Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

занимался торговлей, как и многие другие.

Запретные виды торговли

Ислам запрещает только ту торговлю, что связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией

и всем тем, что порицаемо в Исламе.

Сделки считаются запретными (харам), если они связаны с алкогольными напитками,

наркотиками, свининой, идолами, статуями и прочим, потребление и использование которых

запрещено в Исламе. Любой доход от таких сделок является мерзостью, и пристанищем плоти,

которая вскормлена такими доходами, будет ад. Честность и порядочность в торговле запретным

не спасет этих людей, так как они торгуют тем, против чего выступает Ислам.

Разрешено торговать золотом и шелком, предназначенным для женщин, но не для мужчин.

Торговцы, ведущие разрешенную торговлю, должны всегда быть начеку, чтобы в День

Воскресения не оказаться среди нечестивцев. «А грешники, воистину, будут в аду» (Коран,

82:14).

Однажды, когда Пророк (Мир ему) направился в мечеть, он увидел нескольких торгующих людей

и обратился к ним: «Торговцы!». Они подняли головы и посмотрели на него. Тогда он сказал:

«Торговцы найдут свое место среди нечестивых в День Воскресения, за исключением

тех, кто был богобоязненным, честным и правдивым» 1.

Василя Ибн аль-Аска сказал: «Мы были коммерсантами. К нам выходил Пророк (Мир ему) и

говорил: «Торговцы, остерегайтесь лжи» 2.

Таким образом он предостерегал торговцев от лжи, у которой бывает печальный конец. Ложь

является нечестием, ведущим в ад. Пророк (Мир ему) предостерегал от частых клятв, в

особенности если они содержали ложь, говоря: «На троих в День Воскресения Аллах не будет

обращать внимание и оправдывать их, и уготовано для них мучительное наказание.

Один из них тот, кто продает товар благодаря ложным клятвам» 3.

Абу Саид рассказывал: «Один араб с овцой проходил мимо меня, и я спросил: «Не продашь ли ты

ее за три дирхама?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет!» Однако он ее продал. Я рассказывал об

этом Посланнику Аллаха (Мир ему), который сказал: «Он продал свою будущую жизнь за

мирскую» 4.

1. Передано ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.

2. Передано ат-Табарани.

3. Передано Муслимом и другими.

4. Передано Ибн Хаббаном.

Остерегайтесь обмана, так как обманщику не место в исламской умме.

Остерегайтесь обвешивания. «Горе тем, которые обвешивают».

Остерегайтесь монополизации товара, иначе лишитесь благословения Аллаха и Его Посланника

(Мир ему).

Остерегайтесь ростовщичества, дабы не погубил вас Аллах за это. Как сказано в хадисе,

«осознанное использование дирхама ,полученного от ростовщичества, хуже, чем

совершение тридцати шести прелюбодеяний» 1.

1. Передано Ахмадом.

Более детально мы поговорим об этом в разделе «Деловые взаимоотношения».

64

Труд по специальности

Мусульманин должен зарабатывать за счет своего труда. Где бы он ни работал, будь то

государственное учреждение, организация или у частного лица, он должен соответствовать своей

квалификации, чтобы достойно выполнять свою работу. Недопустимо, чтобы мусульманин

нанимался на работу без соответствующей квалификации, особенно когда это касается области

управления и правосудия.

Абу Хурайра сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал именно о таких мусульманах: «Горе

правителям, руководителям и доверенным лицам! В День Воскресения некоторые из них

скорее пожелают быть подвешенными между небесами и землей, чем нести на себе

ношу, взваленную при жизни» 2.

2. Передано Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.

Абу Зарр рассказывал: «Я спросил: «Посланник Аллаха! Не назначишь ли ты меня (на

должность)?» Пророк (Мир ему) похлопал меня по плечу и сказал: «Абу Зарр, ты слаб, чтобы

тебе доверить это. И в День Воскресения это будет причиной сожаления и позора для

многих, кроме тех, кто берется по праву за дело (кому это по плечу) и способен

выполнить его»»1.

