Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

охраняться

из соображений этики и взаимопонимания. Однако если первый проситель отменит

78

договоренность или же передаст свое разрешение второму, то в этом не будет ничего

предосудительного.

Муслим сообщил, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Верующийбрат другому

верующему. Поэтому недопустимо верующему набавлять цену, когда его брат делает

покупку или же делать предложение девушке, уже сосватанной другим».

Аль-Бухари сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: «Мужчина не может делать предложение

женщине, посватанной за другого, пока тот не отменит эту договоренность или не даст

своего согласия».

Согласие на вступление в брак

Решение относительно вступления в брак является правом девушки, и ни ее отец, ни опекун не

имеют права принуждать ее выйти замуж против ее воли. Пророк (Мир ему) сказал: «Женщина,

бывшая в браке, обладает большими правами, чем ее опекун. У девушки же требуется

ее согласие, ее молчание также означает согласие» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Девушка пришла к Пророку (Мир ему) и сообщила ему о том, что отец выдает ее замуж за

двоюродного брата против ее желания, и Пророк (Мир ему) разрешил ей самой сделать выбор.

Тогда она сказала: «Я согласна с решением своего отца, но я хотела показать другим, что в таких

делах решает не отец». Отец не имеет права откладывать женитьбу своей дочери, если

предложение исходит от благочестивого, религиозного и достойного человека. Пророк (Мир ему)

сказал: «Три вещи не следует откладывать: намаз, когда приходит его время;

погребение, когда прибыла похоронная процессия; и брак вдовы, когда нашелся

достойный мужчина» 1. Далее он говорил: «Если тот, кто удовлетворяет вас своей

религиозностью и характером, просит руки вашей дочери, уступите его просьбе. Если вы

этого не сделаете, то будут посеяны искушение и большие пороки на земле» 2.

1. Передано ат-Тирмизи.

2. Передано ат-Тирмизи.

Женщины, на которых запрещено жениться

Мусульманину запрещается жениться на одной из нижеперечисленных категорий женщин:

1. Жена отца, разведенная или овдовевшая. Во времена джахилийи подобные браки были

разрешены. Однако Ислам запретил их, так как жена отца становится для детей заменой матери

(мачеха) и данный запрет наложен с целью сохранения чести отца и уважения к нему. Более того,

данный запрет является безоговорочным и направлен на укрепление взаимоотношений на основе

уважения и достоинства.

2. Мать и бабушки со стороны отца и матери.

3. Дочь, включая внучек со стороны сына и дочери.

4. Сестра, включая сводных сестер по отцу и матери.

5. Тетя со стороны отца, независимо от того, родная она или сводная по отцу или матери.

6. Тетя со стороны матери, независимо от того, родная она или сводная по отцу или матери.

7. Дочь брата, т.е. племянница.

8. Дочь сестры, т.е. племянница.

Все вышеперечисленные категории женщин в Исламе называются «запретными», так как

мусульманин никогда и ни при каких условиях не может жениться на них. Мужчину также в

отношении этих женщин называют «запретным», т.е. махрам. Вступление в брак с махрам

категорически запрещено кому бы то ни было.

Смысл данного запрета следующий:

а) Возникновение полового влечения по отношению к таким близким родственникам, как мать,

сестра и дочь, являются инстинктивно чуждым человеческой природе и даже для многих видов

животных. Обычно человек воспринимает свою тетю по отцовской и материнской линии как мать,

а своего дядю как отца.

б) Если бы шариат не наложил этого запрета, это повлекло бы за собой опасные последствия,

поэтому и были преграждены пути, ведущие к возникновению полового влечения между

родственниками.

в) С одной стороны, такой порядок поддерживает родственные узы, взаимоуважение и почтение,

а с другой, способствует расширению родственного круга за счет вступления мужчины в брак на

женщине из другого рода: «…чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и

взаимную благосклонность между вами (супругами)» (Коран, 30:21).

79

г) Родственные чувства любви и привязанности между мужчиной и его близкими родственницами,

которые перечислены выше, должны быть крепкими. В результате разводов от межродственных

браков создается проблема для сосуществования самых близких друг другу людей, вследствие

супружеских неурядиц приведших к разводу родственников.

д) Потомство, рожденное в браках, заключенных между близкими родственниками по крови, как

правило, слабое и нездоровое. Более того, если для членов семьи характерны физические и

умственные изъяны, то эти изъяны еще более дадут о себе знать у детей, рожденных от подобных

браков.

е) Женщина нуждается в ком-либо, отстаивающем ее права и оказывающем ей поддержку в

случае возникновения трений с мужем, особенно если отношения между ними становятся

натянутыми. Такую поддержку женщина обычно получает от своего близкого родственника, и что

же будет, если он окажется ее мужем?

Запрет брака на кормилице

9. Мусульманину запрещено вступать в брак с женщиной, которая вскармливала его в

младенчестве своей грудью, так как она является его молочной матерью (кормилицей). Благодаря

молоку кормилицы формировалась его плоть, а с ним прививались материнские и сыновние

чувства. И хотя эти чувства могут угасать со временем, все равно они остаются в подсознании

человека и могут время от времени давать о себе знать.

Кормилицей считается та женщина, которая кормила младенца в первые два года его жизни,

когда грудное молоко считается основной пищей для ребенка. При этом кормление должно быть

произведено не менее 5 раз, в каждом из которых младенец должен насытиться так, чтобы он сам

отказывался от груди.

После анализа всех хадисов по данной тематике наиболее оптимальный вариант для объявления

женщины кормилицей — это кормление не менее 5 раз.

10. В категорию запретных входят молочные сестры. Дети кормящей чужого ребенка женщины

становятся по отношению к этому ребенку молочными сестрами или братьями, а их дяди и тети

становятся друг для друга родными. Как говорится в хадисе, «запрещения по молочному

родству те же, что и по кровному» 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Как брак с тетками и дочерьми братьев и сестер запрещен по родственным мотивам, так же он

запрещен по молочному родству.

Некровные родственники

11. В категорию запретных входит и теща. Брак с этой женщиной становится запретным с момента

заключения брачного договора с ее дочерью, при этом не имеет значения, имел мужчина с

невестой интимную связь или нет. Сам по себе акт вступления в брак предоставляет теще статус,

равный статусу матери.

12. В категорию запретных входит и падчерица (дочь жены от предыдущего брака). Мужчина не

может жениться на своей падчерице, если он имел половую связь с ее матерью, своей женой.

13. В категорию запретных входит невестка, т.е. жена родного, неприемного сына. Ислам

запрещает каноническое усыновление, поскольку это противоречит реальности и

действительности, что в свою очередь приводит к запрету того, что разрешено, и разрешению

того, что запрещено. Всевышний говорит:

«… и не сделал ваших приемных сыновей вашими кровными сыновьями. Одно дело

это ваши слова из ваших уст…» (Коран, 33:4).

Под этим имеется в виду, что всего лишь словесное выражение не может изменить реальности,

превратить чужого человека в кровного родственника.

В перечисленных трех случаях, которые образуют родство, запрещено вступать в брак во имя

сохранения мира и благополучия между некровными родственниками.

Женитьба на сестрах

14. В отличие от обычаев периода джахилийи Ислам запретил брать в жены двух сестер

одновременно, дабы это не стало причиной разрушения притягивающих друг к другу чувств

между сестрами, которые могут появиться в совместном проживании с общим мужем. В Коране

налагается запрет на вступление в брак с двумя сестрами, а в дополнение к этому Посланник

(Мир ему) говорит: «Мужчина не может одновременно находиться в браке с женщиной и

ее тетей (по отцу или матери)» 1. Далее он сказал: «Поступая так, вы разрываете

родственные связи» 2.

Если Ислам бережет кровное родство, то как он может допускать его разрыв?!

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ибн Хаббаном.

80

Замужние женщины

15. Если женщина состоит в браке, то ее брак с другим мужчиной недопустим. Она может выйти

замуж за другого только при условии выполнения следующих двух условий:

1) Если брак женщины прерван из-за смерти мужа или развода с ним.

2) Если закончился период ожидания (идда), предписанный Аллахом. Для беременной женщины

данный период заканчивается с рождением ребенка. Если женщина овдовела, но не беременна,

период идда длится четыре месяца и 10 дней, если же она разведена и неизвестно, беременна ли

она, идда продолжается в течение трех менструальных циклов. Для женщины, у которой по

какой-либо причине отсутствует менструация, идда продолжается три месяца. Идда необходима

для того, чтобы очистилась матка женщины, дабы не произошло смешения между прошлым и

настоящим браком и было ясно, от кого родится ребенок. Всевышний Аллах говорит:

«Разведенные должны выжидать, не выходя замуж, три срока регул. Не дозволено им,

если они веруют в Аллаха и в Судный День, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах»

(Коран, 2:228).

«Те из ваших жен, у которых прекратились месячные, если вы сомневаетесь по

возрасту в их беременности, установленный им срок до вступления в новый брак

три месяца, как и для тех, которые не достигли возраста месячных. Для тех же жен,

которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от

бремени» (Коран, 65:4). «Если же кто-то из вас упокоится и оставит после себя жен, то

они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и 10 дней…» (Коран, 2:234).

Из данных пятнадцати категорий женщин-родственниц, для которых запрещен брак,

четырнадцать упомянуты в суре «Ан-Ниса», где Всевышний говорит:

«Не берите в жены тех женщин, на которых были женаты ваши отцы, если только это не

произошло прежде. Воистину, это мерзко, скверно, и отвратителен такой путь. Запретны

вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со

стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры,

матери ваших жен, падчерицы – ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись

(а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах);

запретны вам также жены ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно

на двух сестрах, если это не случилось прежде, — воистину, Аллах Прощающий,

Милостивый» (Коран, 4:22-23).

Многобожницы

16. Запрещается жениться на многобожницах, поклоняющихся различным богам (идолам), как

доисламские арабы или подобные им.

Всевышний Аллах говорит:

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая

невольница лучше свободной многобожницы, если даже та и нравится вам. Не

выдавайте дочерей замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И,

конечно, верующий раб лучше свободного многобожника, хотя бы он и нравился вам.

Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего

соизволения…» (Коран, 2:221).

В данном аяте говорится, что мусульманину не дозволено жениться на многобожнице, а

мусульманке выходить замуж за многобожника, поскольку между двумя системами

вероисповедания лежит огромный непреодолимый разрыв. Одна призывает людей в рай, а другая

— в ад. Мусульмане верят в Аллаха, Его посланников и в Судный День, многобожники придают

Аллаху сотоварищей, отрицают пророчество и Судный День.

Брак подразумевает гармонию и любовь. Возможно ли сосуществование таких противоположных

друг другу людей?

Брак с женщиной из людей Писания

В Коране допускается женитьба на людях Писания — иудейках или христианках, поскольку они

являются последователями Писания, ниспосланного Господом. Хотя они исказили и изменили его,

их вера имеет божественное происхождение, и поэтому для мусульман дозволена их пища и

женитьба на их женщинах. Всевышний говорит:

«Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные

женщины из уверовавших и целомудренные

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн