Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

с.88.

Христианство было временным предписанием, а не всеобщим руководством

Человек, глубоко изучающий Евангелие, не может избежать вывода, что учение Христа ставило

целью запрещение излишеств, введенных в Священный закон иудеями. Что касается его учения, в

том числе его заявлений относительно развода, то никогда не существовало намерения

рассматривать его как незыблемый закон для всего человечества.

В Евангелии от Матфея рассказывается, что, когда Иисус ушел из Галилеи и пришел в пределы

Иудеи за Иордан, подошли к Нему фарисеи и, искушая Его, сказали: Разрешается ли разводиться

со своей женой по любой причине? А Он сказал в ответ: «Разве вы не читали, что Тот, кто

сотворил их, от начала создал их мужчиной и женщиной». И сказал: «Поэтому человек оставит

отца и мать и соединится со своей женой; и двое будут одной плотью»? Так что они уже не двое,

а одна плоть. Итак, то, что Бог сопряг, человек пусть не разделяет». Они говорят Ему: «Почему же

Моисей заповедовал давать жене разводное свидетельство и разводиться с ней?» Он говорит им: »

Моисей из-за жесткости ваших сердец разрешил вам разводиться с вашими женами, но от начала

это не так». А Я говорю вам: «кто разведется со своей женой, кроме как из-за блуда, и женится на

другой, тот прелюбодействует; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует». Его

ученики говорят Ему: «Если так обстоит дело у человека с женой, то жениться невыгодно.»

(Матфей 19: 1-10)

Из этого диалога ясно, что, ограничивая причины, по которым допускался развод лишь в связи с

нецеломудренным поведением, Иисус (Мир ему) намеревался исправить излишества, присущие

93

иудеям, их легкомыслие относительно развода, разрешенного Моисеем (Мир ему). Эти законы

были временной мерой для разрешения проблем того периода, пока не пришел общий и вечный

закон с миссией Мухаммада (Мир ему).

Предположение, что Иисус (Мир ему) якобы намеревался сделать этот закон вечным для всего

человечества, лишено логики. Мы видим, что его апостолы, наиболее искренние из его

последователей, были ошеломлены таким строгим декретом, произнеся: «Если так обстоит дело у

человека с женой, то жениться невыгодно», имея в виду, что в момент вступления в брак с

женщиной мужчина надевает на свою шею ярмо, которое невозможно сбросить, независимо от

того, какой несчастной может быть их совместная жизнь из-за взаимной неприязни и

несовместимости характеров.

Об этом сказал один древний мудрец: «Величайшая мука в жизни — сотоварищи, которые не

находят взаимного согласия и не могут расстаться».

Ограничения в Исламе, регулирующие развод

Исламский шариат наложил ряд ограничений на пути развода, чтобы свести его к минимуму.

Развод без насущной необходимости и без применения всех средств, способствующих его

предотвращению и направленных на разрешение конфликта, является незаконным и запрещен

Исламом. Как утверждают некоторые законоведы, такой развод наносит вред и ущерб обоим

супругам, что является харамом так же, как и разбазаривание имущества. Посланник (Мир ему)

сказал: «Не совершайте вред если нет причины, и не совершайте вреда в ответ» 1.

Тот, кто разводится с одним человеком и вступает в брак с другим с целью получить наслаждение

от разнообразия сексуальных партнеров, нелюбим ни Аллахом, ни Его Посланником (Мир ему).

Пророк (Мир ему) назвал их «сладострастниками», говоря: «Я не люблю сладострастников из

мужчин и женщин» 2. И в другом месте так же сказано: «Аллах не любит сладострастников

мужчин и женщин» 3.

1. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т.7, с.77. Этот хадис был передан Ибн Маджой и ад-Даркутни.

2. Передано ат-Табарани и ад-Даркутни.

3. Передано Ат-Табарани в сборнике «Аль-Кабир», со слов надежных рассказчиков.

Абдулла Ибн Аббас сказал: «Развод исходит от какой-либо причины».

Запрет на развод во время менструации

Когда появляется повод или необходимость для развода, то его можно произвести только в

соответствующий этому период времени. Согласно шариату, подходящее время для развода

наступает тогда, когда женщина очистится от менструационного и послеродового периода, до

того, как муж возобновил с ней половые отношения, или же когда она беременна и ее мужу

известно о ее беременности.

Поскольку во время менструации или же в послеродовой период половая близость недопустима,

то из-за сексуальной неудовлетворенности у мужчины может возникать нервный срыв, который

его побудит к разводу. Поэтому ему следует дождаться, пока его жена очистится, и затем

разводиться с ней до возобновления супружеской близости.

Точно так же, как развод недопустим во время менструации, также и после очищения от нее, если

супруги имели близость, поскольку после близости она могла забеременеть, и кто знает, может,

после того как муж узнает о предстоящем появлении его ребенка, он изменит свое желание

развестись.

Когда же женщина очистилась и муж не касался ее или выяснилась ее беременность и при этом

супруги не пришли к согласию, то в этом случае можно развестись.

Аль-Бухари передает, что Абдулла Ибн Умар развелся с женой во время ее менструального

периода. Когда Умар спросил об этом Посланника Аллаха (Мир ему), он повелел: «Вели ему

взять ее обратно, а когда она очистится, пусть не приближается к ней и, если пожелает,

пусть разведется. Это период ожидания (идда) при разводе» . Всевышний сказал:

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь согласно установленному

сроку (идда)» (Коран. 65:1).

Другая версия хадиса гласит: «Вели ему взять ее обратно, а как она очистится или

забеременеет, то пусть разводится».

Остается выяснить вопрос: если человек разводится со своей женой в период, когда это

запрещено, вступает ли такой развод в силу или нет? Преобладает точка зрения, что он вступает

в силу, но считается греховным деянием. Однако некоторые законоведы утверждают, что он не

вступает в силу, поскольку Аллах не узаконил его, а что незаконно, то не может быть правильным

и проводиться в жизнь. Абу Дауд из достоверных источников передал, что, когда Абдуллу Ибн

Умара спросили: «Что ты думаешь о мужчине, давшем развод своей жене во время периода ее

94

менструации?», то он рассказал ему спрашивавшему свою историю, о том, как он дал развод

своей жене во время ее месячных и Посланник Аллаха (Мир ему) потребовал вернуть ее обратно.

Клятва с угрозой развестись — запрещена

Мусульманину недопустимо клясться разводом или угрожать такой клятвой своей жене, но если

все же клятва произнесена, то она считается разведенной.

В Исламе клятва может быть выражена исключительно с именем Аллаха. Разъясняя это, Пророк

(Мир ему) сказал: «Тот, кто клянется (чем-то) помимо имени Аллаха, совершает ширк» 1. А

также сказано: «Кто желает дать клятву, пусть клянется во имя Аллаха или же хранит

молчание» 2.

1. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и аль-Хакимом.

2. Передано Муслимом.

Разведенная женщина в период ожидания (идда) находится в супружеском доме

Согласно шариату получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период

идда. Ей не разрешается уходить из дому, а мужу нельзя выселять ее без уважительной на то

причины. Такое положение дает возможность мужу на протяжении всего периода идда

возобновить супружество без повторного заключения брака (при условии, что это был не третий

по счету развод между ними). Ее присутствие в одном доме с мужем обеспечивает большую

вероятность того, что будет возможность все обдумать и до окончании идда к ним вернется

взаимная симпатия и любовь, а гнев сменится на милость. В отношении этого Всевышний сказал:

«…страшитесь Господа своего. Не выгоняйте разведенных жен из их жилищ, и пусть

они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления

Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и

не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному» (Коран, 65:1).

Если супруги все же решили расстаться, то они должны это сделать с достоинством и

взаимоуважением, без взаимных обвинений, оскорблений и ущемления прав друг друга.

Всевышний говорит:

«…оставьте их у себя с добром или же отпустите с добром» (Коран, 65:2);

«после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее

достойным образом» (Коран, 2:229);

«К разведенным женам следует относиться с добротой, как полагается богобоязненным»

(Коран, 2:241).

Повторяющиеся разводы

Мусульманин может объявить развод жене трижды, при этом в каждом случае она должна уже

быть освобождена от месячных, после которых он не должен иметь с ней близости. Если во время

идда они сойдутся вновь, то восстанавливаются их супружеские отношения. В противном случае

по завершении идда бракоразводный процесс заканчивается, и они могут сойтись только после

повторного заключения брака или заключать брак с другими.

Если после первого развода они вновь воссоединятся и у них снова возобновится конфликт, а все

попытки примирения будут исчерпаны, разрешается развестись во второй раз при помощи такой

же процедуры. Причем после вторичного развода муж также может вернуться к жене в течение

периода идда или же после истечения периода идда путем заключения повторного брачного

договора. Однако случается, что после примирения со своей женой после второго развода он все

же решает развестись с ней в третий раз. Этот случай является ясным доказательством

несовместимости супругов. После объявления мужем третьего развода они не могут

воссоединиться (даже путем заключения нового брачного договора) до тех пор, пока его бывшая

жена не выйдет замуж за другого и не разведется с ним. Но следует подчеркнуть, что недопустимо

вступать в брак с целью вернуться к первому мужу.

Те мусульмане, которые объявляют о трех разводах подряд, противятся предписаниям Аллаха и

отходят от прямого пути. Однажды Пророку (Мир ему) сообщили о мужчине, объявившем своей

жене подряд три развода. Он встал в гневе и сказал: «Как он смеет играть с Писанием Аллаха

и тогда, когда я (нахожусь) среди вас?» Один (из сподвижников) не выдержал этого и

сказал: «О Посланник Аллаха, можно, я убью его?»1

1. Передано ан-Насаи.

Оставить с добром или отпустить достойным образом

При бракоразводном процессе, когда заканчивается период идда, у мужа остается две

альтернативы:

либо оставить жену у себя с добрым чувством, что значит восстановить супружество с

намерением жить в мире и согласии, а не в мучении и страдании;

95

либо расстаться с ней достойным образом, так чтобы после окончания идда не было ругани и

ссор и не были попраны права друг друга;

Мужчине недопустимо удерживать бывшую жену после истечения периода идда, продлевая

период ее ожидания для того, чтобы она страдала и была лишена возможности выйти замуж за

другого. Такое положение дел было присуще периоду джахилийи. Всевышний Аллах решительно

запретил подобное насилие над женщиной, используя такой стиль выражения, от которого

содрогаются тела и сердца:

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока

оставляйте их у себя, согласно обычаю, или отпускайте их по обычаю, но не

удерживайте с мыслью навредить им, преступая закон. А тот, кто поступит так,

совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха,

помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости,

наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем» (Коран,

2:231).

Размышления над этим аятом, состоящим из семи фраз, содержащих предупреждения,

напоминания и обещания, должно быть достаточно для каждого, чтобы осознать всю его

важность.

Право разведенной женщины на повторный брак

После истечения периода идда ни бывший муж разведенной женщины, ни ее опекун, ни кто-либо

другой не имеют права удерживать ее от вступления в брак с новым избранником. Если мужчина

предлагает ей заключить законный брак, никто не имеет права запрещать его.

Случается,

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн