Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

в двух вышеприведенных аятах. Во втором аяте также содержатся и другие

божественные предписания.

а) Всевышний говорит:

«Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны»

(Коран, 24:31).

К прикрасам женщин относится все, что их красит. Будь это лицо, волосы и другие

привлекательные части тела, а также наряды, бижутерия и косметика. В этом аяте Всевышний

Аллах предписывает женщинам не выставлять напоказ своих прикрас, «за исключением тех,

которые видны».

Существуют некоторые расхождения во мнениях среди ученых в понимании формулировки «тех,

которые видны» . То ли здесь имеется в виду, что стало видно непреднамеренно, например

раскрылось в результате дуновения ветра, то ли это те места, что не относятся к аурату.

Большинство законоведов раннего периода принимают последнее толкование. В комментарии

Ибн Аббаса слова «тех, которые видны» отнесены к сурьме и кольцу. Так же и у Анаса.

Для того чтобы увидеть разрешенные для показа подкрашенные сурьмой глаза и надетые кольца,

необходимо, чтобы были открыты лицо и кисти рук, как об этом заявляют Саид Ибн Джубейр, Ата

и аль-Авзаи. Айша, Катада и другие добавляют к этому показ браслетов в качестве украшений.

Подобное толкование подразумевает, что может быть открыта также и часть руки. Правда, разные

правоведы по-разному определили, какую часть руки допустимо показывать.

Однако другие законоведы, такие, как Абдулла Ибн Масуд и ан-Нахаи, ограничивают понятие

«тех, которые видны» только верхней одеждой, так как ее невозможно скрыть.

Предпочтительней все же ограничить понятие «тех, которые видны» лицом и кистями рук, всем

тем, что имеется на них, например кольцо или сурьма (не допуская при этом излишеств), чтобы

все это соответствовало тому, что передали сподвижники и последователи1.

Однако современная косметика, используемая сегодня женщинами для щек, губ, ногтей и т. д.,

относится к недопустимым излишествам, которые возможно использовать исключительно у себя

дома.

1. Данного мнения придерживаются ат-Табари, аль-Куртуби, аз-Замахшари, ар-Рази и др.

толкователи Корана. Об этом можно прочитать в их тафсирах суры «Ан-Нур».

Сегодня мы видим, как широко женщины используют косметику, чтобы привлекать внимание

мужчин, что само по себе является запретным (харам).

Подразумевать верхнюю одежду под словами «тех, которые видны» неприемлемо, так как то,

что естественно, не требует разрешения, и то же касается раскрывшейся от дуновения ветра

одежды (произошедшей по не зависящей от нее причине).

Разрешение оголять лицо и кисти рук связано с тем, что не надо стеснять женщин. Особенно это

касается тех моментов, когда им приходится выполнять какую-либо работу, например вдове,

вынужденной подрабатывать, чтобы прокормить свою семью, или в нуждающейся семье жене,

которая вынуждена помогать мужу в его работе и т.д. В таких ситуациях покрытое лицо и кисти

рук создают большое неудобство для женщины.

70

Аль-Куртуби говорит: «Поскольку лицо и кисти рук в обыденной жизни и в ритуальных

поклонениях, таких, как намаз и хадж, открыты, то становится понятным, что исключение «тех,

которые видны» относится к ним (лицу и кистям рук). Свидетельством этого служит сообщение

Абу Дауда, переданное со слов Айши, которая сказала, что Асма, дочь Абу Бакра, как-то раз

пришла к Пророку (Мир ему), одетая в прозрачное одеяние. Пророк (Мир ему), как уже

говорилось, отвернулся от нее и сказал: «Асма! Когда женщина достигает половой зрелости,

ничего у нее не должно быть видно, кроме этого и этого» 2, и он показал на свое лицо и

кисти рук.

Из слов Всевышнего: «Скажи верующим мужчинам, что им следует опускать свои взоры» —

становится ясно, что лица женщин, живших во времена Пророка (Мир ему), не были прикрыты.

Если бы все тело, включая лицо, было прикрыто, не имело бы смысла предписывать им опускать

свой взор, так как не на что было бы смотреть.

Во избежание падения нравов, которое мы наблюдаем сегодня, мусульманка должна стараться

скрывать свои украшения и, по возможности, лицо, особенно если она красива.

б) Всевышний Аллах говорит:

«Пусть они покрывают головными покрывалами вырез на груди» (Коран, 24:31).

Мусульманка обязана укрывать свою голову, грудь и шею от посторонних глаз.

в) Всевышний Аллах говорит:

«И не показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей, отцов…» (Коран,

24:31).

Данное предписание запрещает верующим женщинам открывать свои красоты (уши, волосы, шею,

голень) перед посторонними мужчинами, перед которыми дозволено обнажать только лицо и

кисти рук («тех, которые видны» ).

Определены двенадцать категорий людей, на которых не распространяется данный запрет:

1. «Своих мужей». Муж и жена могут видеть друг у друга все, что они пожелают. В хадисе

говорится: «Скрывай свою наготу (аурат) от всех, кроме своей жены».

2. «Своих отцов», включая деда по отцовской и материнской линии.

3. «Отцов своих мужей (свёкров)» , поскольку они стали отцами и для жен.

4. «Своих сыновей» , а также внуков, как от сыновей, так и от дочерей.

5. «Сыновей своих мужей» , что необходимо для полноценного общения, поскольку она

считается их матерью.

6. «Своих братьев» , включая сводных по отцу и матери.

7. «Сыновей своих братьев» , поскольку категорически запрещен брак между мужчиной и его

тетей со стороны отца.

8. «Сыновей своих сестер», поскольку категорически запрещен брак между мужчиной и его

тетей со стороны матери.

9. «Своим женщинам» , здесь имеется в виду женщины – родственницы и мусульманки. К

немусульманке — тот же вердикт, что и к постороннему мужчине.

10. «Своим невольникам» — это относится к слугам-рабам, поскольку Ислам рассматривает их в

качестве членов семьи. Некоторые ученые ограничивают данное разрешение только по

отношению к слугам женского пола.

11. «Слугам из мужчин, у которых нет вожделения» — это относится к наемным людям или

прислуге, которые в силу физических или умственных причин лишены полового влечения.

12. «Детям, которые не ведают о женской наготе» , — это маленькие дети, которые не

осознают полового влечения. Но после осознания, даже без половой зрелости, на них также

налагается запрет.

В этом аяте не упомянуты дяди со стороны отца и матери, потому что они традиционно имеют тот

же статус, что и отец. В хадисе говорится: «Дядя подобен его отцу» 1.

1. Передано Муслимом.

Аурат женщины

Из вышеизложенного мы знаем, что все, что не разрешено показывать женщине, является ее

ауратом, который она должна прикрывать, так как его обнажение является харамом.

Следовательно, для всех посторонних мужчин и для немусульманок все тело женщины, кроме

лица и кистей рук, считается ауратом. Ар-Рази говорит, что Ислам разрешил женщине открывать

те части тела, а именно кисти рук и лицо, которые необходимо открыть для выполнения

ежедневных дел; однако Ислам предписывает скрывать то, в обнажении чего нет необходимости.

Вместе с тем женщине прощаются случайные обнажения ее тела или же обнажения, вызванные

необходимостью. Это доказательство мудрости и гибкости Ислама. Ар-Рази также говорит, что,

поскольку открытие лица и кистей рук является необходимостью, у законоведов нет иного

выхода, кроме как согласиться с тем, что лицо и кисти рук не являются ауратом. Что касается

71

стопы, то в ее обнажении нет необходимости и нет греха, хотя имеются разночтения: является

стопа ауратом или нет?1

Что касается перечисленных выше в аяте суры «Ан-Нур» двенадцати категорий людей, то

женщине разрешено обнажать перед ними свои волосы, уши, шею, руки и голень (о которых в

аяте говорится как о красе). Другие части ее тела, такие, как спина, живот, ляжки и срамные

места, не обнажаются ни перед кем, кроме как перед своим мужем.

Приведенное выше толкование аята точнее, чем то, которое утверждают некоторые ученые,

считая, что аурат женщины, по отношению к махраму находится между пупком и коленом.

Однако, разъясняя данный аят, другие ученые утверждают, что аурат женщины по отношению к

махраму — это то, что у нее обычно закрыто во время домашней работы, т.е. то, что открывается

при исполнении ею домашней работы, может видеть махрам.

