Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

морали и поведения человека, он борется с обычаями

107

этого периода, которые основывались на нетерпимости, высокомерии, самовосхвалении и

возвеличивании своего племени.

Ислам не приемлет нетерпимость

Ислам обрушился всей своей мощью на всевозможные проявления нетерпимости. Мусульманину

запрещено проявлять нетерпимость к кому-либо, и сам Пророк (Мир ему) отвергает тех, кто

нетерпим к другим, говоря: «Не из нас те, кто призывает к нетерпимости (по отношению к

другим). И не из нас те, кто борется во имя нетерпимости. И не из нас те, кто погибает во

имя нетерпимости» 2.

2. Передано Абу Даудом.

Нет различия между расами, народами и регионами. И недопустимо, чтобы мусульманин

возвышал одну расу над другой, один народ над другим, один регион над другим. Для верующего

в Аллаха и Судный День недопустимо вступаться за своих людей без определения того, правы они

или нет, справедливы или нет.

Василя Ибн аль-Аска рассказывал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха! Что означает

нетерпимость?» Он ответил: «Когда ты поддерживаешь свой народ, который чинит

несправедливость» »1.

1. Передано Абу Даудом.

А Всевышний Аллах говорит:

«О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед

Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или

родственников» (Коран, 4:135).

«И не допускайте, чтобы ненависть других людей побудила вас отклониться от

справедливости» (Коран, 5:8).

Известную поговорку эпохи джахилийи «помогай брату своему, будь он угнетатель или

угнетенный», люди воспринимали в буквальном смысле слова. А когда вера полностью овладела

сердцами сподвижников, Пророк (Мир ему) повторил эту поговорку для них, имея в виду другое

значение. Они были удивлены и поражены этим и спросили его: «О Посланник Аллаха! Понятно,

что нужно помогать тому, кто угнетен, но как можно помогать угнетателю?» Он ответил: «Путем

удержания его от угнетения других» 1.

1. Передано аль-Бухари.

Основываясь на вышеизложенном, мы можем с уверенностью утверждать, что любого рода

нетерпимость, будь то клановая или этническая, являются пережитком времен невежества

(джахилийи), против чего выступает Ислам, его Посланник и Книга. Ислам признает только то

вероубеждение, что заложено в нем. И он призывает людей к братским отношениям и не

допускает превосходства одних над другими, кроме как по критериям веры и безверия. Человек,

враждебный Исламу, является врагом мусульман, несмотря на то, соотечественники они,

соплеменники или кровные родственники. Всевышний Аллах говорит:

«Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы

дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже это отцы их,

сыновья, братья или родственники» (Коран, 58:22). В Коране также сказано: «О вы,

которые уверовали! Не считайте друзьями отцов ваших и братьев, раз предпочли они

Вере неверие» (Коран, 9:23).

Не гордитесь своим происхождением и расой

Аль-Бухари сообщил, что Абу Зарр — араб и Билял — африканец (одни из первых мусульман) во

время ссоры оскорбили друг друга. Охваченный гневом, Абу Зарр сказал Билялу: «Ты — сын

чернокожей!» Билял пожаловался на это Пророку (Мир ему), который, обратившись к Абу Зарру,

сказал: «Ты оскорбил его матерью? Воистину, ты не изжил у себя пережитков времён

джахилийи» 1.

Сам Абу Зарр передает, что Пророк (Мир ему) сказал ему: «Пойми, что лучше других не

белокожий или чернокожий, а тот, кто более богобоязненный» 2.

Пророк (Мир ему) также говорил: «Все вы дети Адама, а Адам был создан из глины» 3.

Ислам запретил мусульманам восхваляться своим происхождением, превознося своих отцов и

дедов, утверждая, например: я сын того-то или потомок тех-то, а ты потомок других; я

белокожий, а ты чернокожий или я араб, а ты неараб. Какова ценность происхождения

родственных связей, если происхождение всех людей едино? Более того, если предположить, что

происхождение имеет ценность, что оно прибавляет или отнимает у человека, рожденного от того

или иного отца? Пророк (Мир ему) сказал: «Ваше происхождение не дает вам повода

108

оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как по

религии и богобоязненности» 4.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано Ахмадом.

3. Передано аль-Баззаром.

4. Передано Ахмадом.

«Люди произошли от Адама и Евы… В День Воскресения Аллах не спросит вас о вашем

происхождении и родственных связях, так как наиболее достойный из вас пред Аллахом

тот, кто более богобоязненный» 1.

Пророк (Мир ему) выражал свой гнев в отношении тех, кто похвалялся своими отцами и дедами,

говоря: «Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые

представляют из себя угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука,

ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских

самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий,

либо самовосхваляющийся грешник. Вы людидети Адама, а Адам был создан из

глины» 2.

1. Передано Ахмадом.

2. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи; слова взяты у последнего, считавшего их

достоверными. Эти сведения сообщены аль-Байхаки, записавшим их от правдивых

рассказчиков.

В этом хадисе выражено назидание тем, кто похваляется своим происхождением от древней

цивилизации фараонов, Персидской империи и им подобных, которых Посланник Аллаха (Мир

ему) назвал не чем иным, как топливом для ада.

Во время прощального хаджа, когда тысячи мусульман собрались в священном месте, Пророк

(Мир ему) выступил с прощальной проповедью перед собравшимися, сделав акцент на

основополагающих принципах: «О люди, ваш Господь Един. Знайте, что не существует

превосходства арабов над неарабами или неарабов над арабами, белокожего над

чернокожим или же чернокожего над белокожим, за исключением (превосходства в)

богобоязненности… Воистину, самый достойный среди вас пред Аллахом тот, кто более

богобоязненный» 1.

1. Передано аль-Байхаки.

Оплакивание умерших

Другим обычаем эпохи джахилийи, который отверг Ислам, было чрезмерное оплакивание и скорбь

по умершим.

Ислам учит своих последователей, что смерть — это не исчезновение человека, а его переход из

одного мира в другой. Нет необходимости для чрезмерного оплакивания, которым не вернуть

умершего и не изменить того, что решил Аллах. Верующий должен с выдержкой и достойно

встретить смерть близких, так же как любое другое горе, сваливающееся на него. И воспринимать

надо чью-то смерть как назидание и упование на встречу в вечной жизни, при этом повторяя аят:

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся» (Коран, 2:156).

Обряд же по оплакиванию умерших периода джахилийи строго запрещен для мусульман. Пророк

(Мир ему) заявил: «Не из нас те, кто бьет себя по щекам, рвет на себе одежду и кричит

(оплакивает) подобно тому, что было во времена джахилийи» 1.

Мусульманину не разрешено носить траурное одеяние, отказываться от украшений или менять

обычную форму одежды в знак своей скорби и печали.

1. Передано аль-Бухари.

Однако жена должна соблюдать траурный период, длящийся четыре месяца и десять дней со дня

смерти мужа, в знак верности священным узам брака. В Исламе данный период считается

продолжением ее предыдущего брака, и вдове в течение этого времени не разрешено надевать

украшения и принимать предложения о вступлении в новый брак. Если же скончавшийся не

является ее мужем, а, к примеру, ее отец, брат или сын, женщина не может находиться в трауре

более трех дней. Аль-Бухари сообщил, что Зайнаб бинт Абу Саляма рассказала со слов Умм

Хабибы (жены Пророка), когда у нее умер отец Абу Суфьян Ибн Харб, а также со слов Зайнаб

бинт Джахш, у которой умер брат, что каждая из них при этом использовала благовония, говоря:

«Клянусь Аллахом, у меня нет потребности в благовониях, но я слышала, как Посланник Аллаха

(Мир ему) сказал: «Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и Судный День,

находиться в трауре по умершему более трех ночей, кроме как по мужу четыре месяца и

десять дней» 1.

109

Период траура по умершему мужу обязателен и не должен нарушаться. Однажды женщина

пришла к Пророку (Мир ему) и сказала: «Муж моей дочери умер, и она жалуется на глаза. Можно

ли ей использовать сурьму?» Пророк (Мир ему) дважды или трижды повторил: «Нет!» 2.

1. В книге «Похороны» из «Сахих» аль-Бухари.

2. В книге «Развод» из «Сахих» аль-Бухари. Рассказ передан Умм Хабибой, рассказ Зайнаб

подобен ее рассказу.

Это значит, что украшение или прихорашивание в течение предписанного периода идда

запрещено. Выражение скорби понятно и естественно, поэтому можно скорбеть, не демонстрируя

этого или оплакивать человека без выкриков. После смерти Халида Ибн Валида Умар слышал, как

плакали некоторые женщины. Присутствующие хотели их остановить, но Умар сказал: «Пусть

плачут по Абу Сулейману (кунья Халида), покуда они не посыпают голову землей и не ревут».

2. ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Всевышний Аллах создал людей в равной степени зависимыми друг от друга. Нет человека,

который бы мог обладать всем тем, что ему необходимо. Один человек имеет излишки того, что

нужно другим, у других есть то, что нужно ему. Аллах сделал так, чтобы люди занимались

выгодным для себя взаимообменом товаров и вещей посредством покупки и продаж. Все это

необходимо для поддержания производства и процветания жизни.

Различные виды сделок и обменов товара были распространены у арабов на заре миссии Пророка,

который одобрил и утвердил законность тех из них, что соответствовали принципам шариата, и

осудил, запретив, то, что не соответствовало этим принципам. Запреты коснулись тех дел, что

ведут к греху, гарар1, эксплуатации, попранию прав одной из сторон сделки и тому подобному.

1. Гарар — неоправданный или чрезмерный риск, возникающий из-за случайного или

умышленного искажения сути или даже формы контракта.

Недопустимо продавать запретные товары

Любая деятельность, ведущая к греху или преследующая греховную выгоду, пресекается

Исламом. Это касается любых торговых сделок, например со свининой, алкоголем и другими

запретными пищевыми продуктами, а также такими предметами, как идолы, кресты, статуи и тому

подобные. Разрешение торговать данными видами товаров предполагает распространение

греховной продукции, что недопустимо и запретно. Поэтому Пророк (Мир ему) сказал:

«Воистину, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков,

мертвечины, свинины и идолов» 1, а также: «Воистину, что касается того, что запретил

Аллах, то Он также запрещает использовать то, что было за эти предметы оплачено

(цену)» 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и Абу Даудом.

Сделки – гарар

В любой торговой сделке имеются свои недочеты, будь то по причине отсутствия полной

информации о товаре, или осуществление сделки при отсутствии товара (например, продажа не

выловленной рыбы), или ущемление интереса одного из партнеров. Поэтому Пророк (Мир ему)

запретил подобного рода сделки.

Такие запретные сделки, как продажа будущего потомства от быка, или еще не рожденного

верблюжонка, или непойманной птицы и рыбы, в шариате называются – гарар3 (отсутствие

определенности товара на момент заключения сделки).

3. Об этом можно прочесть в сборнике «Сахих аль-Муслим».

Во время Пророка (Мир ему) люди заключали между собой сделки на продажу и покупку еще не

поспевшего урожая. И часто возникала ситуация, когда после заключения такой сделки в

результате непогоды погибал урожай, что порождало конфликт между покупателем и продавцом.

Поэтому Пророк (Мир ему) запретил продажу урожая до того, как он поспеет1, или должны быть

оговорены условия форс-мажорных обстоятельств. Подобным же образом он запретил продажу

колосьев зерновых культур до их созревания и без предоставления гарантии в случае их порчи2,

сказав: «А если Аллах не уродит плод, то как вы можете взять плату у своего брата?!» 3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Муслимом.

3. Передано аль-Бухари и другими.

110

Однако не всякий гарар запретен, так как в некоторых сделках практически невозможно

исключить элементы гарара, как, например, при покупке дома, в котором невозможно определить

внутреннее состояние его фундамента и стен. Но сделки с непристойным гараром, которые

приводят к конфликтам и

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн