ли разрешение в тяжелых условиях, когда женщин мало или что-то вроде этого?»
И он ответил: «Да»1.
1. Передано аль-Бухари.
Однако позже, когда Ибн Аббас увидел, что люди перестали ограничиваться заключением
временных браков исключительно в условиях крайней необходимости, он отменил это правило,
изменив свое мнение1.
1. Ибн Кайим аль-Джаузия. «Задуль-Миад», т.4, с.7. Также было передано аль-Байхаки и
Муслимом в главе «Никах мута».
Ислам — это образ жизни в соответствии и гармонии с природой, он призван решать все стоящие
перед людьми проблемы без излишеств и упущений. Эту черту Ислама можно наиболее ясно
наблюдать в случае с многоженством. Ислам разрешает мужчине заключать брак более, чем с
одной женщиной, чтобы решать наиболее трудноразрешимые проблемы, как личные, так и
общественные.
Многие предшествующие Исламу религии и народы разрешали заключать брак с множеством
женщин, число которых достигало десятков, а иногда и сотен, без каких-либо условий и
ограничений. Ислам же установил определенные ограничения и условия для многоженства.
Максимальное количество жен, которое вправе иметь мужчина, — четыре. Когда Гайлан ас-Сакафи
84
принимал Ислам, у него было десять жен. «Выбери из них четыре, а с остальными
расстанься» 2, — сказал ему Пророк (Мир ему). Подобным же образом тем, кто имел восемь3 или
пять4 жен во времена распространения Ислама, было сказано Пророком (Мир ему) оставить только
четырех.
2. Передано аш-Шафии, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Абу Шайбой, ад-Даракутни и аль-
Байхаки.
3. Передано Абу Даудом.
4. Передано Ахмадом, ад-Дарими, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом, а также передано
составителями «Сунан».
Случай с Пророком (Мир ему), который имел (одновременно) девять жен, был исключением из
данного предписания. Аллах разрешил ему это, дабы способствовать успешному призыву при его
жизни и чтобы его жены удовлетворяли потребность уммы (неся его наследие) после его смерти.
Справедливое отношение к женам — непременный атрибут многоженства
Условие, выполнение которого необходимо для разрешения мужчине иметь более одной жены, —
его уверенность, что он будет справедлив к своим женам, распределяя еду, напитки, жилье,
одежду, а также распределяя время между ними. Тому, у кого отсутствует уверенность в том, что
он будет способен справедливо выполнять все эти обязательства, и основываясь на принципах
равенства, Всевышний Аллах запретил вступать в брак с несколькими женщинами. Он говорит:
«… если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на
одной…» (Коран, 4:3).
Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, у кого две жены, но он не обращается с ними на основе
равенства, придет в День Воскресения, таща одну из частей своего тела, которая будет
1. Передано составителями «Сунан», а также Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.
Именно обращение на основе равенства является правом иметь нескольких жен, а не любовь,
которую питает к ним муж, потому что равенство в любви находится за пределами человеческих
возможностей, а отклонение от равновесия в этом отношении прощается Всевышним Аллахом,
который говорит:
«Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже
очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонны к одной, оставляя другую
заброшенной» (Коран, 4:129).
Именно поэтому Пророк (Мир ему), разделяя вопросы справедливого отношения и любви,
устанавливал справедливость в отношении жен, говорил: «О Аллах! Это — мое деление в
отношении того, чем я могу управлять. И не ставь предо мной задачу в отношении того,
чем управляешь Ты и чем не могу управлять я» 1, имея в виду невозможность управлять
своим сердцем и чувствами по отношению к своим женам. Поэтому, когда он собирался в
путешествие, он бросал жребий, и та жена, которая вытаскивала жребий, сопровождала его, дабы
уберечься от нанесения боли другим женам и для всеобщего удовлетворения2.
1. Передано составителями «Сунан».
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Смысл многоженства
Ислам есть заключительное слово и послание Всевышнего, включающее в себя свод законов,
предназначенных для верующих всех народов и на все времена. Эти законы не исключают
никого: ведет он оседлый или кочевой образ жизни, живет в теплом или холодном климате, не
выделяя какого-то поколения людей или период времени.
Ислам учитывает потребности и интересы всех людей, как отдельных личностей, так и групп.
Небезызвестно, что есть много людей, которые очень хотят иметь детей, но жены их бесплодны,
хронически больны или имеют другие проблемы. Не будет ли более разумно и лучше для мужа
вступить в брак со второй женщиной, которая сможет родить ему детей, сохранив при этом
первую жену и предоставив ей все гарантии?
Бывают также случаи, когда сексуальные потребности мужа сильнее, чем у жены, или же она
хронически больна, имеет длительные периоды менструации и тому подобное, а супруг ее не
может сдерживать в это время свои сексуальные желания. Не целесообразнее ли позволить ему
вступить в брак со второй женщиной, вместо того чтобы подвергать себя греху и искать женщину
на стороне?
Бывают также времена, когда численность женщин превосходит численность мужчин, например в
послевоенный период, когда много мужчин погибает на войне. В подобной ситуации в интересах
общества и самой женщины быть ей в семье, пусть и не единственной женой, чем проводить всю
85
жизнь в одиночестве, обделенной благополучием, любовью и защитой, которые дает супружеская
жизнь, а также радостью материнства, которая для любой нормальной женщины, является
неотъемлемой природной потребностью. Для тех одиноких женщин, которым не суждено стать
первыми женами, существует только три возможных варианта:
1. Провести всю жизнь в горьких лишениях.
2. Быть объектом сексуальных вожделений и игрушкой в руках ловеласов.
3. Стать следующей женой мужчины, способного содержать более чем одну жену, и умеющего
хорошо обращаться с ними.
Нет сомнения в том, что последний вариант — это правильное решение и излечивающее средство,
которое предписано в Исламе:
«И кто вынесет решение лучшее, чем Аллах, для народа, обладающего уверенностью?»
(Коран, 5:50).
Позицию Ислама относительно многоженства рассматривают на христианском Западе как
враждебную и чуждую. Однако эта враждебность объясняется отнюдь не существованием
высоконравственных отношений в западном обществе. Любой мужчина в этом обществе свободен
поддерживать связь с любым количеством женщин без ограничения и без какой-либо
юридической или моральной ответственности как в отношении самих женщин, так и в отношении
детей, которые появляются на свет в результате этой порочной, выходящей за рамки религиозной
морали, практики внебрачных связей. А теперь сравните две альтернативы — множественность
жен и множественность незаконных связей — и спросите себя, какой же путь благочестивей и
достойней?!
3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
Коран делает особый акцент на принципе духовности в браке, считая его основой, фундаментом
супружеской жизни. Духовность достигается в том случае, когда обретается душевный покой,
который приходит с опытом здоровой сексуальной жизни и любви между супругами, с
расширением круга любви и привязанности между двумя семьями, породнившимися через брак их
чад, а также заключается в привитии и воспитании чувств любви и нежности у детей, окруженных
любовью и заботой родителей. К такому пониманию (супружества) нас направляет Всевышний
«Другое из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы
находили успокоение в них, и учредил любовь и взаимную благосклонность между
вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют»
(Коран, 30:21).
Интимные супружеские отношения
Коран не пренебрег вопросами интимных отношений между мужем и женой. Он ведет людей
лучшим из путей, обеспечивающим естественную необходимость удовлетворения
физиологических потребностей, избегая при этом вреда и всевозможных отклонений.
Известно, что иудеи и зороастрийцы обычно прибегали к крайности, воздерживаясь вообще от
всяких контактов с женщиной в период ее менструации, христиане же продолжали вступать с
ними в половые связи в этот период. Арабы периода джахилийи не ели, не пили, не сидели рядом
с женщинами во время менструации, отсылая их в отдельное жилище подобно иудеям и
зороастрийцам.
Видя это у других, мусульмане спросили Пророка (Мир ему), что им разрешено и запрещено в
отношениях с женщиной в период ее менструации (при регулах). На это было ниспослано
откровение со следующим содержанием:
«Они спрашивают тебя о сношениях при регулах. Отвечай: «Это — болезненное
состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не
очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах».
Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Коран, 2:222).
Некоторые мужчины восприняли слова «избегайте женщин» как запрет на совместное
пребывание с ними в период их менструации. Пророк (Мир ему) разъяснил смысл этого аята,
сказав: «Я повелел вам лишь воздерживаться от вступления в половую связь с женщинами в
период менструации и не говорил, чтобы вы выселяли их из дома, как это делают инородцы».
Когда об этом услышали иудеи Медины, они сказали: «Этот человек стремится сделать все так,
чтобы не походить на нас»1.
1. Фахруддин ар-Рази. «Тафсир», т.6, с.66.
86
Однако мусульманин может ласкать жену и наслаждаться ею в период менструации, избегая лишь
болезненного места. Как и всегда, Ислам в данном вопросе придерживается середины, находясь
между двумя крайностями: полного отстранения от женщины вплоть до отселения на период
менструации из дома, с одной стороны, или, невзирая ни на что, вступления с ней в половую
Современные медицинские исследования показывают, что кровяные выделения содержат
токсичные вещества, которые, если не удалятся из организма, могут нанести вред. Была
обнаружена другая причина, по которой следует избегать половых связей в это время.
Детородные органы переполняются кровью, а нервы становятся очень чувствительными из-за
функционирования желез внутренней секреции; следовательно, половой акт может вызвать их
раздражение, а это чревато усилением кровотечения и может стать причиной воспаления
детородных органов1.
1. Абдуль-азиз Исмаил. «Аль-Ислам уаль Тыббуль-Хадис» (Ислам и современная медицина).
Запрещенный половой акт
В отношении интимных связей был ниспослан следующий аят:
«Жены ваши – пашня ваша где сеете вы семена потомства. Приходите же на пашню
свою каким способом возжелаете. Готовьте грядущее для себя деяниями добрыми,
бойтесь Аллаха и знайте, что предстанете вы пред Ним. Обрадуй же верующих
вестью этой» (Коран, 2:223).
Этот аят прокомментировал известный индийский ученый Валиулла Дахлави, говоря: «Иудеи
ограничивали позы полового акта без какого-либо божественного указа. Ансары (жители
Медины), будучи их друзьями, последовали их обычаям, при этом они говорили: «Если мужчина
осуществляет половой акт (со своей женой) во влагалище со стороны ее спины, то у родившегося
от этого ребенка будет косоглазие». И был ниспослан аят: «Приходите же на пашню свою
каким способом возжелаете» , и это означает, что не имеет значения, с какой стороны муж
совершает половой акт (спереди или сзади), если он осуществляет его во влагалище, которое
является той самой нивой для возделывания. Избранная форма (полового акта) в данном случае
не относится ни к гражданским, ни к национальным вопросам, а является сугубо личным
желанием человека. Если себя как-то ограничили в этом иудеи, это не значит, что надо им
следовать»1.
Определение поз полового акта не относится к функциям религии. Однако мусульманин,
испытывающий страх перед Аллахом в отношениях со своей женой и уверенный в том, что он
предстанет перед Ним, избегает половых актов через анус, потому что Пророк (Мир ему) сказал:
«Не входите в женщину через анус» 2.
Он рассматривал такой акт, как «малое содомство (гомосексуализм)»3. Когда его спросила
женщина из ансаров относительно дозволенности полового акта через влагалище со спины, он
прочел ей следующий аят:
«Жены ваши – пашня ваша (где сеете вы семена потомства). Приходите же на пашню
свою каким способом возжелаете», но пользуйтесь только влагалищем» 4.
Умар как-то обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха, я