как должен править страной. Тюрьма менее оскорбительна для него.
Материалы из фарфора, железа, свинца и меди сполна заменяют золотую и серебряную посуду,
но фарфор и металлы не могут заменить функцию денег. Если человек не может понять этого
(посредством своих рассуждений и познаний), мы процитируем ему слова Посланника Аллаха
(Мир ему): «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто
наполняет свой желудок огнем ада»»1.
1. Абу Хамид аль-Газали. «Воскрешение наук о вере», т. 4, глава «Благодарность и
терпение».
Не надо думать, что этот запрет ограничил мусульманина в возможностях облагораживать свое
жилье, так как в разрешенном благе безграничный выбор. Что может быть прекрасней посуды из
фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов! И что может быть лучше постелей и
подушек из хлопка и льна!
Ислам запрещает статуи
Ислам запретил мусульманину иметь в своем доме статуи, под которыми подразумеваются
образы,1 имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы,
символизирующие милость и довольство Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями.
Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Поистине, ангелы не войдут в дом, где находятся
статуи (или изображения)» 2.
1. Здесь под словом «образ» подразумевается любой предмет или изображение, имеющий
вид или облик чего-либо или кого-либо.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, так как они подобны жилищам
неверных, которые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают
таких мест.
Мусульманину также запрещено заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для
немусульман.
Пророк (Мир ему) сказал: «Среди людей, которые получают самое суровое наказание в
День Воскресения, — ваяющие (или изображающие) подобные образы». Или по другой
версии: «… которые, создавая (образы), подражают Творцу» 1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Он также сообщает: «В День Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в
него дух, но он никогда не сможет этого сделать» 2. Имеется в виду, что его попросят оживить
то, что он изваял или изобразил, чтобы тем самым упрекнуть и осудить его.
2. Передано аль-Бухари и другими.
Смысл в запрете статуй
а) Неправильно думают те, кто считает, что запрет связан исключительно с сохранением
единобожия и с желанием не походить на идолопоклонников, которые пишут картины и ваяют
статуи, а затем освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются).
Безусловно главным является то, что Ислам стремится сохранить веру в единобожие. И
действительно, эта предусмотрительность и обеспокоенность вполне оправданны. Исследования
подтверждают, что поклонение идолам возникло не сразу, а началось с изваяния образов
47
умерших праведников для их поминания. Постепенно, через поколения люди начинали почитать и
освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди просили помощи, боясь их
гнева и моля их о благословении. Наглядным примером этого является народ, поклоняющийся
таким языческим богам: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра1.
1. Имена древних языческих богов, которые упомянуты в Коране (71:23)
Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все
пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и
сердца людей. Среди таких путей — подражание идолопоклонникам или последователям других
религий, которые чрезмерно почитают своих святых. Более того, исламское законодательство
предназначено не только для одного или двух поколений, но для всего человечества во всех
уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться невероятным в одной среде, может стать
приемлемым в другой, а то, что кажется невозможным в одно время, может стать реальностью в
другое.
б) Другая причина этого запрета относится к создателю скульптур и портретов, которого
переполняет гордыня от созданной им работы. Как будто он создал нечто из ничего или произвел
жизнь из земли. Однажды один скульптор, изваяв статую, на создание которой он потратил много
времени, стоя с восхищением перед своей работой, любуясь ее изящными линиями и чертами,
переполненный чувством гордости и величия, обращаясь к статуе, воскликнул: «Говори! Говори!»
По этому поводу благородный Посланник (Мир ему) сказал: «Тех, кто создает образы,
постигнет наказание в День Воскресения. Им скажут: «Вдохните жизнь в то, что вы
сотворили» 1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит: «Кто может быть более дерзким, чем тот, кто
пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят
ячменное зерно!» 2
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
в) Те, кто занимается таким искусством, не останавливаются ни перед чем, изображая
обнаженных женщин или эротические сцены, а также божества или ритуалы различных
верований. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику.
г) Наконец, статуи были и остаются символами великосветской и роскошной жизни. Люди,
занимающие высокое положение, украшают свои дворцы, залы и комнаты статуями, сделанными
из разнообразных материалов. Неудивительно, что Ислам противостоит роскоши во всех ее видах
(из золота, серебра и шелка) и запрещает мусульманину иметь статуи в своем доме.
Как в Исламе увековечивают великих
Кто-то может спросить: «Не является ли выражением дани памяти своим героям, чьи славные дела
записаны в скрижалях истории, воздвижение памятников в их честь как напоминание будущим
поколениям об их достижениях и величии, ведь память людей не долговечна?».
Ответ заключается в том, что Ислам не приемлет чрезмерного возвеличивания людей, независимо
от их достижений, признанных как при их жизни, так и после их смерти. Пророк (Мир ему)
сказал: «Не превозносите меня так, как христиане превозносят Иисуса, сына Марии, но
говорите: «Он — раб Аллаха и Его Посланник»»1.
Когда кто-либо вставал при виде Пророка, дабы тем самым возвеличить его, он запрещал им
делать это, говоря: «Не вставайте, как это делают иноземцы, чтобы возвеличивать друг
друга» 2.
1. Передано аль-Бухари и другими.
2. Передано Абу Даудом и Ибн Маджой.
И он предостерегал своих последователей от чрезмерного почитания его после смерти, говоря:
«Не превращайте мою могилу в место для празднеств» 1. А обращаясь к Аллаху, он просил:
«О Аллах, не позволяй превращать мою могилу в идола для поклонения» 2.
