спорам или незаконному приобретению чужого имущества, являются
запретными.
Если вероятность неопределенности (гарар) мала, сделка не запрещена. Обычно это касается
общепринятых способов реализации, например, разрешается продавать несобранный урожай
корнеплодов типа моркови, лука, редиса и тому подобных. По мнению имама Малика, все
подобные сделки по продаже товаров первой необходимости, при которых элементы гарара
минимальны, разрешены1.
1. В «Аль-Каваид ан-Нурания» на с.118 Ибн Таймийа пишет: «Принцип, заложенный имамом
Маликом в отношении сделок по продаже, более компетентен, так как он взят у Саида Ибн
аль-Мусаиба, являющегося ведущим специалистом в вопросах фикха по торговым сделкам».
Мазхаб имама Ахмада близок к мнению Малика.
Манипуляция ценами
Ислам отдает предпочтение свободному рынку, в котором спрос рождает предложение. Однажды,
когда во времена Пророка (Мир ему) поднялись цены, то люди обратились к нему: «О Посланник
Аллаха! Сделай, чтоб цены были фиксированными «. На это он ответил: «Воистину, Аллах —
фиксирующий цены. Он Берущий, Дающий и Обеспечивающий, и я надеюсь, что, когда
встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чье–либо право
(по крови и имуществу)» 2.
2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, ад-Дарими, Абу Яла.
Этими словами Пророк Ислама (Мир ему) объявил, что вмешательство в свободу действия
личности является нарушением ее прав, с чем нельзя представать пред Аллахом.
Однако, когда некоторые предприниматели пытаются монополизировать рынок, манипулируя
ценами, учитывается, что интересы общества выше интереса отдельных личностей, и разрешается
фиксация цен (в рамках имеющихся правил и принципов), дабы огородить интересы общества от
алчных коммерсантов.
Исходя из выше приведенного хадиса, фиксация цены недопустима, если нет угрозы нанесения
ущерба или притеснения для членов общества. Ученые правоведы установили, что фиксация цен
в одном случае может быть несправедливой и запретной, а в другом — может быть справедливой и
разрешенной.
Если контроль над ценами вынуждает людей продавать свои товары по цене, неприемлемой для
них, лишая их разрешенной Аллахом выгоды, это считается запретным (харамом). Если же, с
другой стороны, контроль над ценами призван установить справедливость среди людей, например
принуждая продавцов торговать по цене, равной той, что установлена на эквивалентные товары1
и, таким образом сдерживая их от получения сверхприбыли, в таком случае контроль дозволен и
необходим.
1. Устанавливается цена на рыночной основе — на основе соотношения спроса и предложения.
Процитированный выше хадис относится к ситуации первого типа, когда люди продают товары
естественным способом, без каких-либо манипуляций со своей стороны, а цена возрастает из-за
дефицита товара или же из-за роста населения (в данном случае действует закон спроса и
предложения), дело обстоит таким образом, как было угодно Аллаху. В этих случаях требовать
продажи товаров по фиксированной цене будет несправедливым принуждением.
В отношении второго типа ситуации, в случае, когда владельцы товара отказываются продавать
свой товар (несмотря на то, что люди нуждаются в нем), создавая искусственный дефицит, чтобы
потом продать его по сверхреальной стоимости, необходимо принудить владельца товара
продавать по цене, равной его эквиваленту. В данном случае контроль над ценами есть
установление справедливости, предписанной Аллахом1.
1. Ибн Таймийа. «Рисалат-уль-Хисба», а также Ибн аль-Кайим «Ат-Турук аль-Хикмия».
Несмотря на то что Ислам дает свободу в способах ведения торговли, включая рыночную
конкуренцию, он в то же самое время сильно осуждает тех, кто рьяно устремляется удовлетворить
свои материальные потребности, не гнушаясь приобретать огромные богатства за счет других, в
ряде случаев в ущерб всему обществу.
Поэтому Пророк (Мир ему) осуждает спекуляцию, говоря: «Если кто-либо укрывает в течение
сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет» 1.
111
Он также сказал: «Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является
грешником» 2.
Термин «грешник» не может считаться легким порицанием, так как Всевышний Аллах употребляет
этот термин в отношении известных тиранов:
«… Воистину, Фир’аун, Хаман и их воины были грешниками!» (Коран, 28:8).
Пророк (Мир ему) разъясняет отвратительную сущность спекулянта следующими словами: «Горе
спекулянту, который, услышав об удешевлении, печалится, а от подорожания радуется»3.
И он говорит: «Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет
проклят» 4.
1. Передано Ахмадом, аль-Хакимом, Ибн Абу Шайбой, аль-Баззаром.
2. Передано Муслимом.
3. Ар-Рази упоминает этот хадис в своем сборнике.
4. Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом.
Существует два способа получения прибыли. Один из них заключается в укрытии товара для
создания искусственного дефицита, чтобы сильно нуждающиеся в этом товаре вынуждены были
переплатить за него большую цену. За это действие полагается наказание. Другой способ состоит
в том, что товара продается за приемлемую цену, затем приобретается новый, его реализуют и так
далее. Такой способ торговли служит интересам общества, его благословляет Аллах, и воздастся
тому, кто действует таким способом, о чем говорится в приведенном выше хадисе.
Очень важный хадис о спекуляции и манипуляции ценами был рассказан сподвижником Пророка
(Мир ему) Маакалем Ибн Яссаром. Когда он был тяжело болен, его навестил Убайдулла Ибн Зияд
(правитель династии Омейядов). Поинтересовавшись его здоровьем, Убайдулла спросил:
«Известно ли тебе, чтобы я несправедливо пролил чью-то кровь?» Маакал ответил, что это ему
неизвестно. Убайдулла вновь спросил его: «Тебе известно, что я регулировал цены товаров
мусульман?» Тот также ответил, что нет, и попросил, чтобы ему помогли сесть, после чего сказал:
«Слушай, о Убайдулла! Я расскажу тебе о том, что я не раз слышал от Посланника Аллаха (Мир
ему). Я слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Кто вмешивается в
ценообразование на товары мусульман, чтобы поднять цены, заслуживает того, чтобы
Аллах посадил его в самое пекло ада в День Воскресения» . «Ты это слышал от Посланника
Аллаха (Мир ему)?» — спросил Убайдулла, на что Маакал ответил: «И не один раз!» 1.
1. Передано Ахмадом и ат-Табарани.
На основе вышеприведенных хадисов ученые сделали вывод, что запрет на спекуляцию
обусловлен двумя вещами. Первое – это если она наносит вред населению страны. Второе – это
если в ней преследуется цель завысить цены в целях личного обогащения.
Вмешательство в свободный рынок
Другим видом торговой сделки, запрещенной Пророком (Мир ему), является продажа товаров
селян горожанами. Как поясняют ученые правоведы, это те случаи, когда селянин доставляет
свою сельскохозяйственную продукцию для ее реализации в город по рыночной стоимости, а
горожанин предлагает селянину отдать ему товар, чтобы продать его за большую цену. При этом,
если бы селянин сам продавал свои товары, это было бы дешевле и от этого в конечном счете
выиграли бы селяне, горожане и он сам.
Такого рода торговые отношения были распространенными в доисламский период. Анас говорит:
«Продажа горожанином от лица селянина позже была запрещена, даже если они кровные
братья».1 Из чего мы также узнаем, что для мусульман общественные интересы выше личных.
Пророк (Мир ему) сказал: «Горожанин не продает товар селянина. Оставьте людей, пусть
Аллах сделает так, чтобы они обеспечивали друг друга» 2.
В этом коротком высказывании Пророка (Мир ему): «Оставьте людей, пусть Аллах сделает
так, чтобы они обеспечивали друг друга» — заложен важный принцип торговли, а именно тот,
что свободное ценообразование на рынке товаров должно происходить без чьего-либо
вмешательства.
Когда Ибн Аббаса спросили, что имелось в виду под словами: «Горожанин не продает товар
селянина», — он ответил: «Городской житель не должен быть его посредником»3.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано Муслимом.
3. Передано аль-Бухари.
Было бы хорошо, если бы горожанин проинформировал селянина и дал ему дельные советы по
продаже товара и при этом не взял бы никакого вознаграждения, чтобы этот совет был дан ради
Аллаха, так как совет есть часть религии и даже более того. Как утверждается в хадисе,
112
«религия есть совет» 1. В другом хадисе говорится: «Если ваш брат спросит у вас совета, то
дайте ему совет» 2.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Ахмадом.
Что же касается посредника (маклера) в таких делах, то в большинстве случаев он ради
получения своего вознаграждения забывает об общественных интересах.
Разрешенное маклерство
В других случаях в посредничестве нет ничего предосудительного, поскольку оно является одним
из связующих звеньев между покупателем и продавцом, что во многих случаях облегчает
совершение сделки.
В настоящее время услуги посредников стали более востребованы, чем в прошлом, вследствие
усложнения торговых и коммерческих отношений, включающих разные виды экспортных и
импортных операций, а также оптовую и розничную закупку и продажу. Посредники играют
весьма важную роль в расширении товарооборота. Следовательно, вполне объяснимым является
тот факт, что посредники за оказанные услуги берут комиссионные, которые представляют собой
фиксированную сумму денег, пропорциональную объему продажи, или же устанавливаются по
согласованию сторон.
В сборнике аль-Бухари говорится: Ибн Серин, Ата, Ибрахим и аль-Хасан не видели ничего
предосудительного в получении комиссионных за посредничество. Ибн Аббас говорил: «Нет
ничего плохого в том, если кто-то предложит другому: «Продай эту одежду, и то, что ты выручишь
сверх такой-то цены, будет твоим». А Ибн Серин сказал: «Когда один другому предложил:
«Продай это за такую-то цену, а прибыль возьми себе (или разделим ее между собой)», Пророк
(Мир ему) сказал: «Мусульмане не отходят от (оговоренных) своих условий» »1.
1. Этот хадис сообщен аль-Бухари со слов ряда рассказчиков. Его пересказали Ахмад, Абу
Дауд, аль-Хаким и другие.
Несправедливость и мошенничество в торговле
Чтобы предотвратить манипуляцию рыночными ценами, Пророк (Мир ему) также запретил наджаш
(набивать цену)2. Ибн Умар разъяснил, что наджаш означает такое поведение, когда покупатель
предлагает купить продукт за цену, значительно большую его себестоимости, но не для того,
чтобы купить его самому, а для того, чтобы купили другие. Зачастую это делается в сговоре с
продавцом и таким образом совершается мошенничество.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Для того, чтобы предотвратить несправедливость и мошенничество при сделке, Пророк (Мир ему)
запретил предлагать товар до прибытия на рынок (не сравнив его с рыночной стоимостью)1.
Причина подобного запрета состоит в том, что базар, где цены определяются согласно спросу и
предложению, является лучшим местом для заключения сделок. Если кто-либо перекупает у кого-
то товар на его пути к базару, то может случиться так, что продавец, не зная установившейся на
рынке цены на его товар, будет обманут. Поэтому Пророк (Мир ему) также дал право продавцу
расторгнуть подобную сделку, после того как он узнает реальную цену на базаре2.
1. Передано Муслимом, Ахмадом и Ибн Маджой.
2. Передано Муслимом.
Кто нас обманывает, тот не из нас
Ислам запрещает любой вид мошенничества и обмана, будь то в торговле или в любой другой
сфере. Мусульманин должен быть правдивым во всех делах, для него его вера должна быть
превыше любых мирских соблазнов. Пророк (Мир ему) сказал: «Покупатель и продавец
остаются свободными в своем выборе (они могут вернуть купленный или проданный
товар или оставить его у себя) до тех пор, пока они не расстались друг с другом. И если
они оба были правдивы и разъясняли необходимое (продавец указывал на качества и
имеющиеся недостатки товара, а покупатель – на условия и сроки оплаты), сделка их
будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то их сделка
лишится благословения» 1.
Он также говорил: «Недопустимо продавать товар, не дав о нем полной информации, и
недопустимо промолчать тому, кто знает о недостатке товара» 2.
Однажды к торговцу зерном подошел Пророк (Мир ему) и засунул руку в его товар. К его
изумлению, он оказался влажным. Тогда Посланник Аллаха спросил: «Продавец, что это?» . «Это
113
из-за дождя», — ответил тот. На что Пророк (Мир ему) ему сказал: «Почему ты не положил