и после этого ясного изречения Корана мусульманин продолжает верить, что некоторые
люди могут предсказывать судьбу и знать сокровенные тайны, то это показывает, что он не верит
в истинность ниспосланных Аллахом откровений своему Посланнику (Мир ему).
104
Гадание на стрелах
Исходя из выше разъясненного, гадание на стрелах является запретным в Исламе. Арабы в период
джахилийи использовали для предсказания стрелы. На одной из стрел они писали: «Мой Господь
повелел мне»; на другой — «Мой Господь запретил мне»; а третья оставалась без надписи. Если они
намеревались отправляться в путешествие, вступать в брак, совершать набеги и тому подобное,
они шли в храм с идолами, где хранились эти стрелы. И принимали решение на основе выбранной
стрелы. Если им выпадала повелевающая стрела, то действовали согласно этому повелению; если
им выпадала запрещающая стрела, то воздерживались от намеренных действий; если же
попадалась стрела без надписи, то они вытаскивали стрелу вновь, пока не выходила стрела с
указанием.
Подобное этому мы можем встретить и сегодня, когда люди гадают на песке, морских ракушках,
книгах, картах, на кофейной гуще и т. п. Ислам запретил все подобные отвратительные деяния.
После упоминания о запрещенных продуктах питания Всевышний Аллах говорит:
«…запрещено вам также предсказывать будущее. И все это — нечестие» (Коран, 5:3).
А Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто обращается к предсказателю, гадает на стрелах или
возвращается из путешествия из-за дурного знака, не достигнет высокого положения (в
раю)» 1.
1. Передано ат-Табарани.
Подобным же образом Ислам осуждает колдовство и тех, кто занимается им. Коран говорит о тех,
кто изучает колдовство и магию:
«…а люди учились также приносящему им вред и не приносящему пользы…» (Коран,
2:102).
Пророк (Мир ему) причислил занятие колдовством и магией к большим (не прощаемым) грехам,
которые губят нации раньше, чем саму личность, и которые, в свою очередь, способствуют
деградации тех, кто занимается этим, до того, как они снизойдут в загробный мир. Он сказал:
«Избегайте семи больших (не прощаемых) грехов» . Его спросили: «О Посланник Аллаха,
какие они?» Он ответил: «Придавать кого-либо Аллаху в сотоварищи, колдовство, убийство
человека без права, ростовщичество, присвоение имущества сироты, дезертирство в
бою, наговоры на целомудренных, верующих женщин» 1.
Некоторые правоведы рассматривают колдовство как неверие (куфр), или же путь, ведущий к
неверию, а другие даже придерживаются мнения, что занимающиеся этим делом должны караться
смертью, чтобы очистить общество от этого зла. Коран же учит нас искать защиты у Аллаха от зла,
исходящего от колдунов, «…от зла дующих на узлы колдуний» (Коран, 113:4).
Поскольку дутье на узлы — один из приемов колдовства, Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто дует
на узлы, занимается колдовством, а тот, кто занимается колдовством, совершает ширк
(придает Аллаху себя в сотоварищи)» 2.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано ан-Насаи.
Ислам запретил мусульманину ходить к предсказателям для познания сокрытых тайн, а также
запретил заниматься колдовством и обращаться к колдунам для излечения болезни или
разрешения каких-либо проблем. Это то, что отверг Посланник Аллаха (Мир ему), сказав: «Не
принадлежат к нам те, кто определяет дурной знак или же верит в него; занимается
предсказаниями или верит предсказателю; занимается колдовством или пользуется
услугами колдуна» 1.
Абдулла Ибн Масуд говорит: «Тот, кто обращается к прорицателям, колдунам и жрецам и верит в
то, что они говорят, отвергает то, что ниспослано Мухаммаду»2. А Пророк (Мир ему) сказал: «Не
войдут в рай пристрастившиеся к алкоголю, верующие в колдовство и порывающие
кровные (родственные) узы» 3.
1. Передано аль-Баззаром.
2. Передано аль-Баззаром.
3. В сборнике «Сахих» Ибн Хаббана.
Греховно не только занятие колдовством, но и вера в него, которая популяризирует колдовство.
Грех возрастает, если колдовство используется для достижения запретных действий, таких как,
например, разлучение супругов, нанесение вреда телу и другие подобные злодеяния,
осуществляемые посредством колдовства.
105
Амулеты
К той же категории грешников относятся те, кто носит амулеты, морские ракушки и тому
подобные предметы, считая, что они способствуют выздоровлению или же сохранению от
болезней. И в нашем веке мы видим, как кто-то вывешивает над дверьми своих домов подковы.
Более того, еще и сегодня находятся шарлатаны в разных странах, использующие невежество
людей, которые расписывают для них брелки, амулеты, талисманы и утверждают при этом, что
они защитят их от джиннов, злых духов, демонов, сглаза, зависти и тому подобного.
Ислам определил методы предотвращения болезни и их лечение, отвергая любого рода
шарлатанство. Пророк (Мир ему) говорил: «Ищите средство излечения. Воистину, Тот, Кто
создал болезнь, Он также создал от нее лекарство» 1.
1. Передано Ахмадом.
Он также сказал: «Средство излечения имеется в трех вещах: питье меда, кровопускании
и прижигании огнем» 1.
Эти три метода сегодня можно сравнить со следующими видами лечения: принятие вовнутрь,
хирургическое вмешательство и прижигание с использованием электроэнергии.
Что же касается бус, морских ракушек и амулетов или же декламирования определенных
заклинаний с целью излечения или профилактики заболеваний, то эти методы являются явно
выраженным невежеством и заблуждением, противоречащим учению Аллаха и понятию
единобожия (таухида).
Укба Ибн Амр рассказывал, как он пришел к Пророку (Мир ему) с группой из 10 человек. Пророк
(Мир ему) у девяти из них принял клятву верности (бай’а) и отказал последнему. «А как же он?» —
спросили они. «У него на руке амулет!» — ответил Пророк (Мир ему). Человек сорвал амулет,
после чего Пророк (Мир ему) принял от него клятву верности, сказав: «Кто носит это – придает
Аллаху сотоварища» 2.
Пророк (Мир ему) также сказал: «Аллах не исполнит того, ради чего был повешен амулет. И
Аллах не исполнит того, ради чего была повешена морская ракушка» 3.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано Ахмадом и аль-Хакимом.
3. Передано Ахмадом, Абу Яла. Источники Абу Яла надежны и правдивы. Эти сведения
сообщены также и аль-Хакимом, который считает их достоверными.
Умран Ибн Хасин рассказывал, что Пророк (Мир ему), увидев мужчину, носящего на руке медный
браслет, воскликнул: «Горе тебе! Что на тебе?» Тот ответил: «Это чтобы защитить себя от
слабости». Пророк (Мир ему) сказал: «Но это только усилит твою слабость. Выброси его!
Воистину, если ты умрешь вместе с ним, то тебе никогда не достичь блаженства» 1.
1. Передано Ахмадом, Ибн Хаббаном, Ибн Маджой, но у последнего отсутствуют слова
«Выброси его …».
Эти наставления Пророка (Мир ему) проникли в умы его сподвижников, и они покончили с
подобными заблуждениями и лживыми обычаями. Иса Ибн Хамза рассказывал: «Я навестил
Абдуллу Ибн Хакима, у которого была горячка. Я спросил его: «Ты не носишь амулет?» Он
ответил: «Боже упаси меня от этого». По другой версии он сказал: «Я предпочту этому смерть».
Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Повесивший на себя амулет уповает на него» 1.
Абдулла Ибн Масуд однажды увидел свою жену, на шее которой висели бусы. Он сорвал их с нее,
сказав: «С каких это пор семейство Абдуллы разбогатело так, что придает Аллаху кого-то в
сотоварищи без Его на то дозволения». Затем он продолжил: «Я слышал, как Пророк (Мир ему)
сказал: «Заклинание, амулеты и очарование есть придание Аллаху (кого-то) в
сотоварищи». Его спросили: «Абу Абдуррахман! Мы знаем о заклинании и амулетах, но что
означает очарование?» Он сказал: «Это то, что используют женщины, чтобы очаровать своих
мужей»2. Очарование является элементом колдовства.
1. Передано ат-Тирмизи.
2. Передано Ибн Хаббаном.
Ученые утверждают, что недопустимо, чтобы заклинание произносилось на непонятном человеку
языке, так как оно может принести ему порчу или неверие (куфр). Однако если произносимые
слова понятны и в них упомянуто имя Аллаха, то это допустимо, ибо заклинание в этом случае
направлено с мольбой к Аллаху, а не в качестве лечения и лекарства, тогда как в эпоху
джахилийи было много магических заклинаний с непонятным смыслом, которые содержали
колдовство и ширк.
106
Сообщается, что Абдулла Ибн Масуд запретил своей жене произносить подобные заклинания. Она
сказала ему: «Я как-то вышла из дому, и на меня взглянул некто так, что после этого у меня
прослезился глаз (имея в виду, что ее сглазили). Когда я произношу заклинание, слезотечение
останавливается, когда я прекращаю, оно возобновляется». Ибн Масуд сказал: «Это Сатана! Когда
ты повинуешься ему, он освобождает тебя (от слезотечения), но если ты не подчиняешься ему, он
тычет в твой глаз пальцем. Если бы ты поступила, как велел Пророк (Мир ему), для тебя это было
бы лучше и, вероятнее всего, излечило бы твой глаз. Промой свой глаз водой и скажи: «Устрани
боль, о Господь человечества. Излечи меня, Исцелитель. Только от Тебя — излечение, которое не
оставляет за собой болезнь»1.
1. Эти слова записаны Ибн Маджой, а у Абу Дауда можно встретить их более короткий вариант.
Дурное предзнаменование
Видеть дурное предзнаменование в определенных вещах, местах, времени, в людях и тому
подобном было довольно распространенным явлением среди людей. В древности народ пророка
Салиха (Мир ему) сказал ему:
«Мы видим дурное предзнаменование в тебе и в тех, кто с тобой» (Коран, 27:47).
Когда бедствие обрушилось на фараона и его народ, «…приписали его дурным
предзнаменованиям, связанным с Мусой и тем, кто был с ним» (Коран, 7:131).
Много раз, когда Всевышний Аллах испытывал неверных, ниспосылая на них бедствия, они
говорили посланникам Аллаха (Мир им):
«Воистину, вы приносите нам дурное предзнаменование» (Коран, 36:18).
Ответ посланников был следующий:
«Дурное предзнаменование в вас самих» (Коран, 36:19).
Они имели в виду, что причина дурных предзнаменований кроется в собственных деяниях,
неверии, упрямстве и неповиновении Аллаху и Его посланникам.
Арабы периода джахилийи имели многовековой опыт подобных обычаев, связанных с
верованиями в разнообразные предзнаменования, распространенными до прихода Ислама. Ислам
отверг все это и призвал к здравомыслию. Пророк (Мир ему) ставил верования в дурные
предзнаменования в один ряд с прорицанием и колдовством, говоря: «Не принадлежат к нам
те, кто определяет дурной знак или же верит в него; занимается предсказаниями или
верит предсказателю; занимается колдовством или пользуется услугами колдуна» 1.
Пророк (Мир ему) также говорил: «Предсказания посредством рисования линий на песке,
по полету птиц, по бросанию камней рассматриваются как ширк» 2.
1. Передано ат-Табарани со слов Ибн Аббаса, который передал сведения правдивых
рассказчиков.
2. Передано Абу Даудом, ан-Насаи и в сборнике «Сахих» Ибн Хаббана.
Дурные знаки не имеют под собой научной основы и не отражают реальной действительности, а
лишь показывают слабость и подверженность суевериям. Как может здравомыслящая личность
верить в то, что какой-то человек, место, крик птицы, движение глаза или слово может принести
Несмотря на свою человеческую слабость, которая подчас приводит людей к суеверию, человек
не должен поддаваться этой слабости, прибегая к этому греху. В хадисе говорится: «Никто не
застрахован от трех вещей: подозрения, дурных предзнаменований и зависти. Если у
вас закралось подозрение, не поддавайтесь ему; если вы почувствовали дурное
предзнаменование, не отступайте от намеченного; и если вы позавидовали, не
преступайте» 1.
1. Передано ат-Табарани.
Если следовать хадису и эти три опасности не реализуются на практике (останутся всего лишь в
мыслях), то Всевышний Аллах простит его. Ибн Масуд сообщил, что Пророк (Мир ему) трижды
повторил: «Вера в дурные предзнаменования — ширк».
Ибн Масуд сказал: «…Аллах сохраняет тех, кто уповает на Него»1, имея в виду, что никто из нас не
застрахован от предрассудков, но Аллах предохранит от них тех, кто уповает на Него и
сторонится этих опасностей.
1. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.
Борьба с обычаями периода джахилийи
Так же, как Ислам предпринял наступление на верования и предрассудки эпохи джахилийи,
представляющие опасность для разума,