Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

Абу Даудом и Ибн Хаббаном.

2. Передано Абу Даудом, ан-Насаи и аль-Хакимом.

Недопустимо ударять жену по лицу, поскольку это оскорбляет ее человеческое достоинство, а

также угрожает нанесением ей увечий. Также мусульманин не должен оскорблять жену, называя

ее «уродина» или говорить что-либо подобное.

В отношении прав мужа Пророк (Мир ему) сказал: «Для верующей в Аллаха женщины

недопустимо пускать в дом того, кто неприятен ее мужу. Ей не следует выходить из дому

вопреки желанию мужа. Не должна жена слушать кого-либо вместо мужа. Она не

должна отказывать ему в ложе (в близости). Она не должна бить его (если она

физически сильнее его). Если муж обижен, жена должна добиваться его расположения,

и если она добилась примирения, то это будет принято Аллахом, и она достигла своего, а

если ей не удалось этого сделать, то по крайней мере ее совесть будет чиста пред

Аллахом» 2.

2. Передано аль-Хакимом.

Взаимная терпимость между супругами

Мусульманин должен проявлять сдержанность в отношении неадекватных поступков своей жены.

Учитывая, что женщина — слабое создание и ей присущи недостатки, как и любому человеку, ему

следует вспоминать при этом о ее хороших качествах. Пророк (Мир ему) сказал: «Пусть

верующий мужчина с пониманием относится к верующей женщине. Если что-то в ней не

нравится ему, может понравиться другая черта» 1.

1. Передано Муслимом.

Всевышний Аллах говорит:

90

«Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны, то ведь может быть

так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Коран,4:19).

Ислам требует от мужчины проявлять терпимость к тому, что не нравится ему в его жене, а от

жены требует стремления к тому, чтобы муж был ею доволен, насколько это позволяют ее

возможности и обаяние, и предупреждает о недопустимости по прошествии ночи того, чтобы муж

был недоволен женой. В хадисе говорится: «Три (категории людей), намаз которых не

поднимается ни на пядь выше их голов: мужчина, руководящий людьми, которые

ненавидят его; женщина, проводящая ночь с мужем, в том случае, если он ею

недоволен; и два брата (мусульманина), порвавших отношения» 1.

1. Передано Ибн Маджой и Ибн Хаббаном.

Непослушание и раздоры

Особые качества мужчины обязывают его быть главой семьи и дома, дабы обеспечивать своих

домочадцев всем необходимым. Жена же, в свою очередь, обязана признать главенство мужа и

слушаться его, так как семейный корабль потерпит крушение без своего капитана.

В случае, когда жена упрямится и не желает повиноваться, мужу следует приложить максимум

усилий, будь то ласковым словом, проникновенным увещеванием или мудрым наставлением,

чтобы исправить ее. Если это не помогло, то пусть проводит ночь отдельно от нее, дабы пробудить

в ней благосклонность. Если и такой подход терпит неудачу, то муж может ударить ее рукой, при

этом без жестокости и не в лицо. Нельзя прибегать к использованию палки или чего-либо еще, а

стоит взять пример с Пророка (Мир ему), который, будучи разгневан на своего слугу, сказал ему:

«Если бы не страх возмездия в День Воскресения, я бы побил тебя этим мисваком

(палочка для чистки зубов)» 1.

1. Передано Ибн Саадом.

Пророк (Мир ему) с отвращением относился к мужчинам, избивающим своих жен, говоря: «Как

кто-то из вас может бить свою жену, как бьют раба, а затем вступать с ней в половую

близость в конце дня?!» 3.

Пророк (Мир ему) сказал в отношении тех, кто бьет своих жен: «Такие не будут лучшими

среди вас» 4.

3. Передано Ахмадом, аль-Бухари приводит нечто подобное.

4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ан-Насаи. Ибн Хаббан и аль-Хаким считали это также

правдивым, как рассказывал Ияс Ибн Абдулла Ибн Абу Зибаб.

Имам аль-Хафиз Ибн Хаджар говорил: «Высказывание Пророка (Мир ему): «Лучшие из вас не

бьют» — есть подтверждение тому, что, в общем, допустимо ударять свою жену. При этом

требуется ударять корректно, так чтобы показать, что она обязана подчиниться, но если

достаточно ограничиться простым предупреждением, то это лучше. И пока имеется надежда

добиться поставленной цели посредством убеждения, применение любого вида силы недопустимо,

поскольку это порождает ненависть, которая разрушает супружеские отношения. Исключением (в

применении силы) является случаи, связанные с неповиновением Аллаху. Ан-Насаи сообщил со

слов Айши: «Пророк (Мир ему) никогда не бил своих жен и слугу. Никогда никого не ударял своей

рукой, кроме как на пути Аллаха или же когда нарушались запреты Аллаха, и он давал отпор во

имя Аллаха»1.

1. Аль-Аскалани. «Фатхуль-Бари», т.9, с.249.

Если же все данные подходы потерпят неудачу и разрыв между женой и мужем усугубится, в

таком случае дело выносится на суд исламской общины. Два человека доброй воли, умудренные

опытом и знаниями (один со стороны жены, другой — со стороны мужа), должны встретиться с

супружеской парой, чтобы разрешить их разногласия. Возможно, искренность их попыток

принесет плоды, и Аллах ниспошлет примирение между супругами. О чем Всевышний Аллах

говорит:

«… что касается женщин, со стороны которых вы опасаетесь упрямства, во-первых

предостерегайте их; затем откажитесь делить с ними постели; наконец, ударьте их. И

если они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. А

если вы боитесь, что возникнет разлад между ними, назначьте судью из его семьи и

судью из ее семьи. Если они пожелают уладить дела, Аллах ниспошлет примирение

между ними. Воистину, Всезнающий Он, Всеведущий» (Коран, 4:34-35).

91

Когда разрешен развод

После того как все способы для нахождения согласия между супругами исчерпаны, ничего не

остается, как прибегнуть к крайней мере, предусмотренной в Исламе, которая заключается в том,

что муж инициирует развод. Ислам разрешил развод как крайнюю и неодобрительную меру.

Пророк (Мир ему) сказал: «Из всего разрешенного самым ненавистным для Аллаха

является развод» . Или «Нет ничего из того, что разрешил Аллах, что бы было настолько

ненавистно Ему, как развод» 1.

1. Передано Абу Даудом.

Выражение того, что развод есть ненавистное Аллаху разрешение, указывает нам на то, что это

вынужденная мера, применяемая тогда, когда наступает разлад в семье, в которой супруги не

могут сосуществовать и соответственно следовать предписаниям Аллаха по исполнению своих

супружеских обязанностей. Для них ничего не остается, как расстаться, о чем Всевышний

говорит:

«Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию» (Коран,

4:130).

Развод в доисламский период

Ислам — не единственная религия, допускающая развод. До его прихода развод был

распространен по всему миру, а у некоторых народов было само собой разумеющимся, что

мужчина, если прогневался на жену, мог выгнать ее по праву и без права. Жена не имела

юридических возможностей обращаться за помощью или же требовать какой-либо компенсации.

Что же касается греков, то на рассвете их цивилизации распространенный среди них развод не

имел конкретных предписаний. У римлян судья был уполномочен аннулировать брак, если две

стороны при составлении брачного договора включили положение, исключающее развод (развод

предусматривался как одна из частей брачного договора). В ранний период римской цивилизации

в их религии был исключен развод, а мужу предоставлялась абсолютная власть над своей женой.

При определенных обстоятельствах закон даже позволял убить ее. По прошествии времени они

изменили свои религиозные законы, разрешив развод, как это прописано в гражданских

кодексах.

Развод в иудаизме

Иудаизм повысил статус жены, но при этом расширил возможности для развода. Религиозный

закон оправдывает развод, если доказано, что жена совершила аморальный поступок, даже если

муж предпочитает простить ее. Точно так же от мужа требуется, чтобы он развелся с женой, если

в течение десяти лет семейной жизни у них не появилось потомства1.

Развод в христианстве

Христианство — единственная из упомянутых нами религий, которая не походит на других и

отличается от иудаизма. В Евангелии Иисус запрещает как развод, так и вступление в брак с

разведенными мужчинами и женщинами. В Евангелии от Матфея (5:31, 32) говорится: «И было

сказано: «Кто разведется со своей женой, пусть даст ей разводное свидетельство». А я говорю

вам, что всякий, кто разводится со своей женой, кроме как по причине блуда, побуждает ее

прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, прелюбодействует. В Евангелие от Марка,

(10:11-12) читаем: «Кто разводится со своей женой и женится на другой, тот прелюбодействует по

отношению к ней. И она, если разведется со своим мужем и выйдет замуж за другого,

прелюбодействует».

Евангелие мотивирует свой запрет следующими словами: «То, что Бог соединил вместе, не

позволено человеку разделять»2.

1. Фарид Ваджиди. «Аль-Ислам Дин Ам Халид», с. 172.

2. Евангелие от Матфея, 19:6; Евангелие от Марка, 10:9.

Это утверждение верно в том смысле, что, поскольку муж и жена соединены с разрешения и по

предписанию Бога, можно сказать, что Бог соединил их воедино, хотя человек и заключил

брачный договор. Точно так же, поскольку Бог разрешил и узаконил развод при наличии

определенных причин и обстоятельств, можно сказать, что Бог и разделил их, хотя человек сам

осуществляет бракоразводный процесс. Таким образом, становится ясно, что человек не

разъединяет то, что соединяет Бог. Соединяет и разъединяет только Бог. Разве Бог не разъединил

их за прелюбодейство? Почему Он не может их разъединить по другим уважительным причинам?!

92

Различия внутри отдельных христианских течений относительно развода

Евангелие делает исключение в отношении запрета на развод в случае совершения

прелюбодеяния. Однако представители католицизма пытаются в своих толкованиях объяснить это

исключение следующим образом: «В данном случае супружеская измена не является исключением

из правил и она не является причиной для развода. Поскольку в христианском законодательстве

отсутствует развод, фраза «кроме как по причине блуда» подразумевает акт разрыва отношений,

так как мужчина должен покинуть такую женщину»1.

1. Комментарии отдела религиозных исследований Коптско-католического института,

Евангелие от Матфея, с. 29.

Протестанты допускают развод в случае супружеской измены и в некоторых других

обстоятельствах, описание которых они добавили к текстам Евангелия. Однако они запрещают

повторно вступать в брак разведенным мужчинам или женщинам.

Православная церковь в Египте предоставляла право своим последователям на развод, причиной

которого служила супружеская измена, как это указано в Евангелии, и на основании некоторых

других причин, например бесплодие в течение более чем трех лет супружеской жизни,

хроническая болезнь, а также продолжительный разлад в отношениях между супругами, без

видимого конца.

Последствия христианских взглядов на развод

В результате такой позиции христианства по отношению к разводу люди на Западе придумали

гражданское законодательство, позволяющее им разводиться. А многие из них, например

американцы, дошли до крайности в деле развода, так как стали осуществлять его по

незначительному поводу. Некоторые западные ученые предостерегают о том, что такая легкость

получения развода выхолащивает священность брачных уз и разрушает основы супружеской

жизни. Известный ученый судья заявил, что в недалеком будущем в западных странах брак станет

более свободным, отличающимся менее прочными связями между мужчиной и женщиной, подобно

коммерческой сделке, которая может быть разорвана на основании самых незначительных

причин. Поскольку религиозные узы или же любовь не будут связывать партнеров, объединять их

будут только физиологические потребности и желание обрести опыт для получения

разнообразных удовольствий, — речь в данном случае идет о типе отношений, который

противоречит учению любой религии.

«Явление регулирования супружеских отношений посредством гражданского законодательства

противоречит любой из религиозных доктрин, это явление характерно исключительно для

приверженцев христианской религии. Даже индусы, буддисты и зороастрийцы следуют в своих

повседневных делах религиозным предписаниям, хотя среди них есть те, кто внедряет новшества

в учения своих религий, касающиеся проблем, вызывающих общественную озабоченность.

Данные новшества не применяются при налаживании личных дел: заключение брака, развода и

всего того, что относится к семейной жизни»1.

1. Абдуль-Вахид Вафи. «Хукукуль-Инсан филь-Ислам» (Права человека в Исламе),

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн