что некоторые мужчины пытаются удержать своих бывших жен от повторного брака,
запугивая их и их семьи. Это не что иное, как пережитки невежественного периода джахилийи.
Также случается, что некоторые родственники или опекуны разведенной женщины препятствуют
ей вернуться к своему прежнему мужу, несмотря на то что они пришли к взаимному согласию
продолжить свое супружество. Как сказано в Коране, «… мирное решение — лучше» (4:128).
«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного
срока не препятствуйте им вступать в брак с прежними мужьями, согласно обычаю,
если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в
Аллаха и в Судный день. Так будет благороднее и чище для вас. Аллах ведает о том,
а вы не ведаете» (Коран, 2:232).
Право женщины требовать развод
Женщина, которая не выносит своего мужа, вправе освободиться от уз брака посредством
возвращения своему мужу махра и тех его подарков, по поводу которых они договорятся между
собой. Но он не может взять больше того, что он ей подарил. Всевышний Аллах говорит:
«…а если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы,
установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод за
счет оговоренного при замужестве махра» (Коран, 2:229).
Жена Сабита Ибн Кайса пришла к Пророку (Мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха, я не
порицаю Сабита Ибн Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, но я не хочу
прогневать его»1.
1. Сабит был неприятен жене, и она не хотела жить с ним, притворяясь, так как опасалась
Пророк (Мир ему) спросил ее, что она получила от него (из махра). Она ответила: «Сад». Он
спросил: «Вернешь ли ты ему его сад?» — «Да», — сказала она. Тогда Пророк (Мир ему) сказал
Сабиту: «Прими (от нее свой) сад и дай ей (первый) развод» 1.
Жена не может требовать развод без причины, так как недопустимо по легкомыслию расходится
супругам. Пророк (Мир ему) сказал: «Если женщина просит у мужчины развода без
причины, она не вкусит аромата рая» 2.
1. Передано аль-Бухари и ан-Насаи.
2. Передано Абу Даудом.
Запрещение плохого отношения к жене
Недопустимо мужу вынуждать свою жену требовать развода ради того, чтобы вернуть себе всю
или же часть собственности, которую он ей предоставил, делать это можно только в случае ее
аморального поведения. В отношении этого Всевышний Аллах говорит:
96
«…и не должны вы обращаться с ними женами грубо, чтобы могли вы забрать часть
того, что вы сами дали им, до тех пор, пока они не будут виновны в неприкрытом
разврате» (Коран, 4:19).
Запрещается мужу забирать что-либо у жены из-за питаемой к ней ненависти и желания
развестись с ней, чтобы вступить в брак с другой. Всемогущий Аллах говорит:
«Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами
даже кинтар золота, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать
что-либо несправедливо, совершая явный грех? И как вы сможете удержать часть
махра, если между вами была близость и если жены получили от вас твердое
Клятва об отказе от супружеской близости — запрещена
Ислам, отстаивая права женщины, запрещает мужчине из-за гнева прерывать половую близость с
женой на невыносимый для нее срок. Если подобное действие сопровождается клятвой с его
стороны, ему дается период в четыре месяца, в течение которого он должен успокоиться и
вернуться к ней. Если он успокаивается и возобновляет половые отношения до истечения четырех
месяцев, возможно, Аллах простит ему его злоупотребление и откроет ему дверь для покаяния.
Он также должен понести наказание за нарушенную клятву.
Если же, с другой стороны, этот период истекает, но он не возвращается к жене, это влечет
автоматический развод со стороны жены как наказание мужу за пренебрежение ее правами.
Некоторые законоведы считают, что развод должен автоматически наступать по истечении
четырех месяцев и при этом не требуется решение судьи. Другие, однако, требуют, чтобы в конце
этого периода предоставлялось юридическое разрешение ситуации с последующим решением суда
о примирении или разводе.
Клятва об отказе от супружеской близости в шариате называется «аль-иляа». По поводу ее
«Те, которые поклялись избегать своих жен, должны ожидать четыре месяца. Если же
они в течение этого времени раздумают, то, воистину, Аллах – прощающий,
милостивый. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, – Аллах слышащий,
Период в четыре месяца был определен с целью предоставить мужу время, необходимое для
самоуспокоения и возобновления отношений по своей доброй воле. Более того, период в четыре
месяца рассматривается в качестве периода, в течение которого женщина может выдержать
разлуку с мужем. Исследователи Корана рассказывают о следующем случае: однажды ночью,
прогуливаясь по Медине, халиф Умар услышал, как пела женщина:
«Длинная ночь, покрыта мглою;
Не могу заснуть без ласки суженого.
Клянусь Аллахом, что, если бы не страх перед Ним,
эта кроватка покачивалась бы из стороны в сторону».
Умар расспросил об этой женщине и узнал, что муж ее отбыл в длительную военную экспедицию и
давно не был дома. Тогда он обратился к своей дочери Хафсе (вдове Пророка): «Как долго может
женщина выдержать разлуку со своим мужем?» Она ответила: «Четыре месяца». После чего глава
правоверных издал указ, чтобы мужчины не покидали своих жен более чем на четыре месяца.
Ислам чтит родословную
Ребенок — это отпрыск отца, перенимающий его черты и особенности, а после его смерти
являющийся его продолжателем и воплощением бессмертия рода. Ребенок унаследует черты
характера и внешность, а также умственные качества и индивидуальные черты отца, как
хорошие, так и плохие, благонравные и уродливые. Ребенок — это часть сердца своего отца и
кусочек его плоти.
Всевышний Аллах узаконил брак и запретил супружескую измену, чтобы исключить сомнения и
двусмысленность в отцовстве, а также чтобы сохранить чистоту родословной. Брак предполагает,
что женщина должна принадлежать только своему мужу, и никто не должен вторгаться в его ниву.
Таким образом, каждый ребенок, рожденный в супружестве, будет ребенком ее мужа, без какой-
либо необходимости признания или же публичного объявления им данного факта или же
97
подтверждения со стороны матери. «Ребенок принадлежит тому, в чьей ложе он зачат» , как
было объявлено Посланником Ислама (Мир ему)1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Отец не должен отвергать свое потомство
Мужу недопустимо отрицание своего отцовства по отношению к любому ребенку, рожденному его
женой в период их законного брака. Подобный отказ навлекает позор не только на жену, но и на
ребенка. Таким образом, мужу запрещено предпринимать подобный шаг на основании всего лишь
подозрений, случайно оброненного слова или же злых сплетен. Если же он уверен и может
доказать, что его жена ему изменяла, шариат не принуждает воспитывать ребенка, которого он не
считает своим, а также делать этого ребенка своим наследником, по крайней мере, не допускает,
чтобы мужчина страдал от подозрений и сомнений всю жизнь. Для выхода из данной ситуации в
исламском праве предусмотрена процедура клятвенного заверения под названием «лиан». Если
мужчина убежден или же имеет основания для подозрений, не располагая доказательствами, что
его жена вступала в половую связь с другим мужчиной и вынашивает от него ребенка, он может
представить дело на рассмотрение мусульманского судьи (кади), который проводит процедуру
клятвенных заверений между супругами, как предписано в суре «Ан-Нур»:
«Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей,
кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы
именем Аллаха в том, что он, воистину, говорит правду, а также пятая клятва в том, что
да проклянет его Аллах, если он лжет. И снято будет наказание с нее (т.е. невинно
обвиненной женщины), если она четырежды поклянется Аллахом в том, что он (т.е.
муж), воистину, лжет, а пятый раз (поклянется) в том, что пусть покарает ее гнев
Аллаха, если муж говорит правду» (Коран, 24: 6-9).
После этого супруги должны навсегда расстаться, а ребенок остается с матерью.
Усыновление запрещено в Исламе
Как отец не может отказаться от своего дитя, так любому человеку нельзя усыновить чужого
ребенка. Подобно другим народам, у арабов периода джахилийи бытовали традиции, согласно
которым они по желанию могли усыновлять любого. После публичного объявления об
усыновлении ребенка он принимал их фамилию и становился таким же полноценным членом
семьи и рода, как и все остальные домочадцы. Усыновление считалось действительным, даже если
был известен его отец и его принадлежность к известной фамилии.
Такая традиция усыновления была широко распространена среди арабов во время прихода
Ислама. Даже Мухаммадом (Мир ему) до прихода Ислама был усыновлен Заид Ибн Харис,
который ребенком был захвачен в плен во время одного из походов, совершенных против
враждебного племени в период джахилийи. Хаким Ибн Хазам купил его для своей тети Хадиджи,
а после ее брака с Пророком (Мир ему) Хадиджа подарила Заида мужу. Когда отец и дядя Заида
узнали о его месте жительства, они пришли к Пророку (Мир ему) с требованием вернуть Заида.
Мухаммад (Мир ему) дал Зайду право выбора, и тот предпочел остаться с Посланником Аллаха
(Мир ему). Пророк (Мир ему) освободил и усыновил его, засвидетельствовав об этом публично,
после чего мальчика начали называть «Заид Ибн Мухаммад», и он был первым из невольников,
принявших Ислам.
Какова же точка зрения Ислама на систему усыновления?
Ислам совершенно очевидно рассматривает такую систему как фальсификацию природы человека
и реальности. Принятие чужого (некровного) человека в семью в качестве одного из ее членов
создает неприемлемые условия для женщин этой семьи, которые в действительности не являются
для него махрам. Жена мужчины, усыновившего мальчика, не является для него матерью, дочери
мужчины не являются его сестрами, сестра мужчины не является его тетей, поэтому все они
считаются ему чужими (кровно). Более того, приемный сын обретает права на наследство
усыновивших его родителей, таким образом, ущемляются права кровных родственников. Все это
может привести к возникновению конфликтов и вражды между кровными и приемными
родственниками. Поэтому в Коране запрещена эта традиция джахилийи, причем запрещена
категорически, дабы не допустить ее пагубных последствий. Всевышний Аллах говорит:
«…и не сделал ваших приемных сыновей вашими кровными сыновьями. Одно дело —
ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает только истину, и Он наставляет на прямой
путь. Зовите же их (т.е. приемных детей) по именам их кровных отцов, это более
справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они все же — ваши
братья по вере и ваши близкие» (Коран, 33:4-5).
Давайте поразмыслим над словами Корана: «и не сделал ваших приемных сыновей вашими
кровными сыновьями. Одно дело — это ваши слова из ваших уст». На самом деле слово
«усыновление» — это пустой звук, не отражающий действительности.
98
Голословное утверждение (об усыновлении) не меняет реальности, не делает чужого человека
родственником или же усыновленного человека кровным сыном. Всего лишь словесное выражение
или образная речь не могут повлиять на то, чтобы кровь усыновителя стала течь в венах
приемного сына, не могут возбудить чувства отцовской привязанности в сердце мужчины —
усыновителя и сыновних чувств в сердце мальчика или же передать наследственные качества, а
также физические, умственные или психологические особенности.
Ислам запретил все формы усыновления, которые имеют отношение