Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

безбожников и

распутников типа язычников, коммунистов, опустившихся актеров.

9. И, наконец, если запретные статуи или изображения станут повергнутыми или

обезображенными, они переходят из разряда запретных в разряд разрешенных, как, в частности,

коврик (дорожка), который топчут.

Содержание собак без надобности

Пророк (Мир ему) запретил держать в доме собак без нужды. Нам приходится наблюдать, как

некоторые люди расходуют на своих собак и их дрессировку средства, упуская из виду при этом

нуждающихся людей. Они отдают собакам всю свою любовь и в то же время грубы по отношению

к близким, забывают о своих соседях и братьях.

Более того, нахождение собак в доме мусульманина делает нечистыми вещи, в том числе посуду,

если собака облизывала ее. Пророк (Мир ему) сказал: «Если у кого-либо собака облизнула

тарелку, то пусть вымоет ее семь раз, один раз из которых землей (или песком)» 1.

1. Передано аль-Бухари.

Некоторые ученые считают, что смыслом запрета в содержании собак является их лай на гостей,

отпугивание спрашивающих и преследование прохожих.

Пророк (Мир ему) говорил: «Джибриил пришел ко мне и сказал: «Я пришел к тебе вчера,

но что удержало меня от того, чтобы зайти, так это статуя у двери, фигуры,

изображенные на занавеси, и собака в доме. Так что прикажи срезать голову статуи,

чтобы она таким образом походила на ствол дерева; разрежь занавески и переделай их

на наволочки для подушек и выпусти собаку из дома во двор»»1.

1. Передано Абу Даудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Хаббаном.

Данный запрет относится к содержанию таких собак, от которых нет пользы.

55

Разрешено содержать охотничьих и сторожевых собак

Разрешается держать собак для охоты или охраны огорода, скота и т.п. В хадисе, сообщенном

аль-Бухари и Муслимом, Пророк (Мир ему) сказал: «Кто держит собаку, не предназначенную

для охоты или охраны урожая и скота, тот будет терять один карат (мера веса

драгоценных камней) своего вознаграждения каждый день».

Основываясь на этом хадисе, некоторые правоведы заключили, что держать собаку есть макрух, а

не харам, так как харам означает полный запрет, независимо от вознаграждения.

Однако запрет на содержание собак в доме не означает жестокого обращения к ним или того, что

их следует уничтожать. Можно сослаться на следующий аят Корана:

«Нет ни одного животного ,ходящего по земле, ни летающей на крыльях птицы,

которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество…» (Коран, 6:38).

Пророк (Мир ему) сказал: «Если бы собаки не были общиной (уммой) среди общин, я бы

приказал их убить» 1.

1. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи (слова эти были произнесены Пророком после того,

как Джибриил сообщил ему, что ангелы не посещают те дома, где есть собака).

Пророк (Мир ему) рассказал своим сподвижникам о человеке, который нашел в пустыне собаку,

умирающую от жажды. Этот человек, подойдя к колодцу, набрал воды в свою обувь и напоил

собаку. И сказал Посланник Аллаха (Мир ему): «Аллах отблагодарил его, простив ему все его

грехи» 2.

2. Передано аль-Бухари.

Научные обоснования, касающиеся содержания собак дома

Мы можем найти среди нас людей, трепещущих перед Западом, считающих себя гуманистами,

преисполненными любви и сострадания к живым существам. Эти люди проявляют недовольство

установлениями ислама в отношении такого дружелюбного и верного животного. В назидание

таким мы хотим предложить ценную научную статью немецкого ученого, доктора Герхарда

Финштимера, которая была опубликована в журнале1, где автор указывает на опасность для

здоровья тех, кто содержит собак в домашних условиях или контактирует с ними.

1. Переведено из немецкого журнала «Kosinos».

Он пишет: «Увеличение числа людей, держащих в доме собак, вынуждает нас обратить внимание

общественности на таящуюся здесь опасность, поскольку дело не ограничивается лишь их

содержанием, а сопровождается играми, поцелуями, облизыванием собакой рук как детей, так и

взрослых. Более того, собаки облизывают посуду, из которой затем едят люди.

Такая практика может рассматриваться не только с позиции гигиены, но и как плохой тон, не

соответствующий хорошим манерам. Однако в данном случае мы не касаемся этой стороны

вопроса, предоставляя его на суд преподавателей этикета и хорошего вкуса. Данная статья имеет

цель предоставить результаты некоторых научных наблюдений.

С точки зрения медицины, на чем мы здесь хотели бы акцентировать внимание, опасность для

здоровья и жизни человека от контакта с собаками не должна игнорироваться. Многие заплатили

высокую цену за свое невежество, заразившись от них болезнью, иногда заканчивающейся

смертельным исходом, источником которой был ленточный глист, чаще всего встречающийся у

собак.

Этот глист находят у человека, скота, свиней, но чаще всего он обнаруживается у собак, волков и,

в редких случаях, у кошек. Эти глисты отличны от других тем, что они очень мелки и почти

невидимы, поэтому долго не могли быть обнаружены».

Далее автор продолжает:

«Биологический процесс развития этого глиста имеет ряд уникальных особенностей. В

поврежденных органах один глист вырастает, размножается, распространяется и образует другие

повреждения самых разнообразных видов, в том числе гнойники. У глиста образуются головки,

которые развиваются и превращаются в глистов только у собаки в области голосовых связок. У

людей и других животных они появляются в виде ран и гнойников, полностью отличных от самих

глистов. У животных размер такого гнойника может достичь размера яблока, а печень

пораженного животного может увеличиться в 5-10 раз. У человека гнойник может быть размером

со сжатый кулак или даже головку ребенка; он наполнен жидкостью желтого цвета и имеет вес от

10 до 20 фунтов (4-8 кг). Такое поражение может вызвать разнообразные формы воспаления в

легких, мышцах, селезенке, почках, мозге и возникает в таких разнообразных формах, что до

недавнего времени специалисты с большим трудом распознавали его.

В любом случае, где бы ни было воспаление, оно представляет серьезнейшую опасность здоровью

и жизни человека. Весьма настораживает то, что, несмотря на наши знания об истории и развитии

56

этой болезни, мы не можем пока найти методы и средства ее лечения. В некоторых случаях эти

паразиты сами умирают, возможно, из-за воздействия на них антител, производимых

человеческим организмом, но, к сожалению, такие случаи весьма редки. Более того,

химиотерапия не приносит ощутимой пользы, а обычный метод лечения заключается в удалении

хирургическим путем части ткани, пораженной гнойником. И все же мы используем все

возможные средства для борьбы с этой опасной болезнью и ее профилактики.

Профессор Ноэллер из Германии посредством вскрытия и расчленения трупов обнаружил, что

вероятность внесения инфекции, вызванной этим видом глистов, составляет, по крайней мере,

1%. В некоторых северных регионах, где собаки используются для того, чтобы тянуть сани или

повозку, уровень инфицирования от собак составляет 12%. В Исландии количество людей,

инфицированных этим глистом, достигло уровня 43%. Если добавить к этому человеческие

страдания, потерю веса вследствие инфекций у скота, опасность, угрожающую здоровью человека

из-за присутствия этих глистов, мы не можем оставаться равнодушными к данной проблеме.

Безусловно, лучший метод решения этого вопроса — ограничить распространение глистов у самих

собак, которых нам приходится все-таки держать в меру необходимости. Мы не должны забывать

как о своевременном лечении всех собак, имеющих глистов, так и о профилактическом лечении

собак, которые сторожат скот и жилище.

Человек может уберечь свое здоровье, держась от собак на безопасной дистанции. И детей нужно

воспитывать так, чтобы они не имели близких контактов с собаками и не позволяли облизывать

свои руки.

Нельзя допускать собак на детские площадки и в другие места, где находятся дети, что, к

сожалению, нам приходится наблюдать на улице. Необходимо, чтобы у собак была своя посуда, и

нельзя допускать облизывания ими посуды человека. Нельзя также допускать собак внутрь

продовольственных складов, столовых и на базар».

Известно, что Пророк (Мир ему) запретил возиться с собаками, предупреждая, что они не должны

облизывать посуду человека, и он был против их содержания без надобности.

Как учение неграмотного араба Мухаммада совпадает с результатами современных научных

исследований? Ответом на этот вопрос может быть аят из Корана:

«И речи он ведет не по прихоти своей: они (т.е. речи) – лишь откровение внушенное»

(Коран, 53:3-4).

8. ТРУД И ПРОФЕССИЯ

«Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из

дарованного Им удела» (Коран, 67:15).

Это есть принцип Ислама: Аллах подчинил землю человеку, чтоб он использовал ее блага,

получая желаемое от всех даров Аллаха.

Безделье — запретно

Мусульманину не позволено отказываться от работы под предлогом того, что он посвящает себя

поклонению Аллаху и уповает на Него, ведь с неба не льется золотой и серебряный дождь. Также

недопустимо, чтобы трудоспособный человек занимался попрошайничеством, содержа себя и

своих домочадцев на милостыню. По этому поводу Пророк (Мир ему) сказал: «Не разрешено

брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» 1.

1. Передано ат-Тирмизи.

Пророк (Мир ему) вел борьбу с попрошайничеством и запретил мусульманам заниматься этим.

Считая такое деяние унижением чести и достоинства человека, Пророк говорит: «Просящий без

нужды подобен человеку, подбирающему горящий уголь» 1. Он также сказал: «Каждый,

кто просил милостыню у людей для личного обогащения, будет в День Воскресения с

оцарапанным лицом есть раскаленные камни в аду. И кто желает, пусть уменьшит это

наказание, а кто желает — увеличит» 2.

Далее он говорит: «Человек продолжает просить милостыню, пока он не встретит Аллаха

День Воскресения) с лицом, на котором нет ни клочка мяса» 3.

1.Передано аль-Байхаки и Ибн Хазимой.

2. Передано ат-Тирмизи.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Этим предостережением Пророк (Мир ему) намеревался научить мусульман необходимости

сохранять свое достоинство, опираясь на свои силы и не побираясь, прося милостыню у людей.

57

Когда разрешено просить милостыню?

Пророк (Мир ему) понимал, что бывают случаи, когда человек не может обойтись без милостыни.

Поэтому нет вины на том человеке, кого обстоятельства вынуждают просить материальную

помощь у правительства или частных лиц. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал:

«Попрошайничество подобно царапанью своего лица; чтобы сохранить свое лицо,

следует избегать этого, исключением может быть обращение с прошением к

правителю или крайняя нужда» 1.

Муслим в своем сборнике «Сахих» передает слова сподвижника Абу Башар Кубайса Ибн аль-

Махарака, который рассказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (Мир ему) с просьбой о помощи

собрать хамала (деньги, которые даются двум враждующим сторонам для того, чтобы они

помирились). Пророк (Мир ему) ответил: «Подожди, пока мы соберем милостыню (садака),

затем дадим тебе». Затем он продолжил: «Кубайса! Просить деньги непозволительно за

исключением трех случаев: когда человек берет на себя обязанность платить хамала, он

может просить людей о помощи до тех пор, пока не будет получена необходимая сумма,

после этого он должен прекратить просить; когда человек пострадал от бедствия и

лишился собственности, он может просить, пока снова не станет на ноги; когда человек

нуждается и трое авторитетных людей из его общины утверждают: «Этот человек

действительно нуждается», допустимо просить в его положении, пока он

самостоятельно не поднимется на ноги. В остальных же случаях, о Кубайса, попрошайка

использует (милостыню) незаконно»»2.

———————————

1. Передано Абу Даудом и ан-Насаи.

2. Передано Муслимом, Абу Даудом и ан-Насаи.

Достоинства труда

Некоторые люди презрительно относятся к определенным видам работ или профессий. Однако

Пророк (Мир ему) не признает такого отношения. Он наставлял своих сподвижников, говоря, что

все достоинства человека связаны с его работой — работой любого рода — и что действительно

позорно и унизительно быть на иждивении других людей. Он сказал: «Пусть (лучше) любой из

вас возьмет веревку, принесет на спине вязанку дров и продаст ее. Да сохранит Аллах

его честь, это лучше, чем он будет попрошайничать у людей,

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн