полезен им, так как избавляет от болезни и излечивает их».
Ибн Кайим обращает внимание на психологическую сторону вопроса, говоря: «Важным моментом
для излечения больного является его вера в эффективность данного лекарства и в то, что Аллах
даст через него ему Свое благословенное излечение. В сознании мусульманина запретное
несовместимо с понятиями пользы и благодати, и он не может воспринимать запретное лекарство.
Чем богобоязненнее человек, тем отвратительнее ему это лекарство и эффект для него от его
применения будет обратным»3.
1. Передано аль-Бухари, как комментарий к хадису.
2. Ибн Кайим аль-Джаузия. «Задуль Маад», т. З, стр. 115-116.
3. Там же, т. З.
Вместе с тем шариат предусматривает исключительные случаи. Допустим, что для спасения жизни
человека понадобился хамр либо то, что включает его в состав лекарства, и нет ему замены, хотя
я сомневаюсь, что такое может быть. Тогда необходимо, чтобы квалифицированный и
богобоязненный врач дал добро на применение этого лекарства, так как шариатские правила
предусматривают снисхождение. Однако это разрешение должно быть максимально ограничено:
«Если же кто-либо будет вынужден съесть вышеупомянутое без умысла, не будучи
нечестивцем и преступающим предписание, то, воистину, твой Господь – Прощающий,
Милосердный!» (Коран, 6:145).
5. НАРКОТИКИ
» Хамр — это то, что затуманивает разум». Эти слова, высказанные Умаром Ибн аль-Хаттабом с
минбара Пророка (Мир ему), дают определение слову хамр и рассеивают все вопросы и сомнения
вокруг его понимания. Все, что перекрывает разум и выводит человека из нормального состояния,
является харамом, запрещенным Аллахом и Его Посланником до Судного Дня.
Наркотики, типа гашиша, кокаина, опиума и им подобных, искажают нормальное восприятие
окружающего мира, делая близкое — далеким, а далекое – близким. Человек под наркотическим
воздействием теряет контроль над собой и находится в иллюзорном мире. Такой человек
отключается от всего: самого себя, своей религии и бытия.
Это не только порождает физическую вялость, нервное расстройство и ухудшение здоровья, но и
падение духа, морали, воли, чувства долга. В итоге увлечение наркотиками превращает человека
в больного члена общества. Более того, склонность к употреблению наркотиков приводит к
разрушению семьи и толкает человека на преступление в погоне за приобретением зелья.
В связи с этим вспоминается императив «запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и
вредностью», исходя из которого у нас не возникает сомнений в запретности того, что порождает
физический, психологический, моральный, социальный и экономический вред.
Во все времена мусульманские законоведы единодушно запрещали подобные мерзости. Одним из
выдающихся законоведов был Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, сказавший: «Гашиш, независимо от
того, вызывает опьянение или нет, запретен … Грешные люди курят его, так как находят, что он
вызывает восторг и наслаждение, эффект, подобный опьянению алкоголем. Тогда как вино делает
человека, пьющего его, буйным и вздорным, гашиш вызывает вялость и апатию, более того, его
курение расстраивает разум и изменяет нрав, вызывает постыдные влечения. Это большее зло,
чем пьянство. Наказание за курение гашиша, независимо от того, в малом или большом
количестве он употребляется, такое же, как за употребление хамра, восемьдесят или сорок
ударов плетью».
Потребляющий гашиш подобен пьющему хамр, и наказание за это равнозначное.
37
Он продолжает: «Согласно шариатскому правилу, запретные действия, совершаемые с
вожделением, такие, как употребление вина или прелюбодеяние, подлежат наказанию. Тогда как
за невожделенные запреты, такие, как употребление мертвечины в пищу, полагается осуждение —
та’зир 2. Гашиш является вожделением для наркомана, от которого ему трудно отказаться.
Запрещающие тексты Корана и сунны относятся как к наркотикам, так и к другим подобным
вещам»3.
2. Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или
хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые
они считают целесообразными, например наложение