Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

женщины из числа тех, кому даровано

Писание до вас, дозволены вам для женитьбы, если вы уплатите выкуп за них, если

вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами» (Коран,

5:5).

81

Такая позиция по отношению к другим религиям и народам свидетельствует о терпимости Ислама.

Несмотря на то что Ислам осуждает людей Писания за их неверие и заблуждение, он разрешает

мусульманам вступать в брак с христианскими и иудейскими женщинами, которые, не меняя своей

религии, становятся их супругами, хранительницами их семейного очага, матерями их детей,

источниками покоя и соратниками. Вот что говорится в Коране в отношении брака:

«Другое из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы

находили успокоение в них, и учредил любовь и взаимную благосклонность между

вами» (Коран, 30:21).

Однако необходимо обратить внимание на то, что предпочтение необходимо отдавать

мусульманке, соблюдающей свою религию, а не той, что лишь номинально унаследовала Ислам от

своих родителей. Пророк (Мир ему) говорит: «Возьми ту, которая религиозна, и

преуспеешь» 1.

1. Передано аль-Бухари.

Не оставляет сомнения и то, что независимо от того, какова мусульманка, но она все же лучше

для мусульманина, чем любая представительница людей Писания. Если у мусульманина закралось

хоть малейшее подозрение в том, что жена немусульманка может оказать влияние на веру и

мировоззрение его детей, ему необходимо принять меры предосторожности.

Если мусульмане составляют меньшинство в стране (являются диаспорой), мужчинам из

мусульманской общины в таком случае следует запретить жениться на немусульманках, поскольку

подобные браки могут лишать мужей находящихся в диаспоре мусульманок, что недопустимо.

Такого рода ущерб, наносимый для общины, вынуждает приостановить разрешение жениться на

представительницах людей Писания1.

1. В последних фетвах Кардави добавил еще один довод против такого брака. Это проблема

воспитания детей в немусульманском государстве с женой, принадлежащей к другому

вероисповеданию (примечание перев.)

Замужество мусульманок на немусульманах

Ни при каких обстоятельствах мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, даже если

он из людей Писания. Об этом ясно сказано в Коране:

«Не выдавайте дочерей замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру»

(Коран, 2:221).

Всевышний в отношении мусульманок (переселившихся в Медину) говорит:

«Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо

неверным не дозволено жениться на них, а верующим женщинам не дозволено

выходить замуж за неверных» (Коран, 60:10).

В тексте не делается исключения для людей Писания, и запрет замужества распространяется на

всех, кроме мусульман.

Ислам разрешил мусульманину вступать в брак с иудейкой и христианкой, но не позволил этого

для мусульманки, объяснив это тем, что мужчина является главой семьи и ответственным за свою

жену. И если Ислам гарантирует свободу вероисповедания и обычаев христианским и иудейским

женам мусульманина, охраняя их права в соответствии с их верой, то другие религии, как,

например, иудаизм и христианство, не гарантируют женщине другой веры свободу

вероисповедания и обычаев, не охраняют они и ее прав. Как может в таком случае Ислам

рисковать будущим своих дочерей, отдавая их в руки людей, которые не почитают их религии, не

проявляют заботу о защите их прав?

Брак между мужчиной и женщиной различного вероисповедания может быть основан только на

уважении мужем веры своей жены; в другом случае добрые отношения между ними никогда не

возникнут. Мусульманин верит в то, что иудаизм и христианство возникли как Божественное

Откровение, хотя со временем они были искажены. Он также верит в то, что Тора явилась

откровением Моисею, а Евангелие — Иисусу, и оба они являются выдающимися Посланниками

Аллаха. Поэтому христианка или иудейка — жена мусульманина — находится под защитой мужчины,

уважающего основы ее веры, ее Писания, ее Пророков, но ни иудей, ни христианин не признают

божественного происхождения Ислама, его Священного Писания и Пророка (Мир ему). Как в

подобном случае может мусульманка жить с таким мужчиной, ведь ее религия требует от нее

соблюдения ряда обязательств и поклонений. Для мусульманки было бы невозможным сохранять

в себе уважение к своей вере, если она на каждом шагу будет наталкиваться на препятствия со

стороны мужа – главы семейства.

В отношении же к многобожникам Ислам подходит с позиции рациональности. Как можно

жениться мусульманину на той, что поклоняется различным божествам или идолам, которые

неприемлемы в Исламе? И какая может быть между такими супругами умиротворенность, любовь и

взаимопонимание?

82

Прелюбодейки

17. Здесь под прелюбодейками подразумеваются женщины, которые торгуют своим телом

(проститутки). Имеется сообщение о том, что Марсад Ибн Абу Марсад спросил разрешение у

Пророка (Мир ему) вступить в брак с проституткой по имени Анак, с которой у него были

отношения до Ислама. Пророк (Мир ему) не дал ему ответа до тех пор, пока не было ниспослано

ему откровение Аллаха:

«Прелюбодей может жениться только на прелюбодейке или же многобожнице. На

прелюбодейке может жениться только прелюбодей или многобожник. А верующим это

запрещено» (Коран, 24:3).

Пророк (Мир ему) процитировал этот аят Марсаду и сказал: «Не вступай в брак с ней» 1.

1. Эта история передана Абу Даудом, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Всевышний Аллах разрешил мусульманам вступать в брак с целомудренными женщинами —

мусульманками или с целомудренными женщинами из людей Писания. Он узаконил брак для

мужчин при условии, что они могут «на свои средства найти себе целомудренных женщин

для женитьбы, не распутничая» (Коран, 4:24).

Кто не принимает данного предписания из Священного Писания Аллаха и не считает его

обязательным, тот уподобился многобожникам. Кто же признает данное предписание, но,

несмотря на это, вступает в этот запретный брак, становится прелюбодеем.

Процитированный выше аят (24:3) идет после аята, в котором предписывается наказание поркой

для прелюбодеев:

«И прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них секите сотней плетей» (Коран, 24:2).

Это наказание — физическое, наказание же, упомянутое в Коране (24:3), является общественным

порицанием, так как лишение прелюбодеев права вступать в брак с целомудренной женщиной

равносильно лишению гражданства, национальности или каких-либо других гражданских прав и

привилегий.

После разъяснения значения процитированного выше аята Ибн аль-Кайим продолжает: «Ясно

сформулированное предписание Корана — именно то, что требует человеческая природа и

целесообразность. Всевышний Аллах запрещает Своему рабу (мусульманину) становиться

сводником для своей своенравной жены, для чего Он внушил человеку отвращение и презрение к

тем, кто берет на себя роль сводника. Поэтому, когда люди в гневе хотят оскорбить друг друга,

они выкрикивают: «муж шлюхи», хотя это выражение не достойно произносить мусульманину».

Причина этого запрета становится ясной, если его рассматривать как преступление, совершенное

женщиной против своего мужа и потомства. Она оскверняет постель своего мужа и оскверняет

потомственную линию, которую желает сохранить Аллах для обеспечения целостности и

гармоничного функционирования общественного механизма, которые Он рассматривает как одно

из Своих благодеяний, ниспосланных человечеству. Супружеская измена ведет к искажению и

возникновению сомнений относительно линии родства. Таким образом, одним из достоинств

шариата является запрет на вступление в брак с проституткой, пока она не покается и не

очистится (т.е. до наступления менструации, чтобы убедиться, что она не вынашивает ребенка)1.

1. Ибн Кайим аль-Джаузия. «Аль-Игаса аль-Лахфан», т.1, сс.66-67.

Более того, проститутка — это порочная и опустившаяся женщина. Аллах сотворил брак

источником любви и милости между супругами. Как же может порочная женщина быть предметом

любви достойного мужчины, ведь партнеры в браке должны быть близки по духу, иметь общую

характеристику, если они желают, чтобы между ними возникла и сохранялась настоящая любовь и

взаимопонимание. Поскольку порок и добродетель противоположны друг другу, как по своей

природе, так и по сути, истинны слова Всевышнего:

«Развратные женщины предназначены развратным мужчинам, развратные мужчины —

развратным женщинам, добропорядочные женщины — добропорядочным мужчинам и

добропорядочные мужчины — добропорядочным женщинам» (Коран, 24:26).

Временный брак (мута)

Брак в Исламе — это строгое обязательство, договор, основанный на намерении обоих партнеров

жить неразлучно, дабы их совместная жизнь принесла им душевное спокойствие, любовь и

милость, о которых упомянуто в Коране. Все это ради того, чтобы люди плодились и размножались

для продолжения человеческого рода:

«Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков…» (Коран,

16:72).

Временный брак (или «мута») заключается между двумя сторонами (мужчиной и женщиной) на

определенный период времени для совместного проживания с оговоренной оплатой, что в свою

очередь не соответствует тому понятию о браке, о котором было сказано выше. Хотя изначально

83

разрешение Пророка (Мир ему) на такой брак имело место во время путешествий и военных

походов, пока не были отрегулированы законодательные механизмы в Исламе, в конце концов на

временный брак был наложен полный запрет.

Причина разрешения подобного брака в свое время заключалась в том, что мусульмане

переживали период перехода от джахилийи к Исламу. Среди арабов доисламского периода

прелюбодеяние было обычным и широко распространенным явлением. С приходом Ислама, когда

им было необходимо совершать военные походы, они испытывали сильное напряжение в

результате воздержания, будучи вдали от своих жен в течение длительного периода времени.

Среди правоверных были и такие, которые были сильны в своей вере, другие же были слабы.

Слабые боялись, что они поддадутся соблазну и совершат супружескую измену — большой грех и

зло, а сильные в вере были готовы себя кастрировать, как сказано Ибн Масудом: «Мы были в

походе с Посланником Аллаха (Мир ему), и с нами не было наших жен, тогда мы спросили

Посланника Аллаха (Мир ему): «Можем ли мы кастрировать себя?»1. Он запретил нам делать это,

но разрешил заключить брачный договор с женщиной на временной основе, по которому в

качестве махр (подарок жениха) ей дарилась одежда»2.

1. Причина данного вопроса заключалась в желании сохранить чистоту души и тела.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Таким образом, временный брак обеспечивал решение дилеммы, которая встала как перед

сильными, так и перед слабыми. Это был также шаг к окончательному юридическому оформлению

супружества, в котором должны были найти свое осознание и реализацию постоянство,

целомудрие, любовь и милосердие, а также расширение круга родственных отношений

посредством установления брачных связей.

Мы можем вспомнить, как в Коране поэтапно запрещались алкоголь и ростовщичество, поскольку

эти два зла были распространены и имели глубокие корни в джахилийском обществе. Таким же

образом Пророк (Мир ему) постепенно вводил запреты на прелюбодейство, первым делом

разрешив заключение временных браков как средства избежания прелюбодеяния и супружеских

измен, тем самым способствуя укреплению постоянного брака. Затем он полностью запретил

временные браки, о чем рассказал Али и многие другие сподвижники. Муслим сообщает об этом в

своем сборнике «Сахих», упоминая, что аль-Джухани был вместе с Пророком (Мир ему) в походе

на Мекку, где Пророк (Мир ему) дал разрешение на заключение временных браков. Аль-Джухани

сказал: «Не успел Посланник Аллаха (Мир ему) выйти из Мекки, как он запретил (временный

брак)». Буквально слова Пророка (Мир ему) звучали так: «Аллах запретил это до Дня

Воскресения».

Остается вопрос, относится ли временный брак к полному запрету, как в случае с браком на

собственной матери и дочери, или он подобен запрету на употребление в пищу мертвечины, крови

и свинины, запрет на которые отменяется в случае крайней нужды, а в данном вопросе

необходимость связана со страхом совершения греха — прелюбодеяния?

После утверждения механизмов действия исламского шариата сподвижники отнесли временные

браки к категории полного запрета. Однако Ибн Аббас придерживался другого мнения, разрешая

их в случае крайней нужды. Мужчина спросил его о возможности заключения брака с женщиной

на временной основе, и тот разрешил ему это сделать. Услышав это, слуга Ибн Аббаса спросил

его: «Не следует

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн