Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

этим

пороком общества. Ислам, последняя из божественных религий, который жестко запрещает

прелюбодеяние и предупреждает о его пагубных последствиях. Беспорядочные половые связи

ведут к нарушению родословности, порождают внебрачных детей, разрушают семью,

распространяют болезни и создают нравственную деградацию общества. Поэтому истинны слова

Всевышнего:

«И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно — мерзость и мерзкий путь…» (Коран, 17:32).

Известно, что, если Ислам что-либо запрещает, он ставит преграды на пути, ведущем к этому

запретному действию. Запрещаются любые действия, любые средства, ведущие к прелюбодеянию.

Поэтому все, что возбуждает страсть, открывает возможности к внебрачным связям между

мужчиной и женщиной, способствует непорядочности и непристойности, является запретным.

Уединение посторонних противоположного пола (хульва)

Ислам запрещает уединяться посторонним друг другу мужчине и женщине, т. е. тем, кто не

является супругами или близкими родственниками, между которыми невозможен брак, как,

например, мать, сестра, тетя и т. д. Далее это будет разъяснено подробнее.

Запрет объясняется не отсутствием доверия к обоим людям или же к одному из них, напротив,

преследуется цель оградить людей от полового возбуждения и греховных помыслов, подчас

охватывающих мужчину и женщину, которые пребывают наедине друг с другом. Пророк (Мир ему)

сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный день, не уединяется с женщиной, рядом с которой

нет махрама1, иначе Сатана будет третьим» 2.

1 Махрам – родственник, за которого женщина не может выйти замуж.

2 Передано Ахмадом со слов Амира Ибн Рабиа.

Для разъяснения этого хадиса приведем слова Всевышнего, где говорится о женах Пророка (Мир

ему):

«…если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это

безгрешнее для ваших и их сердец…» (Коран, 33:53).

Имам аль-Куртуби, комментируя это, говорит: «Имеется в виду опасность, подстерегающая как

мужчину, так и женщину (находящихся наедине), подвергнуться сомнению (со стороны людей),

(соблюдение этого запрета) отдалит от возможных обвинений и обеспечит надежную защиту

(своей чести). Это подтверждает то, что не следует самонадеянно уединяться с кем-либо

противоположного пола, так как избегать подобного – лучшее средство сохранить себя, свою

душу и остаться добропорядочным»1.

67

1. Аль-Куртуби. «Тафсир», т. 14, с.228.

Пророк (Мир ему) особенно предостерегал женщин от уединения с родственниками мужа

(мужского пола), как, например, с родным или двоюродным братом мужа, поскольку родственная

связь облегчает взаимосвязь между близкими, что иногда приводит к греховным последствиям.

Уединяющиеся родственники противоположного пола подвергаются большей угрозе, чем другие,

поскольку контакт между ними более упрощен, чем с посторонними. То же самое касается и

родственников жены (не состоящих с ней в отношениях махрам), для любого из них запрещено

оставаться наедине с ней, например для ее двоюродных братьев. Пророк (Мир ему) сказал

сподвижникам: «Остерегайтесь входить туда, где находятся женщины» 1. Сподвижник из

ансаров спросил: «О Посланник Аллаха, а что насчет родственников (тесть, свекровь, свояк и т.

д.)?» Он ответил: «С родственниками (уединяться) смерти подобно» (т. е. в этом главная

опасность). Под родственниками женщины подразумеваются здесь близкие по линии ее мужа2.

1. Передали аль-Бухари и Муслим.

2. Ан-Навави разъясняет, что термин «родственники» в данном случае применен к

родственникам мужа, но не к отцу его или его сыновьям, которые для его жены

рассматриваются как махрам и с которыми возможно уединение — к ним не относится

формулировка «смерти подобно». К термину «родственники» относятся брат мужа,

племянник мужа, двоюродные братья мужа и пр., с которыми брак этой женщины был бы

возможен, если бы она не была замужем. Аль-Мазири же придерживается мнения, что под

родственником подразумевается только отец мужа. См. «Фатхуль-Бари», т. 11, с.344.

Имеется в виду, что подобное уединение несет опасность и может обернуться трагедией. Трагедия

для человека, не устоявшего перед соблазном, или для женщины, разведенной из-за подозрения

в ее измене, также трагедия разрушения родственных уз из-за подозрений, бросаемых друг на

друга.

Опасность уединения (хульвы) состоит не только в возможности возникновения сексуального

влечения. Большой моральный ущерб наносят и слухи об интимной жизни, которая должна быть

сокрыта от чужих глаз, распространяемые недоброжелателями, получающими наслаждение от

сплетен; подобные сплетни разрушили многие браки и благополучие многих семей.

Разъясняя значение слов «с родственниками (уединяться) смерти подобно», Ибн аль-Асир говорит:

«В арабском языке такие выражения, как, например, «лев – смерть» или «правительогонь»,

означают, что встреча со львом подобна встрече со смертью, а противоборство с правителем

подобно пребыванию в огне. Здесь имеется в виду, что уединение с родственником таит большую

опасность, чем с посторонним человеком, так как уединение с каким–либо из родственников не

представляет такой сложности, как с посторонним человеком, что в свою очередь может оставить

осадок у мужа и испортить отношения между супругами. Ведь глава семейства не приемлет

вмешательства кого-либо в его домашний очаг.

Вожделенный взгляд на представителей противоположного пола

Ислам запретил мужчинам с вожделением смотреть на женщин, а женщинам на мужчин. Известно,

что глаз является ключом к сердцу, а взгляд — посланником соблазна, несущим в себе

информацию о желании совершения прелюбодеяния. Древний поэт так сказал: «Все начинается со

взгляда, а огромное пламя порождает ничтожная искра».

А современный поэт провозглашает следующее: «Взгляд, за ним улыбка, потом приветствие и

беседа, затем договоренность и встреча».

Именно поэтому Всевышний повелел верующим мужчинам и женщинам опускать друг перед

другом глаза, дабы сохранить свое целомудрие:

«Скажи Мухаммад верующим мужчинам, чтобы они опускали взоры и оберегали свое

целомудрие. Это – непорочнее для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они

творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взоры и оберегали свое

целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые

видны; пусть они прикрывают головными покрывалами вырез на груди и не

показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих

свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей

своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или своих невольников,

или слуг из мужчин, у которых нет вожделения, или детей, которые не ведают о

женской наготе; пусть они не бьют своими ногами, так чтобы стали видны скрываемые

украшения…» (Коран, 24:30-31).

В этих аятах содержится несколько божественных предписаний. Первые два направлены к

мужчинам и женщинам, а именно: опустить взоры и оберегать целомудрие, остальные же

адресованы исключительно женщинам.

68

Необходимо подчеркнуть, что не дается конкретного запрета «не смотреть», а говорится

«опускать взор» . В указаниях «оберегать свое целомудрие» и «опускать свои взоры»

имеется разница. То, что касается целомудрия, то оно должно сохраняться безоговорочно, а то,

что касается взора, Всевышний позволяет смотреть в необходимых для этого случаях, о чем вы

прочтете ниже.

«Опускание взора» не означает, что следует закрыть глаза и опустить голову до земли, не в

этом суть, и это просто невозможно. В одном из аятов Корана говорится: «Умеряй голос»

(31:19), однако это не означает сомкнуть губы и замолчать. В данном случае «опускание взора»

означает отвести взор от всякого проходящего и встречного человека противоположного пола,

дабы не увлечься им. Пророк (Мир ему) сказал Али Ибн Абу Талибу: «Али! Не останавливай

взгляда (на женщине). И ты не можешь взглянуть дважды»1.

Пророк (Мир ему) считал похотливые взгляды, направленные на лиц противоположного пола,

прелюбодейством глазами, говоря: «Глаза могут прелюбодействовать, а их прелюбодейство

взгляд» 2 .

Пророк называет такой взгляд прелюбодейством, так как он направлен на утоление полового

влечения незаконным способом.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

2. Передано аль-Бухари и другими.

А вот что сказал Иисус (Мир ему) в Евангелии от Матфея: «Вы слышали, что было сказано: «Вы не

совершите супружеской измены». Но я говорю вам, что всякий, кто много смотрит на женщину с

дьявольским желанием ее, уже совершил в своем сердце измену с ней» (Евангелие от Матфея,

5:27-28).

Разумеется, подобные вожделенные взгляды не только таят в себе опасность для целомудрия, они

могут привести к смятению мыслей и возбуждению сердца. Поэт говорит:

«Если вы допустите блуждать вашим взглядам

Много отвратительных зрелищ заставит чахнуть ваше сердце

Та, кого вы видите, не может принадлежать вам целиком

И ваше сердце не согласится с тем малым, что вы увидели».

Запрещено смотреть на аурат других людей

Необходимо избегать взгляда на аурат. Пророк (Мир ему) также запретил смотреть мужчинам на

аурат мужчин, а женщинам на аурат женщин, при этом не имеет значения, делается это с

вожделением или нет. Он сказал: «Мужчина не должен смотреть на аурат другого

мужчины, а женщина на аурат другой женщины. Не должен один мужчина быть под

одним покрывалом с другим мужчиной, а одна женщина под одним покрывалом с

другой женщиной» 2.

2. Передали Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ученые хадисоведы, основываясь на этом

хадисе, считают, что двое мужчин или две женщины не должны лежать под одним

покрывалом, где они соприкасались бы друг с другом.

Согласно хадису, аурат мужчины, запретный как для взглядов мужчин, так и для женщин,

находится от пупка до колена. Хотя некоторые ученые, такие, как Ибн Хазм и законоведы

маликитской школы, не считают ляжку ауратом.

Ауратом женщины по отношению к постороннему мужчине является все ее тело, за исключением

лица и кистей рук. Что касается ее аурата по отношению к махрамам (ее отец, брат и т. д.), то об

этом прочтете ниже.

Запрещено не только смотреть на аурат, но и тем более касаться его рукой или любой другой

частью тела.

Запрет, связанный со взглядом на аурат или прикосновением к нему, может быть пересмотрен в

случае крайней необходимости, например при оказании первой медицинской помощи или

лечении. Но при этом не должно быть место искушению и вожделению.

На что допустимо смотреть у мужчин или женщин

Из вышеприведенного ясно, что женщина может смотреть на тело мужчины, кроме тех его частей,

которые признаны как аурат (от пупка до колена), но при условии, что в ее взгляде не будет

присутствовать вожделения и опасности для соблазна. Посланник Аллаха (Мир ему) разрешил

Айше смотреть на абиссинцев, которые метали копья во дворе мечети Пророка, она наблюдала за

их занятием до тех пор, пока ей это не показалось достаточным, и она удалилась1.

69

Подобным же образом мужчине разрешено смотреть на женское лицо и кисти рук, если это не

вызывает вожделения и соблазна.

Айша рассказывала, что ее сестра Асма однажды пришла к Пророку (Мир ему) в тонкой и

прозрачной одежде, через которую просматривалось ее тело. Пророк (Мир ему) отвернул свой

взор и сказал ей: «Асма! Когда женщина достигает половой зрелости, ничего у нее не

должно быть видно, кроме этого и этого» 2, и он показал на свое лицо и кисти рук.

1. Передали аль-Бухари и Муслим.

2. Передал Абу Дауд.

Несмотря на то что хадис относится к слабым, его подтверждают достоверные хадисы, в которых

разрешается видеть лицо и кисти рук у женщин.

Резюме: обычный взгляд на какую-либо часть тела мужчины или женщины, не являющуюся

ауратом, допустим в тех случаях, когда он не является повторяющимся и пристальным, так как в

противном случае он подразумевает вожделение и провоцирует соблазн.

Благодаря своей благосклонности Ислам прощает человеку, который по ошибке взглянул на

запретное. Джарир Ибн Абдулла рассказывал: «Я спросил Посланника Аллаха (Мир ему) о

случайном взгляде. Он ответил: «Отврати свой взгляд» 1 в том смысле, что не надо устремлять

свой взгляд вновь.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, Муслимом и ат-Тирмизи.

Что может показывать женщина из того, что ее красит

Мы разъяснили тему об опускании взора мужчинами и женщинами по отношению друг к другу, о

чем сказано

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн