Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

штрафов или тюремное заключение.

Такие виды наказания носят название «та’зир» (перев.).

3. «Фетвы Ибн Таймийи», т. 4, с.262; см. также его труд «Ас-Сийсату-аш-Шарыйа».

Все, что вредит из пищи и питья, — харам

Общее правило исламского шариата гласит, что мусульманину запрещено есть или пить все, что

может привести к мгновенной или постепенной смерти, например яды или вещества, наносящие

вред здоровью. Также запрещено есть или пить в больших количествах то, что в таких

количествах приводит к болезни. Поскольку мусульманин не принадлежит самому себе, он часть

своей религии и своей уммы, то его жизнь, здоровье, имущество и все остальное, что Аллах

даровал ему, дано в силу доверия, оказанного ему Господом, доверия, которым он не должен

пренебрегать.

Всевышний Аллах говорит:

«И не убивайте самих себя; поистине Аллах к вам милосерд» (Коран, 4:29).

Он также подчеркивает:

«…и не ввергайте себя собственными руками в гибель…» (Коран, 2:195).

А Его Посланник (Мир ему) сказал: «Не совершайте вред если нет причины, и не

совершайте вреда в ответ» 1.

1. Передано Ахмадом и Ибн Маджой.

Применяя этот принцип на практике, мы можем сказать, что, поскольку доказано, что курение

табака вредит здоровью, он запрещен (харам), особенно это касается того, кому курение

противопоказано врачом. Если даже не брать во внимание вред здоровью, курение есть напрасная

растрата средств, от которой нет проку в религии и в мирских делах. Пророк (Мир ему) запретил

расточительность1.

1. Передано аль-Бухари.

Этот запрет подталкивает человека на рациональную трату средств, которые необходимы для

обеспечения себя или своей семьи.

6. ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Ислам ни только разрешает, но и требует от мусульманина следить за своим внешним видом, с

достоинством и наслаждением надевать предоставленные Аллахом одежду и украшения.

В исламском понимании одежда имеет два назначения: покрывать тело и украшать внешность

человека. Аллах относит одежду и украшения к числу Своих милостей, дарованных людям.

Всевышний говорит:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших тел (аурат) и

украшения (для одежд)» (Коран, 7:26).

Тот, кто пренебрегает одним из этих двух предназначений: прикрытие тела и украшение,

отклоняется от пути Ислама в сторону шайтана. После первого обращения к людям в следующем

аяте Аллах обращается с предупреждением не быть нагими и не пренебрегать своей внешностью,

чтобы не оказаться среди последователей шайтана. Всевышний говорит:

«О сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому как он совратил и изгнал из

рая ваших родителей (Адама и Еву), лишив их одежд, чтобы представить им воочию их

срамные места» (Коран, 7:27). Он также сказал:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны

(Аллаху). Ешьте и пейте, но не излишествуйте…» (Коран, 7: 31).

Ислам обязал мусульман прикрывать свои тела, так как в человеке изначально заложен стыд, что

отличает его от обнаженных животных. Вера призывает человека покрывать тело, даже находясь

наедине с собой, чтобы совершенствовать себя и свою нравственность.

Бахаз Ибн Хаким передает со слов отца, а отец со слов деда, что последний сказал: «Я спросил:

«О Посланник Аллаха! Кто может увидеть аурат 1?» Он ответил: «Не позволяйте никому видеть

его, кроме вашей жены или наложницы». Тогда я спросил: «А что если люди находятся

постоянно вместе (например, во время путешествия)?» Он ответил: «Постарайся, чтобы никто

38

не увидел (аурат)». Тогда я сказал: «А когда рядом никого нет?» Он ответил: «По отношению к

Всевышнему Аллаху ты должен быть более стыдливым»»2.

1. Аурат – часть тела, подлежащая сокрытию.

2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, аль-Хакимом и аль-Байхаки.

Чистота и опрятность — характерные черты Ислама

Перед тем как направить свое внимание на вопросы, связанные с украшениями и внешним видом,

Ислам заостряет внимание на чистоте, ибо от чистоты в первую очередь зависит оценка

внешности человека.

Пророк (Мир ему) сказал: «Соблюдайте чистоту, так как Ислам — это чистота» 2.

«Чистота приглашает к вере, а вера ведет верующего в рай» 3.

2. Передано Ибн Хаббаном.

3. Передано ат-Табарани.

Пророк (Мир ему) побуждал людей сохранять чистоту тела, одежды, жилищ и дорог. Он придавал

особое значение чистоте зубов, рук и волос. Это не удивительно, ведь религия определила

омовение как ключ к основной форме выражения веры – намазу. Намаз мусульманина не будет

принят, если тело, одежда и место, где он совершает его, не чисты. В дополнение к этому

требованию существуют обязательные виды омовения либо всего тела в виде гусул (полное

омовение), либо частичное (обычно необходимое для чтения намаза).

Пустынный ландшафт Аравии и кочевая жизнь бедуинов не способствовали чистоплотности и

изысканности, и большинство из них пренебрегали чистотой. Пророк (Мир ему) своими

предписаниями и наставлениями приобщил отсталых бедуинов пустыни к цивилизации.

Однажды один человек подошел к Пророку (Мир ему) с всклокоченными волосами и бородой.

Пророк (Мир ему) дал ему понять, что он должен привести себя в порядок. Он причесался и

вернулся снова, и Пророк (Мир ему) сказал ему: «Разве это не лучше, чем быть со

всклокоченными волосами, походя на черта?» 1.

1. Передано Маликом в его труде «Аль-Муватта».

В другой раз Пророк (Мир ему) увидел человека с неопрятными волосами и заметил: «Неужели у

него нечем расчесать свои волосы?!» 2.

2. Передано Абу Даудом.

Увидев еще одного человека в грязной одежде, он заметил: «Неужели он не может постирать

свою одежду?» 3.

3. Передано Абу Даудом.

К Пророку (Мир ему) подошел человек в изношенной одежде. «У тебя есть имущество?» —

спросил Пророк (Мир ему). «Да», — ответил человек. «Какое?» — спросил Пророк (Мир ему). «Все,

что даровал мне Аллах», — ответил тот. Пророк (Мир ему) сказал: «Поскольку Аллах даровал

тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» 4.

4. Передано ан-Насаи.

Пророк побуждал людей появляться в общественных местах (на пятничный и праздничный намаз)

в чистой и опрятной одежде. Он говорил: «Если вы можете себе позволить, то одевайте на

пятничную молитву одну одежду, а на работу другую» 1.

1. Передано Абу Даудом.

Золото и натуральный шелк — харам для мужчин

Чистота и аккуратность не просто разрешены — они предписаны Исламом, и никто не может их

отменить.

«Скажи ,о Мухаммад: «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел,

который Он ниспослал рабам Своим, — запретны?»» (Коран, 7:32).

Ислам запретил два вида украшений для мужчин и разрешил их для женщин. Первое — это

золотые украшения, и второе — это одежда из натурального шелка.

Али (да освятит Аллах его лицо) рассказывал, что Пророк (Мир ему) взял шелк в правую руку и

золото в левую и провозгласил: «Эти (две вещи) запрещены мужчинам моей уммы» 2.

2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Хаббаном и Ибн Маджой; в сообщении

последнего имеется дополнение: » но разрешено для женщин».

39

Умар рассказывал, что он слышал, как Пророк (Мир ему) говорил: «Не носите шелка, так как

те, кто носит его в этой жизни, не будут его носить в будущей жизни» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

В другом хадисе о шелке он сказал: «Это одежда безнравственных (мужчин)» 2.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Пророк (Мир ему) однажды увидел на руке мужчины кольцо из золота. Он снял его с пальца

мужчины и выбросил, говоря: «Разве кто-либо из вас может удержать горячий уголь в

руке?» После того как Пророк (Мир ему) ушел, мужчине (хозяину кольца) сказали: «Возьми

кольцо и воспользуйся им (для каких-либо нужд)» Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом! Я не

подниму его, после того как Пророк Аллаха (Мир ему) выбросил его»3.

3. Передано Муслимом.

Подобно ситуации с золотым кольцом, это касается всех тех мужчин, кто использует золотые

изделия, такие, как ручка, часы, посуда, портсигары, коронка и т.д.

Пророк (Мир ему) разрешил мужчинам носить серебряные кольца. Аль-Бухари передал, что Ибн

Умар сказал: «Посланник Аллаха (Мир ему) носил серебряное кольцо. Затем его носили Абу Бакр,

а за ним Умар и Усман, пока последний не уронил его в колодец Арис»1.

1. Передано аль-Бухари.

Что касается других металлов, то по ним нет запрещающих насов. Напротив, в хадисах аль-

Бухари мы находим, что Посланник Аллаха (Мир ему) посоветовал мужчине, который хотел

жениться на одной женщине: «Подари ей (в качестве махра) хотя бы кольцо из железа» 1.

Пророк (Мир ему) в виде исключения для лечебных целей разрешил носить шелк Абдур-рахману

Ибн Ауфу и аз-Зубайру Ибн аль-Авваму, которые страдали от чесотки2.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Бухари.

Смысл в запрещение использования золота и шелка мужчинами

Посредством этих двух запретов для мужчин Ислам реализует воспитательные и нравственные

цели.

Ислам, как религия борьбы и доблести, формирует в мужчинах мужественные качества, ограждая

их от любого проявления слабости. Аллах создал мужчину физически отличающимся от женщины,

и мужчинам не к лицу соревноваться с женщинами в изысканности своих нарядов.

Запрет также имеет социальный аспект.

Запрещение ношения мужчинам золота и шелка является частью исламской программы по борьбе

с излишней роскошью. С точки зрения Корана, роскошная жизнь ведет к ослаблению нации и к ее

упадку. Роскошь является выражением социальной несправедливости, когда богатое меньшинство

живет за счет большинства, а также идет вразрез со всеми Истинными Посланиями, благочестием

и социальной реформой. В Коране сказано:

«Когда Мы хотели погубить жителей какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их

предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их

до последнего» (Коран, 17:16). «В какое бы селение Мы ни направляли увещевателя,

богачи говорили: «Воистину, мы не веруем в то, с чем вы посланы!»» (Коран, 34: 34).

В соответствии с духом Корана Пророк (Мир ему) запретил мусульманам стремиться к роскоши.

Так же как он запретил мужчинам использовать золото и шелк, он запретил мужчинам и

женщинам пользоваться золотой и серебряной утварью, что будет разъяснено далее.

В заключение следует сказать, что экономические соображения также имеют определенное

значение в этом вопросе. Поскольку золото является универсальным средством денежного

обращения, то не подобает использовать его в качестве домашней утвари или мужских

украшений.

Смысл в разрешении женщинам использовать золото и шелк

Женщина освобождена Исламом от запрета использовать золото и шелк, что исходит из женской

природы, которой присуща любовь к украшениям и драгоценностям, что естественно и

приличествует женщинам. Тем не менее женщина не должна носить украшения с целью привлечь

посторонних мужчин и пробудить в них влечение. Как сказано в хадисе: «Когда женщина,

надушившись, выходит к людям, распространяя запах, она прелюбодейка, и любой

взгляд (брошенный на нее мужчиной) — прелюбодейный» 1.

1. Передано ан-Насаи, а также Ибн Хузаймом и Ибн Хаббаном.

40

Затем Всевышний Аллах предостерегает женщин:

«… и пусть не бьют своими ногами1, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения»

(Коран, 24:31).

1. В традицию арабских женщин входило носить металлические украшения на ногах.

Одежда мусульманской женщины

Запрещается женщине носить прозрачную и плотно облегающую фигуру одежду. Особенно это

касается тех мест, которые вызывают половое влечение, таких, как грудь, талия и ягодицы. Абу

Хурайра передал, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал:

» Два вида людей из будущих обитателей ада, которых я до сих пор не встречал:

людей с кнутами, похожими на коровьи хвосты, стегающими ими народ

(правители-тираны, являющиеся врагами своего собственного народа);

покрытые обнаженные женщины, обольщающие и обольщенные, у которых

головы (прически) напоминают висячие горбы верблюдов (бахт);

Они не попадут в рай и даже не почувствуют его благоухания, хотя это благоухание

распространится повсюду» 1.

1. Передано Муслимом.

Женщин в тонких и прозрачных одеяниях, что получило широкое распространение сегодня,

Пророк

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн