женщины из числа тех, кому даровано
Писание до вас, дозволены вам для женитьбы, если вы уплатите выкуп за них, если
вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами» (Коран,
5:5).
81
Такая позиция по отношению к другим религиям и народам свидетельствует о терпимости Ислама.
Несмотря на то что Ислам осуждает людей Писания за их неверие и заблуждение, он разрешает
мусульманам вступать в брак с христианскими и иудейскими женщинами, которые, не меняя своей
религии, становятся их супругами, хранительницами их семейного очага, матерями их детей,
источниками покоя и соратниками. Вот что говорится в Коране в отношении брака:
«Другое из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы
находили успокоение в них, и учредил любовь и взаимную благосклонность между
вами» (Коран, 30:21).
Однако необходимо обратить внимание на то, что предпочтение необходимо отдавать
мусульманке, соблюдающей свою религию, а не той, что лишь номинально унаследовала Ислам от
своих родителей. Пророк (Мир ему) говорит: «Возьми ту, которая религиозна, и
преуспеешь» 1.
1. Передано аль-Бухари.
Не оставляет сомнения и то, что независимо от того, какова мусульманка, но она все же лучше
для мусульманина, чем любая представительница людей Писания. Если у мусульманина закралось
хоть малейшее подозрение в том, что жена немусульманка может оказать влияние на веру и
мировоззрение его детей, ему необходимо принять меры предосторожности.
Если мусульмане составляют меньшинство в стране (являются диаспорой), мужчинам из
мусульманской общины в таком случае следует запретить жениться на немусульманках, поскольку
подобные браки могут лишать мужей находящихся в диаспоре мусульманок, что недопустимо.
Такого рода ущерб, наносимый для общины, вынуждает приостановить разрешение жениться на
представительницах людей Писания1.
1. В последних фетвах Кардави добавил еще один довод против такого брака. Это проблема
воспитания детей в немусульманском государстве с женой, принадлежащей к другому
вероисповеданию (примечание перев.)
Замужество мусульманок на немусульманах
Ни при каких обстоятельствах мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, даже если
он из людей Писания. Об этом ясно сказано в Коране:
«Не выдавайте дочерей замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру»
(Коран, 2:221).
Всевышний в отношении мусульманок (переселившихся в Медину) говорит:
«Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо
неверным не дозволено жениться на них, а верующим женщинам не дозволено
выходить замуж за неверных» (Коран, 60:10).
В тексте не делается исключения для людей Писания, и запрет замужества распространяется на
всех, кроме мусульман.
Ислам разрешил мусульманину вступать в брак с иудейкой и христианкой, но не позволил этого
для мусульманки, объяснив это тем, что мужчина является главой семьи и ответственным за свою
жену. И если Ислам гарантирует свободу вероисповедания и обычаев христианским и иудейским
женам мусульманина, охраняя их права в соответствии с их верой, то другие религии, как,
например, иудаизм и христианство, не гарантируют женщине другой веры свободу
вероисповедания и обычаев, не охраняют они и ее прав. Как может в таком случае Ислам
рисковать будущим своих дочерей, отдавая их в руки людей, которые не почитают их религии, не
проявляют заботу о защите их прав?
Брак между мужчиной и женщиной различного вероисповедания может быть основан только на
уважении мужем веры своей жены; в другом случае добрые отношения между ними никогда не
возникнут. Мусульманин верит в то, что иудаизм и христианство возникли как Божественное
Откровение, хотя со временем они были искажены. Он также верит в то, что Тора явилась
откровением Моисею, а Евангелие — Иисусу, и оба они являются выдающимися Посланниками
Аллаха. Поэтому христианка или иудейка — жена мусульманина — находится под защитой мужчины,
уважающего основы ее веры, ее Писания, ее Пророков, но ни иудей, ни христианин не признают
божественного происхождения Ислама, его Священного Писания и Пророка (Мир ему). Как в
подобном случае может мусульманка жить с таким мужчиной, ведь ее религия требует от нее
соблюдения ряда обязательств и поклонений. Для мусульманки было бы невозможным сохранять
в себе уважение к своей вере, если она на каждом шагу будет наталкиваться на препятствия со
стороны мужа – главы семейства.
В отношении же к многобожникам Ислам подходит с позиции рациональности. Как можно
жениться мусульманину на той, что поклоняется различным божествам или идолам, которые
неприемлемы в Исламе? И какая может быть между такими супругами умиротворенность, любовь и
82
Прелюбодейки
17. Здесь под прелюбодейками подразумеваются женщины, которые торгуют своим телом
(проститутки). Имеется сообщение о том, что Марсад Ибн Абу Марсад спросил разрешение у
Пророка (Мир ему) вступить в брак с проституткой по имени Анак, с которой у него были
отношения до Ислама. Пророк (Мир ему) не дал ему ответа до тех пор, пока не было ниспослано
ему откровение Аллаха:
«Прелюбодей может жениться только на прелюбодейке или же многобожнице. На
прелюбодейке может жениться только прелюбодей или многобожник. А верующим это
запрещено» (Коран, 24:3).
Пророк (Мир ему) процитировал этот аят Марсаду и сказал: «Не вступай в брак с ней» 1.
1. Эта история передана Абу Даудом, ан-Насаи и ат-Тирмизи.
Всевышний Аллах разрешил мусульманам вступать в брак с целомудренными женщинами —
мусульманками или с целомудренными женщинами из людей Писания. Он узаконил брак для
мужчин при условии, что они могут «на свои средства найти себе целомудренных женщин
для женитьбы, не распутничая» (Коран, 4:24).
Кто не принимает данного предписания из Священного Писания Аллаха и не считает его
обязательным, тот уподобился многобожникам. Кто же признает данное предписание, но,
несмотря на это, вступает в этот запретный брак, становится прелюбодеем.
Процитированный выше аят (24:3) идет после аята, в котором предписывается наказание поркой
для прелюбодеев:
«И прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них секите сотней плетей» (Коран, 24:2).
Это наказание — физическое, наказание же, упомянутое в Коране (24:3), является общественным
порицанием, так как лишение прелюбодеев права вступать в брак с целомудренной женщиной
равносильно лишению гражданства, национальности или каких-либо других гражданских прав и
привилегий.
После разъяснения значения процитированного выше аята Ибн аль-Кайим продолжает: «Ясно
сформулированное предписание Корана — именно то, что требует человеческая природа и
целесообразность. Всевышний Аллах запрещает Своему рабу (мусульманину) становиться
сводником для своей своенравной жены, для чего Он внушил человеку отвращение и презрение к
тем, кто берет на себя роль сводника. Поэтому, когда люди в гневе хотят оскорбить друг друга,
они выкрикивают: «муж шлюхи», хотя это выражение не достойно произносить мусульманину».
Причина этого запрета становится ясной, если его рассматривать как преступление, совершенное
женщиной против своего мужа и потомства. Она оскверняет постель своего мужа и оскверняет
потомственную линию, которую желает сохранить Аллах для обеспечения целостности и
гармоничного функционирования общественного механизма, которые Он рассматривает как одно
из Своих благодеяний, ниспосланных человечеству. Супружеская измена ведет к искажению и
возникновению сомнений относительно линии родства. Таким образом, одним из достоинств
шариата является запрет на вступление в брак с проституткой, пока она не покается и не
очистится (т.е. до наступления менструации, чтобы убедиться, что она не вынашивает ребенка)1.
1. Ибн Кайим аль-Джаузия. «Аль-Игаса аль-Лахфан», т.1, сс.66-67.
Более того, проститутка — это порочная и опустившаяся женщина. Аллах сотворил брак
источником любви и милости между супругами. Как же может порочная женщина быть предметом
любви достойного мужчины, ведь партнеры в браке должны быть близки по духу, иметь общую
характеристику, если они желают, чтобы между ними возникла и сохранялась настоящая любовь и
взаимопонимание. Поскольку порок и добродетель противоположны друг другу, как по своей
природе, так и по сути, истинны слова Всевышнего:
«Развратные женщины предназначены развратным мужчинам, развратные мужчины —
развратным женщинам, добропорядочные женщины — добропорядочным мужчинам и
добропорядочные мужчины — добропорядочным женщинам» (Коран, 24:26).
Брак в Исламе — это строгое обязательство, договор, основанный на намерении обоих партнеров
жить неразлучно, дабы их совместная жизнь принесла им душевное спокойствие, любовь и
милость, о которых упомянуто в Коране. Все это ради того, чтобы люди плодились и размножались
для продолжения человеческого рода:
«Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков…» (Коран,
16:72).
Временный брак (или «мута») заключается между двумя сторонами (мужчиной и женщиной) на
определенный период времени для совместного проживания с оговоренной оплатой, что в свою
очередь не соответствует тому понятию о браке, о котором было сказано выше. Хотя изначально
83
разрешение Пророка (Мир ему) на такой брак имело место во время путешествий и военных
походов, пока не были отрегулированы законодательные механизмы в Исламе, в конце концов на
временный брак был наложен полный запрет.
Причина разрешения подобного брака в свое время заключалась в том, что мусульмане
переживали период перехода от джахилийи к Исламу. Среди арабов доисламского периода
прелюбодеяние было обычным и широко распространенным явлением. С приходом Ислама, когда
им было необходимо совершать военные походы, они испытывали сильное напряжение в
результате воздержания, будучи вдали от своих жен в течение длительного периода времени.
Среди правоверных были и такие, которые были сильны в своей вере, другие же были слабы.
Слабые боялись, что они поддадутся соблазну и совершат супружескую измену — большой грех и
зло, а сильные в вере были готовы себя кастрировать, как сказано Ибн Масудом: «Мы были в
походе с Посланником Аллаха (Мир ему), и с нами не было наших жен, тогда мы спросили
Посланника Аллаха (Мир ему): «Можем ли мы кастрировать себя?»1. Он запретил нам делать это,
но разрешил заключить брачный договор с женщиной на временной основе, по которому в
качестве махр (подарок жениха) ей дарилась одежда»2.
1. Причина данного вопроса заключалась в желании сохранить чистоту души и тела.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Таким образом, временный брак обеспечивал решение дилеммы, которая встала как перед
сильными, так и перед слабыми. Это был также шаг к окончательному юридическому оформлению
супружества, в котором должны были найти свое осознание и реализацию постоянство,
целомудрие, любовь и милосердие, а также расширение круга родственных отношений
посредством установления брачных связей.
Мы можем вспомнить, как в Коране поэтапно запрещались алкоголь и ростовщичество, поскольку
эти два зла были распространены и имели глубокие корни в джахилийском обществе. Таким же
образом Пророк (Мир ему) постепенно вводил запреты на прелюбодейство, первым делом
разрешив заключение временных браков как средства избежания прелюбодеяния и супружеских
измен, тем самым способствуя укреплению постоянного брака. Затем он полностью запретил
временные браки, о чем рассказал Али и многие другие сподвижники. Муслим сообщает об этом в
своем сборнике «Сахих», упоминая, что аль-Джухани был вместе с Пророком (Мир ему) в походе
на Мекку, где Пророк (Мир ему) дал разрешение на заключение временных браков. Аль-Джухани
сказал: «Не успел Посланник Аллаха (Мир ему) выйти из Мекки, как он запретил (временный
брак)». Буквально слова Пророка (Мир ему) звучали так: «Аллах запретил это до Дня
Воскресения».
Остается вопрос, относится ли временный брак к полному запрету, как в случае с браком на
собственной матери и дочери, или он подобен запрету на употребление в пищу мертвечины, крови
и свинины, запрет на которые отменяется в случае крайней нужды, а в данном вопросе
необходимость связана со страхом совершения греха — прелюбодеяния?
После утверждения механизмов действия исламского шариата сподвижники отнесли временные
браки к категории полного запрета. Однако Ибн Аббас придерживался другого мнения, разрешая
их в случае крайней нужды. Мужчина спросил его о возможности заключения брака с женщиной
на временной основе, и тот разрешил ему это сделать. Услышав это, слуга Ибн Аббаса спросил
его: «Не следует