Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

погублен». «Что же погубило тебя?»

— спросил он. Умар ответил: «Прошлой ночью я перевернул свою жену», имея в виду то, что

вступил с ней в половой акт через влагалище со спины. Пророк (Мир ему) ничего не ответил ему,

пока не был ниспослан вышеследующий аят. Затем он ответил ему: «Будь то спереди или

сзади, но только избегай половых связей через анус и во время менструаций» 5.

1. Валиулла Дахлави. «Худжату Аллах аль-Балига», т.2, с. 134.

2. Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой.

3. Передано Ахмадом и ан-Насаи.

4. Передано Ахмадом.

5. Передано Ахмадом и ат-Тирмизи.

Сохранение супружеских тайн

Коран восхваляет добродетельных жен, говоря о них:

«Добродетельные женщины преданы (своим мужьям) и хранят честь, которую Аллах

велел беречь…» (Коран, 4:34).

Одним из секретов, которые должны храниться в тайне, являются интимные отношения между

супругами, которые не полагается обсуждать в компании или рассказывать друзьям.

Пророк (Мир ему) сказал: «Как наихудшие из людей пред Аллахом предстанут в День

Воскресения те, кто распространяет секреты своей интимной жизни» 1.

1. Передано Муслимом и Абу Даудом.

87

Абу Хурайра рассказывал: «После окончания намаза Посланник Аллаха (Мир ему) повернулся к

нам и сказал: «Оставайтесь на местах! Есть ли среди вас кто-нибудь, кто приходит к жене,

закрывает дверь, опускает занавесь, а затем выходит и рассказывает всем об этом: «Я

делал то и то со своей женой?» Все продолжали молчать. Тогда он повернулся к женщинам и

спросил: «Есть ли среди вас кто-либо, рассказывающий о подобных вещах?» Одна

девушка приподнялась на одном колене, так чтобы Посланник Аллаха (Мир ему) мог ее видеть и

слышать. Она сказала: «Да, клянусь Аллахом, об этом говорят и мужчины, и женщины». Тогда

Пророк (Мир ему) сказал: «Вы знаете, кем являются те, кто это делает? Те, кто это делает, —

дьяволы в мужском и женском обличье, встречающие друг друга на дороге и

удовлетворяющие свои желания в то время, как другие люди смотрят на это» 1.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом и аль-Баззаром.

Выразительный стиль, используемый в целях изложения существа данного вопроса, достаточно

убедителен, чтобы отвратить мусульман от недостойных и низких поступков, уподобляющих их

дьяволу!

Как планировать семью

Безусловно, для сохранения человека как вида в первую очередь необходим институт

супружества, который призван продолжить человеческий род. Поэтому Ислам поощряет

многодетные семьи и благословляет как мужское, так и женское потомство. Вместе с тем

мусульманам разрешается ограничивать рождаемость, если имеются на то веские причины или же

объективная необходимость. Общепризнанным способом предохранения от беременности во

времена Пророка (Мир ему) был азл (прерванный половой акт до семяизвержения). Сподвижники

Пророка (Мир ему) пользовались данным способом, когда ниспосылался Коран, о чем

свидетельствуют аль-Бухари и Муслим, пересказывая слова Джабира: «Мы практиковали азл во

время Посланника Аллаха, когда ниспосылался Коран». Муслим передает: «Мы практиковали азл

во время Посланника Аллаха, и, зная об этом, он нам не запретил (делать этого)» 1.

Мужчина пришел к Пророку (Мир ему) и сказал: «О Посланник Аллаха! Чтобы предохранить от

беременности свою рабыню, я делаю азл. А иудеи говорят, что это все равно, что закопать

ребенка». Пророк (Мир ему) возразил: «Иудеи лгут, если бы Аллах пожелал создать (дитя),

ты бы не смог Ему помешать» 2, имея в виду, что, несмотря на использование азл, капля семени

может остаться во влагалище, что приведет к зачатию.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Абу Даудом, Ибн Маджой, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

На собрании, где присутствовал Умар, кто-то заметил: «Некоторые считают, что применение азл —

все равно, что закопать живьем ребенка». На это Али заметил: «Это не будет считаться так, пока

не завершится семь этапов (в развитии зародыша): вначале – глиняное тесто, затемкапля

(семя), затемсгусток крови, затемкость, затемкость, покрытая плотью, которая воплощается

в новое создание»1. «Ты прав, да продлит Аллах тебе жизнь», — сказал Умар.

1. Али передает содержание Корана, где идет речь о развитии зародыша человека (23:12-

14).

Основания для планирования семьи

Одним из таких оснований может служить боязнь за жизнь или здоровье потенциальной матери

вследствие проблем, которые могут произойти у нее во время беременности или родов. Прошлый

опыт или мнение квалифицированного врача являются решающими в определении вероятности

угрозы. Всевышний Аллах говорит:

«… и не ввергайте себя собственными руками в гибель…» (Коран,2:195).

«И не убивайте себя. Воистину, Аллах милостив к вам» (Коран, 4: 29).

Другой причиной может быть опасение за то, что это приведет к внутренним неурядицам, которые

отразятся на его религиозной жизни, т.е. он может совершить запретное (харам) из-за детей.

Аллах говорит:

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…» (Коран, 2:185).

«Аллах вовсе не хочет создавать для вас неудобства…» (Коран, 5: 6).

Угроза здоровью детей и их воспитанию также может рассматриваться как веская причина. В

сборнике Муслима приводится сообщение Усамы Ибн Заида о том, что к Посланнику Аллаха

подошел человек и сказал: «Я практикую азл со своей женой». — «Зачем ты это делаешь?» —

спросил Пророк (Мир ему). Он ответил: «Я опасаюсь за ее ребенка» (или «за ее детей»). Тогда

Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Если бы это (беременность кормящей женщины)

было бы вредным, оно отразилось бы на персах и византийцах» . Сказанным было

88

подчеркнуто, что такая практика не навредила персам и византийцам, считавшимися самыми

могущественными народами того времени.

Другим законным основанием может служить боязнь за новорожденного ребенка. Пророк (Мир

ему) назвал половое сношение с кормящей новорожденного ребенка вата-ульгиля (букв.

сношение с кормящей), и под этим термином подразумевалось нечто близкое к преступлению в

отношении грудного ребенка, подвергающегося риску, так как в результате новой беременности у

кормилицы может ухудшиться качество грудного молока, что повлияет на здоровье ребенка.

Поскольку Пророк (Мир ему) был озабочен благополучием своей уммы, он предписывал полезное

и предостерегал от вредного. Одно из таких проявлений заботы — такое высказывание: «Не

убивайте ваших детей тайно, так как вата-ульгиля подобна сброшенному с седла

всаднику» 2.

Пророк (Мир ему) не был, однако, крайне категоричен в запрещении половых сношений с

кормящей ребенка женой, отметив, что персы и византийцы, две самые могущественные нации

того времени, все-таки допускали их без какого-либо вреда для своих детей. Более того, он

понимал, что для мужей очень тяжело воздерживаться от половых сношений в период кормления

детей их женами, который может продлиться до двух лет. Он сказал: «Я намеревался запретить

вата-ульгиля, однако я вижу, что персы и византийцы практикуют это, и оно не

отражается пагубно на их детях» 3.

2. Передано Абу Даудом. Сказано в том смысле, что ребенок, вскормленный беременной

матерью, пострадает от этого позднее, подобно сброшенному лошадью наезднику.

3. Передано Муслимом.

Ибн аль-Кайим, разъясняя связь данного хадиса с предыдущим «Не убивайте ваших детей

тайно» , говорит: «В одном из своих высказываний Пророк (Мир ему) сравнивает вата-ульгиля с

наездником, сброшенным с седла. Последствия такого падения наносят вред всаднику так же, как

и в частности, новая беременность кормящемуся грудным молоком ребенку. Для этого он вначале

призывает (не запрещает!) воздержаться, а затем, видя другую проблему, связанную с долгим

воздержанием от близости с женой, особенно у молодых мужчин, он приводит в пример два

многочисленных и могущественных народа, которые практикуют это без ущерба для себя и своего

могущества, что указывает о незапретности такой практики»1.

В наше время существуют новые методы предохранения, которые учитывают, поставленную

Пророком (Мир ему) цель, а именно: ограждение ребенка (грудного) от возможного вреда,

который может возникнуть из-за беременности его матери, и одновременно наслаждение половой

близостью мужа со своей кормящей женой.

1. Ибн аль-Кайим. «Мифтах Даруль-Саада», с.620, также см. «Задуль-Миад», т.4, с.26.

Из этого мы можем заключить, что, с точки зрения Ислама, лучшим периодом времени между

рождением двух детей является тридцать месяцев, а если вскармливание ведется два полных

года, то тридцать три месяца.

Имам Ахмад и другие придерживались мнения, что для применения азла (или противозачаточных

средств) требуется согласие жены, поскольку у нее тоже есть право на половое удовлетворение, а

также на решение обзавестись ребенком. Сообщается, что Умар запретил азл без согласия жены.

Это было заметным шагом со стороны Ислама по закреплению прав женщин в эпоху, когда они

были бесправны.

Аборт

Ислам разрешает предохранение от беременности, когда в этом есть необходимость, однако он не

допускает покушения на зачатый плод.

Мусульманские законоведы единодушны в том, что после появления в зародыше души избавление

от него становится запретным и преступно наказуемым. Как можно допустить, чтобы мусульманин

покушался на жизнь сформировавшейся живой плоти. Ученые говорят, что в случае если во время

аборта плоть выходит живой, то за нее выплачивается выкуп ( дияа 1), а если она извлекается

мертвой, то налагается штраф. Однако существует исключение. Даже если плод окончательно

сформировалась (в чреве матери), но достоверно установлено, что продолжение беременности

неминуемо приведет к гибели матери, тогда в соответствии с общими принципами шариата —

выбором меньшего из двух зол — производится аборт.

1. Дияа – выкуп, выплачиваемый за непреднамеренное убийство.

В действительности единственно правильным решением становится аборт ради спасения женщины

в обмен на зародыш, так как было бы неразумным жертвовать жизнью матери ради жизни ее

зародыша, который еще не стал полноценным человеком и не приобрел прав и обязанностей1.

1. Фетвы шейха Шалтута.

89

Имам аль-Газали проводит четкую грань между предохранением и абортом, говоря:

«Предохранение несравнимо с абортом и погребением заживо, так как они являются

преступлением по отношению к существующему организму. А существо (зародыш) имеет свои

этапы развития. Первый этап — попадание сперматозоида во влагалище и смешивание его с

женской яйцеклеткой, что является предпосылкой для зарождения жизни. Нарушение этого

процесса — преступление. Если же зародыш развивается далее и превращается в сгусток, то его

удаление (аборт) становится еще большим преступлением. Когда же зародыш обретает душу и

продолжается его формирование, преступление еще более усугубляется. И наконец, преступление

достигает своего пика, когда происходит умерщвление вышедшего из утробы матери зародыша»1.

1. Аль-Газали. «Воскрешение наук о вере», раздел «Брак», с.47.

Права супругов

Как упоминалось ранее, браком является договор, которым Аллах связывает мужчину и женщину.

Став супругами и в то же время оставаясь индивидуумами, они в действительности делят между

собой свою сокровенную тайну, боль и надежду. Коран красноречиво описывает супружескую

связь:

» Ваши жены для вас – одеяние, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187). Под этим

откровением подразумеваются соединение, прикрытие, защита и украшение одним супругом

другого.

У каждого из супругов по отношению друг к другу имеются свои права, которые они должны

блюсти, не злоупотребляя ими. Права основаны на взаимном равноправии, за исключением того,

что касается тех особенностей, которыми наделены мужчины. Как сказано Аллахом, «…

женщины имеют по отношению к мужьям такие же права, как и обязанности, согласно

шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам» (Коран, 2 :228).

Под выражением «выше их» подразумевается руководящая и ответственная роль мужчины.

Мужчина спросил Пророка (Мир ему): «О Посланник Аллаха, соблюдения каких прав может

требовать жена от своего мужа?» Он ответил: «Ты должен кормить ее тем же, чем питаешься

сам, одевать ее в то (по цене), что одеваешь сам. Не бей ее по лицу, и не оскорбляй, и

не выгоняй ее за пределы дома» 1.

Для мужа-мусульманина недопустимо пренебрежительно относиться к обеспечению своей жены

пищей и одеждой. В хадисе говорится: «Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании» 2.

1. Передано

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн