Хурайру, который сообщил, что Посланник Аллаха говорил: «Иудеи и
христиане не красят волосы, поэтому отличайтесь от них» 1.
1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава «Одежда», раздел «Крашение волос».
Тем не менее, это не указ, а лишь рекомендация, что видно на примере сподвижников Пророка.
Абу Бакр и Умар обычно красили свои волосы, а Али, Убай Ибн Каб и Анас не делали этого2.
____________________________________________________________________________
2. Аль-Аскалани. «Фатхуль-Бари», пояснения по данному поводу в главе «Крашение волос».
Возникает вопрос, какой краситель использовать для крашения волос и должен ли их цвет быть
черным или можно использовать другие цвета? Если это человек в возрасте почтенного старца с
совершенно седыми волосами и бородой, то непристойно ему окрашиваться в черный цвет. В день
покорения Мекки Абу Бакр привез своего пожилого отца Абу Кахафу к Пророку (Мир ему). Увидев
белоснежные волосы Абу Кахафы, Пророк (Мир ему) сказал: «Измени этот цвет, но не
используй черного» 1.
Однако, если мужчина не настолько стар, как был Абу Кахафа, нет греха в том, что он покрасит
волосы в черный цвет. В этом отношении аз-Зухри говорил: «Мы красили наши волосы в черный
цвет, когда лицо выглядело молодым, но отказывались от этого, когда лицо стало морщинистым, а
зубы выпали»2.
Некоторые из ранних мусульман, включая и некоторых сподвижников, таких, как Саад Ибн Абу
Ваккас, Укба Ибн Амр, аль-Хасан, аль-Хусайн, Джарир и другие, разрешали использовать черный
краситель. Кое-кто из ученых, однако, считает, что можно краситься в черный цвет только во
время битвы, чтобы устрашить врага на поле боя, создав видимость того, что войско мусульман
молодо.
Абу Зарр напомнил следующий хадис: «Лучше всего красить волосы хной и басмой» 3.
Хна окрашивает волосы в рыжий цвет, в то время как басма, растение, произрастающее в Йемене,
окрашивает их в черный цвет с рыжим оттенком.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Ибн Абу Асимом в его книге «Крашение волос».
3. Приведен в книге «Фатхуль-Бари».
Анас передает: «Абу Бакр красил свои волосы хной и басмой, а Умар красил лишь хной».
Отращивание бороды
Теперь разъясним тему об отращивании бороды. Аль-Бухари пересказал от Ибн Умара, что Пророк
(Мир ему) сказал: «Отличайтесь от многобожников, отращивая бороды и подстригая усы».
Хадис требует отличаться от язычников, под которыми в данном случае имелись в виду
зороастрийцы, поклоняющиеся огню, которые либо отрезали бороды, либо сбривали их. Указание
Пророка (Мир ему) быть отличными от них направлено на то, чтобы воспитать в мусульманине
независимую личность, отличающуюся от других как внешне, так и внутренне, как по
содержанию, так и по форме. Борода является физиологическим отличием мужчины от женщины,
придает и подчеркивает в человеке мужественность.
44
Отращивание бороды не означает, что она должна разрастаться до безобразных форм, создавая
дискомфорт. Ее необходимо поправлять по длине и ширине, как об этом говорится в хадисе,
переданном ат-Тирмизи. Более того, мусульмане первых поколений поступали именно так. По
словам Кады Айада, «непристойно брить или отрезать бороду, необходимо ее поправлять по длине
и ширине, что достойно похвалы»1.
1. Кады Айад — автор широко известной книги об отличительных чертах характера и
особенностях Пророка, жил в ХII веке.
Абу Шама сказал: «Более известно, что зороастрийцы брили бороды, а не укорачивали»1.
Приходится констатировать, что большинство мусульман стали брить бороды, подражая врагам их
религии и колонизаторам своих стран по принципу: побежденные всегда подражают своим
завоевателям. Мусульмане сегодня пренебрегают повелениями Пророка (Мир ему) не походить на
неверных и не подражать им. «Кто подражает какому-то народу, сам является частью его» 2.
1. Аль-Аскалани. «Фатхуль-Бари», глава «Отращивание бороды».
2. Хадис пересказан Абу Даудом от Ибн Умара.
Многие законоведы запрещают сбривать бороды, основываясь на указаниях Пророка (Мир ему).
Изначально предписание по отращиванию бороды мотивировалось отличием от немусульман,
поскольку сохранение этого отличия — долг мусульманина.
До нас не дошла информация, чтобы кто-либо из ранних мусульман пренебрегал этой
обязанностью. Однако некоторые современные ученые, находящиеся под влиянием перемен и
общественного мнения, разрешают сбривать бороды. Они аргументируют это тем, что
отращивание бороды было принято во время Пророка (Мир ему) и не являлось предписанием или
религиозным обязательством. Но правда состоит в том, что отращивание бороды обязательно не
только потому, что Пророк (Мир ему) носил бороду, а потому что он дал четкие указания носить
бороду, чтобы отличаться от неверующих. Ибн Таймийа утверждал, что целью Законодателя было
сделать мусульман отличными от немусульман, ведь внешняя похожесть мусульман порождает в
них привязанность, любовь и дружбу, так же как внешнее сходство вызывает любовь в сердце.
Это то, с чем мы сталкиваемся в жизненной практике. Ибн Таймийа говорит: «Коран, сунна и
иджма (единодушное решение ученых) предписывают мусульманам во всем отличаться от
немусульман. Все, что ведет к разладу в скрытой и неопределенной форме, относится к этому
вопросу и также запрещено. Подражание внешнему виду неверующих приводит к перенятию их
нравов, недостойных поступков и даже подражанию их вероисповеданию. Такое влияние не
проконтролировать. Его нелегко распознать и поэтому становится трудно или даже невозможно
искоренить. А все, что ведет к разладу, Законодатель запретил»1.
1. Из труда «Китаб Иктида ас-Сиратуль-Мустаким».
Итак, можно сделать вывод, что существует три мнения относительно сбривания бороды. Согласно
первому, это запрещено, как в приведенных аргументах Ибн Таймийи и других. Второе мнение
ведет к тому, что это макрух, его придерживается судья Кады Айад (взято из книги «Фатхуль-
Бари»). И третье утверждение, которого придерживаются некоторые современные ученые
заключается в том, что это разрешено. Возможно, средний, т.е. второй взгляд, оценивающий это
как макрух, ближе всего к истине и более приемлем.
Необходимость в отращивании бороды аргументируется желанием отличаться от немусульман,
также как и в вопросе окрашивания седых волос (чтобы отличаться от иудеев и христиан).
Известно, что некоторые сподвижники не красили волос, что свидетельствует всего лишь о
желательности такого действия.
До нас не дошли сведения о том, что кто-либо из ранних мусульман сбривал бороду. Возможно, в
этом не было надобности или же отращивание бороды было обыденной традицией.
7. В ДОМЕ МУСУЛЬМАНИНА
Жилище или дом — это место обитания человека, где он расслабляется и отдыхает от своих
повседневных дел. Вот почему Всевышний Аллах, упоминая о благах, которые Он даровал Своим
рабам, говорит:
«Аллах положил вам жить в домах» (Коран, 16:80).
Пророк (Мир ему) предпочитал просторный дом и считал это одной из составляющих счастья
человека в этой жизни. Он говорил: «Четыре вещи относятся к счастью — это
45
благочестивая жена, просторное жилище, благочестивый сосед и благородное животное
для верховой езды» 1.
Он часто просил Аллаха: «О наш Господь! Прости мне мой грех, сделай мое жилище
просторным и благослови мою долю» . Ему сказали: «О Посланник Аллаха! Ты ничего столько
не просишь (у Аллаха), сколько высказываешь эту (мольбу)!» Он спросил: «А разве я что-то
упустил?» 2
1. Передано Ибн Хаббаном.
2. Передано ан-Насаи и Ибн ас-Сунни со слов ряда достоверных пересказчиков.
Пророк (Мир ему) побуждал людей содержать свои дома в чистоте, чтобы они символизировали
чистоту, поскольку Ислам — это религия чистоты. Отличительной чертой мусульманина является
чистоплотность, которая приближает человека к Всевышнему. Посланник Аллаха (Мир ему)
сказал: «Поистине, Всевышний Аллах — Благий и любит благое, Чистый и любит чистоту,
Благородный и любит благородство, Щедрый и любит щедрых. Держите в чистоте свои
жилища и не походите на иудеев» 1.
1. Передано ат-Тирмизи.
Проявление роскоши и язычества
Нет ничего плохого в том, что мусульманин облагораживают свой дом разнообразными цветами,
расписными покрывалами и другими дозволенными украшениями:
«Скажи ,о Мухаммад: «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел,
который Он ниспослал рабам Своим, – запретны?»» (Коран, 7:32).
Разумеется, что мусульманин свободен в выборе украшений для своего дома, в ношении
элегантной одежды, обуви и всего остального, что связано с его внешностью. Однажды Пророк
(Мир ему) сказал: «Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в рай».
Его спросили: «А тот, кто любит носить красивую одежду и обувь?» Пророк (Мир ему)
ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное» 1.
Из другой версии этого хадиса: наряженный мужчина подошел к Пророку (Мир ему) со словами:
«Я люблю, когда все красиво. Мне была дарована красивая одежда, которую ты видишь на мне, но
мне не нравится, когда у кого-то есть более красивая пара сандалий, чем у меня. Это гордыня, о
Посланник Аллаха?» Пророк (Мир ему) ответил: «Нет! Гордыня — отрицать правду и смотреть
на других людей с презрением» 2.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Абу Даудом.
Тем не менее, Ислам не одобряет излишеств, и Пророк (Мир ему) не был доволен мусульманином,
заполнившим свой дом предметами роскоши и расточительства, осужденными Кораном, или
предметами, относящимися к язычеству, с которыми религия Единобожия борется всеми силами.
Золотая и серебряная утварь
В соответствии с тем, что было изложено выше, Ислам запретил пользоваться золотой и
серебряной утварью, а также постелями из чистого шелка. Пророк (Мир ему) предостерегал, что
любого, кто ослушается этого, ждет суровое наказание. Муслим пересказал слова Умм Саламы о
том, что Пророк (Мир ему) говорил: «Тот, кто ест и пьет из золотой или серебряной утвари, —
наполняет свой желудок огнем из ада».
Аль-Бухари также передал со слов Хузайфы, что Посланник Аллаха (Мир ему) запретил нам пить
и есть из золотой или серебряной посуды, а также носить шелковую одежду или сидеть на
шелковой ткани. Он сказал: «Это для них (неверующих) в этом мире, а для нас в
будущем» 1. То, чем запрещено пользоваться в быту, нельзя использовать в качестве сувениров и
украшений.
1. Передано аль-Бухари.
Запрет на использование вышеперечисленных предметов распространяется как на мужчин, так и
на женщин. Смысл такого предписания в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн
Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится
как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство,
тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено
женщинам с тем, чтобы они могли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не
распространяется на другие предметы. Кто-то может сказать: «Если причина, которую вы привели,
верна, тогда утварь, сделанная из рубина и других драгоценных камней, также должна быть
запрещена, т.к. они еще более дороги (чем золото и серебро)», а мы ответим на это: «Малоимущие
не знакомы с такими вещами, и их чувства не будут оскорблены, даже если они увидят, что
46
богатые пользуются ими. Более того, редкость таких вещей не делает их общедоступными, из-за
чего не ведется разговор об их запрете» 2.
1. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т.8, с.323.
Ранее мы упоминали об экономической целесообразности, заключающейся в запрете на ношение
мужчинами золота. В жизни мы видим яркое тому подтверждение. Золото и серебро — это
универсальные денежные единицы, которые Аллах сделал в качестве стандарта для оценки
стоимости товара по справедливости. И это есть дар Аллаха для людей, чтобы золото и серебро
находились в свободном обращении, а не копились дома в виде монет или предметов быта в
качестве украшений.
В отношении этого прекрасно сказал имам аль-Газали в своей книге «Воскрешение наук о вере»:
«Любой, кто использует дирхамы и динары для покупки утвари из золота или серебра, —
неблагодарен к щедротам Аллаха. И хуже те, кто копит эту утварь (из золота и серебра). Они
подобны правителю страны, который шьет одежду, убирает улицы или выполняет работу
простого люда, в то время