безбожников и
распутников типа язычников, коммунистов, опустившихся актеров.
9. И, наконец, если запретные статуи или изображения станут повергнутыми или
обезображенными, они переходят из разряда запретных в разряд разрешенных, как, в частности,
коврик (дорожка), который топчут.
Содержание собак без надобности
Пророк (Мир ему) запретил держать в доме собак без нужды. Нам приходится наблюдать, как
некоторые люди расходуют на своих собак и их дрессировку средства, упуская из виду при этом
нуждающихся людей. Они отдают собакам всю свою любовь и в то же время грубы по отношению
к близким, забывают о своих соседях и братьях.
Более того, нахождение собак в доме мусульманина делает нечистыми вещи, в том числе посуду,
если собака облизывала ее. Пророк (Мир ему) сказал: «Если у кого-либо собака облизнула
тарелку, то пусть вымоет ее семь раз, один раз из которых землей (или песком)» 1.
1. Передано аль-Бухари.
Некоторые ученые считают, что смыслом запрета в содержании собак является их лай на гостей,
отпугивание спрашивающих и преследование прохожих.
Пророк (Мир ему) говорил: «Джибриил пришел ко мне и сказал: «Я пришел к тебе вчера,
но что удержало меня от того, чтобы зайти, так это статуя у двери, фигуры,
изображенные на занавеси, и собака в доме. Так что прикажи срезать голову статуи,
чтобы она таким образом походила на ствол дерева; разрежь занавески и переделай их
на наволочки для подушек и выпусти собаку из дома во двор»»1.
1. Передано Абу Даудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Хаббаном.
Данный запрет относится к содержанию таких собак, от которых нет пользы.
55
Разрешено содержать охотничьих и сторожевых собак
Разрешается держать собак для охоты или охраны огорода, скота и т.п. В хадисе, сообщенном
аль-Бухари и Муслимом, Пророк (Мир ему) сказал: «Кто держит собаку, не предназначенную
для охоты или охраны урожая и скота, тот будет терять один карат (мера веса
драгоценных камней) своего вознаграждения каждый день».
Основываясь на этом хадисе, некоторые правоведы заключили, что держать собаку есть макрух, а
не харам, так как харам означает полный запрет, независимо от вознаграждения.
Однако запрет на содержание собак в доме не означает жестокого обращения к ним или того, что
их следует уничтожать. Можно сослаться на следующий аят Корана:
«Нет ни одного животного ,ходящего по земле, ни летающей на крыльях птицы,
которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество…» (Коран, 6:38).
Пророк (Мир ему) сказал: «Если бы собаки не были общиной (уммой) среди общин, я бы
приказал их убить» 1.
1. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи (слова эти были произнесены Пророком после того,
как Джибриил сообщил ему, что ангелы не посещают те дома, где есть собака).
Пророк (Мир ему) рассказал своим сподвижникам о человеке, который нашел в пустыне собаку,
умирающую от жажды. Этот человек, подойдя к колодцу, набрал воды в свою обувь и напоил
собаку. И сказал Посланник Аллаха (Мир ему): «Аллах отблагодарил его, простив ему все его
грехи» 2.
2. Передано аль-Бухари.
Научные обоснования, касающиеся содержания собак дома
Мы можем найти среди нас людей, трепещущих перед Западом, считающих себя гуманистами,
преисполненными любви и сострадания к живым существам. Эти люди проявляют недовольство
установлениями ислама в отношении такого дружелюбного и верного животного. В назидание
таким мы хотим предложить ценную научную статью немецкого ученого, доктора Герхарда
Финштимера, которая была опубликована в журнале1, где автор указывает на опасность для
здоровья тех, кто содержит собак в домашних условиях или контактирует с ними.
1. Переведено из немецкого журнала «Kosinos».
Он пишет: «Увеличение числа людей, держащих в доме собак, вынуждает нас обратить внимание
общественности на таящуюся здесь опасность, поскольку дело не ограничивается лишь их
содержанием, а сопровождается играми, поцелуями, облизыванием собакой рук как детей, так и
взрослых. Более того, собаки облизывают посуду, из которой затем едят люди.
Такая практика может рассматриваться не только с позиции гигиены, но и как плохой тон, не
соответствующий хорошим манерам. Однако в данном случае мы не касаемся этой стороны
вопроса, предоставляя его на суд преподавателей этикета и хорошего вкуса. Данная статья имеет
цель предоставить результаты некоторых научных наблюдений.
С точки зрения медицины, на чем мы здесь хотели бы акцентировать внимание, опасность для
здоровья и жизни человека от контакта с собаками не должна игнорироваться. Многие заплатили
высокую цену за свое невежество, заразившись от них болезнью, иногда заканчивающейся
смертельным исходом, источником которой был ленточный глист, чаще всего встречающийся у
собак.
Этот глист находят у человека, скота, свиней, но чаще всего он обнаруживается у собак, волков и,
в редких случаях, у кошек. Эти глисты отличны от других тем, что они очень мелки и почти
невидимы, поэтому долго не могли быть обнаружены».
«Биологический процесс развития этого глиста имеет ряд уникальных особенностей. В
поврежденных органах один глист вырастает, размножается, распространяется и образует другие
повреждения самых разнообразных видов, в том числе гнойники. У глиста образуются головки,
которые развиваются и превращаются в глистов только у собаки в области голосовых связок. У
людей и других животных они появляются в виде ран и гнойников, полностью отличных от самих
глистов. У животных размер такого гнойника может достичь размера яблока, а печень
пораженного животного может увеличиться в 5-10 раз. У человека гнойник может быть размером
со сжатый кулак или даже головку ребенка; он наполнен жидкостью желтого цвета и имеет вес от
10 до 20 фунтов (4-8 кг). Такое поражение может вызвать разнообразные формы воспаления в
легких, мышцах, селезенке, почках, мозге и возникает в таких разнообразных формах, что до
недавнего времени специалисты с большим трудом распознавали его.
В любом случае, где бы ни было воспаление, оно представляет серьезнейшую опасность здоровью
и жизни человека. Весьма настораживает то, что, несмотря на наши знания об истории и развитии
56
этой болезни, мы не можем пока найти методы и средства ее лечения. В некоторых случаях эти
паразиты сами умирают, возможно, из-за воздействия на них антител, производимых
человеческим организмом, но, к сожалению, такие случаи весьма редки. Более того,
химиотерапия не приносит ощутимой пользы, а обычный метод лечения заключается в удалении
хирургическим путем части ткани, пораженной гнойником. И все же мы используем все
возможные средства для борьбы с этой опасной болезнью и ее профилактики.
Профессор Ноэллер из Германии посредством вскрытия и расчленения трупов обнаружил, что
вероятность внесения инфекции, вызванной этим видом глистов, составляет, по крайней мере,
1%. В некоторых северных регионах, где собаки используются для того, чтобы тянуть сани или
повозку, уровень инфицирования от собак составляет 12%. В Исландии количество людей,
инфицированных этим глистом, достигло уровня 43%. Если добавить к этому человеческие
страдания, потерю веса вследствие инфекций у скота, опасность, угрожающую здоровью человека
из-за присутствия этих глистов, мы не можем оставаться равнодушными к данной проблеме.
Безусловно, лучший метод решения этого вопроса — ограничить распространение глистов у самих
собак, которых нам приходится все-таки держать в меру необходимости. Мы не должны забывать
как о своевременном лечении всех собак, имеющих глистов, так и о профилактическом лечении
собак, которые сторожат скот и жилище.
Человек может уберечь свое здоровье, держась от собак на безопасной дистанции. И детей нужно
воспитывать так, чтобы они не имели близких контактов с собаками и не позволяли облизывать
свои руки.
Нельзя допускать собак на детские площадки и в другие места, где находятся дети, что, к
сожалению, нам приходится наблюдать на улице. Необходимо, чтобы у собак была своя посуда, и
нельзя допускать облизывания ими посуды человека. Нельзя также допускать собак внутрь
продовольственных складов, столовых и на базар».
Известно, что Пророк (Мир ему) запретил возиться с собаками, предупреждая, что они не должны
облизывать посуду человека, и он был против их содержания без надобности.
Как учение неграмотного араба Мухаммада совпадает с результатами современных научных
исследований? Ответом на этот вопрос может быть аят из Корана:
«И речи он ведет не по прихоти своей: они (т.е. речи) – лишь откровение внушенное»
(Коран, 53:3-4).
«Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из
дарованного Им удела» (Коран, 67:15).
Это есть принцип Ислама: Аллах подчинил землю человеку, чтоб он использовал ее блага,
получая желаемое от всех даров Аллаха.
Безделье — запретно
Мусульманину не позволено отказываться от работы под предлогом того, что он посвящает себя
поклонению Аллаху и уповает на Него, ведь с неба не льется золотой и серебряный дождь. Также
недопустимо, чтобы трудоспособный человек занимался попрошайничеством, содержа себя и
своих домочадцев на милостыню. По этому поводу Пророк (Мир ему) сказал: «Не разрешено
брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» 1.
1. Передано ат-Тирмизи.
Пророк (Мир ему) вел борьбу с попрошайничеством и запретил мусульманам заниматься этим.
Считая такое деяние унижением чести и достоинства человека, Пророк говорит: «Просящий без
нужды подобен человеку, подбирающему горящий уголь» 1. Он также сказал: «Каждый,
кто просил милостыню у людей для личного обогащения, будет в День Воскресения с
оцарапанным лицом есть раскаленные камни в аду. И кто желает, пусть уменьшит это
наказание, а кто желает — увеличит» 2.
Далее он говорит: «Человек продолжает просить милостыню, пока он не встретит Аллаха
(в День Воскресения) с лицом, на котором нет ни клочка мяса» 3.
1.Передано аль-Байхаки и Ибн Хазимой.
2. Передано ат-Тирмизи.
3. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Этим предостережением Пророк (Мир ему) намеревался научить мусульман необходимости
сохранять свое достоинство, опираясь на свои силы и не побираясь, прося милостыню у людей.
57
Когда разрешено просить милостыню?
Пророк (Мир ему) понимал, что бывают случаи, когда человек не может обойтись без милостыни.
Поэтому нет вины на том человеке, кого обстоятельства вынуждают просить материальную
помощь у правительства или частных лиц. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал:
«Попрошайничество подобно царапанью своего лица; чтобы сохранить свое лицо,
следует избегать этого, исключением может быть обращение с прошением к
правителю или крайняя нужда» 1.
Муслим в своем сборнике «Сахих» передает слова сподвижника Абу Башар Кубайса Ибн аль-
Махарака, который рассказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (Мир ему) с просьбой о помощи
собрать хамала (деньги, которые даются двум враждующим сторонам для того, чтобы они
помирились). Пророк (Мир ему) ответил: «Подожди, пока мы соберем милостыню (садака),
затем дадим тебе». Затем он продолжил: «Кубайса! Просить деньги непозволительно за
исключением трех случаев: когда человек берет на себя обязанность платить хамала, он
может просить людей о помощи до тех пор, пока не будет получена необходимая сумма,
после этого он должен прекратить просить; когда человек пострадал от бедствия и
лишился собственности, он может просить, пока снова не станет на ноги; когда человек
нуждается и трое авторитетных людей из его общины утверждают: «Этот человек
действительно нуждается», допустимо просить в его положении, пока он
самостоятельно не поднимется на ноги. В остальных же случаях, о Кубайса, попрошайка
использует (милостыню) незаконно»»2.
———————————
1. Передано Абу Даудом и ан-Насаи.
2. Передано Муслимом, Абу Даудом и ан-Насаи.
Достоинства труда
Некоторые люди презрительно относятся к определенным видам работ или профессий. Однако
Пророк (Мир ему) не признает такого отношения. Он наставлял своих сподвижников, говоря, что
все достоинства человека связаны с его работой — работой любого рода — и что действительно
позорно и унизительно быть на иждивении других людей. Он сказал: «Пусть (лучше) любой из
вас возьмет веревку, принесет на спине вязанку дров и продаст ее. Да сохранит Аллах
его честь, это лучше, чем он будет попрошайничать у людей,