У стороннего наблюдателя, пытающегося
разобраться в этой демагогии, может сложиться впечатление, что у Ислама нет иного выбора,
кроме как во всем покориться западной цивилизации. Описанный подход проявляется и в
суждениях апологетов Запада о запрете Исламом статуй, лотерей, ростовщичества, внебрачных
связей, ношения мужчинами золота и шелка, восстания женщин против собственной женской
природы и т. д. Порой мы слышим толки о разрешенном в Исламе талаке 4 и многоженстве, будто
то, что стало нормой на Западе, – это халял, а то, что там преследуется, – это харам 5.
Представители названной нами группы исследователей, по-видимому, забыли, что Ислам – это
слово Аллаха, и нет ничего превыше Его слова. Ислам ниспослан для того, чтобы ему следовали, а
не для того, чтобы он подстраивался под кого-то; ниспослан, чтобы господствовать, а не для того,
чтобы покоряться. Как может Господь людей подчиняться людям же, и как может наш Создатель
потворствовать прихоти тех, кого Он же и сотворил?
«И если бы истина следовала их низменным страстям, то сгинули бы небеса, земля и
те, кто на них» (Коран, 23:71).
«Спроси: «Есть ли среди ваших идолов такой, который вел бы к истине?» Скажи: «Аллах
ведет к истине. Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы другие следовали за ним,
или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами?
Как же вы рассуждаете?»» (Коран, 10:35).
1 Так именуют людей, приписывающих Аллаху сотоварищей (т. е. равных Ему в деяниях) или ассоциирующих с Ним
еще кого-либо. В целом идолопоклонничество (образопоклонничество) и его многообразные проявления называются
мусульманами ширком. (Здесь и далее примеч. перев.)
2 Это благопожелание мусульмане произносят всякий раз, когда упоминают имя одного из пророков.
3 Хадисы – предания о словах и действиях Пророка Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые
стороны жизни мусульманской общины.
4 Талак – шариатская форма развода.
5 Значение ключевых для данной книги терминов «халял» и «харам» разъяснены в начале книги.
6
Представители второй группы застыли в своих закосневших взглядах по вопросам о
дозволенном и запретном, бездумно следуя в своем буквализме тексту Корана и сунны или
фразам из богословских книг и считая это Исламом. Эти упрямцы не готовы уступить ни пяди
своих позиций, игнорируя доводы оппонентов и не проявляя никакого желания приблизиться к
истине путем сопоставления и критической оценки известных суждений. Стоит спросить любого из
них о музыке, пении, шахматах, женском образовании, обнажении женщинами лица и рук и тому
подобном, как первое, что слетит с языка такого начетчика, будет слово «харам». Эти люди
забыли, чему учили наши праведные предки, никогда не бросавшиеся словом «харам» без
серьезных или твердых на то оснований. Если возникало хотя бы малейшее сомнение, они
говорили: «Мы не одобряем этого» либо «Нам это не нравится», либо что-то подобное, но в столь
же осторожной форме.
***
Я не отношу себя к сторонникам какой-либо из этих групп. После того как я признал
Аллаха своим Господом, Ислам – своей религией, а Мухаммада (Мир ему) – своим Пророком, я не
могу принять Запад в качестве объекта поклонения, своего божества. В то же время, пытаясь
найти ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, я не хотел бы сковывать свободу
собственных суждений рамками какой-либо одной из правовых школ ( мазхабов). «Слепой
последователь, – наставлял Ибн аль-Джаузи, – не может быть уверен в том, чему он следует.
Слепо подражать – значит «отключать» свой разум, в то время как человек наделен им для того,
чтобы делать логические умозаключения и совершать осмысленные поступки. Глупо, когда кто-то,
получив свечу, чтобы не остаться во мраке, гасит ее и бредет впотьмах» 6.
Вот почему я не причисляю себя ни к одной из известных правовых школ, получивших
широкое распространение в исламском мире. Истина не принадлежит в полной мере ни одной из
этих школ. Их ведущие представители никогда не заявляли о своей безгрешности, хотя и были
нацелены на поиск истины. Если они и ошиблись в каких-то своих выкладках, их усилия все
равно будут оценены по достоинству; если же они были правы, их ждет двойное вознаграждение.
Имам Малик говорил: «Слово любого человека, кроме Пророка (Мир ему), кем-то может
приниматься, а кем- то и отвергаться». Имам аш-Шафии мудро подмечал: «В моих глазах мое
мнение верно, хотя, возможно, что я ошибаюсь. Мнение, противное моему, я вправе считать
неверным, но допускаю, что заблуждаюсь именно я».
Недостойно мусульманского ученого с его аналитическим подходом и склонностью к
сопоставлению и отбору, связывать себя с одной из правовых школ или доверяться мнению
какого-либо правоведа ( факиха). В плену можно быть лишь у веских доказательств и аргументов,
коим необходимо отдавать предпочтение в сравнении с более слабыми, от кого бы они ни
исходили. Еще имам Али (двоюродный брат Пророка) наставлял: «Об истинности чего-либо
судите не по личности, отстаивающей данную точку зрения. Вначале познайте истину, а затем
оценивайте того, кто претендует на владение ею».
При написании этой книги я старался неукоснительно следовать рекомендациям
Департамента исламской культуры и поэтому строил изложение лишь на основе
аргументированных тезисов, снабженных доказательствами и образными сравнениями, ссылаясь
на новейшие научные достижения и современные представления об окружающем мире. Хвала
Аллаху, Ислам – словно сияющее солнце, всепроникающий и согревающий свет коего
доказательство того, что это вечная религия для всего человечества.
«Мы отмечены красотой веры в Аллаха, а кто же превосходит Аллаха красотой
веры?» (Коран, 2:138).
Все народы с древнейших времен оперировали понятиями дозволенного и запретного. А
вот их смысловое и содержательное наполнение определялось тем, на каком уровне развития
оказывалось человечество, и соответственно – господствовавшими верованиями, суевериями и
мифами. Со временем появились религии Божественных Откровений7 со своими сводами законов
и предписании, касавшихся халяла и харама, возвышавших человека над всякого рода
суевериями, мифами и племенным сознанием. Следует учитывать также, что монотеистическим
6 Ибн аль-Джаузи. «Талбис Иблис», с. 81.
7 Согласно Корану, последнему Божественному Откровению, ниспосланному человечеству, существует лишь одна
истинная вера – Ислам. Ислам означает постижение мира путем сознательного и преданного подчинения воле и
руководству Аллаха. Такова была миссия всех пророков и посланников. Это та же фундаментальная вера, которая была
сообщена Моисею, Иисусу и Мухаммаду (мир им и благословение Аллаха). Откровения, сообщенные Моисею и Иисусу
(мир им и благословение Аллаха), ныне недоступны в их полной, оригинальной и неискаженной людьми версии. Коран –
это единственное Священное Откровение, которое было бережно сохранено в своем первозданном виде. Он сам по себе
может быть использован в качестве критерия, коим поверяют подлинность дошедших до нас версий ранее ниспосланных
Откровений.
7
религиям, возникшим задолго до Ислама, были известны некоторые временные запрещения и
разрешения, учитывавшие специфические условия жизни людей определенного региона и их
территориальное окружение. Например, определенные запреты Аллах наложил на сынов Израиля
в наказание за их непослушание. По этому поводу в Коране приводятся слова Иисуса (мир ему):
«И я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано до меня в
Торе8, чтобы разрешить вам кое-что из того, что было запретно вам…» (Коран, 3:50).
В итоге, когда человечество созрело для того, чтобы обрести последнее послание от
Всевышнего, пришел Ислам со своим полным, всеобъемлющим и вечным законом. В
подтверждение этого, после упоминания о запретной пище, Аллах заключил:
«Сегодня Я завершил ниспослание вам вашей религии, довел до конца Мою милость и
одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран, 5:3).
Исламское понимание дозволенного и запретного достаточно простое и ясное. Оно является
частью того великого доверия Аллаха, от которого отказались небеса, земля и горы, но принял
человек. Это божественное доверие облекает человека наместнической ответственностью за то,
что творится на земле. За содеянное он будет или вознагражден, или наказан, когда предстанет
перед судом Божиим. Во исполнение возложенной на человека миссии Аллах наградил его
разумом, волей, а затем направил к нему Своих Посланников и передал через них Откровения.
Человеку не пристало задаваться вопросами типа «зачем существуют халял и харам?», «почему я
не вправе делать то, что мне вздумается?», «почему мне не дана свобода выбора в полной мере?»
Такого типа самоограничение и лежит в основе испытания человека свободой выбора. Более того,
человек не является ни чисто духовным существом, как ангелы, ни животным, движимым одними
инстинктами. Скорее он занимает промежуточное положение: обладая всем необходимым, чтобы
достичь или даже превзойти духовную высоту ангелов, он может в то же время пасть до уровня
самой примитивной твари и даже ниже.
В то же время весь свод законов Ислама, регламентирующий халял и харам, направлен на
то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной
жизни путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души,
тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоев общества: богатых и
бедных, правителей и подданных, мужчин и женщин, в общем всех людей, независимо от их
цвета кожи, гражданства, родственных отношений и места жительства.
Эта религия пришла к людям как Божественная всеобъемлющая милость в момент, когда
человечество достигло последней стадии своего развития. Говоря о Посланнике Аллаха (Мир ему),
в Священном Коране подчеркивается:
«Мы направили тебя ,Мухаммад, посланником только как милость к обитателям
миров» (Коран, 21:107).
И недаром сам Пророк (Мир ему) уточнял: «Я – милостивый дар» 9.
Это означает, что Пророка следует воспринимать как неотъемлемую часть названной выше
всеобъемлющей милости Господа. Другой составляющей этой милости является высвобождение
мусульманской уммы из оков фанатизма, прекращение вседозволенности и распущенности,
царящих в среде идолопоклонников и обладателей Писания, где они накладывают запреты на
благое и дозволяют мерзости.
Всевышний говорит:
«Моя милость распространяется на все сущее. И посему Я предопределю милость
богобоязненным и тем, которые раздают закят, веруют в наши знамения и следуют за
посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и позднее в
Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное,
разрешает есть приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от бремени и оков,
которые были наложены на них прежними религиозными учениями» (Коран,
7:156,157).
Исламский критерий в определении халяла и харама ясно сформулирован в двух аятах,
открывавших эту книгу:
«Скажи, о Мухаммад: «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел,
который Он ниспослал рабам Своим, – запретны?» Скажи, о Мухаммад: «Для тех они,
кто в этой жизни искренно уверовал в Судный День». Так Мы разъяснили аяты людям
сведущим. Скажи: «Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные,
так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, признание
8 Тора – подлинное Писание, так называемое Пятикнижие, сообщенное Господом пророку Моисею (Мир ему и
благословение Аллаха). Аутентичный текст Торы не дошел до нас, поскольку был искажен людьми и в таком
недостоверном виде был включен в широко известный ныне корпус библейского Великого Завета.
9 Передано аль-Хакимом со ссылкой на Абу Хурайру; аз-Захаби характеризует этот хадис как подлинный.
8
других богов наряду с Аллахом, о чем Он не ниспосылал никаких предписаний.
Запретил Он и возводить на Аллаха то, чего вы не знаете»» (Коран 7:32-33).
Поскольку халял и харам, несомненно, важнейшая тема для каждого верующего, мы
уповаем на то, что эта книга, несмотря на ее относительно небольшой объем, займет достойное
место в библиотеках мусульман, поможет справиться с тем изобилием проблем, что наполняют
нашу личную, семейную и общественную жизнь, ответит на многие вопросы, в частности,