(Мир ему) считал обнаженными, так как эта одежда не скрывает тела.
Пророк (Мир ему) сравнил прически некоторых женщин с горбом верблюда особой породы (бахт).
Как будто Пророк (Мир ему) заглянул сквозь века в сегодняшнее время, когда появились
парикмахеры-стилисты, создающие особые стильные прически для женщин, зарабатывая на этом
хорошие деньги. Мало того, много женщин не ограничиваются теми волосами, что дал им Аллах,
они приукрашивают себе париками, дабы казаться более привлекательными и соблазнительными.
Интересно, что в этом хадисе существует связь между политическим гнетом и нравственной
распущенностью. Эта связь подтверждается реалиями, когда тираны пытаются отвлечь умы людей
низменными желаниями и страстями, чтобы они не задумывались над всеобщими проблемами.
Подражание женщин мужчинам и мужчин — женщинам
Пророк (Мир ему) заявил, что женщина не должна носить мужскую одежду, а мужчины –
женскую1. Он проклял мужчин, подражающих женщинам, и женщин, подражающих мужчинам2.
Под подражанием подразумеваются разговор, манеры, походка, одежда и тому подобное.
1. Передано Ахмадом, Абу Даудом и другими.
2. Передано аль-Бухари и другими.
Опасность грозит тому обществу, которое нарушает гармонию человеческой природы. Поскольку
мужская природа отлична от женской, то общество, где мужчина становится женоподобным, а
женщина — мужеподобной, постигает упадок и гибель.
Среди тех, кого проклял Аллах и Его ангелы, как в этом мире, так и в будущем, Пророк (Мир ему)
назвал человека, созданного Аллахом мужчиной, но который уподобился женщине, и женщину,
уподобившуюся мужчине1.
1. Передано ат-Табарани.
По этой причине Пророк (Мир ему) запретил мужчинам носить шелк (муасфар). Имам Муслим
передал слова Али, который сказал: «Посланник Аллаха (Мир ему) запретил мне носить золотое
кольцо, шелк касий и муасфар»1.
1. Касий и муасфар – разновидности шелка (перев.)
Муслим также пересказывает слова Ибн Умара: «Посланник Аллаха (Мир ему) увидел на мне
одежду из муасфара, и он сказал: «Это то, что носят неверные. Не носи ее!».
Использование одежды для хвастовства и тщеславия
Для того чтобы еда, питье и одежда были благом, необходимо воздерживаться от расточительства
и тщеславия.
Расточительство есть перерасход того, что дозволено. Тщеславие больше связано с внутренним
устремлением (намерением) человека, чем с внешним его проявлением. А целью его является
возвысить себя в лице других. В Коране же сказано:
«Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Коран, 57:23).
Пророк (Мир ему) сказал: «Кто волочит одежду (по земле) из тщеславия, на того не
взглянет Аллах в День Воскресения» 1.
1. У аль-Бухари и Муслима данный хадис сообщен в идентичной форме.
41
Чтобы избежать даже намека на тщеславие, Пророк (Мир ему) запретил мусульманам носить
одежду для показа, т.е. одежду, которую носят с целью произвести впечатление на других и
которая вызывает нездоровую конкуренцию, является показной, рассчитанной на чисто внешний
В хадисе сказано: «В День Воскресения Аллах оденет носящего одежды славы в одежды
унижения» 2.
2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджой.
Один человек спросил у Ибн Умара: «Какие одежды мне носить?» Ибн Умар ответил: «Такие, чтобы
не вызывать презрения у глупцов (из-за убогости одеяния) и упреков благоразумных (из-за
чрезмерности в одеянии)» 3.
3. Передано ат-Табарани.
О чрезмерном приукрашивании, приводящем к изменению творений Аллаха
Ислам осуждает чрезмерное самоприукрашивание, которое приводит к изменениям сотворенных
Аллахом форм. По этому поводу в Коране цитируется изречение Сатаны, говорящего о своих
последователях: » И велю им так, что изменят они творение Аллаха» (Коран, 4:119).
Запрещение татуировок, обтачивания зубов и пластических операций
Запрещены татуировка и обтачивание зубов (для красоты) 1.
«Посланник Аллаха (Мир ему) проклял татуировщиков и того, кому делают татуировку, того, кто
обтачивает зубы, и того, кому их обтачивают»2.
1. Обтачивание зубов было обычаем арабов периода джахилийи.
2. Передано Муслимом.
Татуировки обезображивает лицо и другие части тела голубым пигментом и непристойными
рисунками. У некоторых арабов, особенно женщин, существовал обычай татуировать
значительные части тела, а люди, принадлежащие к некоторым религиозным сектам, делали
татуировки на теле с изображением своих божеств или религиозных ритуалов. Ко всем этим
мерзостям добавляются боль и мучение, которые испытывает человек от многочисленных уколов
иглой. И Аллах проклял тех, кто делает татуировку, и того, кому ее делают.
Посланник (Мир ему) запрещал обтачивание зубов, а также проклял женщин, рисующих
татуировки, и тех, на теле которых их рисуют, при этом больше обвиняя за такие деяния мужчин.
Пророк (Мир ему) также запретил расширять промежутки между зубами и проклял женщин,
которые делают это в целях украшения, изменяя таким образом творение Аллаха1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Масуда.
У некоторых женщин с рождения имеются щели между зубами. Также есть женщины, у которых
нет таких щелей, но они хотели бы их иметь. Для этого они стачивают зубы, делая щель между
ними. Это есть не что иное, как обман и вмешательство в природу человека, сотворенную
Аллахом.
Из вышеприведенных достоверных хадисов становится понятно, как следует относиться к
пластическим операциям. В мире материальных ценностей, фаворитом которых сегодня является
западная цивилизация, в погоне за своими страстями, без крайней надобности много женщин и
мужчин тратят большие деньги, чтобы изменить форму носа, груди или того, что, по их мнению,
имеет неправильную форму, данную им их Создателем. Такие действия не что иное, как пустая
растрата озабоченного своей внешностью человека, утратившего духовный ориентир.
«Некоторые люди имеют необычные физические недостатки, которые причиняют им различные
страдания, особенно когда они находятся в обществе. Нет ничего зазорного в том, что человек
устранит этот недостаток и таким образом облегчит свою жизнь. Аллах в своих религиозных
предписаниях не желает для нас затруднений»1.
1. Аль-Бахи аль-Хули. «Женщина дома и в обществе», 2-е издание, с. 105.
Возможно, что хадис, в котором проклинаются женщины, вытачивающие межзубные щели для
своей привлекательности (что является не чем иным, как ложным украшением), не относится к
тем, кто устраняет свои физические недостатки, дабы они не причиняли им боль и страдания. Но
Аллах знает лучше.
Выщипывание бровей
К чрезмерному приукрашиванию, запрещенному Исламом, относится выщипывание бровей ( намз),
то есть удаление волосков с бровей путем их выщипывания, чтобы сделать брови тоньше или
42
придать им иную форму. Пророк (Мир ему) проклял женщин, которые выщипывают брови, и тех, у
которых выщипывают (по их просьбе) 1.
1. Передано Абу Даудом.
Запрет ужесточается, когда выщипыванием бровей занимаются порочные женщины.
По мнению некоторых ученых-ханбалитов, с одобрения мужа допускается удалять волосы на лице
(кроме бровей), а также использование пудры, кремов и других косметических средств, ибо они
являются предметом женского туалета (используются для украшения). Ан-Навави более строг в
этом отношении, считая удаление волос на лице запретным, относящимся к намзу (выщипыванию
бровей). В противоположность этой точке зрения мы, тем не менее, можем упомянуть утверждение
Абу Дауда в его сборнике хадисов «Сунан», что намз — это выщипывание бровей с целью сделать
их тоньше, из чего можно заключить, что к намзу не относится удаление волос на других частях
лица.
Ат-Табари передает, что жена Абу Исхака посетила Айшу, которая была юной и стремилась к
красоте, и спросила ее: «Что если женщина удаляет волосы со лба для того, чтобы понравиться
своему мужу?» Айша ответила: «Удаляйте с себя по возможности все, что вредит вам»1.
1. Из книги Ибн Хаджара аль-Аскалани «Фатхуль-Бари», где разъясняется хадис,
приведенный со слов Ибн Масуда, глава «Выщипывающие свои брови», раздел «Одежда».
Присоединение1 к волосам (парики и шиньоны)
В категорию запретного для женщин входит и использование чужих волос в качестве украшения,
независимо от того, используются настоящие или искусственные волосы. Здесь имеется в виду
ношение париков или шиньонов.
Вот что пересказал аль-Бухари, со слов Айши, ее сестры Асмы, Ибн Масуда, Ибн Умара и Абу
Хурайры: «Посланник Аллаха (Мир ему) проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому
присоединяют».
Присоединяющими являются те, кто присоединяет к себе, т.е. использует парик или шиньон — сам
или при помощи кого-либо. Кому присоединяют — это та или тот, кто просит, чтобы к нему что-
либо присоединили (парик или шиньон). Еще больше запрет на присоединение волос касается
мужчин, будь он стилист (мужской или женский парикмахер) или тот, кто хочет использовать
другие волосы – так сегодня поступают женоподобные, длинноволосые молодые люди (типа
«хиппи»).
1. Под присоединением подразумеваются любые формы добавления других волос к имеющимся у
человека, как, например, парик, шиньон, привязанная коса и т.д. (перев.)
Пророк (Мир ему) боролся с таким видом обмана, даже женщинам, у которых по болезни
выпадали волосы, или невесте на выданье он не разрешал добавлять других волос.
Аль-Бухари приводит рассказ Айши о девушке из Медины, которая вышла замуж и впоследствии
заболела, в результате чего у нее выпало много волос. Ей хотели добавить другие волосы, но
вначале спросили об этом Пророка (Мир ему), а он им ответил: «Аллах проклял
присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют» 1.
1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава «Одежда», раздел «Добавление других волос
к своим».
Аль-Бухари передает слова Асмы, которая сказала: «Женщина спросила Пророка (Мир ему): «О
Посланник Аллаха! После того как моя дочь переболела корью, у нее выпали волосы, а я
собираюсь выдать ее замуж. Можно мне добавить (пряди волос)?» И Пророк (Мир ему) ответил:
«Аллах проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют» 2.
2. Передано аль-Бухари.
Саид Ибн аль-Мусайб передал, что Муавийя1, выступая перед народом во время своего последнего
визита в Медину, взял прядь волос и сказал: «Я не видел, чтобы кто-нибудь, кроме иудеев,
пользовался этим (имея в виду добавление волос). Ведь Пророк (Мир ему) называл это фальшью».
1. Муавийя – первый халиф династии Омейядов.
По другим источникам, он говорил жителям Медины: «Где ваши ученые? Я слышал, как Пророк
(Мир ему) запретил пользоваться этим (добавлением волос) и сказал: «Сыны Израилевы были
погублены, когда их женщины стали использовать это»».
То, что Пророк (Мир ему) назвал это деяние фальшью, объясняет причину его запрета.
Присоединение волос есть обман, фальшь и подлог, а Ислам осуждает обман, будь то в
материальном плане или моральном и отмежевывается от тех, кто практикует это: «Тот, кто
обманывает (нас), тот не из нас» 1.
Аль-Хаттаби сказал: «Суровое наказание уготовано за свершение таких поступков, ибо они
строятся на обмане и подлоге. Стоит только разрешить одну из разновидностей обмана как это
явится причиной разрешать другую. Более того, это предполагает изменение черт, данных Богом.
43
Как упомянуто в хадисе, переданном Ибн Масудом, неверны поступки «изменяющих то, что
создано Аллахом» 2.
В хадисах указано, что запрещено добавлять какие-либо волосы к своим, будь они натуральные
или искусственные, так как в этом заложены фальсификация и обман. Но если к волосам
добавляются не волосы, а, к примеру, ткани, нитки или другие материалы, вплетенные в волосы
человека, то это не запрещается. Саид Ибн Джубаир передает, что по такому поводу Пророк (Мир
ему) сказал: «Нет ничего предосудительного в этом» 3. Здесь имеется в виду использование
нитей шелка и шерсти при заплетении кос. О разрешенности этого говорит также имам Ахмад Ибн
Ханбал4.
1. Об этом сообщила группа сподвижников Пророка.
2. Аль-Аскалани. «Фатхуль-Бари», глава «Добавление волос».
3. Там же, со слов Абу Дауда.
4. Там же.
Крашение волос
Одним из способов украшения внешности является крашение волос на голове или на бороде. По
преданию, люди Писания из иудеев и христиан воздерживались от крашения волос, считая такое
украшение внешности несовместимым с набожностью и религиозностью и не приличествующим
раввинам, священникам и монахам. Пророк (Мир ему) запретил своим последователям подражать
и следовать за такими народами, чтобы мусульмане отличались от них во всем.
Аль-Бухари пересказал Абу