Однажды к Пророку (Мир ему) подошла группа людей и обратилась к нему со словами: «О
Посланник Аллаха, о лучший из нас и сын лучшего из нас, наш господин и сын нашего
господина!» Пророк (Мир ему) сказал: «О люди, произнося свои речи или отдельные
выражения, не позорьте себя перед Сатаной. Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его
Посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше, чем предначертал мне
Аллах, Всемогущий и Великий»3.
1. Передано Абу Даудом.
48
2. Передано Маликом в его труде «Аль-Муватта».
3. Передано ан-Насаи со слов достоверного рассказчика.
Исламская религия позволяет возвеличивать людей, но так, чтобы это не доходило до
уподобления идолам, на которых обычно затрачиваются огромные средства лишь для того, чтобы
люди могли выразить им свое восхищение и уважение.
Нам часто приходится наблюдать псевдовеликих людей, а также фальсификаторов истории с их
последователями, которые навязывают своих ложных идолов, тем самым отдаляя народы от
подлинно великих личностей.
Действительным увековечением у верующих является то, что увековечивает Аллах, Который знает
тайное и скрытое, Который не заблуждается и не забывает. В Его скрижалях увековечены имена
многих, чье величие осталось не признанным людьми. Ведь Всевышний любит благочестивых,
богобоязненных и скромных, присутствие и отсутствие которых не замечается другими.
В случае, когда необходимо увековечить своих великих представителей для грядущих поколений,
Ислам вместо образов и памятников призывает увековечивать их в своих сердцах и умах, чтя их
благодеяния, а также оставленное ими для последующих поколений благое наследие.
Посланник Аллаха (Мир ему), халифы, мусульманские лидеры и признанные имамы не
увековечивались в образы или каменные изваяния. Вместо этого их заслуги и наследие
передавались из поколения в поколение через многие века, а воспоминаниями о них сегодня
освящаются собрания и семинары, обогащая умы и сердца людей, где нет места наглядным
образам и памятникам1.
——————
1. На эту тему я процитирую яркие слова из лекции «К новому исламскому сознанию» профессора
Мухаммада аль-Мубарака, декана шариатского факультета Дамасского университета,
прочитанную в университете Аль-Азхара, где он сказал: «Мы видим, как в нашу общественную
жизнь вторгается множество различных систем и традиций, некоторые из них не соответствуют
нашим истинным убеждениям и нравственным принципам. Одним из примеров этого является
установление памятников для увековечения своих героев жителями Европы и Америки. Если мы
проанализируем это явление объективно, без раболепства по отношению к тому, что приходит с
Запада, и поразмыслив над способами почитания деятелей за большие достижения, мы
обнаружим, что арабы, в частности, чтили в своих великих деятелях такие благородные поступки
и качества, как верность, благородство и мужество. Они чтили память великих, пересказывая
истории о своих героях, передавая их из поколения в поколение, а также слагая и декламируя
стихи и поэмы. До Ислама, таким образом, были увековечены Хатима за свое благородство, а
Антара за храбрость.
С приходом Ислама этот подход был одобрен. И наидостойнейшим из творений Аллаха, последним
Его посланником был избран человек:
«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение …»»
(Коран, 18:110).
И стали ценностью у людей не их тела, а их деяния. Посланник же стал образцом для подражания
людей. Было запрещено посвящать людей в святые, а также недопустимо их возвеличивание,
граничащее с поклонением, что означает презрение к остальной части общества.
Поэтому призыв первого халифа после смерти Посланника Аллаха (Мир ему) звучал так: «Кто
поклонялся Мухаммаду, то (знайте, что) он умер, а кто поклонялся Аллаху, то, поистине, Аллах
вечно живой». Затем он провозгласил слова Всевышнего Аллаха:
«Мухаммад всего лишь Посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он
умрет или будет убит, вы обратитесь вспять от Ислама?» (Коран, 3:144).
Ислам увековечивает людей, исходя из их благих деяний. Увековечены в сердцах всех мусульман
мужи Ислама. И млад и стар знают Умара за его справедливость, Абу Бакра за твердость и
мудрость, а Али за аскетизм и мужество. И не было необходимости воздвигать для них каменных
памятников, чтобы их чтили люди, так как их деяния и поведение хранятся в сердцах людей.
Увековечение людей воздвижением им памятников является шагом назад и откатом в раннюю
стадию развития человечества. Нынешние европейцы следуют примеру древних греков и римлян,
что подтверждает их языческую сущность. Таким образом, они отличаются по своему морально-
нравственному уровню от мусульман, так как неспособны представлять высшие человеческие
идеалы, не прибегая к обожествлению своих героев или делая своих богов героями.
Из вышесказанного делаем вывод, что непозволительно следовать этим чуждым понятиям, тем
более если они низменны. Мы не имеем права изменять исламские предписания, устанавливая
памятники и тем самым причиняя урон себе и своей морали».
49
Детские игрушки
В случае когда изваяния фигур делаются не для возвеличивания кого-либо и не для роскоши, а
также не относятся к другим вышеперечисленным запретам, то Ислам не видит в этом чего-либо
предосудительного.
Детские игрушки, сделанные в виде кукол или животных, являются образами, предназначенными
не для почитания, а для детских игр и забав. Жена Пророка Айша (пусть Аллах будет доволен ею)
сказала: «Я играла с куклами в доме Посланника Аллаха (Мир ему) со своими подругами, которые
растерялись, увидев Посланника (Мир ему), а он выразил свою радость по поводу того, что они
играли со мной»1.
В другом предании говорится, что Пророк спросил Айшу: «Что это?» Она ответила: «Мои куклы».
Он спросил: «А что это посередине?» Она ответила: «Лошадь». Он спросил: «А что это у нее на
спине?» Она ответила: «Крылья». Он