Пророк (Мир ему) говорил: «Есть три категории судей, одна из которых найдет место в раю,

две же других — в аду. Тот, кто найдет место в раю, — это человек, судящий по праву

(знающий свое дело). Тот же, кто знал правду, но выносил неверные решения, или же

тот, кто выносил решения, пребывая в невежестве (то есть неквалифицированно),

найдут место в аду» 2.

Мусульманин не должен стремиться занять высокую должность, даже если он соответствует этому

месту. Тот, кто рассматривает высокую должность как средство для достижения власти над

другими, — раб этой должности, и тот, кто стремится к земной славе, не получит небесного

благословения. Абдур-рахман Ибн Самара рассказывал: «Посланник Аллаха (Мир ему) сказал

мне: «Абдур-рахман, не спрашивай разрешения на наместничество, потому что, если ты

назначен на пост без твоей на то просьбы, к тебе придет помощь, а если ты назначен по

твоей просьбе, ты будешь нести свои обязанности и ответственность в одиночестве»»3.

Анас рассказывал, что Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто ищет место судьи, прося

ходатайства других, предоставлен самому себе, а тому, кто вынужденно занял эту

должность, Аллах пошлет ангела с тем, чтобы показывать ему путь» 4.

1. Передано Муслимом.

2. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

4. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.

Однако если человеку известно, что, кроме него, больше некому сделать определенную работу, и

если в данной ситуации, отказавшись выполнить ее, он тем самым нанесет ущерб общественным

интересам, — ему следует согласиться на эту должность. В Коране рассказана история о Правдивом

Йусуфе (Мир ему), где он предложил правителю:

«Назначь меня смотрителем над хранилищами твоей земли, ибо я — умелый

хранитель» (Коран, 12:55).

Такова этика Ислама, касающаяся поступления на различные должности.

Запретные виды профессий

Из всего вышесказанного относительно разрешенных видов деятельности нужно иметь в виду, что

эти действия не должны быть направлены во вред мусульманам. Недопустимо, чтобы

мусульманин, будучи солдатом или офицером, служил в армии, воюющей против мусульман, или

работал в любой организации, на предприятии или в учреждении, имеющем антиисламскую и

антимусульманскую направленность.

Подобно сказанному выше, любой вид деятельности, способствующий несправедливости или

хараму, является запретным. К таковым видам деятельности относится работа в ростовщических

организациях, в местах продажи алкоголя и тому подобное. Никто, занимаясь такой работой, не

избежит греха, ссылаясь на непрямую причастность к запретному (хараму). Как было сказано

ранее, основным принципом Ислама является следующее: любая деятельность, способствующая

возникновению и распространению харама, сама по себе является харамом. По этой причине

Пророк (Мир ему) проклял того, кто составляет документ на ссуду под процент, и того, кто

свидетельствует этот факт, и также того, кто расходует полученный процент. Проклял он и тех,

кто производит и разливает вино, так же как и пьющих.

65

Однако если человека крайняя необходимость вынуждает из-за отсутствия источника

существования выполнять такую работу, то в этом случае она допускается при условии, что

параллельно человек ищет разрешенный вид деятельности, пока Аллах не дарует ему достойный

труд.

Мусульманин должен стараться избегать сомнительных мест, где он может зарабатывать

внушительную плату, но где будут нарушены его убеждения и где он отступит от своих

религиозных правил. Пророк (Мир ему) сказал: «Оставьте сомнительное и обратитесь к тому,

что не дает вам повода для сомнения» 1.

Он также говорил: «Человек не достигнет степени богобоязненности до тех пор, пока он

не будет остерегаться безвредного из-за боязни, что оно может оказаться вредным» 2.

1. Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и Ибн Хаббаном.

2. Передано ат-Тирмизи.

Общие правила по трудовой деятельности

Общее правило гласит, что Ислам не разрешает своим последователям зарабатывать средства

любым путем, каким они пожелают. Ислам проводит разграничение между законным и

незаконным заработком на основе критериев всеобщего благополучия. Таким образом, любая

деятельность, при совершении которой доходы и прибыли одного человека оборачиваются

потерями и убытком для другого, является незаконной, а любая взаимовыгодная и справедливая

деятельность является законной. Об этом Всевышний говорит:

«О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а

только путем торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте друг друга.

Воистину, Аллах милостив к вам. Мы ввергнем в адский огонь того, кто будет поступать

так, как было сказано, по злому умыслу и склонности к насилию» (Коран, 4:29).

Этот аят закладывает два условия для совершения сделки.

Первое: сделка должна происходить на основе взаимного согласия сторон.

Второе: выгода одной стороны не должна оборачиваться убытками для другой.

Разъясняя значение выражения «не убивайте друг друга» , ученые дают два варианта его

толкования, каждый из которых в целом применим в данном случае. Первый вариант — «не

убивайте друг друга», второй вариант — «не убивайте сами себя своими собственными руками».

В любом случае человек, причиняющий страдания другому ради достижения собственной выгоды,

подобен пускающему себе кровь, т. е. он делает то, что приведет его в конце концов к гибели.

Воровство, взяточничество, азартные игры, обман, мошенничество, ростовщичество и многое

другое, среди чего что-то может делаться по взаимному согласию, не отвечают второму условию,

которое подразумевается в словах Всевышнего Аллаха: «И не убивайте друг друга» 1.

———————————————————————————————————————————-

1. См. книгу Абуль Аля аль-Маудуди «Экономические принципы», стр.152.

ГЛАВА III

ХАЛЯЛ И ХАРАМ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК И В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

2. БРАК

3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

4. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Всевышний Аллах создал человека Своим наместником, дабы он заселял землю и продолжал род

человеческий. Для своего существования человеку требуется возделывать землю и производить

товары, строиться и заселяться, исполнять свои обязанности перед Аллахом. С этой целью Аллах

заложил в человека физиологические потребности, которые способствуют его самосохранению

как личности и как вида.

К таким потребностям относятся прежде всего поиск еды для поддержания жизнедеятельности

организма. Также к одной из важных потребностей относится половое влечение, необходимое для

продолжения человеческого рода, которое является сильнейшей движущей силой, требующей

своего удовлетворения. Люди по-разному относятся к своим половым влечениям и в основном

подразделяются в этом отношении на три категории.

66

Отношение человека к половым потребностям

1. Свободное удовлетворение половых потребностей с любым партнером, где и как угодно, без

соблюдения каких бы то ни было религиозных, нравственных и традиционных норм. Подобная

практика низводит человека до уровня животного и приводит к разложению личности, семьи и

всего общества в целом.

2. Подавление полового влечения. Такая позиция взята на вооружение теми течениями, в основе

которых лежат аскетизм, монашество и другие убеждения, ведущие к уединению и

отшельничеству. Подобный подход к естественному влечению, а также отстранение организма от

детородной функции находится в противоречии с естественными потребностями (что является

мудростью Аллаха), связанными с физиологическим удовлетворением для продолжения жизни.

3. Регулирование процесса удовлетворения данной потребности в определенных границах, при

этом не допускается ее подавления и не предоставляется ей безграничной свободы. Эта позиция

характерна для религий Откровения, которые учредили брак и запретили прелюбодейство. В

частности, Ислам признает необходимость полового влечения и способствует его удовлетворению

посредством вступления в законный брак, но при этом строго запрещает половые отношения вне

брака, а также все то, что может к этому привести. Подобно прелюбодеянию запрещено

безбрачие и отрешенность от законных половых отношений.

Последнее установление является разумным и справедливым, так как, если бы брак был

запрещен, половой инстинкт не мог бы сыграть своей роли в обеспечении непрерывности

человеческого рода; если бы прелюбодеяние и измена не были бы запрещены, был бы подорван

фундамент, на котором строится семья. Не подлежит сомнению тот факт, что такие качества, как

милосердие, любовь, привязанность, способность принести себя в жертву ради других, то есть те

качества, без которых не может гармонично существовать общество, могут развиваться только в

стабильной, прочной семье. Таким образом, если бы не существовала система семейно-брачных

отношений, не существовало бы и общество, посредством которого человечеству предоставляется

возможность двигаться вперед к своему совершенству.

Не приближайтесь к прелюбодеянию (зина)

Неудивительно, что все небесные религии запретили прелюбодеяние (зина) и ведут борьбу с

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн