Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

предаваться

распутству ради приобретения мирских благ» (Коран, 24:33).

Ибн Аббас рассказывал, что Абдулла Ибн Убай (известный мунафик Медины) пришел к Пророку

(Мир ему), приведя с собой одну из самых привлекательных своих невольниц по имени Муаза, и

произнес: «О Посланник Аллаха! Она принадлежит к (таким-то) сиротам. Не позволишь ли ты ей

совершать прелюбодеяние с тем, чтобы они (эти сироты) что-то имели от этого?» — «Нет» , —

ответил Пророк (Мир ему) 1.

1. Фахруд-дин ар-Рази. «Тафсир», т.23, с.320.

Так Посланник Аллаха (Мир ему) запретил эту скверную профессию, независимо от того, на что

будет расходоваться заработок от нее. При этом отвергаются любые ссылки на нужду, отчаяние

или высокие цели, и все это важно потому, что мусульманское общество не должно быть

запачкано этой мерзостью.

Танцы и стриптиз

Подобным же образом Ислам не приемлет стриптиз, а также другие виды деятельности,

побуждающие к похоти, например непристойное пение, бесстыдные актерские сцены и другие

аналогичные забавы, которые называют сегодня «искусством» и относят к прогрессивным

явлениям.

Ислам запрещает любой вид интимных отношений вне брака, а также любое слово и дело,

приводящее к запретным отношениям. Это — одна из основных заповедей Корана, запрещающая

прелюбодеяние (по араб. «зина»).

«Не приближайтесь к зина, ибо оно – мерзость и мерзкий путь» (Коран, 17:32).

Смысл этой фразы в том, что запрещено не только само прелюбодеяние, но и все то, что

приближает к нему. Все, о чем шла речь выше, например непристойные песни и танцы,

представляют собой «приближение к прелюбодеянию» ; подобные действия провоцируют

похоть, что толкает человека к греху. Разве не зло то, что они творят?!

61

Профессия ваятеля статуй

Ранее мы отмечали, что Ислам запрещает приобретать статуи и тем более их изготавливать.

Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который говорил: «Я был с Ибн Аббасом,

когда к нему подошел человек и сказал: «О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими

собственными руками, ваяя эти образы!» Ибн Аббас ответил ему: «Мне не остается ничего, кроме

как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (Мир ему): «Кто изваяет образ,

подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в него духа, но он никогда не сможет этого

сделать». Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: «Горе тебе, если ты

ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души»»1.

То же самое относится к созданию идолов и им подобных.

1. Передано аль-Бухари.

Что касается живописи и фотографии, мы ранее отмечали, что дух шариата склонен к их

разрешению или, максимум, к их неодобрению. Но они будут являться запретными, если на них

(на фотографии или на живописном полотне) изображен непристойный вид женщины или

показаны интимные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. То же самое касается

возвеличивающих изображений, как, например, образы ангелов, пророков и других.

Производство алкоголя и наркотиков

Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками

(хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом

участие, является проклятым, по словам Посланника Аллаха (Мир ему). Это же относится и к

наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или

потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам запрещает работать в

любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо

отношение ко всему тому, что относится к хараму.

Коммерческая трудовая деятельность

Ислам в Коране и хадисах Пророка (Мир ему) настоятельно призывает заниматься торговлей, а

также с этой целью совершать поездки и путешествия, что обозначено в Коране, как «поиск

милости Аллаха» . Всевышний сравнивает путешествующих торговцев с теми, кто сражается на

Его пути. Он говорит:

«… некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные

сражаются на пути Аллаха…» (Коран, 73:20).

Аллах в Коране поощряет людей к торговле местной и международной, с использованием морских

путей, которые и сегодня остаются важнейшим международным транспортным средством. По

поводу поощрения в использовании морского пароходства для торговли Всевышний говорит:

«Ты видишь также корабли, бороздящие моря, чтобы вы могли добиваться Его милости:

быть может, вы будете благодарны» (Коран, 35:12).

В других аятах Он описывает ветры, ассоциируя их с движением кораблей:

«Из Его знамений – то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, дабы вы вкусили

Его милостей, дабы плавали корабли по Его воле, дабы вы жаждали Его щедрот. Тогда,

быть может, вы будете благодарны» (Коран, 30:46).

Коран неоднократно подчеркивает милость Аллаха по отношению к людям и обращает внимание

на ее благодать для человека. Так что Коран доказывает через знамения Аллаха мощь и мудрость,

заключенную в кораблях, каждого «…корабля, который плавает по морю с полезными для

людей товарами… » (Коран, 2:164). «Среди Его знамений – плывущие по морю корабли,

подобные горам» (Коран, 42:32).

Аллах упрочил позицию жителей Мекки, превратив их город в процветающий торговый центр

Аравийского полуострова:

«Но разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, к которому привозят

всевозможные плоды, ниспосланные Нами?» (Коран, 28:57).

Подтверждением тому служит мольба Ибрахима:

«Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего

заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к

ним, надели их плодами, — быть может, они возблагодарят Тебя» (Коран, 14:37).

Аллах упрочил позицию курайшитов, предоставив им возможность совершать две торговые

поездки в год. Зимой они направлялись в Йемен, а летом в Шам. Они были в безопасности во

время своих поездок, так как являлись хранителями Дома Аллаха (Каабы). Поклоняясь Единому

Аллаху, Господину Дома и дарителю этой милости, они благодарили его за эту милость:

62

«Ради единения племени курайш, единения их во время зимней поездки в Йемен и

летней поездки в Сирию, пусть они (т.е. курайшиты) поклоняются Господу этого

храма, который накормил их при голоде и избавил от страха» (Коран, 106).

Ислам предоставил мусульманам возможность развивать международную торговлю, ежегодно

собирая их у Своего Запретного Дома:

«… они прибывали к тебе в Мекку и пешком, и на поджарых верблюдах из самых

отдаленных поселений, дабы удостовериться в том, что полезно для них, славить имя

Аллаха…» (Коран, 22:27-28).

Безусловно, одним из важных благ является торговля. Аль-Бухари сообщает, что мусульман

смущало занятие торговлей во время хаджа из-за боязни, что это может скомпрометировать

искренность их намерений или же чистоту их молитв. На это был ниспослан конкретный аят,

говорящий:

«Вы не совершите греха, если во время хаджа будете искать милости от вашего

Господа…» (Коран, 2:198).

Коран одобряет тех, кто регулярно посещает мечети, прославляя своего Господа и днем и

вечером, это «… мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не

забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят …» (Коран, 24:37).

С точки зрения Ислама, истинные верующие — не те, что восседают в мечетях, дервишских

обителях и монастырях. Истинные верующие — это деловые люди (бизнесмены), которых их

мирские дела не отвращают от религиозных предписаний.

Выше мы привели некоторые отрывки из Корана по поводу торговли. Что же касается Пророка

Ислама, то он всячески поощрял торговлю, предписывая для нее свои правила, которые отражены

в его словах, делах и установлениях. Из его мудрых изречений мы знаем следующие слова:

«Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с шахидами (павшими на

пути Аллаха) в День Воскресения» 1. «Честный и заслуживающий доверия торговец будет

вместе с Пророками, праведниками и шахидами» 2.

1. Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом, которые отнесли это высказывание к

достоверным.

2. Передано аль-Хакимом и ат-Тирмизи.

Не удивительно, что Пророк (Мир ему) приравнивал честного торговца к борцам и шахидам на

пути Аллаха. Жизненный опыт подтверждает, что джихад бывает не только на поле брани, но и в

сфере экономики.

Было обещано, что Аллах возвысит торговцев и они получат высокое вознаграждение в будущей

жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли

любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом — победителем

над своей страстью, такой достоин звания муджахеда (борца на пути Аллаха).

Особенностью торговли является и то, что занимающийся ею погружен в подсчеты своего

капитала и прибыли, так что даже во времена Пророка при чтении им пятничной проповеди

народ, сидевший перед ним, услышав о прибывшем торговом караване, кинулся к нему, оставив

Пророка (Мир ему). По поводу этого Всевышний Аллах предостерег людей:

«Но они, едва представится им случай заняться торговлей или предаться

развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять на

возвышении для чтения проповедей. Скажи ,Мухаммад: «То, что у Аллаха, лучше

забав и торговли, и Аллахнаилучший из тех, кто дает удел»» (Коран, 62:11).

Поэтому тот, кто в водовороте коммерческой деятельности сможет остаться на ясной и твердой

позиции пред Аллахом с трепетом в своем сердце и с Его именем на устах, заслуживает того,

чтобы оказаться среди тех, кого облагодетельствует Аллах, подобно пророкам, праведникам и

шахидам.

У нас достаточно много примеров участия Пророка в торговой сфере. Помимо того, что он

занимался укреплением духовности, основывая первую мечеть в Медине, чтобы она стала местом

для поклонения, распространения знаний, призыва к поклонению и центром государства, он

обращал внимание и на экономику. Он образовал чисто исламский рынок вместо рынка Бани

Кайнука, который был под управлением иудеев. Пророк (Мир ему) лично разъяснил и обучил

людей, как следует вести дела, чтобы исключить обман, обвешивание, спекуляцию и тому

подобное. Подробней об этом можно прочитать в разделе «Деловые взаимоотношения» (глава IV).

Среди сподвижников Посланника Аллаха (Мир ему) мы можем встретить искусных торговцев,

ремесленников, земледельцев, а также представителей других специальностей и профессий.

Сподвижники находились вокруг него, когда к нему являлся Праведный Дух с Божьей волей и

ниспосылал божественные откровения, и он разъяснял им эти небесные послания. Все искренне

любили Пророка и жаждали того, чтобы не разлучаться с ним ни на миг. В то же время мы видим,

что каждый сподвижник был занят своим делом. Кто-то отправлялся в торговую поездку, а кто-то

63

сажал пальмы и возделывал свои поля. В случае если кто-либо что-то упустил из передаваемых

Посланником знаний, то он спрашивал о сказанном своих братьев, так как присутствовавший

должен был довести эти знания до отсутствовавшего.

Большинство сподвижников из Медины (ансары) были земледельцами и выращивали финиковые

пальмы, а переселенцы (мухаджиры) из Мекки были предпринимателями и занимались торговлей.

Например, Абдур-рахман Ибн Ауф, мухаджир, и Саид Ибн ар-Рабиа, ансар, по наставлению

Пророка стали братьями по вере после того, как мусульмане Мекки прибыли в Медину. Саид

предложил Абдур-рахману половину своей собственности, один из двух своих домов и попросил

его выбрать одну из своих двух жен, с которой Саид готов был развестись для своего брата. Эта

благородная жертва была с благодарностью отклонена под благородным предлогом: «Пусть Аллах

благословит твое имущество и семью, — сказал Абдур-рахман Саиду. – Я не нуждаюсь в них.

Скажи только, где у вас более оживленная торговля». «На базаре Бану Кайнука», — сказал Саид.

Абдур-рахман направился на базар, прихватив с собой сыр и масло для продажи. Он продолжал

свою коммерческую деятельность до тех пор, пока не стал одним из самых богатых мусульман, и

до конца своей жизни прожил в огромном достатке.

Торговец Абу Бакр ас-Сиддик даже в день избрания его халифом решил направиться на базар.

Умар так говорил о себе: «Шум базаров (торговля) отвлекал меня от слушанья хадисов Пророка

(Мир ему)».

Усман также

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн