из них говорится, что Пророк (Мир ему) использовал покрывало с образами после их
раскройки на подушки. В других вариантах он не использовал их вообще.
2. Некоторые пересказы указывают лишь на неодобрение того, что стены были обвешаны
покрывалом с образом. В этих покрывалах подразумевался элемент роскоши, в отношении
которой Пророк выразил недовольство. Ранее мы уже упомянули слова Пророка, пересказанные
Муслимом: «Аллах не повелевал нам покрывать камни и глину».
52
3. В хадисе, переданном Муслимом об Айше, в котором говорится о занавеси с изображением
птицы и упоминается высказывание Пророка: «Убери это! Когда я вхожу и вижу ее, она
напоминает мне о мирском (мирских забавах)» , не содержится запрета (харам).
4. Это противоречит хадису о покрывале (карам), которое было в доме Айши и которое Пророк
потребовал убрать, так как рисунки отвлекают его в намазе. Аль-Хафиз говорит: «Сложность
заключается в том, чтобы объединить этот хадис с хадисом, где Айша купила подушку (нимрака).
Здесь показано, что Пророк допускал чтение намаза при висящем образе, пока оно не стало его
отвлекать в намазе, т.е. проблема не в образе».
Аль-Хафиз объединил эти два хадиса, где в одном были рисунки одушевленные, а в другом нет.
Но в этом объединении смущает хадис о покрывале, на котором была изображена птица.
5. Хадис о подушке (нимрака) противоречит хадису, изложенному Абу Талхой. «Примирение
между двумя хадисами возможно. Хадис Айши свидетельствует о неодобрении Пророка (Мир ему),
тогда как хадис, изложенный Абу Талхой, свидетельствует о полном разрешении, но оба хадиса
не противоречат друг другу». Такими словами аль-Хафиз Ибн Хаджар одобрил данное суждение и
пояснил его, о чем будет еще сказано.
6. Хадис о подушке (нимрака) со слов Айши был передан ее племянником аль-Касимом Ибн
Мухаммадом Ибн Абу Бакром. Аль-Касим сам допускал изображения на плоской поверхности (не
имеющих тень). Ибн Аун сказал: «Я вошел в дом аль-Касима, который находился на окраине
Мекки, и увидел канапе из ткани с изображением бобра и феникса»1.
1. Упомянуто в «Фатхуль-Бари» со слов Ибн Абу Шайбы, которому рассказал аль-Касим Ибн
Мухаммад Ибн Абу Бакр. Основано на достоверном хадисе.
Аль-Хафиз дает объяснение кажущимся противоречиям: «Возможно, он (аль-Касим)
придерживался общих правил, содержащихся в высказывании Пророка (Мир ему) «за
исключением образов на одежде» и с пониманием воспринимал отношение Пророка (Мир ему)
к занавеси Айши как исключительный случай. Пророк (Мир ему) был недоволен висящим на стене
покрывалом, на котором были рисунки. Это дополняется замечанием: «Аллах не повелевал нам
покрывать камни и глину».
Аль-Касим Ибн Мухаммад Ибн Абу Бакр был одним из семи судей Медины и лучшим судьей своего
времени; именно он передал хадис о подушке (нимрака). Следовательно, если бы он не был
уверен в разрешении на существование канапе из ткани, он не имел бы его1.
1. См. гл. «Изображения и художники» в «Фатхуль-Бари».
Существует и другой путь согласовать эти хадисы. Возможно, в ранний период Ислама Пророк
(Мир ему) очень строго запрещал все изображения, поскольку мусульмане только недавно вышли
из состояния политеизма и идолопоклонства и были склонны к обожествлению изображений и
статуй. Когда вера в Единобожие глубоко пустила корни в их сердца и умы, он позволил им иметь
двухмерные изображения, то есть рисунки и отпечатки. Что же касается его самого, ему не
нравилось иметь занавеси и ткани с изображениями и рисунками в своем доме, не исключая даже
рисунков или отпечатков на ткани, бумаге или на стене.
Один из видных ханафитских имамов аль-Тахави говорил: «Вначале Пророк (Мир ему) запретил
все виды образов, даже если они были двухмерными, так как мусульмане только лишь недавно
отказались от поклонения образам. Точно так же было запрещено и все подобное этому. Позже он
снял запрет на разрисованную одежду из-за необходимости одеваться. Он также разрешил
изображения, к которым не относились с почтением2, чтобы не опасаться за то, что невежда
может возвеличить то, что не почитается. Запрет остался лишь на те изображения, которые могут
почитаться»3.
2. Как видно из данного хадиса, сюда должны были быть включены изображения на
подушках (подлокотниках), изображения на коврах, по которым ходят, и т.д.
3. Сообщено шейхом Бахитом в его книге «Аль-Джаваб аш-Шафи».
Безучастное, равнодушное отношение к образам делает их разрешенными
Любые изменения, отдаляющие образ от почитания (безразличное к нему отношение), переносят
его из состояния отвратительного в состояние разрешенного. В хадисе говорится, что Джибриил
просил разрешения Пророка (Мир ему) войти; когда он разрешил ему войти, Джибриил сказал:
«Как же могу я войти, когда в твоем доме образ на занавеси? Если она нужна тебе, то убери
голову (образа), или сшей из занавеси подушки, или используй ее как подстилку на пол»1.
1. Передано Ан-Насаи, а также Ибн Хаббаном.
Поэтому, когда Айша увидела недовольное лицо Пророка при виде им образа на подушке, она
разделила эту подушку надвое для использования ее в качестве подлокотников, принизив статус
изображенного образа и тем самым отдалив возможное его почитание.
53
У нас есть свидетельства того, что ранние поколения мусульман использовали образы в
непочитаемой форме. Урва использовал специальные подушки-подлокотники с изображениями
птиц и людей. Икрима сказал: «Мы с отвращением относимся к воздвигнутым образам, но
допускаем их под своими ногами, как, например, коврики или дорожки на полу, которые мы
топчем».
Фотографии
Ранее мы говорили о рисуемых и ваяемых изображениях и образах. Что касается фотографии, то
она создается с помощью фотоаппарата. Этого изобретения не было в период Пророка (Мир ему)
и ранних поколений мусульман. Поэтому, естественно, возникает вопрос: применимы ли к
фотографии те же правила, что к другим образам и их ваятелям?
Те законоведы, которые утверждают, что запрет (харам) должен распространяться лишь на
статуи, не видят ничего зазорного в фотографии, в особенности если образы на них изображены в
каких-то своих частях. Другие же ставят ряд вопросов. К примеру, не подобны ли фотографии
рисункам? Или причина запрета по отношению к ваятелям, которая указана в некоторых хадисах,
если иметь в виду подражание творениям Аллаха, не относится к фотографии? А может быть,
отсутствие причины исключает следствие, как говорят законоведы?
Достаточно четко ответ на этот вопрос определил в своей фетве шейх Мухаммад Бахит, муфтий
Египта (середина 20 века), который говорил, что поскольку фотография — это результат
мгновенного улавливания фотоаппаратом образа реального объекта, то в данном случае нет
причины для запрета. Запретными считаются те изображения, источник которых не существует в
реальном мире, а придуман художником, чье намерение заключается в попытке имитации
созданий Аллаха, что не относится к фотографированию1.
1. Из доклада муфтия «Исчерпывающие ответы на разрешение фотографироваться».
Даже те, кто очень строго относится ко всем видам изображений, включая и фотографии,
вынужден фотографироваться для удостоверений личности и паспортов, а также использовать
фотографии для розыска подозреваемых или для опознания кого-либо и т.п. Главное, чтобы во
всем этом не было элемента возвеличивания или чего-либо, что угрожает вере. Необходимость в
использовании фотографий более насущна, чем разукрашенная одежда, которую исключил из
запрета Пророк (Мир ему).
Объект фотографирования
Безусловно, если какое-либо изображение носит элемент запретного, то мусульманин не будет
потворствовать тому, чтобы запретить то, что противоречит Исламу или его атрибутам и культуре.
К такого рода изображениям относятся обнаженные или полуобнаженные женщины, будь то
рисунок или фотография, так как это возбуждает похоть и способствует распространению
разврата. Все это можно увидеть в некоторых журналах, газетах и кино. Без сомнения, все, что
связано с производством и распространением этого, а также его использования, к примеру,
вывешивания на стенах или созерцания таких обликов, является запретным.
То же самое относится к изображениям неверных, тиранов и распутников. Мусульманин обязан
ненавидеть их ради Аллаха, тем более недопустимо изображать безбожных лидеров или тех, кто
обожествляет коров, огонь и еще что-либо. Это касается и тех, кто несет разврат и порчу в
общество, которых много среди артистов и певцов.
То же самое касается изображения языческих атрибутов типа идолов, что неприемлемо в Исламе.
Возможно, что во время Пророка (Мир ему) имели широкое распространение такого рода
изображения и облики на множестве имевшихся у людей ковриков, занавесях и подушках. Аль-
Бухари сообщает, что Пророк (Мир ему) убрал все вещи с изображением креста1.
1. Передано аль-Бухари.
Ибн Аббас передает, что во время овладения Меккой Посланник Аллаха (Мир ему) не вошел в
Запретный Дом (Кааба) до тех пор, пока оттуда не были удалены все образы2. Безусловно, что эти
образы являлись божествами идолопоклонников Мекки и их давним заблуждением.
2. Передано аль-Бухари.
Али Ибн Абу Талиб рассказывал: «Посланник Аллаха (Мир ему), присутствуя на погребении,
произнес: «Кто из вас способен пойти в Медину, чтобы разрушить всех идолов,
выровнять все могилы и обезобразить все образы?» Один мужчина сказал: «О Посланник
Аллаха, я сделаю это!». Али сообщил, что жители Медины были напуганы. Мужчина ушел, затем
вернулся и сказал: «О Посланник Аллаха, я не оставил ни одного идола, сровнял с землей все
могилы и обезобразил все образы». Затем Посланник Аллаха объявил: «Кто вновь вернется к
этому, тот станет неверующим в то, с чем пришел Мухаммад (Мир ему)»»1.
54
1. Передано Ахмадом.
Смыслом того, что Пророк (Мир ему) повелел обезобразить и ликвидировать различные образы,
явилось то, что они символизировали языческое невежество, от которого Пророк (Мир ему)
стремился защитить жителей Медины, очищая город от образов. Поэтому он заявил, что возврат к
ним есть неверие в ниспосланное Аллахом!
Резюме, касающееся правил, относящихся к образам и их ваятелям
Приведем в обобщенном виде правила, касающиеся воспроизведения образов и их ваятелей:
1. Наиболее запретными и греховными видами образов являются те, что предназначены для
поклонения кому-либо помимо Аллаха. Сознательное исполнение ваятелем таких образов ведет
его к неверию (куфр).
Наиболее греховными и отвратительными среди таких образов являются статуи. Любой, кто
вносит свою лепту в распространение и прославление их, понесет грех, пропорциональный
степени своего в нем участия.
2. Грешником становится тот, кто ваяет образ не для поклонения, а для подражания творению
Аллаха (т.е. представляет, что создает подобно тому, как творит Аллах). Этим он себя ввергает в
неверие. Такие действия ваятеля непосредственно связаны с его намерением.
3. Далее следуют статуи, предназначенные не для поклонения, а для возвеличивания правителей,
руководителей, лидеров и т.д., которые устанавливают в общественных местах, дабы увековечить
их память. И не имеет значения вид памятника – в полный рост или бюст.
4. Затем следуют статуи живых существ, не предназначенных для освящения и возвеличивания.
Все они запретны, за исключением тех, что далеки от почитания, как, например, детские игрушки
или кондитерские фигурки.
5. Затем следуют портреты (произведения искусств) правителей, лидеров и других личностей,
предназначенные для их возвеличивания, особенно когда их устанавливают или вывешивают в
общественных местах. Запрет возрастает, если нарисованные личности относятся к тиранам,
распутникам и безбожникам, так как возвеличивание их ведет к разрушению Ислама.
6. Затем следуют изображения живых существ не для возвеличивания, а в виде проявления
роскоши, например оформления интерьера. Такие изображения относятся к разряду
отвратительных (макрух).
7. Создание или приобретение картин с изображениями неживых существ, как, например,
деревьев, озер, кораблей, гор и любых других природных ландшафтов, разрешено (халял).
Однако если они отвлекают от исполнения предписаний Аллаха или являются элементами
роскоши, то такие картины становятся отвратительными (макрух).
8. Что же касается фотографий, то они изначально являются разрешенными до тех пор, пока их
объектом не станет запретное, как, например, религиозное освящение или мирское
возвеличивание. В особенности это относится к возвеличиваемым личностям из