1. Фахруд-Дин ар-Рази. «Тафсир», т.20, с.205-206.

Для этого Всевышний Аллах предписывает верующим женщинам покрываться в просторные

одеяния, дабы отличаться от неверующих и порочных женщин. Всевышний предписал Своему

Пророку (Мир ему) довести до всей уммы Свое божественное послание:

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы

они туго затягивали свои покрывала ( джальбаб). Так их будут лучше отличать от

других женщин и не подвергнут оскорблениям» (Коран, 33:59). Джальбаб – просторная

верхняя одежда.

В период джахилийи некоторые женщины выходили из дому в одежде, обнажавшей их

привлекательные части тела, в частности верхнюю часть груди, шею и волосы. Потому и был

ниспослан аят, предписавший верующей женщине одеваться в полностью закрывающую тело

одежду (джальбаб), дабы защитить целомудрие мусульманок от окружавших их непристойных

людей.

Из этого аята следует, что причиной данного предписания явился не страх перед неприличным

поведением женщины или недоверие к ней, как утверждают некоторые, а обеспокоенность за ее

честь, на которую посягают блудники и беспутные. Ведь женщина, которая обнажает части своего

тела, идет соблазнительной походкой, говорит зазывающим тоном, тем самым привлекает к себе

мужчин. Именно это подчеркивает аят Корана:

«… не ведите с посторонними мужчинами любезных речей – не то возжелает вас тот,

чье сердце порочно …» (Коран, 33:32).

Поэтому Ислам настаивает на том, чтобы мусульманские женщины покрывались и оберегались.

Тут не может быть никаких уступок, за исключением престарелых женщин. Всевышний Аллах

говорит:

«Не запретно престарелым женщинам, неспособным к деторождению, снимать

покрывало или плащ при чужих мужчинах, если они при этом не показывают своей

красы. Скромно воздерживаться от этого все же лучше для них. А Аллах — Слышащий,

Знающий» (Коран, 24:60).

Слова «престарелым женщинам» относятся к тем, кто переступил черту детородного возраста,

не расположены к браку или половой близости. Аллах облегчил их положение тем, что они могли

снять верхнюю одежду. Однако при условии, «… если они при этом не показывают своей

красы» , т.е. не с целью показа своей красы, а для облегчения и удобства. Несмотря на это

разрешение, для них все же предпочтительнее и лучше скромно воздержаться от этого, дабы быть

более полноценными и далекими от сомнительного: «Скромно воздерживаться от этого все

же лучше для них».

Посещение женщиной общественных бань

Заботой Ислама является и то, что он предписывает покрывать аурат. Посланник Аллаха (Мир

ему) предостерегал женщин от посещения общественных бань и обнажения своего тела перед

другими женщинами, дабы ее тело не стало темой для обсуждения среди людей.

Подобным же образом Пророк (Мир ему) предостерегал мужчин появляться в обществе людей без

прикрытого аурата. Джабир передает, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Всякий

верующий в Аллаха и Судный День не должен входить в общественную баню, не

прикрыв аурат, и всякий верующий в Аллаха и Судный День не должен позволять своей

супруге входить в общественную баню» 1.

1. Аль-Мунзари сообщает в своей книге «Ат-Таргиб», что это было передано ан-Насаи и ат-

Тирмизи, которые отнесли данную информацию к достоверной.

72

Айша сказала: «Вначале Посланник Аллаха (Мир ему) запретил людям ходить в общественные

бани, а затем разрешил мужчинам посещать их, имея при себе нижнее белье (прикрывающее

аурат)» 1.

1. Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Исключение из данного запрета сделано для женщин, страдающих болезнями, а также рожениц.

Абдулла Ибн Амр передал слова Пророка (Мир ему) в отношении общественных бань: «Мужчина

не должен входить туда без нижнего белья. И запрещается (входить туда) женщинам,

кроме больных и рожениц» 2.

2. Передали Ибн Маджа и Абу Дауд. Один из рассказчиков — Абдур-рахман Ибн Зийад Ибн

Анам аль-Ифрики.

Цепочка передачи хадиса слабая, но он согласуется с правилами шариата,

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн